Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей


www.danilova.ru
Выпуск № 121 от 31 марта 2008 года 
 Сегодня в рассылке
  • Внимание! Новый цикл семинаров Юры и Лины Красных!
  • Центр поддержки родителей "Развивай!" под руководством Л. Даниловой!
  • Стартовал проект "Санькины недельки"!
  • Семинары Лены Даниловой в Киеве!
  • Внимание! Новый бесплатный проект для детей
  • Индивидуальные консультации Лены Даниловой
  • Внимание! Школы иностранных языков для детей!
  • Советуем! Серия новых  DVD для детей!
  • Внимание! Новые проекты для детей!
  • Внимание! Снова в продаже "Ранний старт"!
  • Новости сайта
  • Внимание! Конкурс!
  • Рубрика: Статьи на сайте: Юные "садоводы"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": Где взять время для чтения
  • Рубрика "Обмен опытом" - вопросы из форума
  • Рубрика "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Стихи и игры для детей"
 Новости сайта
 
 Новости магазина
 

Внимание! Новинка!

Пластмассовые кубики Зайцева
в
детском интернет-магазине «Жили- Были».

Научиться читать по кубикам Зайцева гораздо легче, чем с помощью обычных букварей, так как в кубики можно ИГРАТЬ!  Кубики Зайцева построены по принципу складового чтения и пения. По мнению Зайцева, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее.  Пропевание складов дает возможность быстрее их запомнить. В комплекте к кубикам Зайцева есть таблицы, на которых написаны те же склады, что и на самих кубиках. Таблицы нужно повесить на стену, по таблице можно «писать» слова, пропевать по ним  попевки с диска, придумывать любые другие игры. Все это создает дополнительные условия для более быстрого обучения  чтению.

 Новое!

Ребятам о зверятах
Мы покажем малышам богатство и многообразие животного мира, заглянем в дикую природу, покажем отличительные признаки, окрас и повадки животных. Посетим зоопарк и цирк.

Данный фильм поможет родителям воспитать в ребятах гуманизм, чуткое отношение к нашей планете и животному миру, научит обращать внимание на братьев наших меньших, заботиться о них и любить природу.

 Новости наших партнеров

Детский центр «ЯСАМ» приглашает всех мам, пап и малышей на Дни Открытых дверей в удобный для вас филиал в неделю с 17 по 23 марта. Часы проведения...

За последние 100 лет психология накопила немалый опыт толкования сновидений, воспользоваться которым может каждый, кого интересует смысл собственных снов или снов своего ребенка. О том, что стоит за сновидениями наших детей читайте в статье на интернет портале Психологический навигатор.

"Уникальная методика обучения чтению на сайте Кошки-Мышки;
Методика преподнесена в виде увлекательной сказки. Научить дошкольника читать - это просто!

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).

Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте!  Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.

Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru

 Консультативный центр для родителей!
На нашем форуме работает консультативный центр для родителей !

Уже сейчас Вы можете получить консультацию  у Ассоль Сухаревской по раннему плаванию и водному развитию малышей.

Уже появились и другие консультанты!

Оргвопросы обсуждаются здесь
 
 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Внимание! Новый цикл семинаров Юры и Лины Красных!


Список форумов Раннее развитие детей -> СЕМИНАРЫ ЛИНЫ И ЮРЫ КРАСНЫХ
НАЧАЛО СЕМИНАРОВ 20 МАРТА

Семинар 1: КАК И ЗАЧЕМ СОЧИНЯТЬ С ДЕТЬМИ СКАЗКИ

Семинар состоит из увлекательных творческих заданий, учитывающих интересы ребенка, неутомительной "сказочной" теории и комментария ведущих с индивидуальными консультациями.
Продолжительность -14 дней.
Результат - снятие литературных блоков, рождение семейной сказки, общение и взаимообучение на сайте, гармонизация отношений в семье.


Семинар 2: ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Семинар включает серию практических творческих заданий, немного теории и комментарий с индивидуальными консультациями.
Продолжительность - 14 дней.
Результат - развитие творческих способностей, все вокруг нас становится материалом для творчества.


Семинар 3: СНИМАТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПРОСТО И ПОЛЕЗНО

Знакомство с азбукой одушевления, практические рекомендации по анимационной съемке, съемка индивидуальных и коллективных мини-фильмов в
контакте с преподавателями.
Продолжительность - 14 дней.
Результат - оживляем все вокруг, создаем авторский и коллективный мультфильмы в форме файла и вовлекаем в процесс всю семью.

Кроме цифрового фотоаппарата, участникам понадобится фотоштатив.


Семинар 4: КАК И ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ С ДЕТЬМИ

Для тех, кому не все равно, что и как смотрят наши дети. Развитие экранной культуры, адаптация детей к экрану. Просмотр и анализ м/ф с вопросниками, рекомендациями и творческими заданиями. Продолжительность - 14 дней.

 

Юра Красный: Эти семинары адресованы родителям и к конкретному возрасту не привязаны.

Дети к выполнению заданий приобщаются в разной степени, - от простого отпечатка ладошки до полноценного сотрудничества.

Главное, чтобы семинарская работа не усложняла ваши отношения с ребенком, а обогащала их.

Если вашему малышу несколько месяцев и он требует неусыпного внимания - повремените, поработаем позднее!

Стартовал семинар "ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ"

На остальные семинары идет запись:

Запись на КАК И ЗАЧЕМ СМОТРЕТЬ С ДЕТЬМИ МУЛЬТФИЛЬМЫ
Запись на семинар СНИМАТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПРОСТО И ПОЛЕЗНО
Запись на семинар КАК И ЗАЧЕМ СОЧИНЯТЬ С ДЕТЬМИ СКАЗКИ

Записывайтесь! Будет интересно!

 Центр поддержки родителей "Развивай!" под руководством Л. Даниловой!


Внимание!

В Москве открывается центр поддержки родителей "Развивай!"
под руководством Лены Даниловой.
Дату открытия центра мы сообщим дополнительно! следите за нашей рассылкой!

В программе работы центра:
для родителей
- лекции Л. Даниловой по раннему развитию детей и по другим проблемам воспитания и развития
- лекции Е. А. Бродниковой по обучению чтению, математике в игре и по другим темам
- лекции других авторов по проблемам здоровья, натуропатии, воспитания, развития детей
для будущих родителей
- группы подготовки с радостному материнству -  все об уходе, здоровье, развитии детей в первый год вы узнаете еще до рождения ребенка!
для детей
- Английский клуб для детей
- Карапуз-спортсмен
- Недельки-офф-лайн
- Малыши на "Раннем старте"
и другие группы, клубы, кружки и занятия

В центре "Развивай!" Вы также сможете получить консультации логопеда, психолога, детского врача.
В центре "Развивай!" проходит запись в группы обучения нянь методикам раннего развития и основам ухода за детьми.

Подробности и запись в группы и на занятия - на форуме
в этом разделе

ВНИМАНИЕ!
Центр "Развивай!" начинает занятия в бассейне для малышей от 2 месяцев!
Запись на форуме
в этом разделе
 Стартовал проект "Санькины недельки"!


Проект "Санькины недельки" стартовал 14 января.
Вы можете присоединиться к проекту в любой момент.

Тема текущей недели "Лесные жители".
Далее: "Виды спорта", "Звери жарких стран", "Материалы (из чего что сделано)",  "Семья", "Ландшафт (горы, равнины и т.д.)", "Насекомые".

Новые занятия каждый день!
Новая тема каждую неделю!
Присоединяйтесь!

 Семинары Лены Даниловой в Киеве!


С 12 по 18 мая 2008 года в Киеве пройдут семинары Лены Даниловой.

Темы семинаров:
Тема "Радость родительства или битва с детьми?"
Тема "Развивающие игры нового поколения"
Тема "Детский сад: все плюсы и минусы"
Тема "Развитие творческих способностей"
тема "Кубики Зайцева в семье"
Тема "Как научить ребенка чувствовать себя в воде "как рыба"" (Занятие в бассейне)


Подробнее в разделе
Украина
 Советуем! Серия новых  DVD для детей


"Я всё могу!" - это серия новых DVD для детей, включающие замечательные игры для малышей, волшебные истории в картинках для самых маленьких, увлекательные приключения для детей в возрасте от 3 месяцев и старше.
Маленькие дети – маленькие гении, и диски "Я всё могу!" обязательно помогут малышам раскрыть все их способности.
Мы приглашаем вас в мир чудес, где каждый ребенок знает - "Я всё могу!"
Продукция компании "Я всё могу!" представлена в пяти развивающих фильмах на DVD дисках. К Новому году будет уже  9 фильмов!
 Внимание! Летние школы 2008 года

Внимание!
Этим летом планируется проведение двух выездных школ для родителей.


Одна из них пройдет на Кубани. В районе Сочи или в районе Анапы.
Примерная дата проведения - 16-26 июня.

Вторая пройдет с 16 по 26 августа в Германии в районе города Люббеке.

Все подробности
здесь
  Внимание! Новые бесплатные проекты для детей!



Уже открылись бесплатные школы для детей!

ДЕНЬ В ИСТОРИИ
Ежедневные занятия, связанные с интересными историческими событиями, произошедшими в этот день.

"ВОЛШЕБНАЯ КНИГА" - библейские истории для детей
Доступно и интересно о самой главной книге.

ПРАЗДНИКИ - Хотите, чтобы каждый день у вас в семье был праздник? Присоединяйтесь!

ВРЕМЕНА ГОДА  для малышей! - добро пожаловать в наш новый проект! Давайте вместе наблюдать за тем, как меняются времена года!

 Индивидуальные консультации Лены Даниловой
Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Москве по предварительной записи.  

 Внимание! Конкурс!
  Начинаем новый творческий конкурс!
"Лучшая познавательная стенгазета"

На конкурс принимаются фотографии готовых познавательных стенгазет – плакат с фотографиями (картинками) и небольшим текстом на свободную тему.

Каждый участник может выставить на конкурс только одну стенгазету.

Конкурс продлится с 22 марта по 12 апреля.
Голосование - с 12 по 22 апреля.
Спонсор нашего конкурса – магазин для детей
"Жили-были"

В конкурсе будет три победителя!
Все трое получают ценные призы!


 

 

 Внимание! Конкурс завершен!

Творческий конкурс "Лучший снеговик!" завершен!

Всем спасибо за участие в конкурсе!

Победители:
1. Медвежонок
2. Белошвейка
3. Ленча

Спонсор нашего конкурса – магазин для детей
"Жили-были"
Победители конкурса получат призы от спонсора -  пальчиковый театр! 

 
  Ранний старт
Продажа комплексов "Ранний старт" началась!
Если Вы делали заказ, ждите письма от администратора магазина!

Не покупайте подделки!

Наши чехлы и аксессуары подходят только к "Ранним стартам". К "аналогам" они не подходят!
Готовятся к выпуску новые игровые чехлы! Игрушки, мобили и другие аксессуары!
Уже в продаже - защитная стенка! Это простое приспособление не позволит ребенку пользоваться комплексом в ваше отсутствие - убережет от падений!
"Ранний старт" - это не просто спортивный комплекс для малышей! Это спортивно-игровая система!
 

 
 Рубрика: Статьи на сайте

Юные "садоводы"
Ася Штейн

Долгие зимние вечера мы проводили с малышами за развивающими играми: складывали головоломки, играли в лото, рассматривали атласы и энциклопедии. Но вот настала весна, и материалы и пособия для новых игр можно найти буквально у себя под ногами. А значит, пришла пора отправить на полку "Уникуб" и отправляться на улицу.

Попробуйте вместе с малышом посадить маленький садик. Игры с растениями многофункциональны, они учат кроху заботиться о тех, кто не может сделать этого сам, дают ему представление о ходе времени, развивают координацию движений и мелкую моторику, помогают научиться сравнивать цвет, форму, объем. Играть в эту игру можно уже в два - два с половиной года. Но учтите: чем меньше "садовод", тем больше заботы о его садике ляжет на ваши плечи, а кроха на первых порах будет просто заинтересованным наблюдателем и лишь со временем начнет активно участвовать уходе за растениями.

Где посеем?

Если у вас есть дача, выделить малышу грядку совсем не сложно. Если нет - обустройте цветник у себя на балконе или просто на подоконнике. Можно попытаться найти подходящее место во дворе или в парке и устроить садик там. Правда, в этом случае вы не застрахованы от хулиганов, которые могут разорить вашу клумбу, и тогда не избежать горьких слез.

Идем за покупками

Заранее запаситесь всем необходимым. Ведь уход за растениями - дело серьезное и трудоемкое. Вместе с малышом сходите в цветочный магазин и выберите семена растений, которые быстро растут и не требуют особого ухода: подсолнух, фасоль, пряные травы; головки лука и чеснока для посадки. Можно купить несколько пучков готовой рассады: маргаритки, анютины глазки, ноготки. Выберите подходящий по размеру инвентарь: небольшой садовый совочек, грабли, маленькую лейку, лупу. Если детей несколько, постарайтесь купить каждому полный комплект инструментов.

Кто в семечке живет?

Рассмотрите семена. Расскажите ребенку, что это крошечные домики, в которых живут растения. Спросите, одинаковы ли все семена. Пусть малыш покажет большое семечко (например, фасоль) и маленькое (подсолнечник), круглое (горох) и продолговатое (овес). Покажите малышу луковицу и головку чеснока и скажите, что, хотя это и не семена, внутри тоже прячется росток. Замочите зернышко фасоли или подсолнуха в воде, когда оно набухнет, аккуратно разрежьте его пополам и с помощью лупы рассмотрите крошечный росточек. Скажите ребенку, что росточек спит, и вам надо его разбудить.

Сажаем огород

Вскопайте землю при помощи садовых инструментов и полейте из леечки. Покажите малышу, что земля была твердая, а стала мягкая. была сухая, а стала мокрая. Пока копаете, прочтите стишок:

Не ленись моя лопатка
Будет вскопанная грядка,
А поливая клумбу, повторяйте:
Лейка, лей, лей, лей!
Грядка, пей, пей, пей!

Предложите ребенку аккуратно брать по одному семечку пальчиками и опускать в землю на определенном расстоянии друг от друга. Пусть в качестве мерки малыш использует свой пальчик или ладошку, это поможет ему получить самое первое представление о величинах и их измерении. Можно прочитать стишок:

Выйди, выйди, солнышко
Мы посеем зернышко
Скоро вырастет росток.
Потянется на восток.
Перекинется мосток.
По мосточку пойдем, 
В гости к солнышку придем.

Мастерим забор

Помогите малышу смастерить заборчик вокруг его грядки. Купите в магазине канцтоваров необходимое количество дешевых деревянных линеек длиной 30 см. Для горизонтальных реек купите восемь линеек длиной 1 м. ( размеры можно изменить в зависимости от величины клумбы). В магазине строительных материалов купите восемь деревянных уголков. Положите две длинные линейки друг под другом на расстоянии 15 см. Дайте малышу узкую малярную кисть и клей ПВА и попросите намазать планки клеем. На подготовленные планки положите короткие линейки на расстоянии 2-3 см. друг от друга и тщательно прижмите к обеим планкам. Попросите малыша показать короткие и длинные линейки, посчитайте, сколько коротких и сколько длинных. Спросите, сколько, по его мнению, нужно сделать таких стенок, чтобы получился забор. Если ему сложно ответить, посчитайте, сколько стен у дома, сторон у коробки. Соедините стенки при помощи деревянных уголков. Смажьте каждый уголок клеем и прижмите к нему с двух сторон рейки. Можно дополнительно укрепить конструкцию при помощи маленьких гвоздиков. Пусть малыш сам покрасит забор маленькой малярной кисточкой в разные цвета. Готовый забор поставьте вокруг грядки.

Поскорее вырастай!

Объясните ребенку, что нужно время, чтобы появились ростки. Почаще приходите в садик и наблюдайте, что происходит. Когда проклюнутся первые ростки, обратите внимание малыша на их форму, расскажите, как при помощи своих остреньких "клювиков" растения смогли выбраться из земли. Запомните, какое растение появилось из земли раньше, а какое - позже. Понаблюдайте, что растет быстрее а что - медленнее, Маленькие дети могут пользоваться для измерения просто ручками (салат вырос высотой с мизинчик, а подсолнух - с ладошку...). Те, кто постарше, с удовольствием воспользуются рулеткой или складным метром. Если малыш умеет писать, пусть записывает свои наблюдения в особый дневничок. Совсем маленькие могут пользоваться для записи рисунками-символами.

Какого цвета листья?

Конечно, зеленого! А если точнее?... Читайте дальше
здесь

 Рубрика: Статьи и полезные советы
РОДИТЕЛЯМ - О ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ
(Продолжение. Начало в предыдущих рассылках)
Из книги И. Н. Тимофеевой “Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением”

 
4. ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ


Как-то на даче мне встретилась пятилетняя девочка, с которой много занимались дома, по она почему-то была плохо развита: не помнила ни одного стихотворения, не могла рассказать ни одной сказки, и речь у нее была беднее, чем у многих сверстников. Позднее, когда я ближе познакомилась с семьей, мне стало ясно, что родители не умеют для дочки выбирать книги.

Да, есть семьи, где детям читают много, но бестолково, как говорится, что под руку попадет. Это могут быть и высокохудожественные произведения, и серые, бездарные, на которые просто жаль детских сил и времени, уж лучше бы ребенок поиграл па свежем воздухе. Это могут быть и необходимые книги, и случайные.

Объем восприятия детей ограничен, поэтому приходится думать о предпочтениях. Девочке, о которой шла речь, целое лето читали сказочную повесть в 300 страниц, а потому, естественно, ни на что другое времени не хватило, ни на Пушкина, ни на Андерсона...

Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте. Так, повесть Д. Дефо «Робинзон Крузо» лучше читать (с купюрами) в семь-восемь лет, чем позже. Для подростков - это очередная книга о приключениях. Восприятие младших ребят неизмеримо богаче: они чувствуют и наслаждаются поэзией труда.

Как не пропустить для сына (дочери) ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Для этого надо определить круг чтения па перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на всё детство.

В этом могут помочь и библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены руководителям детского чтения, родителям, библиотекарям, а другие - самим детям, и представляют собой увлекательные детские книги о книгах.

К пособиям первого типа относится книга, которую вы держите в руках и где основное внимание уделено классической литературе — отечественной и зарубежной. Классика всегда требует к себе внимания, иначе ее вытесняет «дешевое чтиво» — литература, не требующая труда души. Однако в одной книге невозможно охватить все, поэтому рекомендуем библиографический справочник «Очерки о детских писателях» (М.: Баласс, 1999.— 240 с), подготовленный преподавателями Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и посвященный только русской детской литературе. Здесь есть очерки о писателях, которые из-за нехватки места не вошли в мое пособие. Это такие блистательные имена как П. П. Бажов, А. М. Волков, Ю. И. Коваль, Н. Н. Матвеева, Ю. П. Мориц, Ю. К. Олеша, А. де Сент-Экзюпери, Е. Л. Шварц, Янсон Туве Марика. Познакомьте с ними своих детей.

Маленький школьник с удовольствием просматривает детские библиографические справочники, но для этого он должен любить книги и знать их. Лет 10 тому назад все дети, поступая в школу, отличались начитанностью и хорошим литературным воспитанием, потому что тогда все дошкольные учреждения руководствовались едиными государственными программами, созданными научными центрами, которые базировались на теоретическом наследии К. Ушинского и Л. Толстого, обогащенном громадным опытом: работы с книгой в детских садах, школах и библиотеках. В наши дни выходят еще более совершенные программы, отражая успехи педагогической практики, но, увы, они не являются обязательными для исполнения, в результате чего в одних детских садах ребята получают нормальное читательское развитие, а в других - нет. Рекомендую программу, которая поможет родителям восполнить этот пробел.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Сост.: И. В. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ножкина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, М. М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 1995. - 288 с.

Программа разработана в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена на кафедре дошкольного воспитания, имеющей глубинные литературные корни и традиции. Ведь именно при этой кафедре после революции возник кружок основоположников нашей детской литературы, куда входили С. Маршак, В. Бианки, В. Конашевич, Е. Чарушин и другие писатели и художники, а также мой незабвенный учитель Е. Н. Привалова, которая, в свою очередь была ученицей О. И. Капица, матери всемирно известного физика.

Главное достоинство этой программы заключается в том, что она дает систему литературного развития детей в разных возрастных группах: 2—3 года, 4 года и 5-6 лет. Каждой группе посвящена главка, где рассматривается психология восприятия книги в данном возрасте и даются советы, как его развивать. Заканчивается каждая главка перечнем рекомендаций литературы для чтения, рассказывания, заучивания наизусть. Эти списки приведены в конце энциклопедии (с, ). В помощь для работы по этой программе выпущено пособие: Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя дет, сада / Под ред. В. И. Логиновой. — СПб.: Акцидент, 1996. - 128 с.

Если Ваш сын (дочь) получит должное литературное развитие в дошкольные годы, то в 7—8 лет смело знакомьте его с библиографическими пособиями. Российская государственная детская библиотека (РГДБ), обладая огромным практическим опытом, создала фундаментальные справочники, обеспечивающие всю полноту содержания детского и подросткового чтения: Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях / РГДБ; Координатор И. Я. Линкова.- М.: Либерия, 1998—2000, с портр. и ил. Ч. 1 - 1998,- 432 с.; Ч. 2. - 1999. - 432 с.; Ч. 3 - 2000. - 512 с.

Материал расположен в алфавите авторов. В каждом очерке — портрет писателя, короткий, но интересный и содержательный рассказ о его жизни и творчестве, затем - список произведений, в лучших изданиях. В конце каждого тома - данные об иллюстраторах и переводчиках.

Впервые с этими справочниками познакомьте своего (сына) дочь в 7-8
лет: «Давай поищем книги писателей, которых ты уже читал» (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Благинина, Маршак, Чуковский, Андерсен, Гауф, Перро и мн. др.). Возвращаясь к справочникам вновь и вновь, показывайте детям перспективу чтения: «Давай я тебе расскажу, какие книги я любил, когда, мне было 9, 12, 14 и т. д. лет» (Б. Алмазов, Драгунский, Бичер Стоу, Жюль Верн, Ефремов, братья Стругацкие, Д. Лондон, Сервантес, Уэллс и мн. др.). Так постепенно у Вашего ребенка формируется читательская эрудиция, вызывая в его сердце благородное честолюбие и радость самоутверждения. Библиографические справочники для детей - эффективное средство воспитания активного, вдумчивого чтения.

К уникальным библиографическим пособиям относится и детская литературная энциклопедия: Я познаю мир: Дет. эщикл.: Литература / Авт.-сост. Н. В. Чудакова; Худож.: Е. В. Гальдяева, А. В. Кардашук; Под общ. ред. О. Г. Хинн. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 448 с: ил.

Автор-составитель вводит ребенка в мир искусства слова, предлагая очерки о замечательных писателях, русских и зарубежных. Среди них те, кто давно вошел в детское чтение, и те, кого дети стали читать сравнительно недавно: А. II. Апухтин, В. II. Астафьев, Е. Н. Баратынский, Н. С. Гумилев, Джералд Дарелл.

Рекомендуя: книги, автор параллельно воспитывает у детей культуру чтения, сообщая им в объеме, доступном возрасту, сведения из истории и теории литературы, о ее видах и жанрах («Басня», «Былины», «Беллетристика», «Детективная литература», «Драматургия», «Приключенческая литература», «Инсценировка и экранизация», «Научная фантастика», «Поэзия и проза»), из истории книги и книгопечатания («Азбука», «Берестяные грамоты», «Летопись», «Иоганн Гуттенберг», «Иван Федоров»).

Каждый очерк заканчивается рубрикой «Листая страницы», где приведены стихи, сказки, рассказы или отрывки из произведений данного автора (П. Бажова «Зеленая змейка», В. Даля «У тебя у самого свой ум», памфлет М. Зощенко «Обезьяний язык»). Очень интересны истории псевдонимов писателей.

Большое внимание уделяется в энциклопедии формированию у маленького читателя литературных связей, ассоциаций. Так, в очерке «Гораций» приведено два вольных перевода оды этого римского поэта («Памятник» Г.Державина и «Памятник» А. Пушкина), а в очерке «Басня» рассказано о родоначальнике жанра Эзопе и его последователях в разных странах: Лафонтен — во Франции, Лессинг - в Германии, И. А. Крылов - в России.

В энциклопедии вы найдете чудесные произведения, которые славят труд («Все для всех» Ю. Тувима, «Учитель» А. Блока, «Труд» В. Брюсова). А как хорошо уже на заре жизни узнать такие слова из романа Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»: «Тот, кто с детства знает, что труд - закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, ...тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдутся воля и силы для свершения их...».

Благородный человек, труженик и боец - вот нравственный ориентир, который энциклопедия дает детям. Это и маленький мальчик, который храбро защищает свою бабушку (рассказ В. Железникова «Рыцарь»), это и Джордано Бруно - герой исторического романа А. Волкова «Скитания», это и герой-мученик педагог Януш Корчак, это и лучший детский поэт дореволюционной поры А. Плещеев.

Среди писателей, о которых рассказано в энциклопедии, есть декабрист (К. Рылеев), есть участники революции и гражданской войны (А. Гайдар, А. Грин, В, Катаев), есть солдаты Великой Отечественной войны (С. Баруздин, А. Твардовский). Знакомя детей с историей, автор-составитель сообщает факты, но не торопится с оценками и обобщениями, к которым дети придут, когда подрастут.

Обзор библиографических пособий, созданных на основе многолетнего изучения детей, показывает, какого высокого уровня духовного развития детей можно достичь с помощью книги, но для этого нужно руководство чтением, которое не подавляет, а активизирует маленького читателя: хорошие книги, если они оставят след в сердце ребенка, дадут правильное направление его самостоятельному чтению.

Однажды в петербургскую детскую библиотеку им. И. А. Крылова пришел девятилетний мальчик, который поразил библиотекарей умением выбирать книги. «Кто научил тебя?» — «Когда я был маленьким, — ответил мальчик, — папа и мама читали мне книги этих писателей и рассказывали про них. В библиотеке я увидел и другие их произведения». Так, юный читатель взял сказки К. Паустовского, одну из которых знал с детства.

Формируя круг чтения на каждый период развития ребенка, выбирайте книги, которые наполнят его рост открытиями и радостными переживаниями. Здесь должны быть книги, необходимые для всех детей (классика), и книги, отражающие индивидуальные интересы вашего ребенка.

В круг чтения должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, юмористические произведения. Большое место принадлежит познавательной литературе. Старшие дошкольники впервые знакомятся с детскими журналами. В настоящее время широко распространены сказочные повести, такие как «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова или «Приключения Незнайки» Н. Носова. Младшие школьники очень любят их: какая радость читатъ длинное повествование, порой в нескольких томах, наслаждаясь долгим общением с любимыми героями. Однако родителям надо следить, чтобы сказочные повести не заняли все читательское время ребенка, вытеснив другие жанры. Ведь ему нужны и стихи, и сказки, и рассказы, и познавательная книга.

Выбирая книги для своего ребенка, исходите из его развития, помня, что всё индивидуально: иной в четыре года воспримет то, что другому трудно и в шесть. Но дети развиваются скачками и могут сравняться или даже поменяться местами.

Предлагаемые детям книги должны быть несколько выше их развития, чтобы стимулировать его. Детей утомляет вялость, топтание на месте, разжевывание известного.

Привычка к напряженной духовной жизни создается содержанием чтения и его интенсивностью. Ребенку интересно не тогда, когда легко, а когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам. Отсюда энергия и динамизм детского чтения: годовалого развлекают потешками, с трех лет читают сказки К. Чуковского - настоящие поэмы, а шестилетнему уже доступны серьезные познавательные книги. К сожалению, в жизни часто видишь, как искусственно задерживают развитие детей, подавляют любознательность. Ребенок просит заинтересовавшую книгу, а в ответ слышит: «Тебе еще рано ее читать». Лучше поступить иначе: возьмите книгу, перескажите отдельные отрывки, прочтите некоторые страницы, рассмотрите с ребенком иллюстрации.

Однако во всем должно быть чувство меры, и нельзя согласиться с другой крайностью, когда необоснованно завышается планка чтения, что приучает к поверхностному восприятию книги. Как-то в одну из детских библиотек Петербурга пришел отец семилетнего мальчика и с гордостью показал список книг, прочитанных сыном за год, с пометками, что понравилось, а что нет. В списке было 78 книг, в среднем по 200 страниц каждая. Итого за год семилетний ребенок прочел свыше 15 тысяч страниц. Среди книг были «Туманность Андромеды» Ефремова и другие произведения, которые читают старшие школьники, а нужных для его возраста книг не было.

Поверхностное чтение не дает развития. Не случайно среди произведений, которые не понравились мальчику, был «Конек-Горбунок» II. Ершова. Значит, в раннем, дошкольном возрасте стихи, сказки, рассказы были прочитаны поверхностно и не дали ребенку поэтического развития.

При выборе книг для детского чтения важен вопрос: как определить, доступна ребенку та или другая книга или нет.

Если ребенок с интересом воспринимает книгу, значит, как правило, он дорос до ее понимания. Интерес - признак доступности, но не абсолютный. Важно и другое: доступна ли для него основная идея произведения, т. е. то, во имя чего оно создавалось. Поясним свою мысль примером.

Однажды шестилетнему мальчику читали с купюрами повесть В. Короленко «Дети подземелья», а рядышком пристроилась его маленькая сестра, на которую никто не обращал внимания. Вдруг раздался плач. «Тебе жаль Соню?» - спросила удивленная мать. Девочка тоже удивилась, зачем жалеть Соню, ее все любили и подарили куклу. Оказывается, жаль Васю, потому что его не любил папа. Вот и всё, что она поняла. Ясно, хотя малышка слушала повесть с интересом, она еще не доросла до нее, потому что большего ей объяснить невозможно. Другое дело мальчик. Сначала он только следил за сюжетом, но потом ему предложили подумать: почему папа сначала не любил Васю, а потом полюбил, и стало понятным всё. Папа думал, что Вася недобрый мальчик, по убедился, что ошибся, и горько раскаивался, что не ценил такого прекрасного мальчика; ярко высветилось благородство Васиной натуры, горе отца и трагедия семьи бродяги Тыбурция и его детей, Валека и Маруси.

Может возникнуть вопрос: а для чего детям читать повесть, которую в школе под руководством учителя они будут изучать несколько лет спустя? Для развития в младшем возрасте доброго, отзывчивого сердца. К тому же замечено, что школьники относятся к книгам, известным с детства, с повышенным интересом и лучше усваивают их.

Итак, сделаем вывод: недоступным произведение можно считать лишь тогда, когда ребенку невозможно объяснить его главный смысл. Такое понимание доступности очень расширяет круг книг, которые мы предлагаем детям.

И еще: круг чтения может быть расширен за счет книг, для активного восприятия которых ребенок еще не дорос, но пассивно он их воспринимает, усваивая то, что ему интересно и понятно. Поясню свою мысль примером. С шестилетней Настей я попыталась читать и беседовать на отдельные темы из английской «Детской энциклопедии» для дошкольников, где Космос, Земля и человеческая цивилизация, ее история и настоящее показаны через картинки, стилизованные под детский рисунок. Ничего не вышло, и я оставила книгу на потом. Но каково же было мое удивление, когда я стала замечать у Насти новые понятия и представления, явно почерпнутые из энциклопедии; особенно меня порадовало, что девочка сама догадалась использовать энциклопедию как справочник. В подготовительной группе детской музыкальной школы, куда она поступила, ученики рисуют картинки к песенкам, и Настя, выполняя эти задания, заглядывает в энциклопедию: как изобразить ту или иную птицу, или зверя, или клоуна, или спортсмена...

В наше пособие включены некоторые трудные книги именно в расчете на выборочное их использование, чтение, беседы, рассматривание иллюстраций.

Теперь осталось предупредить родителей о том, что в последние годы в детской литературе стали часто встречаться грубые, вульгарные произведения. Для примера приведем рассказ Валерия Роньшина «Новая мама». Жили-были мама, папа и девочка Маруся. Мама, артистка цирка, выполняла аттракцион с маленьким сундучком. Однажды она исчезла, и вскоре появилась красивая тетя, Дарья Петровна. — «А вот и наша мама пришла!» - обрадовался папа, - «Папа, - говорит Маруся, — ты что, спятил?» (Достойная дочь своего отца!) А папа машет рукой: «Доченька, ну не всё ли тебе равно? Была одна мама, теперь другая. Все женщины одинаковы». Его поддержала незнакомка: «Новая вещь, детка, она завсегда лучше старой». Опуская дальнейшие перипетии сюжета, скажем, что однажды Маруся нашла во дворе на помойке сундучок, а в нем - живая мама, ее туда затолкали папа с тетей. Их вскоре арестовали и отправили в тюрьму. А мама привела Марусе нового папу, дядю Юру, он художником работал. Деньги рисовал. И стали они с тех пор жить богато и весело.

Произведения подобного рода дают детям ложные представления: такова жизнь, так живут, а следовательно, так и надобно жить на белом свете. Литература - всегда обобщение, особенно для ребенка, поскольку он не имеет жизненного опыта.

В современном искусстве для детей много произведений, которые нацелены против нравственных основ жизни. Для дошкольников это сериалы о бесконечных разборках между котом, мышью, собакой, где детей приучают смеяться над страданиями, где возводят в доблесть предательство, коварство, удары из-за угла, обман и издевательства. Ребята постарше читают книги и смотрят фильмы, где смакуются убийства и разврат, где восхваляется алчность и легкое нетрудовое обогащение. Не случайно волна преступности и наркомании коснулась детей и подростков. Когда по телевизору видишь несовершеннолетних убийц, насильников, грабителей, вымогателей, то думаешь: кто же их родил и вырастил, на нашу голову? К сожалению, таких родителей обычно жалеют, а не осуждают. Признаюсь, я тоже грешила этим и как-то с возмущением рассказывала своему сослуживцу о соседском подростке, который, вернувшись из колонии, по пьянке поднял руку на отца. Однако мой собеседник, имевший маленького мальчика, сказал: «Если мой сын дойдет до тюрьмы, то пусть он меня бьет, убьет и — будет прав!» Вот она, отцовская ответственность!

Грубость и насилие в жизни и в книгах и телепередачах травмируют и искажают сознание ребенка. Уже из детского сада дети приносят «игры», зловещего смысла которых не понимают. «Меня убили, я умерла», ложится на пол и закрывает глаза. Так самое страшное преступление низводится на уровень обыденности. А недавно я услышала, как 5—6-летние ребята, среди них Настя, с воодушевлением пели на известную мелодию такие слова:

По ка-, по ка-, по камушку мы школу разберем, Директора зарежем, Учителя убьем...

А вот современный вариант песенки про елочку:

В лесу родилась елочка,
Под ней сидел бандит
И ждал, когда Снегурочка.
Притащит динамит...

И вот идет Снегурочка
И тащит динамит.
Еще одна минуточка,
И елочка взлетит.

В детсадовском фольклоре ничего подобного прежде не наблюдалось...

Отметим еще одно ошибочное, на мой взгляд, явление детской литературы - противопоставление мира взрослых и детей, когда взрослая жизнь изображается неинтересной, тусклой, бесцветной. Герои таких книг мечтают навеки оставаться детьми.

Вот диалог из повести-сказки «Питер Пэн.» Д. Барри между миссис Дарлинг и вечным мальчиком, которого она хочет усыновить: — «...вы пошлете меня в школу?» — «Конечно». — «А потом — на работу в контору?» — «Ну, вероятно». — «И скоро я вырасту и стану мужчиной?..» Миссис Дарлинг протянула к нему руки, но он отшатнулся: «Осторожно, леди. Никому не удастся меня изловить и сделать из меня взрослого мужчину».

Установка на вечное детство противна самой природе ребенка, устремленного на рост и развитие. А исключение только подтверждает правило: еще Б. Житков заметил, что среди ребят встречаются «хитрецы», которые быстро улавливают свою выгоду и на потребу взрослым изображают «пупсиков». «Это уже не дети, которые любят быть детьми. Нормальный ребенок всегда рвется в страну взрослых, где надеется „ух, что наделать!”»

Установка на вечное детство вредна и с педагогической точки зрения, потому что ориентирует на инфантильность, особенно вредную для мальчиков. В зависимости от воспитания есть 5-летние мужчины и 20-летние недоросли. Не раз доводилось видеть, как внешне дурнеют молодые люди, если на смену очарованию юности не приходит мужское обаяние, происходящее от самостоятельности и спокойной, доброй силы.

Неуважение к миру взрослых породило идеализацию детской неразвитости и как следствие - культ непослушания и невоспитанности, что началось в 1968 году с появления повести-сказки Л. Линдгрен «Пеппи Длинный-чулок». Ее содержание не сводится только к этому, о чем подробнее скажем позднее, а сейчас отметим, что иные родители видят в непослушании внутреннюю свободу - залог становления активной личности. Думается, они ошибаются. Конечно, чрезмерная строгость может сделать ребенка робким и неуверенным в своих силах, закомплексованным, как говорят теперь. Но и вседозволенность и невоспитанность не сулят ничего хорошего и принесут самому ребенку большие огорчения, потому что никто, а сверстники особенно, не станут терпеть грубость и чванство.

К тому же здесь уместно сказать о такой особенности детской психологии: ребята любят учителей строгих, но справедливых, что и есть истинная любовь и доброта к детям. Вспомним народную и православную педагогику. В дореволюционной России детей всех сословий, от крестьянских до царских, растили в строгости, в почитании старших, в труде, и вырастали ученые, предприниматели, композиторы, путешественники, купцы, изобретатели и другие представители активных, творческих профессий.

Наконец, последнее. Покупая книги для ребенка, обращайте внимание на издательство, их выпустившее. Смело берите книги старого издательства «Малыш» - качество гарантировано. Многие новые издательства восприняли нашу высокую издательскую культуру и выпускают хорошие книги, например, московское издательство «Дом», петербургские «Комета» и «Лицей». Хорошую репутацию имеет издательство «Росмэн».

К сожалению, многие прекрасные книги, выпущенные в последние годы, выходят тиражами, недостаточными для страны.

Покупайте детские книги, но помните — без детской библиотеки не обойтись. Детские библиотеки — национальное достояние России. Без них нельзя сформировать полноценный круг чтения ребенка и осуществить воспитание культуры чтения во всей полноте его содержания.

 

 Рубрика: Статьи и полезные советы
 

Список форумов Раннее развитие детей -> Уголок главного редактора
Главная страница форума! Не потеряйтесь!
Пишет Лена Данилова:
Внимание! Сильно изменена главная страница форума!
Привычный порядок разделов меняется! Не потеряйтесь!

Список форумов Раннее развитие детей -> Раннее развитие в России -> Москва и Подмосковье
Отметим день рождения форума!!!!
Пишет Лена Данилова:
Предлагаю собраться и по-настоящему отметить день рождения форума!
Приглашаю москвичей, подмосквичей и всех иногородних, кто захочет приехать!
"Елки-палки" на Алексеевской, где мы уже собирались не раз - подойдут?
Что скажете!?

Вашего мнения ждут здесь

Список форумов Раннее развитие детей -> Как дать ребенку энциклопедические знания -> Знакомим малыша с природой
Как вы изучаете животных?
Пишет Irish:
Год назад Маша часто слушала "Чевостика", цикл о животных, так она зоокарту "Маленького гения" отказалась вешать, из-за того, что в Южной Америке не хватало какого-то животного и муравьед был неправильно нарисован. А сейчас она уже ничего не помнит! Ни любимую лисицу-фенека, ни этого муравьеда...

Есть ли смысл в разглядывании картинок и запоминании кто где живет, как называется и что ест?

В какой-то из тем Аня-Коша писала, что ее сын Слава увидел картинку с неизвестным ему животным, но быстро сориентировался. Сказал, что шерсть у него не такая длинная, как у зубра, и не такая короткая, как у быка, и значит он живет где-то в теплых местах, и называется "зубробык". Я не помню, как точно там было, но суть ясна. Ребенок понимает, к примеру, что если животное живет там, где холодно, у него густой мех.

Как об этом рассказывать?

Как сделать изучение животных не просто процессом запоминания, а занятием, развивающем мышление?

Ответ Ани - Коши и других форумчан читайте здесь

Список форумов Раннее развитие детей -> Мамины заботы -> Психология и воспитание
я не понимаю ребенка
Пишет Светлана П:
Здравствуйте незнаю может у кого и есть такая проблема как у меня .мы смужем очень долгое время не могли завести детей и вот решили усыновить девочку . радости не было предела .средств на разные вещи вплоть до мелочей ни когда не жалели . сейчас ребенку исполнилось 5 лет и началось что то не понятное . я вообще ее не понимаю ни ее выходок . ни жестов . говоришь ей одно .она смотрит на тебя и делает все наоборот.мне дадаже иногда кажется что я ее совсем незнаю как будто ее только что привели мне просто поводится и из за этого всего внутри растет такое раздрожение на все даже на разные мелочи и выход самостоятельно мне кажется не найти . может я чему то очень сильно предаю значение а этого и не следует делать поэтому очень надеюсь что вы подскажете выход

Выскажитесь здесь

Список форумов Раннее развитие детей -> Как дать ребенку энциклопедические знания -> География детям
Книги по географии
Пишет Лара:
А какие книги помогают вам в изучении географии?
Поделитесь...Very Happy

Я вот хотела назвать следующие:
М.В. Ревенко "Малышам о географических открытиях" (очень мне нравится),
А.Томилин "Открыватели Земли",
из серии "Сто великих" - "Сто великих географических открытий" (издание, конечно, не очень...),
в издательстве "Белый город" появились такие, например, книги: "Урал", "Волга", "Карелия" (география + история) - мне понравились!

Фото обложек других книг здесь

 
 Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своем регионе!
Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Новгород Великий
Сургут
Краснодарский край
Таганрог
Новокузнецк
Владимир
Нижний Новгород
Норильск и Крайний Север
Уфа
Королев
  Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Украина
Латвия
Беларусь
Эстония
Чехия
Италия
  Москва: Автозаводская
Вся Москва
Челябинская область
Ульяновск
Ирландия или Британия
Австралия, Сидней
Ставрополь
Владивосток, Приморье
Норвегия

Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Стихи и игры для детей

ВЕСНА
По опушке шла Весна,
Вёдра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке –
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли –
Загалдели цапли.
Испугались муравьи –
Двери заперли свои.
Вёдра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло –
ЧУ-ДЕ-СА !

 

 

ВСТРЕЧАЕМ ВЕСНУ
Прилетели к нам скворцы -
Весны пёстрые гонцы.
Смастерю им дом,
Дверь с окошком будет в нём.
Дом к черешне привяжу
И скворцов я приглашу.
Скворушки, живите,
И весну будите!
Пусть приходит к нам она,
Долгожданная весна.
(И. Асеева)

 

Стихи из темы на форуме
Проект ВРЕМЕНА ГОДА -> Март
Присоединяйтесь!


 


В избранное