Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей


www.danilova.ru
Выпуск № 80 от 24 августа 2006 года 
 Сегодня в рассылке
  • Требуется Ваша помощь!
  • Новинки магазина
  • Новые компакт-диски от издательства Весть-ТДА!
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
  • Знакомимся с товарами магазина
  • Рубрика "Советуем!"
  • Новости партнеров
  • Наши конкурсы!
  • Поздравляем победителей!
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Урок шестой. Двенадцать против одного"
  • Рубрика "Есть идея!" "Играем с кубиками Зайцева"
  • Рубрика "Обмен опытом" - вопросы из форума
  • Рубрика "Ищем ровесников!"
  • Рубрика "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Стихи для детей"
 Новости сайта
 
 Новости магазина
 Знакомимся с товарами магазина
Развивающие игры для детей. Другая боль. Психологические проблемы детей и подростков

Другая боль. Психологические проблемы детей и подростков. 193.00 р.

В эту книгу включено максимально много содержательной и емкой информации. Очень интересна идея, лежащая в основе книги - комплексный подход к решению проблем детского и подросткового возраста.

Здесь подробно представлена информация о психических расстройствах детей и подростков. В отношении каждого из приведенных расстройств можно найти описание состояния, возможные причины возникновения, необходимое лечение и перспективы на будущее.

В специальных главах выделены проблемы обучения детей с задержками в развитии, а также посттравматическими состояниями. Особое внимание уделено проблемам беженцев, детям, подвергшимся жестокому обращению и сексуальному насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотическими веществами, суицидальному поведению.

В данном издании авторы отвечают на вопросы, которые наиболее часто задают родители. Особенностью этого издания является и то, что оно предназначено широкому кругу читателей - родителям, психологам, педагогам, социальным работникам, психиатрам и психотерапевтам.

Перейти в магазин

 Новости наших партнеров

Новости Сайта НН-МАМА
На сайте НН-МАМА проходит конкурс рассказов "В ожидании скорой встречи..."
Приглашаем всех будущих и уже состоявшихся мам рассказать о прекрасном периоде ожидания малыша.

Новости сайта "Солнышко-Болнышко" Полезности и просто приятности для ребенка своими руками.
Размещена новая статья о том, как сделать развивающие "сенсорные Погремушки-Выбирайки"

В Детском развивающем Монтессори-центре "Созвездие" в воскресенье 27 августа состоится день открытых дверей.
В программе: клоуны, угощение, рассказ о Монтессори - педагогике, розыгрыш призов.
Будут разыграны ПЯТЬ бесплатных абонементов на посещение Монтессори-центра "Созвездие" 2 раза в неделю в течение месяца. Начало в 18.00.
Пригласительный билет и купон на розыгрыш можно распечатать на сайте.

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).

Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте! Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.

Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru

 Консультации
Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Новороссийске, Геленджике, Анапе, Краснодаре, Абинске и других городах Краснодарского края по предварительной записи.
 
 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Требуется Ваша помощь!

Рассылке нужна помощь форума!

На форуме уже поднимался вопрос обработки информации из некоторых ёмких и интересных тем.

Было бы здорово выделить полезную информацию из темы и оформить ее в виде статьи. Статьи будем публиковать в рассылках.

Если кто-то этим занимается или хочет заняться, пишите редактору расслыки.

 Новинки магазина



Между прочим, скоро в школу! А научился ли Ваш ребенок определять время и планировать свой день?

Научиться определять время по стрелочным часам и планировать свой день - одни из самых сложных задач для ребенка.

Первые настоящие часы с красочной книжечкой-инструкцией, которая поможет ребенку разобраться, что же все-таки показывают две загадочные стрелки. Постарайтесь теперь, чтобы он и пользоваться ими научился по-настоящему!

В течение ближайших 4 дней часы будут продаваться по программе ''Цена дня'', т.е. их можно купить почти вполовину дешевле, если Вы их закажете вместе с каким-либо другим товаром!

Смотрите здесь...

 Новые компакт-диски от издательства Весть-ТДА!



Новые компакт-диски от издательства Весть-ТДА!

Серия компакт-дисков ''Сказки Д.Емца'':

  • Властелин пыли,
  • Тайна звездного странника,
  • Куклаваня и К,
  • Дракончик Пыхалка


А также:
  • Новогодние и святочные колядки, гадания и игры,
  • Мифы и легенды разных народов,
  • Звуки, голоса и шумы окружающего мира для проведения детских праздников,
  • Звуковые сценарии, фонограммы песен, стихи, танцы, звуковые эффекты для постановки и проведения спектаклей...


Смотрите часть новинок на главной странице магазина здесь...
 Внимание! Наши конкурсы!

Начинаем новый фотоконкурс
"Мой любимый горшок!"

На конкурс принимаются детские фотографии, на которых изображен малыш на горшке.
Оцениваться будет оригинальность сюжета фотографии.
Прием фотографий на конкурс будет проходить с 19 августа по 3 сентября.
Голосование будет проходить с 3 по 10 сентября.
При голосовании будут определены три победителя!
Победители конкурса получат призы от нашего спонсора - фирмы BUBCHEN

 

 

Конкурс "Самая лучшая АВАТАРА"!!!
Для того, чтобы принять участие в конкурсе, просто оставьте сообщение в этой теме. И всё!
Конкурс продлится с 19 августа по 5 сентября.
Голосование с 5 по 10 сентября!

 

 Поздравляем победителей!

В конкурсе для пап победила мама! У нее лучший пульт управления!
Победила Юля Кузьмина!
Поздравляем!

Спонсор конкурса – ''РАЗВИВАЛКИ.RU''.
Призы от спонсора конструкторы Marbutopia

 

 Рубрика: Статьи и полезные советы

Урок шестой. Двенадцать против одного
Глава из книги Ю. Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"

Родители, которые пытаются научиться активному слушанию, жалуются на большие трудности: на ум приходят привычные ответы,— все, кроме необходимого.

На одном из занятий группу родителей попросили написать, как бы они ответили на такую жалобу дочери:

- Таня больше не хочет со мной дружить. Сегодня она играла и смеялась с другой девочкой, а на меня они даже не взглянули.

Вот какие были ответы:

- А ты попробуй подойди к ним первая: может быть, и тебя примут.

- Наверное, ты сама в чем-то виновата.

- Конечно, очень обидно. Но, может быть, Тане интереснее с той девочкой. Лучше не навязывай ей свою дружбу, а найди себе другую подружку.

- А ты предложи Тане поиграть с твоей новой куклой.

- Не знаю, что делать. Подари им что-нибудь.

- Такое часто бывает в жизни. Постарайся не переживать так сильно.

- А у вас с ней не было ссоры?

- Брось переживать. Давай лучше поиграем.

Родители очень удивились, узнав, что ни один ответ не был удачным. В последние два десятилетия психологи проделали очень важную работу: они выделили типы традиционных родительских высказываний — настоящих помех на пути активного слушания ребенка. Их оказалось целых двенадцать! Давайте же познакомимся с этими типами автоматических ответов родителей, а также с тем, что слышат в них дети.

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!».

В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителей вникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности.

Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде».

В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся.

МАМА: Вова, одевайся скорее (команда), в садик опаздываем!
ВОВА: Я не могу, помоги мне.
МАМА: Не выдумывай! (Приказ.) Сколько раз уже одевался сам!
ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.
МАМА: Новые фокусы! Ну-ка, сейчас же одевайся! (Снова приказ.)
ВОВА: А у меня не застегивается. МАМА: Не застегивается — так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха.
ВОВА (плачущим голосом): Ты плохая…
А разговор мог бы развиваться совсем по-другому:
МАМА: Вова, одевайся скорее, в садик опаздываем!
ВОВА: Я не могу, помоги мне.
МАМА: (останавливается на минутку): Не можешь сам справиться.
ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее.
МАМА: Тебе не нравится рубашка.
ВОВА Да, ребята вчера смеялись, говорили, девчачья.
МАМА: Тебе было очень неприятно. Понимаю… Давай оденем вот эту!
ВОВА (облегченно): Давай! (Быстро одевается.)

Заметим, что в этом разговоре первые же ответы мамы на слова мальчика («Не можешь сам справиться», «Тебе не нравится рубашка») настраивают ее на то, чтобы действительно послушать его, услышать его ответы, а не только свои приказания, В результате сын охотно делится своей действительной проблемой, и мать готова ее принять. Если же разговор идет первым способом, то неизбежно появляется следующий тип родительских фраз.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!», «Не придешь вовремя, пеняй на себя».

Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас неприятное переживание. Они лишь загоняют его в еще больший тупик.

Так, в конце первого разговора мама прибегла к угрозе: «…так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха», на что последовали слезы и выпад мальчика в адрес мамы.

Знакомы ли вам такие сцены? Бывает ли так, что в результате вы реагируете еще большим «закручиванием гаек», следующей угрозой, окриком?

Угрозы и предупреждения плохи еще и тем, что при частом повторении дети к ним привыкают и перестают на них реагировать. Тогда некоторые родители от слов переходят к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более сильным, а порой и жестоким: раскапризничавшегося малыша «оставляют» одного на улице, дверь закрывают на ключ, рука взрослого тянется к ремню…

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых».

Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.

Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не столько словами, сколько атмосферой в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если в семье все трудятся, воздерживаются от грубых слов, не лгут, делят домашнюю работу,— будьте уверены, ребенок знает, как надо себя правильно вести.

Если же он нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто-то в семье так же или похожим образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ваш ребенок «выходит за рамки» из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения — самый неудачный способ помочь делу.
Хочу рассказать реальную историю.

Родители двух детей, Ани девяти лет и Васи тринадцати лет, уезжают на две недели в командировку. В доме на это время поселяется сестра матери, их тетя, со своей одиннадцатилетней дочкой Леной. Образуется довольно-таки «взрывчатая смесь» из троих детей «трудного» и «пред-трудного» возраста. Вася и Аня тоскуют по уехавшим родителям, появление двоюродной сестры со своей мамой отнюдь не облегчает дело, а скорее наоборот: дети переживают чувства ревности и зависти («у нее есть мама, а у нас нет»), выливающиеся в желание подразнить и даже обидеть ее. Хотя все трое много играют вместе, но часто возникают споры и ссоры, в которых родные брат и сестра объединяются против Лены, та нередко плачет. Тетя старается быть «справедливой», не вставать ни на чью сторону. Ее племянникам это мало чем помогает (мамы все равно нет), а ее дочке все время кажется, что мама все время защищает «их», а не ее. Маленький ад скоро достигает своего пика. Дети ссорятся у телевизора — какую программу смотреть. Вася сильно толкает двоюродную сестру прямо в лицо, та падает, громко рыдая. Ее мать прибегает из соседней комнаты, застает сцену: Вася и его младшая сестра смотрят испуганно, но настороженно, «готовые к бою»; Лена лежит на полу, громко плача.

ТЕТЯ: Что случилось!?
ЛЕНА: Он меня в лицо-о-о удари-и-л!
ТЕТЯ (обращает гневный взор на Васю): !!!
АНЯ: Она включила, а он переключил, а она снова включила, а тогда он ее толкнул… от так… (Показывает.)
ТЕТЯ (в негодовании — Васе): Толкнул прямо в лицо!
ВАСЯ: Да.
ТЕТЯ: Тебе известно, что лицо человека ни при каких обстоятельствах трогать нельзя?!
ВАСЯ: Известно!
ТЕТЯ: Ты знаешь, что ударить в лицо — это самое большое оскорбление, которое можно нанести человеку?!
ВАСЯ: Знаю.
ТЕТЯ: Знал, и тем не менее, сделал! Сделал специально!
ВАСЯ (с вызовом): Да, специально! (Убегает.)

Через 15 минут слышится новый взрыв рыданий Лены: «Он меня не пускает в комнату и что-то делает с моими ку-у-клами-и!» Тетя направляется в комнату, Васи там уже нет. С кукол сорвана одежда, которая валяется где попало, самая любимая кукла исчезла. На требования Лены, перемешанные с плачем: «Где моя кукла? Отдай мою куклу!», Вася отвечает: «Не знаю, не трогал».

Тетя ждет возвращения родителей, чтобы доложить об ужасном поведении Васи. Для нее нет сомнений, что он заслуживает «проработки» и выяснения всего в присутствии всех.

Мама, однако, предпочитает поговорить с Васей наедине. Беседа продолжается больше часа. Вася честно рассказывает все как было (кукла быстро «находится» под кроватью Лены), и между прочим выясняется, что он чувствовал себя несчастным и загнанным, «все на него нападали» (в школе, как выяснилось, в это время тоже были неприятности). Через два дня он неожиданно подходит к тете и просит не думать, что он плохой и злой, просто на него последнее время «находит». Тетя с Леной гостят в доме еще неделю, и в эти дни отношения между детьми оказываются намного спокойнее.

Эта история поднимает много вопросов: о правилах, о границах дозволенного, о наказаниях и др. Но мы не будем обсуждать их сейчас, чтобы не отвлекаться от нашей главной темы — о действии словесных назиданий и проповедей. Хотя тетя и сделала подростку справедливое замечание о неприкосновенности лица другого, оно не произвело на него желаемого впечатления, оно не «исправило» и не «научило» его, а лишь толкнуло на следующий злой, мстительный поступок.

Напротив, умелый разговор матери, которая смогла послушать сына, магически смягчил его.

Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке. В последнем случае наши слова только подливают масло в огонь.

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «Почему бы тебе не попробовать…», «По-моему, нужно пойти и извиниться», «Я бы на твоем месте дал сдачи».

Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя:

«Когда я был в твоем возрасте…» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!»

Что стоит за такими негативными реакциями ребенка? Желание быть самостоятельным, принимать решения самому. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы. А дети гораздо чувствительнее нас. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его, наперед все знаем.

Такая позиция родителей — позиция «сверху» — раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

В следующем разговоре отец не избежал подобной ошибки.

В субботу вечером сын в заметно подавленном настроении слоняется по дому.

ОТЕЦ: Ты что такой кислый?
СЫН: Да так, делать ничего не хочется.
ОТЕЦ: Пойди погуляй, погода какая хорошая.
СЫН: Нет, гулять не хочу.
ОТЕЦ: Ну, позвони Мише, сыграйте в шахматы.
СЫН: В шахматы надоело, да и Мишка сегодня занят.
ОТЕЦ: Возьми в конце концов книжку!
СЫН: Да ладно, пап, чего ты привязался! Не понимаешь ты меня! (Уходит в другую комнату, закрывает дверь.)

Разговор пошел иначе, когда отец вспомнил о методе активного слушания. Через некоторое время он заходит в комнату сына, садится рядом.

ОТЕЦ (положив руку на плечо мальчика): Все еще плохое настроение.
СЫН: Да, плохое.
ОТЕЦ (помолчав): Делать ничего не хочется.
СЫН: Ага, а тут еще этот доклад.
ОТЕЦ: Задали доклад приготовить.
СЫН: Ну да, к понедельнику, по мифам Древней Греции, а книжки нет, по чему буду готовить?
ОТЕЦ: Думаешь, где найти материал.
СЫН: Вот именно, негде… (Пауза.) Есть правда одна идея, у Кольки дома энциклопедия.
ОТЕЦ: Пожалуй, там про это написано.
СЫН (уже бодрее): Сейчас я ему позвоню.

Звонит, договаривается о книге, говорит: «А потом погуляем».

Как часто дети сами приходят к тому же, что мы перед этим пытались им посоветовать! Но им надо самим принять решение — это их путь к самостоятельности. Очень важно давать детям такую возможность, хотя это, конечно, труднее, чем дать совет.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась — пеняй на себя».

И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером», или «психологической глухотой».

Папа и пятилетняя Вера идут по весенней улице. Тает снег, на тротуаре лужи. Вера проявляет повышенный интерес к лужам и сугробам. Папа: «Вера, если ты будешь наступать в воду, ты промочишь ноги. Если ты промочишь ноги, твой организм охладится. Если он охладится, ты можешь легко подхватить инфекцию. Ты должна знать, что весной в городе всюду много микробов». Вера (наступая в очередную лужу): «Пап, а почему у дяденьки, который прошел, такой красный нос?»

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..».

Вы, наверное, уже готовы согласиться с тем, что никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы.

Вера некоторых родителей в воспитательное значение критики поистине безмерна. Только этим можно объяснить, что иногда в семьях замечания вперемежку с командами становятся главной формой общения с ребенком.

Давайте проследим, что может слышать ребенок в течение дня: «Вставай», «Сколько можно валяться?», «Посмотри, как у тебя заправлена рубашка», «Опять с вечера не собрал портфель», «Не хлопай дверью, малыш спит», «Почему опять не вывел собаку (не покормил кошку)? Сам заводил, сам и следи», «Опять в комнате черт знает что!», «За уроки, конечно, не садился», «Сколько раз говорила, чтобы мыл за собой посуду», «Устала напоминать про хлеб», «Гулять не пойдешь, пока…», «Сколько можно висеть на телефоне?», «Ты когда-нибудь будешь ложиться спать вовремя?!»

Помножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит. Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще полученных от самых близких людей. Чтобы как-то уравновесить этот груз, ему приходится доказывать себе и родителям, что он. чего-то стоит. Самый первый и легкий способ (он, кстати, подсказывается родительским стилем) — это подвергнуть критике требования самих родителей.

Что же может спасти положение, если ситуация в семье сложилась именно таким образом?

Первый и главный путь: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. Нет ничего более пагубного для ваших отношений, чем такое мнение. Для начала найдите в течение дня несколько положительных поводов сказать ребенку добрые слова. Например:

«Спасибо, что ты сходил в сад за малышом», «Хорошо, что ты пришел, когда обещал», «Мне нравится готовить с тобой вместе».

Иногда родители думают, что ребенок и так знает, что его любят, поэтому положительные чувства ему высказывать необязательно. Это совсем не так.

Вот горькое признание одной одиннадцатилетней девочки: «Моя мама меня не любит, я это точно знаю. Я проверяла это много раз. Вот, например, на днях Олег (старший брат) принес ей цветочки, и она ему улыбнулась. Вчера я тоже купила ей цветы, принесла и внимательно наблюдала за ее лицом: она мне не улыбнулась. Так что теперь я точно знаю: Олега она любит, а меня — нет».

Приходит ли нам в голову, что дети так буквально истолковывают наше поведение, слова, выражение лица? Всегда ли мы учитываем, что дети воспринимают мир в черно-белых тонах: либо безусловно да, либо безусловно нет?

И еще вопрос: а мы сами хорошо бы выживали в условиях постоянной бомбардировки критикой со стороны нашего самого близкого человека? Не ждали бы мы от него добрых слов, не тосковали бы по ним?

7. Похвала. После всего сказанного, наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением, или похвалой и одобрением. В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».
БОКС 6-1

МЕНЯ МНОГО ХВАЛИЛИ

Это отрывок из письма одной родительницы в редакцию «Учительской газеты», где печатались материалы наших уроков.

«Я много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых из них встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали.

Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили.

Привыкаешь к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что, когда подросла, не всегда отмечали похвалой оценки, помощь по дому и т.д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов - у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать, пока не заметят. А если не замечали, то я и поворачивалась боком: раз вы так, то и я ничего вам делать не буду. Но главной своей бедой считаю то, что и сейчас, достигнув двадцатисемилетнего возраста, я от любой задачи, которую ставлю перед собой, от любой работы жду в конечном счете не результата, а похвалы. И вот только сейчас я прочитала в «Родительской газете» (наконец-то!) реальный ответ: «Я рада, что ты так сделал» (а не «Ты - молодец!»). Почему же так поздно вы дали конкретный пример! Как правило, все отговариваются тем, что у всех семьи разные, свои отношения, вот так нельзя, так тоже. А как можно?

Давайте побольше конкретных примеров, не такие уж мы дураки, будем сами, учитывая отношения, семьи и т.д. находить ответ. Но пример должен быть. Хоть один, это лучше, чем ничего. Спасибо вам, а то я чуть было и дочь (хоть и испытывала в душе колебания, помня свой опыт) не начала хвалить, хвалить, хвалить: «Ты у меня…», «Да какая ты…».

С уважением, Е.В. г. Пермь».

Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы: ждать, искать ее. («А почему ты меня сегодня не похвалила?») (см. Бокс 6-1) Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.

СЫН: Не получаются у меня эти буквы!
МАМА: Что ты, ты прекрасно их написал!
СЫН: Неправда, ты нарочно так говоришь, чтобы я не расстраивался!
А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка?
Лучше всего просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» вместо «ты»:
ДОЧЬ: Мама, я сегодня по-русскому получила сразу две пятерки!
МАМА: Я очень рада! (Вместо: «Какая ты у меня молодец!»)
СЫН: Ведь правда, я плохо выступил?
ПАПА: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось (то-то и то-то). (Вместо: «Ну что ты, ты выступил, как всегда, блестяще!»)

8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это — лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!».

Вот иллюстрация.

Тринадцатилетняя Маша приглашена с мамой на свадьбу. Девочка очень возбуждена, примеряет разные «наряды», хотя выбор не очень большой. Наконец, появляется перед мамой и бабушкой с завитыми волосами, в длинной юбке и туфлях на высоких каблуках (то и другое «занято» у старшей сестры).

МАША (входит, сияя): Ну как?!
МАМА: Господи! Ну и нарядилась! Прямо первая красавица. Смотри как бы тебя с невестой не перепутали.
БАБУШКА: А туфли-то зачем? Ты в них как жирафа на ходулях! (Лицо девочки гаснет, настроение испорчено.)
МАША: Ну и идите сами, а я никуда не пойду!

9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь…»

Одна мама любила повторять своему сыну: «Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!», что неизменно приводило подростка в ярость.

И в самом деле: кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

Пятнадцатилетний Петя приходит домой, обращается к маме. ''
ПЕТЯ: Мне никто не звонил?
МАМА: Никто. Я догадываюсь, ты ждешь звонка Лены.
ПЕТЯ: А тебе все надо знать.
МАМА: Надо. Например, я знаю почему у тебя второй день плохое настроение: с Леной поссорился.
ПЕТЯ: Мам, ну хватит! Какое тебе дело!

Близок к этому следующий тип ошибок.

10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?».

Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все-таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Об этом мы уже говорили на предыдущем уроке.

Привожу дословно короткий разговор, где мать допускает именно такую ошибку:

ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!
МАМА: Четыре по математике. Почему же ты злишься?
ДОЧЬ: Да, злюсь, а почему, не знаю. А ты спрашиваешь: «Почему да почему?» (Уходит от разговора, замыкается.)

Более удачный вариант был такой (реальный диалог):

ДОЧЬ (зло): Вот смотри, что я получила!
МАМА: Четыре по математике. Но я чувствую, что ты злишься.
ДОЧЬ: Да, я злюсь, а почему, не знаю.
МАМА: Тебе плохо.
ДОЧЬ: Да, плохо… Я не хочу, чтобы ты уходила.

МАМА: Ты хочешь, чтобы я осталась дома.
ДОЧЬ: Да (просительно). Мам, пожалуйста, не ходи сегодня на занятия!

Удивительно, как одно, совсем, казалось бы, незначительное изменение в ответе взрослого (вместо: «Почему же ты злишься?» — «Я чувствую, что ты злишься») может повернуть разговор иначе.

Порой разница между вопросом и утвердительной фразой может показаться нам почти незаметной. А для переживающего ребенка эта разница велика: вопрос звучит как холодное любопытство; утвердительная фраза — как понимание и участие.

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Ус покойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

ДОЧЬ (расстроенная): Знаешь, я сегодня в школе бежала по коридору, а Сережка Петров поставил мне подножку и я упала.
ОТЕЦ: Ну ничего, пустяки, ты же не разбилась.
ДОЧЬ: Да, пустяки, а все мальчишки смеялись.
ПАПА: Да брось, не обращай внимания!
ДОЧЬ: Тебе легко говорить, а мне обидно!

12. Отшучивание, уход от разговора.

СЫН: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.
ПАПА: Как много между нами общего!

Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!».

Познакомившись с длинным списком неудачных высказываний, родители обычно восклицают: «И это нельзя, и то нельзя… что же можно?».

И тут возникает необходимость активно слушать уже их самих:

- Вы озадачены и растеряны.

- Конечно! Оказывается, что до сих пор все делали не так. И потом, ответить правильно очень трудно: все время лезут привычные советы и замечания.

- То есть вам трудно подбирать необходимые фразы.

- Ну да, они такие непривычные. Неужели нельзя по-старому?

- Вам хочется по-старому…

- Да!… то есть нет. Я же вижу, что это ни к чему хорошему не приводит!

В таких случаях мой учитель, профессор Алексей Николаевич Леонтьев любил приводить одно сравнение, и снова речь пойдет о велосипеде.

Представьте себе, что люди никогда не видели велосипедов. И тут им на суд предлагают сразу две конструкции: трехколесный и двухколесный. Какой велосипед они предпочтут? Конечно, трехколесный. Почему? Потому что, сев на него, они поедут сразу легко и «естественно». Преимущества же двухколесного останутся для них за семью печатями… пока они не затратят время и усилия на овладение им. Вот тогда они поймут все замечательные свойства «неудобного» велосипеда.

Замечу, что наши привычные обращения к ребенку с советами, назиданиями и упреками — это не «естественные», а тоже выученные фразы. Но они подобны неэффективной езде на машине старой конструкции.

Психологи всего мира потратили много усилий, чтобы усовершенствовать эту конструкцию и помочь родителям научиться «ездить» на «лучшей машине». В основе новых навыков общения, которыми мы пытаемся овладеть, лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребенка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».

Очень важно научиться слышать собственные ошибки. Давайте для упражнения нашего слуха разберем запись «типичного домашнего конфликта», сделанную мамой. Были ли некоторые ответы родителей неудачными, и если да, то к какому типу ошибок они относились?

ДОЧЬ (четырех лет): Мама, кушать скорее!
МАМА: Садись, я уже налила.
ДОЧЬ (Садится за стол, гримаса.): У, этот суп невкусный. Я не буду.
МАМА: Оставь и уходи. (Приказ.)
ДОЧЬ: Я есть хочу!
Вмешивается папа.
ПАПА: Сядь и ешь без капризов! (Приказ.)
ДОЧЬ (на грани слез): А я с морковкой не люблю.
МАМА: Я тебе ее выловлю.
ДОЧЬ: А все равно…
МАМА (взрывается): Я не для того варила, чтобы ты тут носом крутила! (Назидание, критика.)
У дочери закапали первые слезы…
ПАПА Сядь хорошо и ешь. Набирай ложку. В рот! Жуй, жуй, а не держи во рту! (Приказ, команда.)
ДОЧЬ: А мне невкусно!!!
МАМА: Уходи из-за стола, ходи голодная. (Команда, угроза.)
ПАПА: Я вот сейчас… (Угроза.)

Дочь со слезами берет ложку, начинает есть через пень-колоду. Через минуту ест нормально, через пять минут съедает все. Но настроение у всех испорчено.

Хотелось бы в заключение этого урока привести другой реальный диалог, который показывает, как родители вполне успешно овладевают методом активного слушания. Это тоже документальная запись одной мамы.

«Рассматриваем с дочкой фотографию группы детского сада. Дочка показывает на воспитательницу (замечаю, что на фотографии ее лицо поцарапано):

ДОЧЬ: Видеть ее не могу!
Я: Тебе очень неприятно ее видеть.
ДОЧЬ: Да, она очень злая.
Я: Она тебя обижала.
ДОЧЬ: Да, она ругала меня борзой собакой и говорила, что если я наябедничаю, то уж она тогда…
Я: Тогда она что-то сделает.
ДОЧЬ: Да. Она не говорила, что.
Я: Тебе не хотелось это рассказывать раньше.
ДОЧЬ: Да, я боялась (готова заплакать).

Беру ее на руки».

В этом диалоге мама уже в первой фразе избежала возможной традиционной ошибки — «воспитательного» замечания. Она вполне могла бы ответить: «Как ты можешь так говорить о воспитательнице! И почему ты поцарапала фотографию?» Вместо этого она «озвучила» чувство ребенка, показала, что готова разделить и принять его. Это помогло девочке освободиться от загнанных вглубь страха и обиды. Навернувшиеся слезы — слезы облегчения.

БОКС 6-2

СЛУШАТЬ ПО-ДРУГОМУ

Хорошо известно, что дети любят фантазировать. Слушая сказки или играя, они буквально погружаются в воображаемый мир и живут в нем не менее полно, чем в реальном. Можно присоединиться к этому миру ребенка, играя в его мечты и фантазии. Таким способом удается помочь в его эмоциональных трудностях.

Вот два примера. Мама укладывает Сережу спать, мальчик капризничает.

СЕРЕЖА: Не буду, не хочу спать. (Пауза.) Когда папа приедет? Я устал его ждать! (Папа в длительной командировке и приедет нескоро.)
МАМА: Ты очень соскучился.
СЕРЕЖА: Да, очень. Уже больше не могу…
МАМА: Я тоже скучаю. Давай вообразим, что папа приезжает. Как это будет?
СЕРЕЖА: (Оживляясь). Он нам звонит с вокзала и говорит: «Я уже здесь, скоро буду у вас!».
МАМА: Да, мы очень обрадовались, начинаем наводить порядок…
СЕРЕЖА: Нет, порядок мы уже навели, и ты уже испекла пирог.
МАМА: Да, конечно. Мы начинаем накрывать на стол, ставить пирог, тарелки и чашки.
СЕРЕЖА: Я достаю из «гаража» свою новую машинку и еще альбом, где рисовал танки.
МАМА: Вот слышим шаги у двери, звонок…
СЕРЕЖА: Я бегу открывать — папа!!! Он смеется, поднимает меня на руки…

Разговор продолжается еще несколько минут, после чего мальчик засыпает с улыбкой на лице.

Другой пример — на тему, многим знакомую.

ЛЕНА Пап, я хочу шоколадку, купи-и-и.
ПАПА По-моему, мама тебе уже вчера покупала.
ЛЕНА: Одну, и то маленькую.
ПАПА: А ты хочешь много.

ЛЕНА: Да, много-много!
ПАПА: Десять штук, а лучше пятьдесят!
ЛЕНА (подхватывая игру): Нет, сто, тысячу!!!

ПАПА: Мы покупаем тысячу шоколадок, нагружаем Павликову коляску и везем домой.
ЛЕНА (смеется): Все удивляются: «Откуда у вас столько шоколада?». Собирается много детей, и мы начинаем всех угощать!

Когда дети и родители мечтают вместе, ребенок знает, что взрослый слышит и разделяет его чувства.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Задание первое.

Попробуйте определить, к какому типу ошибочных высказываний относится ответ родителя (ключ вы найдете в самом конце урока).

ДОЧЬ: Никогда не пойду больше к зубному!
МАТЬ: Не выдумывай, на завтра у нас талончик, надо долечивать твой зуб. (1)
ДОЧЬ: Я больше не выдержу. Знаешь как было больно!
МАТЬ: Не умерла же. В жизни часто приходится терпеть. А не будешь лечить, останешься без зубов. (2)
ДОЧЬ Тебе хорошо говорить, тебе так не сверлили! И вообще ты меня не любишь!

СЫН: Представляешь, я пропустил две последние тренировки, и тренер продержал меня сегодня в запасе.
МАТЬ: Ну, ничего, кому-то там тоже надо сидеть, не ты, так другой мальчик; а потом — сам виноват. (3)
СЫН: Пусть другой сидит, а я не хочу. Это ведь несправедливо: Петров слабее меня, а его поставили играть!
МАТЬ: Откуда ты знаешь, что он слабее? (4)
СЫН: Знаю! Я один из лучших в команде.
МАТЬ: Я бы на твоем месте так не заносилась, надо быть более скромным. (5)
СЫН (с досадой): Да что с тобой говорить, не понимаешь ты…

Девочка пяти лет — отцу (плачет)

ДОЧЬ: Посмотри, что он (брат двух с половиной лет) сделал с моей куклой! Нога теперь болтается.
ПАПА Да, действительно. А как это случилось? (6)
ДОЧЬ: Откуда я знаю! Моя ку-у-колка!
ПАПА: Ну успокойся. Давай что-нибудь придумаем.(7)
ДОЧЬ: Не могу-у успокоиться, ку-у-колка моя…
ПАПА (радостно): О, я придумал! Представь себе, что она попала в аварию и стала инвалидом; симпатичный такой инвалидик. (Улыбается).(8)
ДОЧЬ(плачет сильнее): Не хочу представлять…Не смейся. Я убью его в следующий раз!
ПАПА: Что ты такое говоришь?! Чтобы я никогда таких слов не слышал!(9)
ДОЧЬ: Ты плохой, я пойду к маме. Ма-аам, посмотри…

Задание второе

Понаблюдайте за своими беседами с ребенком, особенно в те моменты, когда у него что-то случилось. Не узнаете ли вы в них некоторые типы высказываний из нашего списка? Продолжайте упражняться в активном слушании. Это самый главный навык, без овладения которым будет невозможно продвигаться дальше в наших уроках.

Задание третье

Попробуйте провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего сына или дочери. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.

ВОПРОСЫ ОТ РОДИТЕЛЕЙ

ВОПРОС: Что, так уж никогда нельзя задавать вопросы, давать советы и так далее?

ОТВЕТ: Замечу еще раз, что все разобранные нами типы ответов не стоит применять вместо активного слушания, то есть, когда у ребенка есть эмоциональная проблема. Если он спокоен или если вы чувствуете, что эмоциональный контакт у вас уже есть, то можете беседовать более свободно.

Один вопрос среди десяти «понимающих» фраз вряд ли испортит дело. Некоторые родители даже находят полезным иногда нарушать строгие правила активного слушания, чтобы их новый стиль беседы с ребенком не выглядел уж столь отличным от старого. Однако важно узнавать «старые» фразы и не позволять им выскакивать автоматически.

ВОПРОС: А что если ребенок настойчиво требует невозможного, и при этом плачет или очень расстроен? Ведь слушание здесь не поможет.

ОТВЕТ: Все-таки попробуйте его активно послушать. Ваши первые фразы, в которых он услышит участие, могут несколько смягчить обстановку. Вслед за этим попробуйте помечтать с ним вместе о невозможном (см. Бокс 6-2).

Читать дальше здесь
Скачать можно здесь

 
 Рубрика: Есть идея!

Играем с кубиками Зайцева
По материалам темы нашего форума Копилка опыта работы с "Кубикам Зайцева"

Отдельное спасибо всем, участвовавшим в обсуждении!

Ребенок помогает
Можно клеить их вместе с ребенком! Дайте ему отсчитанное количество наполнителя и пусть он закладывает его в кубики.

Игры с коробкой
Кубики хранятся в коробке под кроваткой – и коробка подчас интереснее, чем кубики, в нее так здорово залезать и ложиться, чтобы мама закрывала сверху две створки крышки, а потом эти створки распахивать. Еще кубики туда хорошо укладывать, но их много и все еще ни разу до конца не уложила.

Составляем слова
Составлять слова, известные и абракадабру, писать названия или имена игрушек или предметов, приносить эту игрушку к слову или слово к ней, или искать предмет в комнате.

Читаем склады
Если слова по таблице писать пока не очень интересно, читайте склады подряд – сверху вниз, при чем это вызывает много смеха. А самое интересное в таблице – это ягодки, их найдет любой ребенок, отличайте большие от маленьких.

Погремушки
Используйте кубики как погремушки.

Принеси кубик
Просите принести кубики, какие хочет, озвучивайте их.

Колокольчик
Просите показать склад и если ребенок покажет правильно, то звените колокольчиком.

Музыкальная "угадайка"
Можно объединить сразу два занятия - музыка и чтение. Возьмите кубики с обозначением нот ("до", "ми" и "ля") и играйте в "угадайку" - мама играет ноту, а ребенок пусть трясет кубик с нужным складом и называет. Потом, конечно, меняйтесь местами.

"Детский сад" из кубиков
Попробуйте поиграть с кубиками "в садик". Из кубиков составляем имена воспитательниц, нянечек, детей и, конечно же, имя ребенка. И дальше придумывайте сюжет: вот дети идут на прогулку, выстраиваются друг за дружкой (называем кто за кем), вот нянечка принесла обед и дети кушают, вот за Машей пришла мама и т.д. В общем, вся садиковская жизнь посредством кубиков обыгрывается.

А можно так играть кубиками в садик: папы и мамы - это большие кубики, а маленькие - это детки, а двойные - это воспитатели.
Сначала надо парочками (мама + малыш) отвести детей в садик (в коробку), потом они там прыгают, играют (потрясите коробку), а родители работают (все большие кубики на стол). Потом наступает вечер и детей надо разбирать, по очереди достаю каждый кубик, трясу им и "хнычу" - "МЮ-МЕ-МЯ... - где же моя мамочка???!!!!" - ребенок тем временем ищет мамочку и дает маленькому кубику, за что маленький кубик чмокает малыша в щечку.

Прокати кубик
А вот игра для мальчиков и девочек, которые любят машинки и вообще всё, что движется. Если есть машинка с пультом управления, ставьте кубик на машинку, пусть ребенок нажимает на кнопочку и управляет машиной. Пока она едет я пойте склад(протягивая), который находится лицом к ребенку. Как только машинка останавливается переставайте петь.Затем меняйте кубики.

"Походиловка"
Вариант "походиловки" для малышей. Сделайте игровое поле с буквами: У О А Э Ы, эти буквы повторяются в разном порядке в походовых квадратиках, между ними стрелочки или картинки из детских журналов, в общем из некоторых квадратиков можно прыгнуть вперед или назад. Стрелок вперед больше. Детки по очереди кидают любой большой кубик Зайцева, кроме двойных и говорят примерно так: "У меня БЫ вторая буква Ы" и ходят на ближайшую к ним букву Ы (по ходу игры). Если слоги они пока еще не называют - подскажите, главное, чтобы малышам нравилось. Тот у кого выпадает кубик с одной согласной проходит на несколько клеток вперед (можно выбрать любое).

Карточки со складами
Оказалось, что удобно в дополнение к кубикам и таблицам еще сделать карточки со складами. Тогда можно не делать дополнительные кубики, а использовать карточку, подставляя под нее другой кубик.

Карточки можно лепить на таблицу (прогрессивная идея - наклеить таблицу на листовое железо, а карточки лепить на магнитиках; у нас таблицы на оргалит приклеены, пленкой обклеены, поэтому мы лепим на пластилин).

Из карточек удобно выкладывать дорожки для машин, кубики - дома. Ехали по дорожке "МУ- МО -...." - приехали к соответсвующему кубику. Карточки можно украшать скрепками - при этом скрепки в одном углу, карточки в другом (наряжаемся в гости). Каждый принесенный склад озвучиваем.

Протяните между двумя стульями веревку и вешайте карточки на прищепки ("большая стирка". Потом пропеть, что получилось).

Играем в метро, станция - или кубик, или карточка со складом. Все, как положено "осторожно, двери закрываются, следующая станция -(называем кубик)". Приехали - еще раз пропели кубик.

Кубики интересно прятать по квартире, а потом вместе искать. Нашли - озвучили.

Обведите туфельки ребенка, сделайте из бумаги следы, напишите на них склады, приклейте к полу скотчем, ходите по следам и пойте. Держатся до мытья полов (особенно под ковром). Потом приклейте новые.

Для тематических плакатов можно использовать те карточки, которые были в маленьких альбомах. Если альбом надоел, можно превратить его в плакат. На лист картона (а можно просто на обои) наклеиваем кармашки от фотоальбомов, вкладываем туда карточки, сделанные по типу складовых (картинка и подпись). Если на карточке только картинка, то либо клейте два кармашка рядом (в одном будет картинка, в другом подпись), либо книжечкой (сверху подпись, снизу картинка).

Также можно делать плакатики по принципу "слово - ударный склад". Картинки периодически меняйте, а некоторые, хорошо изученные, поворачивайте той стороной, где только надпись.

А можно нарисовать на листе бумаги маленькие следы, а на них написать, например, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ. Пусть ребенок "ходит" по ним пальчиками с надетыми на них туфельками (от Барби). Потом нарисуйте на другом листе следы с ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ. Возможно потом вы обнаружите, что все новые "следы" ребенок будет читать с ходу без вашего показа самостоятельно. Сделайте "следы" со всеми комбинациями с Зайцевской таблицы. Бумажки со "следами" можно периодически петь.

С карточками можно играть во многие игры, предложенные Леной Даниловой. Например, можно сделать мини-классики, по которым будут прыгать игрушки, карточки можно прилепить на доску и соединять мелками так, чтобы получились слова. Карточки могут быть удобнее потому, что кубики с собой никуда не повезешь, а карточки - вполне. Однако во многих играх кубики незаменимы.

Лото
Можно сделать лото. Маленькие карточки - те же карточки со складами. На больших - картинка и подписи по складам (в каждой ячейке - склад). Первый уровень - слово целиком, второй - без последнего склада, третий - только ударный. Картинки можно объединять по каком-либо логическому принципу (например, сено, молоко, корова) и еще по количеству и виду складов (ворона, сорока, собака или сад, лев, дом). Можно наклеить, а можно использовать магнитный альбом.

Игры с таблицей
Называйте животное и просите ребенка найти кубик или по таблице какие звуки оно издает - корова МУ. Кубик и столбик на Х - все время смеется, Ж - жук живет, З - комарики, Ц - лошадка копытцами цокает. В таблице все столбики обычные кроме тех, что с поясочками. Большие - Ж, Ш, Ц и маленькие - Щ и Ч. Поищите, какая строчка самая смешная. Для тех, кто постарше: найди пару, ребенок отворачивается назовите "ВО" ребенок должен назвать "ФО", если сразу не может, то смотрит и находит. Очень нравятся загадки. Загадывайте и указкой показывайте ответ. Ребенок может сам отгадать, а может попробовать прочитать. Практически всем нравится что-то съесть. Скажите, что хотите котлету и покажите на таблице или из кубиков, потом что хочет ребенок.

Кто где живет
Сделайте домики из любого конструктора (например Лего), а потом подпишите кто где живет: мама, папа, Миша, игрушки по именам. Потом зовите папу показать дома и отгадать кто где живет. Папа может иногда ошибался, пусть ребенок поучит его читать.

Кубики бодаются
Пободайтесь кубиками: "Идет коза рогатая, МЕ!" - и "бодайте" ребенка, пусть он смеется от души. NB! Бодаться можно любым кубиком!

Куда спрятался Саша?
Игра Зайцева "Куда спрятался Саша?". Дайте два кубика с теми складами, которые нужны для составления имени ребенка, пусть он ищет "свои" склады на кубиках и составляет свое имя.

Паравозики
Из кубиков сделайте вагончики, например, "ЛЕВ", "ЖИРАФ" и т.д. Соответственно на кубики усаживайте фигурки зверей, потом вагончики поменяйте местами, пусть ребенок поможет зверям найти свой вагончик.

Машинки
"Машинки" на математику. Машинки в лифте едут вверх или вниз. Подготовьте карточки, на которых напишите : 2 вверх, 3 вниз, 1 вверх, до 3 всего. Читайте склады, на которых оказалась машинка.

Облака
Из бумаги сделайте большие облака, на них склады. Разложите на полу и ходите по ним, называя склады, а потом надо прыгнуть на облачко и продолжить до слова. Это нравится многим детям.

Печатаем на компьютере
Кубики лежат на столе или на полу. Ребенок прикасается к кубику, а вы быстро его называете, он прикасается к другому, называете. Темп очень большой. Дети очень быстро прикасаются к кубикам.

Смешные слова
Из слов мама, папа и др. делайте смешные. Как попало переворачивайте кубики и читайте то, что получилось.

Грибы
Разбрасываете кубики по полу - это грибы. Ходите и собираете, поднимете и называете тот склад, что сверху.

Копируем слова с карточки
Достаточно рано можно попробовать писать слова как на карточке. Подготовьте образцы со словами, написанными по складам, для начала сделайте с картинками. Предложите ребенку самому выбрать из нескольких карточек, какую он хочет написать и первое время давайте ребенку нужные кубики. Пусть он смотрит на написаное слово и так же составляет.

Ответы на некоторые вопросы по использованию
Читать с какой стороны - как удобнее. Если кубики на уровне глаз ребенка, то читать проще сбоку, а если они на полу, стуле или столе, то удобнее сверху. Это не самое главное. Ведь как Вы играете, так для ребенка и будет правильно.

Как быть со словарными словами (СОБАКА, МОЛОКО и т.д.) Как объяснять их написание?

Словарные слова я напишите на плакате, выделяя цветом сложные места. Попоробуйте объяснить так: слышим "карова", а пишем "корова", вот такой хитрый русский язык, если постарше, то можно объяснить, что "о" если не под ударением, произносится как "а", тоже самое с буквой "е", если неударная, то слышим и произносим "и". В самом начале это может вызвать у ребенка неприятие, но через некоторое время дети начинают воспринимать такие вещи спокойно. Можно специально подобрать побольше подобных слов. Сложности еще будут с согласными - говорим одно, а пишем по-другому. Надо все объяснять. Потом будет легче.

Почаще говорите: "пишем так, а слышим так. Звуки слышим и произносим, а буквы видим и пишем".

Назови первый звук в слове
Первый звук в слове может называть любой ребенок уже в 2 года, но только в игре. Поиграйте в магазин. Разложите картинки с едой. В магазин приходям игрушки. Игрушки не знают, вы их учите. Мишка хочет малину, скажите так: "Мишка, ты очень хочешь малинку, но ведь в магазине всегда платят, у нас надо сказать первый звук (медленно проговариваривайте ммммаааалина)", обращаясь к ребенку: "Давай поможем мишке, давай скажем – мммм". Так несколько игр, но после 3-4, ребенок уже и сам может сказать за игрушку. Но соблюдайте мягкость, не забывайте, в слове яблоко - первый звук Й.

 Рубрика: Делимся опытом

Бронхиальная астма. Ищу информацию!
Пишет Irish:
Прошу помочь ссылками, информацией, может быть кто-то сталкивался.

Нам назначили индал и имунностимуляторов вида 4 на целый год вперед пить по очереди.

Может быть, можно другим методом? Понятно, что закаливание, массаж, диета...

Знакомые с подобной проблемой решили не пить медикаменты, а обратились к гомеопату. Насколько это оправданно?

Поделитесь!

Применение ароматерапии после родов
Пишет Лена Данилова:
Юля!
Расскажите, пожалуйста, какие масла помогают в восстановлении организма после родов?
Какие помогают при проблемах с лактицией?
При трещинах сосков?
Других проблемах недавно родившей мамы... :

Отвечает Юлия Ирисова:
При проблемах с лактацией хорошо помогает, и мне в том числе помогло в свое время, масло фенхеля, петрушки и аниса. Втираем 3-4 раза в день сразу после кормления массажное масло (на 50 мл. виноградных косточек по 4 капли каждого масла).

При трещинах на сосках и разрывах промежности лучше использовать масло календулы или зародышей пшеницы или персиковое. На 10 капель базисного масла 2-3 капли эфирного масла лаванды. Насоски наносить после каждого кормления и давать в течение 15 минут впитываться на воздухе.

В психо-эмоциональном восстановлении после родов поможет какое-либо цветочное масло, выбранное "по вкусу" (жасмин, мед, роза, мимоза, мелисса, ирис, нероли ...). Использовать масло нужно как духи, нанося на зоны активной пульсации крови.

В лечении стрий (растяжек) и побыстрей похудеть помогут цитрусовые масла (петит-грейн, лемограсс, грейпфрут), а лучше использовать сразу готовую смесь "Антицеллюлитную". Самым эффективным методом является не массаж или обертывания, как принято считать, а ванны. На стандартную ванну 500 гр.морской соли, 10-15 капель смеси и принимать через день. Результат в большинстве случаев превосходит ожидания, что меня как специалиста очень радует. Smile

Лечение варикоза. Выдавливаем на ладонь гель Траксивазин размером с большую горошину, добавляем 3-4 капли мяты, размешиваем на ладони и наносим мягкими движениями, не особо втирая, от пальцев ног до середины бедра. Берем опять Траксивазин, выдавливаем горошины поменьше, бодавляем 2-3 кап. перца черного и наносим на верхнюю часть бедра до паховой области. Ноги приподнимаем на 15 мин.

Отвечает Капель:
Юля, подскажите пожалуйста, а есть ли масла, которые лучше не использовать во время ГВ? Я люблю иланг-иланга капнуть в ванну, но сейчас опасаюсь Sad , может зря?

Отвечает Юлия Ирисова:
Во время грудного вскармливания можно пользоваться всеми маслами, которые Вам нравятся по запаху. Главное внутрь не пить Laughing и на сосок не наносить. Еще, конечно, нельзя возбуждающие масла на ночь использовать (гвоздика, корица, левзея, розмарин...).
Иланг-иланг - замечательное антистрессовое масло и в ванне дает хороший расслабляющий эффект.

Двухэтажная кровать
Пишет Дария:
Какую купить? И не вредно ли ребенку спать наверху? Мой муж считает, что там скапливается вся пыль и ребенку там плохо. А я помню как мне в детстве нравилось спать на верхних полках в поезде или в гостях на втором этаже двухэтажной кровати.

Отвечает Аня-Коша:
Дария, мы наверху просто пылесосим, и спим с открытой форточкой
мой муж спал на втором этаже и доволен жизнью. Ребенку очень нравится
мы делали под заказ

Отвечает Дария:
Аня - Коша, мы спим всегда с открытым окном. Но мужа это не убеждает. Все равно говорит, что раз вверх поднимается теплый воздух, то он поднимает за собой пыль, от которой не избавиться даже если пылесосить каждый день. Волнуется за здоровье Пети.

Отвечает LEBU:
Мы вот тоже собрались покупать двухэтажную кровать. Но говорят, что по ФЕН-ШУЮ это вредно.
Аня - Коша, а у Вас кто спит на такой кровати?

Еще вопрос: кто как считает, с какого возраста ребенку безопасно спать на втором этаже?

Отвечает Аня-Коша:
LEBU, на нижнем этаже спит Слава - в проекте его переход на второй этаж, а на первом, будем надеяться, поселиться кто-нибудь еще Smile
сейчас там спит бабушка или дедушка, когда приезжают в гости, папа, когда Слава болел и спал со мной на диване, я, когда Слава болел, на всякий случай - я так контролировала, что с ребенком, наши друзья, когда остаются у нас
а мы на втором этаже больше играем пока
когда переходить на второй этаж - а как ребенок сам попроситSmile
там же высокий бортик, если не специально вылазить - не вывалишься
единственная неудобность - ночью в туалет слазить, так не все по ночам бегают Smile

Отвечает Муся:
Я в состоянии полной беременности сподвигла мужа купить двухярусную кровать. Очем потом немного пожалела: Сонечка спать там отказывается( на 2ом этаже), а положить над ней кого-то я отказываюсь.
Но в этом есть и плюс - у нас сейчас период куклы Барби со всеми вытекающими от сюда вещами и мебелью, так вот они и находятся у нас на 2ом этаже.
Но и еще один плюс при наличии дома ползунка все малкие игрушки на втором этаже.

Отвечает Аня-Коша:
сейчас у нас затребованы оба этажа - потому как очень много игр проходит на втором - это корабль, на него перелазят со спорт уголка по канату,
это крыша, на ней живет человек-паук (когда нас не было, бабушка успела показать мультик и ребенок запал на человека-паука)
а когда в гостях еще и соседский ребенок - так это вообще может быть что угодно - вчера, например, у каждого был свой домик и они ходили друг к другу в гости пить чай, а потом спасались на втором этаже от волка...
короче говоря, мы не пожалели Smile

Каши
Пишет assol как варить каши по Похлебкину
Свои рецепты вкусных и полезных каш оставляйте тут!

Шашлыки. Есть любители?
Пишет Лена Данилова:
Шашлыки. Есть любители?
Поделитесь своими "фишками"!

Отвечает Veronika-Al:
Самые быстрый маринад - киви. Самое главное не переборщить. На ведро мяса достаточно половины киви. Мариновать не более 6 часов. А вообще, у нас народ и в минералке маринует и в Таласике (в смысле, вино дешевое). Покопаюсь в своих заначках и выложу рецепты. Но самое главное - жарить шашлык на саксауле. А еще народ говорит, что очень вкусно получается жарить шашлык на ШИШКАХ!

Отвечает Нина Д.:
Самое главное - мясо. Я больше всего люблю свиную шейку (не очень жирную). Самые сочные шашлыки получаются.
Маринад делаю самый простейший - лук, майонез и приправы всевозможные. Соль не кладу. И постоять подольше, в том числе часа 1,5 перед приготовлением в тепле (на солнце или у батареи). Дрова березовые. Прожарить хорошенько, чтоб всё сало растопилось.
Однажды нашла в журнале рецепты шашлыков различных национальных кухонь. Делала всё по-правилам, старалась несколько дней. Потом пожарили несколько видов шашлыков и продегустировали. Вся семья решила, что обычный вкуснее всех.

Отвечает Татьяна:
Я последнее время никогда не использую вино и уксус. Если их использовать, больше 2-х часов мясо мариновать нельзя - слишком кислое становится.
Обалденный маринад получается из газированного тана (айрана). За счет газировки мясо получается мягчайшее (даже баранина), а тан придает нежный вкус. Лук очень вкусно натереть на терке, ну или хотя бы нарезать максимально мелко. В такой маринад хорошо добавить сумах (барбарис), зиру, кориандр, чеснок, перцы, лаврушку.
Телятина отлично получается в нерафинированном оливковом масле и лимоне (+ лук, чеснок, перцы, лаврушка, душица, базилик).

Папина мастерская
Пишет Лена Данилова:
Дорогие папы!
Делитесь своим опытом и секретами!
Кто что делает для детей?
Трек? Горку? Лесенку? Домик? Мольберт? И так далее! Рассказывайте!

Отвечает Антон:
"Кто тут последний в цари? Никого?" (с) Вобщем, первым буду.
Я решил вести рассылку, в которой записывать то, что придумалось за эти три года. Вот одно из писем рассылки, а в конце - адрес, чтобы подписаться заинтересовавшимся. Idea

Однажды психологи поставили такой эксперимент. В одном кафе сделали для взрослых огромные кресла, огромные столики и т.п. В общем, все в таком же масштабе, как видит окружающий мир ребенок. Кафе начало разоряться, поскольку взрослые чувствовали в нем себя крайне неуютно. Вы можете проэкперементировать сами, опустив кресло вниз, взяв половник и самую большую миску и пр. Или постоять на четвереньках в автобусе, чтобы понять, что видит ребенок (и как невкусно это пахнет).

Давайте сделаем «взрослый» дом удобным для ребенка, чтобы он не обращался «за помощью» по пустякам. Это кстати, избавит и вас от лишней работы.
Когда ребенку исполнилось 2 года, мы выделили ему отдельную комнату (из двух), посчитав, что во-первых, его вещи все равно занимают примерно с комнату, зато будут собраны в одном месте. А во-вторых, ему нужно свое пространство (за которое он отвечает – например, если надо одеться - сам принесет свою одежду из шкафа и оденется; знает, куда убирать свои игрушки и пр.).

Далее мы:
1) На все двери поставили снизу дополнительные ручки. Теперь ребенок может свободно перемещаться по квартире.
2) Выключатели света в его комнате и в ванной продублированы на его высоте. (теперь, когда он идет на горшок не надо бежать включать свет).
3) Кнопка звонка - внизу. Особой практичности нет (все равно один пока не ходит), но сколько радости ему доставляет позвонить!
4) Высокий детский стул - ел с нами за столом. Перед зеркалом, перед раковиной и пр. - табуреточки. Кран на кухне ребенок включает сам, поскольку у нас не вентили, а «рычажок» – его надо только поднять, есть внизу своя мыльница.
5) Купили в Икее часы с большими цифрами и повесили внизу. Объяснили, как смотреть на большую и маленькую стрелки (цифры он уже знает). Теперь он сам смотрит время и знает, что в 2 часа - дневной сон, в 11 - укладываемся спать. Когда заиграется - мы так и говорим: Саша, сходи, посмотри, сколько сейчас время, не пора ли идти спать?» Возвращается: «Пол-одиннадцатого, пора укладываться»
6) Нашему ребенку можно брать все, что не закрыто (остальное убирается наверх, куда он не дотянется). То, что нельзя - сначала попробовали (нож - острый, укололся, спички - горячие: обжигают пальцы). Затем - отдали ему нож-пилку (порезаться им нельзя, а сыр ребенок порезать может). Любил крутить газовые вентили Smile – пришлось купить такую же ручку на рынке и прикрепить на доске к стене – крути сколько хочешь.
7) И последнее – спорное, но у нас так: он научился сам вставлять вилки в розетки, вставлять кассету со своими мультиками в видак (пару раз не той стороной - пришлось разбирать видак и вытаскивать), вставляет диск с колыбельными в магнитофон. Наверно, это рановато, но он научился сам. Не отучать же…

Мы стремимся не опускаться на его уровень (никаких сюсюканий и слов типа «бибика, ляля, гуля» – он же посмотрит на взрослых как на недоразвитых), а поднять его на свой. И передать ему ответственность за себя. Но об этом в следующий раз.

Поделитесь своими идеями тут!

Список литературы
Пишет Irish:
Читаете ли Вы книги "про личностный рост" и какие? Может быть есть любимые, или полезные, или самые понятные, или вселяющие надежду?
Книга, которая изменила Ваши взгляды? Помогла?

Поделитесь, пожалуйста!

Последняя прочитанная мной - "Посланник" Джоуэла.

Отвечает Юля и дети:
Моя любимая была: "Аномалии родительской любви", но я, похоже мало читаю именно в личностном, все в совокупности с детьми. В основном, до всего дохожу либо сама, либо с посторонней помощью(либо чужие ситуации анализирую, либо свои, (наоборот Laughing) )

Отвечает Майданова Юлия:
А для меня это Н. Козлов "Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день". Она и любимая, и полезная, и самая понятная, и вселяющая надежду.

А другого просто не читала.Smile Есть теперь, над чем поработать.Smile

Отвечает Полянка:
Роберт Кийосаки "Если хочешь быть богатым и счастливым не ходи в школу" - дочитала до половины, но повлияла очень сильно. Основная мысль - не нужно бояться ошибок, они намного ценнее, чем только правильные решения... Снимает "синдром отличника" на раз Wink

Отвечает snowberry:
Сейчас читаю "Практикум по гештальт-терапии" Перлза. И что бы было интереснее, предложила подругам делать вместе со мной упражнения из книги. Получается действительно здОрово. Я не раз была удивлена и собственным опытом, и рассказами подруг. В процессе пересматриваю многие свои взгляды. Не могу сказать - кардинально меняю. )) Но такая задача и не стоит. А вот обогатить свое восприятие (а значит и обогатиться возможностями) я всегда рада. И Перлз в этом очень помогает.

А что читаете Вы?

 Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своем регионе!
Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Новгород Великий
Сургут
Краснодарский край
Таганрог
Новокузнецк
Владимир
Нижний Новгород
Норильск и Крайний Север
Уфа
Королев
  Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Украина
Латвия
Беларусь
Эстония
Чехия
Италия
  Москва: Автозаводская
Вся Москва
Челябинская область
Ульяновск
Ирландия или Британия
Австралия, Сидней
Ставрополь
Владивосток, Приморье
Норвегия

Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Ищем ровесников!
Зима 2003-2004
Зима 2004-2005
Зима 2005-2006

Лето-осень 2003
Лето и осень 2004
  Март-2001
Май 2005

Осень 2003
  1999 год
2002 год


Если Вы не нашли в списке "своего" возраста, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Стихи для детей

Э. Мошковская

Утренний приказ

Нос, умойся!
Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!
Мойтесь
Сразу
Оба
Глаза!
Мойтесь
Уши,
Мойся
Шейка,
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся,
Мойся,
Обливайся!

Грязь,
Смывайся!
Грязь,
Смывайся!!!

 

 

 

Ночь

Ночь выходит из горы,
Ночь обходит все дворы,
все сады лимонные,
тёмные,
сонные,
рощи апельсинные,
сонные,
синие,
все долины чайные,
чёрные,
тайные,
все заливы пенные,
лунные,
бледные...
Только в утреннюю пору
Ночь опять уходит в гору.
Входит
в гору
по коридору.
До ночной своей поры
не выходит из горы...


В избранное