Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей


www.danilova.ru
Выпуск № 74 от 20 июня 2006 года 
 Сегодня в рассылке
  • Требуется Ваша помощь!
  • Новинки магазина
  • Демонстрационный материал
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
  • Знакомимся с товарами магазина
  • Рубрика "Советуем!"
  • Новости партнеров
  • Наши конкурсы!
  • Поздравляем победителей!
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Художники в памперсах"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Двуязычие и общество"
  • Рубрика "Есть идея!"
  • Рубрика "Обмен опытом" - вопросы из форума
  • Рубрика "Ищем ровесников!"
  • Рубрика "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Стихи для детей"
 Новости сайта
 
 Новости магазина
 Знакомимся с товарами магазина
Развивающие игры для детей. Английский язык для малышей. 1 ступенька (DVD)

Английский язык для малышей. 1 ступенька (DVD). 175.00 р.

Если Вы - заботливый родитель, то, безусловно, хотите, чтобы Ваш малыш начал говорить на иностранных языках как можно раньше. Используя эти кассеты, Вы поможете малышу погрузиться в мир английского языка. Без больших усилий, без зубрежки, в живой увлекательной игре Ваш ребенок легко запомнит 200 английских слов и выражений, научится петь веселые английские песенки, сможет общаться, используя выученные слова и выражения. И это только начало!

Смешной инопланетянин Фафаля станет верным другом и спутником Вашего малыша в увлекательном деле изучения английского языка. Оригинальная методика разработана при участии Санкт-Петербургского института иностранных языков и одобрена Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Перейти в магазин

 Новости наших партнеров

Новая игра на сайте "Вагончик" >>
Игра-развлекалка "ОвцеТетрис" - это тетрис для детей от 4-х лет.
Цель игры: собирать всех животных в загоны. Овец нужно собрать отдельно от волков и не уронить ни одно животное в пруд.
В игре 3 уровня сложности. Даётся 3 дополнительные попытки для прохождения игры.
Игра бесплатная.

На сайте Детского развивающего Монтессори-центра "Созвездие"
добавлен новый раздел - Пища для ума и для души.
Заходите, это занимательно!

Новости Сайта НН-МАМА
Размещена новая статья "Трудно кормить грудью?"

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).

Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте! Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.

Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru

 Консультации
Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Новороссийске, Геленджике, Анапе, Краснодаре, Абинске и других городах Краснодарского края по предварительной записи.
 
 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Требуется Ваша помощь!

Вышли в свет похождения Фафали в стране английского в варианте на DVD !

Нас часто спрашивали, когда же студия Игоря Шадхана выпустит свою суперпопулярную программу ''Английский язык для малышей'' в варианте на DVD.

Без сомнения, видеомагнитофоны медленно, но верно уходят в прошлое, а стоимость DVD-плееров сравнялась со стоимостью и даже оказалась меньше стоимости очень скромного ужина в московском ресторанчике. И вот - технический прогресс неумолим! - мы можем с удовольствием предложить Вам DVD-вариант программы.

Новая продукция редко радует нас низкими ценами, но тут - о чудо! - стоимость DVD оказалась равна стоимости видеокассеты!

Смотрите новинки, как всегда, на главной странице магазина здесь...

 Новинки магазина



Память - на ''пять''!

Нет плохой памяти - есть лишь отсутствие нужных навыков запоминания!

Ваш ребенок плохо запоминает буквы и цифры, ему сложно пересказать текст, написать изложение, забывает даты, имеется проблемы с усвоением иностранных слов? Значит, эта книжка - для вас!

Развитие эмоционального мира детей

Как научить необщительного ребенка общаться с другими детьми? Как помочь агрессивному ребенку научиться вести себя в детском коллективе, в семье, как узнать с помощью детских рисунков, что он чувствует и не может или боится выразить словами?

Не откладывайте чтение этой книги ''на потом''. ''Потом'' может быть поздно! Ходить, говорить, читать и писать ваш ребенок обязательно научится, а вот умению чувствовать, сопереживать, общаться и любить обучиться значительно сложнее...

Очередной номер популярного журнала ''Детское чтение для сердца и разума (113)''

В этом номере: Ребята и зверята (За дальней опушкой) * К празднику (Моргасик) * Поэзия детям * Задушевное слово (Царевна-лягушка) * Бывает и такое (Почтовая история) * Рассказ за рассказом (Кошачья санатория) * История из истории (Страшный клад) * Чудные мгновения * Читаем всей семьей (Отроческие годы Пушкина) * Жила-была сказка (Как попался кот на удочку) * Кроме шуток (Рома) * Занятные истории (Разговаривали вещи) * Чудеса в решете (Песня лягушек) * У нас в гостях (Щедрое дерево).

Смотрите все новинки на главной странице здесь...

 Демонстрационный материал



Новые поступления демонстрационного материала для занятий с детьми по методике Глена Домана!

Пособия представляют собой картонные карточки формата А4 или А3 с картинками фотографического качества, сгруппированные по различным темам.

Смотрите новинки на главной странице магазина здесь...

 Внимание! Наши конкурсы!
Конкурс для пап! Лучший пульт управления!
Что-то наши папы совсем не у дел! Надо и их втянуть в конкурсное движение!
Начинается лето, пора отпусков. Вот папы сядут на даче на крылечко и подумают, как бы им выиграть главный приз.
Что надо будет делать?
"Пульт управления"! Это такая игрушка для маленьких и не очень!
Почитать о ней можно здесь
Конкурс продлится с 1 июня по 31 июля.
Голосование с 1 по 10 августа.
Спонсор конкурса – ''РАЗВИВАЛКИ.RU''.
Призы от спонсора конструкторы Marbutopia

 

Конкурс "Наш семейный герб"

Началось голосование!

Спонсор конкурса – ''РАЗВИВАЛКИ.RU''.

Призы от спонсора Сборник лучших словарей русского языка (CD-ROM)

 

 Поздравляем победителей!
Конкурс-соревнование для мам, у кого детям от 0 до 2 лет завершен!!!
Поздравляем победителей!
1. марк
2 и 3. Диночка и Марина Печенюк

 

Конкурс ''Познавательные презентации для детей' завершен!
Победители по номинациям:
По странам и континентам
Мама Пуси
Люди и их деятельность
Мария Дм.
Знакомимся с историей
Здобнова Надежда
Живая природа
Поварешка
Свободная тема
zooropean
Спонсор конкурса – ''РАЗВИВАЛКИ.RU''.
Призы от спонсора - познавательные аудиоэнциклопедии!

 

 Рубрика: Статьи и полезные советы

Художники в памперсах
По материалам сайта http://dob.1september.ru/
Мария ГМОШИНСКАЯ

Как известно, тесная взаимосвязь матери и ребенка сохраняется и после рождения младенца. Одним из проявлений "сознательного материнства" можно считать длительность грудного вскармливания. Чем оно продолжительнее, тем теснее контакт матери и ребенка. Как показывает наш опыт работы с родителями, желание заниматься с детьми в раннем возрасте чаще проявляют те матери, которые вскармливают своих детей до 6 месяцев и более. Если прекращение грудного вскармливания было связано с причинами, не зависящими от матери (например, болезнь ее или ребенка), матери нередко испытывают чувство вины перед ребенком. Совместное творчество помогает в дальнейшем снять это чувство вины. Творческий контакт, который может быть установлен, как показывает практика, очень рано (в 4-6 месяцев), может способствовать созданию положительного эмоционального фона в случае необходимости преждевременного прекращения грудного вскармливания, а также при его естественном прекращении в возрасте ребенка старше 1-1,5 лет.

На практике мы убедились, что работу с красками следует начинать с шести месяцев. Позже - можно, раньше - не имеет смысла.

К шести месяцам ребенку уже не достаточно простого внимания со стороны взрослых. Ему необходимо что-то делать вместе со взрослым. В этом возрасте взрослый привлекает младенца благодаря его умению действовать с предметами. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся предметные действия и движения (позы, жесты). При этом следует учитывать, что у детей второго полугодия жизни отношение к близким и посторонним взрослым качественно различается. После 6 месяцев дети тяжело переживают отсутствие матери, тогда как ее присутствие стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность ребенка.

Первый год считается доречевым периодом развития ребенка, но в этот период создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие предречевых вокализаций (отработка будущей речевой артикуляции). Во втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков: в них выделяются тембр и тон. Начинается интенсивное формирование фонематического слуха, в результате чего дети к году начинают различать слова взрослого, понимают их значение, а также понимают значение действий.

Основой для организации совместного творчества является отношение ребенка к взрослому. Ребенок 6 месяцев готов к совместному творчеству красками. В присутствии матери ребенок чувствует себя уверенным в своих силах и смело обследует новый предмет (краску), учится ею манипулировать. Взрослый (инструктор) выступает как партнер по совместным действиям. Так как ребенок после 6 месяцев (особенно в 8-10 месяцев) начинает понимать речь взрослого, он быстро соображает, что надо делать с краской. Эмоциональный фон занятий, как и в первом полугодии жизни, очень важен. Методисту необходимо понять ребенка, постараться не вызвать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Целью таких занятий является сохранение контакта матери и ребенка посредством творческой деятельности.

Задачи:
1. Развитие цветовосприятия.
2. Сенсорное развитие.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Психоэмоциональное развитие.
5. Профилактика девиантных (отклоняющихся) форм поведения в последующие возрастные периоды.

Материалы и оборудование:
- восковые мелки;
- фломастеры (толстые, на водной основе);
- масляная пастель;
- гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная; акварельные краски на меду не годятся, так как могут вызвать аллергию у ребенка);
- кисти N 10; 22; 24;
- бумага белая, обои, плакаты;
- бумага цветная;
- бумага для рисования (желательно ватман);
- цветной картон;
- обычный тонкий картон;
- ножницы с тупыми концами;
- подстилка (клеенка);
- фартук;
- тряпка;
- крышки из-под баночек с детским питанием (палитра);
- точилка.

Все это нужно положить в коробку и хранить в недоступном для ребенка месте.

Методические рекомендации
1. Перед началом работы с малышом готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии. Первое условие успешного проведения занятий с детьми - все необходимое должно быть приготовлено заранее.

2. Продолжительность занятий - 5-20 минут и более, в зависимости от возраста, настроения и желания самого ребенка. Предлагать позаниматься можно только после двух лет, когда малыш уже понимает, что означают слова "давай полепим" или "давай порисуем". (В 2-3 года вопрос "чем ты хочешь позаниматься?" может поставить ребенка в тупик. Он хочет заниматься всем. Да, именно всем, что ему предложат. Если вы с малышом начали лепить, а дело не идет, следует закончить лепку. Захотели вы слепить снеговика, скатали один шарик, а малыш не хочет. Не заставляйте, улыбнитесь: "Посмотри, мячик белый получился!" Предложите ребенку: "Давай нарисуем много мячиков!" И малыш с охотой возьмется рисовать.)

3. Занятия индивидуальные. Групповые занятия с 2-3 парами "мать - ребенок" возможны только после того, как ребенок привыкнет к методисту и овладеет техникой работы с красками.

4. Перед началом работы ребенок должен быть сыт и находиться в хорошем настроении.

5. Работа с красками проводится за письменным столом. Недопустимо использовать для работы с красками обеденный стол, так как ребенок с первого занятия рисованием должен понимать, что краски есть нельзя.

6. Водой не пользуемся, поскольку ребенок может разлить ее или выпить.

7. Перед началом занятия ребенку надевают фартук, предназначенный для занятий рисованием, и объясняют его предназначение.

8. Мать держит ребенка на руках, методист находится рядом с матерью.

9. Обязателен контакт "глаза в глаза", особенно при словесном общении.

10. На первом занятии ребенку показывают 1-2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски и их не едят.

11. Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.

12. Обязательно называют цвет краски, после чего предлагают лист бумаги и просят малыша "оставить след на ней".

13. После окончания занятия надо похвалить малыша.

14. Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски в место, недоступное ребенку.

15. После 3-4 занятий ребенка можно посадить за отдельный столик, при этом мама и методист находятся рядом с ребенком.

16. В первые месяцы занятия проводятся не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.

17. После того как ребенок освоит навыки рисования, можно все необходимое оставлять на рабочем столе, чтобы при желании ребенка можно было без задержки начать работу. Дети любят работу с красками и просят родителей давать краски. Главное при этом, чтобы ребенок освоил основную последовательность действий: подготовка к рисованию (надевание спецодежды), работа с краской, мытье рук.



Техника рисования

До года при рисовании используются пальцы и ладонь. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года ребенку можно дать кисть N 22-24 и через несколько занятий предложить работать за мольбертом. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с кисточкой, погладить ею руку ребенка, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой кисточкой, а затем мокрой.

Следует обратить внимание ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить краску. Красная краска может испугать ребенка. Лучше предложить оранжевую или желтую. Согласно нашим наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части (то есть так, как они обычно берут ложку). Через несколько занятий дети, как правило, уже правильно держат кисть.

Вначале мы предлагаем детям лист формата А4 (независимо от возраста), а затем - формата А3. Детям старше года предлагаем для каждой краски отдельную кисть. В работе используем основные цвета и белый цвет. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге или на цветном картоне.

Оценка детских работ

Суммарная оценка "рисунков" детей проводилась по 4 показателям (при трехбалльной системе):

- отношение матери к творческой работе ребенка,

- отношение ребенка к данному виду деятельности,

- процент заполнения листа,

- количество используемых красок.

Несомненно, что на первый рисунок ребенка оказывает влияние методист, степень его подготовки. Это отчетливо видно при сравнении суммарных показателей рисунков детей на начальном этапе и при уже отлаженной методике, когда ведущую роль приобрел словесный контакт методиста с ребенком. Первые рисунки четырех детей, начавших рисовать в возрасте 5-6 месяцев, не превышали 8-9 баллов, что было связано прежде всего с несовершенством самой методики (ребенку предлагалась только одна краска; делались попытки научить ребенка оставлять след на бумаге). За прошедшие 2 года с момента начала работы с детьми мы научились прежде всего речевому общению с ребенком (с 6-7 месяцев). При этом большое влияние оказывает контакт методиста с ребенком "глаза в глаза".

Следует отметить, что младенцы до года "рисуют" очень активно, однако 5 из 30 детей включились в процесс "рисования" не с первого, а со второго-третьего занятия. Мы наблюдали шестерых детей, у которых заполнение листа, как правило, не превышало 25-30%, и 11 детей, у которых процент заполнения листа был постоянно выше 75%.

В целом работа детей красками в младенческом возрасте определяется отношением матери к самому процессу "творчества" ребенка, индивидуальными особенностями ребенка, степенью подготовленности методистов, а также творческой обстановкой и умением методиста вступить в контакт с ребенком и матерью.

Внешние факторы оказывают на активность младенцев меньшее влияние по сравнению с детьми старше года. Но у детей до года очень выражен симптом "отмены", когда активные дети (7 из 20), пропустившие 1-2 месяца занятий, при их возобновлении относились к процессу рисования как к новому, неизвестному виду деятельности. Возможно, это связано не только и не столько с перерывом в занятиях, сколько с повзрослением самого ребенка и переходом творческого процесса на новую ступень осознанной деятельности. Ребенка старше года начинает интересовать не только сам процесс работы с красками, но и его результат. Ребенок полутора лет из 2-3 предъявленных ему только что нарисованных рисунков выделяет свой. Процесс рисования вызывает положительные эмоции у ребенка. Среди детей, начавших рисовать после 1-1,5 лет, только у 5 детей это занятие не вызвало интереса.

На процент заполнения листа и количество использованных красок у детей старше 1-1,5 лет оказывают влияние и внешние факторы. Мы отмечали нежелание детей рисовать в новой обстановке (на мольберте); периодический отказ от рисования при недосыпании, прорезывании зубов; снижение активности детей в присутствии посторонних людей и при проведении видеосъемок. Играют роль самочувствие, настроение мамы. При недостаточной активности мамы, ее усталости, вялости, плохом настроении дети отказываются от рисования или рисуют мало. Выбор цвета также зависит от внутреннего состояния ребенка: при плаче ребенок отдает предпочтение красному цвету, при высокой температуре - черному, после нормализации температуры ребенок использует, как правило, желтый и зеленый цвета. Процент заполнения листа зависит от активности матери, ее способности выработать у ребенка интерес к совместному творчеству. При этом у ребенка вырабатывается своеобразный комплекс "оживления", когда он начинает активно работать красками.

За одно занятие ребенок в возрасте 1,5-2,5 лет в период "творческого подъема" может сделать 2-3 рисунка, тогда как младенцы редко рисуют больше чем на одном листе. Мы наблюдали девочку 9,5 месяцев, которая постоянно работала на листе формата А3. Среди 30 младенцев мы выделили 10 детей, постоянно активно рисующих.

В целом младенческие работы (детей до года) отличаются от рисунков более старших детей прежде всего отношением к самому процессу творчества - у них это скорее знакомство с красками как материалом для исследования.

Результат работы с красками зависит от "художественного стажа" ребенка, самочувствия, внешних условий, а возраст влияет на качество изображения. С полутора лет, после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой), ребенок пытается создать свою технику рисования (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек, раскатывание краски по бумаге карандашом). После года, иногда раньше, ребенок начинает "рисовать" кистью (N 22, 24). С полутора лет ребенок пытается называть то, что он изобразил.

Следует отметить, что процент заполнения листа, как правило, не зависит от продолжительности работы. Чем старше ребенок, тем быстрее он может заполнить лист. Продолжительность работы может исчисляться секундами (15-30) и доходить до 3-40 минут.

В качестве примера можно привести результаты анализа работ Алексея Б. (2,5 года). Мальчик занимается рисованием вместе с мамой и бабушкой с 5,5 месяцев. Первый рисунок был выполнен зеленой краской пальчиками и занимал не более 50% листа. Суммарный балл первого рисунка - 8 баллов из 12 возможных (в основном за счет количества использованных красок и процента заполнения листа). За 2 года ребенок нарисовал более 200 работ. Проведен анализ 125 рисунков (от 5,5 месяцев до 2,5 лет). Ребенок рисовал на индивидуальных занятиях, дома, а с двух лет активно рисовал и при проведении групповых занятий с детьми. Со слов родителей, ребенок любит рисовать дома, особенно при плохом настроении и во время болезни. При высокой температуре, при прорезывании зубов использует, как правило, черный цвет, а при снижении температуры - желтый и зеленый; при возбуждении использует красный цвет. Самый любимый цвет ребенка - зеленый.

Уже в младенчестве мальчик активно "рисовал", смешивал краски, процент заполнения листа составлял, как правило, 50% и выше, суммарный балл был постоянен: 10 из 12 баллов. Очень редко ребенок отказывается рисовать, и отказ отмечается, как правило, во время съемок. Мальчику нравится результат деятельности. В полтора года он из нескольких рисунков (трех) находил свой и при этом хлопал себя по груди.

Выводы

1. Активность ребенка в процессе "рисования" зависит от активности матери.

2. Работа с красками вызывает положительные эмоции и снимает отрицательные - как у ребенка, так и у матери.

3. Чем раньше начата работа с красками, тем более совершенна она к 2,5 годам.

4. С возрастом меняется техника "рисования".

5. После овладения основными методами "рисования" ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста). У детей, прошедших этап младенческого рисования, как правило, не бывает боязни испачкать руки.

6. Процент заполнения листа в младенчестве не зависит от продолжительности работы.

7. Существуют любимые цвета, индивидуальные для ребенка.

8. К полутора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.

9. После года (иногда до года) при рисовании дети охотно используют кисть.

Продолжение статьи в следующей рассылке

Обсудить тему рисования можно на форуме

Рисующие младенцы
Рисующие малыши (от года до трех лет)

 Рубрика: Статьи и полезные советы

Что нужно, чтобы выучить второй язык

Двуязычие и общество (окончание)

Начало в рассылке N72, 73

По материалам сайта http://www.bonne-int.com
Источник: «Дети и языки». М., 1998.
Автор: Е. Ю. Протасова


До сих пор ученым, занимающимся проблемами второго языка, не удалось ни опровергнуть следующие положения, ни собрать достаточно доказательств в их пользу:

- второй язык усваивается в той же последовательности, что и первый язык, повторяя в целом все этапы и ступени этого процесса;
- второй язык усваивается на основе первого, сквозь призму явлений родного языка;
- общее в языках облегчает процесс усвоения, несходное затрудняет, новое либо интерпретируется как знакомое, либо, по возможности, избегается;
- важно как можно больше говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке, неважно, насколько точно ты понимаешь то, что делаешь, главное - общий смысл;
- лучший способ учить иностранный язык - иметь преподавателя, которые все время будет ставить перед учеником следующие по сложности задачи;
- самое полезное - полное погружение в среду носителей языка, в их жизнь;
- смешивать изучаемые языки ни в коем случае нельзя;
- на каждом этапе усвоения иностранный язык образует у учащегося определенную систему компонентов с набором правил, отличающуюся как от исходного языка, так и от искомого языка.
Все эти идеи частично верны. Но экспериментально подтверждаются они только в тех случаях, когда более или менее очевидны, а все более сложные случаи могут являться результатом комбинации самых невероятных тенденций и обстоятельств.

Чтобы выучить второй язык, по мнению ученых, нужно, в первую очередь, иметь желание изучать его. Оно может не осознаваться самим человеком, но присутствовать в нем подспудно. Это и положительное отношение к языку, к говорящим на нем людям, и эмоциональный подъем, испытываемый учениками, если занятия хорошо организованы, и приятные, ощутимые результаты от изученного. Кроме того, должна наличествовать психофизиологическая способность перерабатывать новый язык и усваивать его (способности восприятия и запоминания). Наконец, следует обеспечить "доступ" к языку, т.е. достать учебные материалы, предоставить возможность общаться с носителями языка и т.д.

Усвоение иного языка отличается от работы по другим предметам. Что, собственно, усваивается, когда усваивается язык? Во-первых, это новые названия для предметов и явлений, но также и перераспределение объемов значений, выделение новых понятий, усвоение новых смыслов, переструктурирование картины мира и приобретение новых способов размышления о мире. Во-вторых, это изучение некоторой системы, при помощи которой все эти элементы объединены в функционирующий механизм языка, и способов описания этой системы (например, грамматики, прагматики). В-третьих, это то содержание, которое приходит через общение на новом языке, приобщение к иной культуре, отличной от собственного образа жизни и т.п. Эти новообразования затрагивают сферу самовыражения личности. Поэтому изучение иностранных языков оказывается сродни психодраме, оно приводит к новому самоощущению, к новому самоосознанию. Это - овладение другим пространством общения. На занятиях могут решаться разнообразные задачи, связанные с формированием логического, математического, национального, гуманистического, экологического мышления.

Процесс овладения вторым языком имеет определенную структуру: языковые характеристики усваиваются в определенной последовательности (вероятно, в зависимости от частоты некоторых форм, от их коммуникативной значимости, от легкости перцептуальной и когнитивной переработки). Этому процессу присущ некоторый (непостоянный) темп. При этом достижения в разных сферах (в адекватности коммуникации, в качестве произношения, в количестве активно используемых слов, по соотношению письменной и устной речи) могут быть очень различными у одного и того же человека. В конечном итоге язык может быть освоен даже в объеме, превышающем знания учителя.

Практические результаты обучения могут быть связаны также с тем, что педагог/родители/ учащиеся ставят перед собой различные цели в изучении второго языка. Одни хотят уметь общаться "в туристическом плане", другие - читать художественную литературу на языке оригинала, третьи - использовать кулинарные рецепты. В принципе для каждого языка существуют такие конкретно ориентированные курсы, достигающие строго поставленных целей. Практически ориентированное обучение не соответствует начальной ступени школьного образования: на начальной ступени преподавание должно носить максимально развивающий характер. Соответственно, учебники для начальной школы не могут быть узко специализированными. Они должны вызывать у детей интерес к предмету обучения и закладывать фундамент дальнейшего образования.

Есть одна сторона владения вторым языком, достигаемая только в ходе естественного общения с природными носителями языка, - это повседневная коммуникация. Она очень сильно определяется в обществе ритуализированными формами разговора, экстралингвистическими факторами (позой, мимикой, жестами), устойчивыми выражениями, рутинными формулами, чувствительностью к балансу между серьезным и несерьезным, различением прямых и непрямых речевых актов. В то же время совершенно не обязательно стремиться достичь во всем полного соответствия носителям языка. Многие люди, например, сознательно не работают над произношением, считая, что если они будут говорить точно так, как "те", то будут как бы "подделываться" под них, потеряют часть себя. Для других людей хорошее произношение - это как спорт, как решение трудной задачи, и они вовсе не идентифицируют себя с тем языком, на котором говорят.

Коммуникация - главная цель обучения, ведь основная функция языка - быть средством общения. Подавляющее большинство методов и форм обучения иностранному языку построены на коммуникации "учителя" (источника знания об иностранном языке) и "учеников". Коммуникативный минимум, как подлежащий усвоению, так и обеспечивающий нормальное проведение уроков также поддается достаточно полному исчислению и описанию. Вслед за усвоением основ языка должно начинаться его использование как инструмента обучения. Некоторые предметы, в особенности основы естественных наук и предметы гуманитарного цикла, могут преподаваться на ином языке. Перемещение цели обучения с собственно языковых структур на содержательные явления оказывает положительное влияние на ход овладения языком. Оно позволяет активизировать употребление специальной лексики и формулирование собственных мыслей с целями, вынесенными за пределы собственно языковых. Это, в свою очередь, способствует совершенствованию планирования речевой деятельности на ином языке.

Сроки начала преподавания нескольких иных языков должны быть, по возможности, разнесены по времени. Языки должны, в идеальном варианте, преподаваться разными людьми, владеющими ими на уровне родного, если школа ставит коммуникативные цели. Если происходит ознакомительное обучение иностранному языку (т.е. как явлению окружающего мира, как системе знаков, без обучения общению), то курс должен быть спланирован иначе: максимально компактно и интенсивно вводится грамматическая структура, а затем учащиеся тренируются в чтении некоторого корпуса представительных текстов со словарем. Так могут преподаваться классические или малораспространенные языки.

Уровень, соответствующий старой формулировке "читаю и могу объясниться", требует знания основ грамматики и отработки некоторого количества упражнений (по переводу с языка на язык, подстановке слов и форм в предложения, заучивания текстов и варьирования диалогов). Он вполне достижим даже при годичном курсе иностранного языка. Представление о свободном владении языком в последнее время стало более дифференцированным. Свободное владение предполагает достижение уровня, близкого к уровню компетентных коренных носителей языка. Однако адекватное понимание текстов (дискурсов) любого уровня сложности и умение выразить каждую свою мысль без потерь содержания происходит не обязательно на самом высоком уровне владения языком. Еще ниже этого уровня - упрощенное понимание и упрощенная передача смысла высказывания.

К хорошим результатам в активном овладении языком могут привести разные стратегии учебного поведения. Лучше, когда интерес к изучаемому предмету не связан только с личностью учителя и красивым оформлением учебника. Некоторые специалисты считают, что если желание научиться говорить на чужом языке действительно искренне, то надо сделать второй шаг и, преодолев себя, начать:

- подражать тем, кто умеет говорить на этом языке;
- повторять, имитировать, варьировать;
- учиться произносить отдельные звуки, затем звукосочетания, слоги, слова, словосочетания, предложения;
- слушать, учиться понимать, разбирать со слуха, затем говорить;
- сначала читать, потом писать;
- переводить на родной язык не обязательно, но перевод может быть выдвинут в качестве самостоятельной задачи;
- грамматические схемы следуют за реальным употреблением.

Безусловно, в чистом виде ни один педагог не одобрит эти идеи, но многие из них лежат в основе так называемых аудиолингвальных методов обучения. Новый материал дается в этом случае в виде диалога, поощряются разные способы запоминания наборов целостных фраз. Структуры фраз, грамматические явления вводятся последовательно, объясняются контрастивно, отрабатываются в системах упражнений. Словарь ограничивается и дается в составе текста. Широко используются наглядные пособия, аудиозаписи, лингафонные кабинеты. Произношению придается большое значение, использование родного языка ограничивается. Учеников поощряют к производству правильных высказываний, подкрепляя верные грамматические структуры.

Чтобы добиться хороших результатов в обучении иностранным языкам, нужен не просто индивидуальный подход. Школьники обязательно тем или иным способом должны захотеть учить преподаваемый язык и получать от этого удовольствие. Педагог показывает своим ученикам разные способы применения иностранного языка, способы находить справочную литературу и пользоваться ей. Он учит детей учиться иностранным языкам: рассказывает о возможных стратегиях запоминания, об эксплуатации уже проявивших себя собственных способностей и развитии тех, которые пока еще работают недостаточно. Самодисциплина, умение организовать свою жизнь при занятиях иностранным языком приобретают очень большое значение. Наконец, положительная роль отводится особой атмосфере занятий, благожелательной, стимулирующей обстановке. В соединении с настойчивостью учителя, изобилием языкового материала познание собственной личности через занятия иностранным языком полезно для всего школьного обучения.

Особенности взаимодействия языков при двуязычии

Выясняется, что при двуязычии языки могут:

- взаимно обогащаться или взаимно обедняться;
- иметь разную функциональную направленность, разные сферы употребления;
- быть развитыми примерно одинаково или очень по-разному;
- иметь или не иметь письменного варианта, школьной нормы, постоянного употребления;
- быть по-разному эмоционально, политически, экономически, социально окрашенными для их носителей.

Эти и другие особенности языков рассматриваются в статике и в динамике, на протяжении разных отрезков времени использования или изучения.

Одно из направлений исследований билингвизма связано с переходом с языка на язык, попеременным использованием двуязычными индивидами двух или более языков в одном и том же разговоре. Интра-сентенциальное переключение применимо по отношению к случаям внутри предложения; интер-сентенциальное - между предложениями, иногда употребляются также термины тэг-свитчинг, эмблематичное переключение или экстра-сентенциальное переключение, когда к высказыванию прицеплен тэг или междометие.

При описании варианта языка, бытующего в иноязычном окружении, по сравнению с языком основных носителей языка, иногда представляется целесообразным использовать термин "аттриция". Аттриция, или потеря, порча, утрата, изменение одного языка под влиянием другого (иногда выученного в школе, чаще используемого в естественном контексте) - явление, сопровождающее использование родного из языков индивида языка в иноязычной среде в условиях двуязычия. Аттриция изучается, прежде всего, на двух уровнях - индивидуальном и социальном. Так, то, что характерно для отдельного человека, может оказаться не существующим в сколько-нибудь представительной группе людей. Изучаются причины искажений в первом языке. Ими могут быть:

- недостаточный объем памяти говорящих либо неразвитость порождающего речь устройства;
- особенности роли и функций первого и второго по времени усвоенных языков в обществе, их социальный статус;
- степень цивилизации или аккультурации языков - т.е. объем постоянного использования современными средствами массовой информации, применимость в бизнесе и образовании, а также возможность извлекать из знания языка выгоду;
- оторванность от исходной языковой среды;
- культурный престиж или дефицит использования в интернациональном масштабе и т.д.

Изучается личность самого носителя языка: кто имеет право считаться полноценно владеющим родным языком, а кто еще/уже нет; с какого момента можно предположить, что индивид или группа людей перешли к новой речевой норме и будет ли это считаться достаточным для признания существования нового языка; насколько сохраняется с возрастом языковая способность к порождению, восприятию, интерпретации речи, какие именно психолингвистические процессы характерны для забывания или смешения языков; какое значение имеет возраст носителей языка, длительность и характер их контактов со средой второго языка для поддержания первого.

Среди признаков потери родного языка перечисляются: заимствования и кальки на всех уровнях; лексические замены, расширения, сужения, переносы, обобщения; морфологическое выравнивание, упрощение, схождение, ложный отказ от исключений, перенос правил чужого языка в свой; структурные перестановки, создание единой синтаксической системы для обоих языков, утрата ориентировки на стандарт речевого употребления, увеличение частотности маргинальных образований и забвение регулярных парадигм; переключение грамматических категорий, т.е. выражение известных категорий перенесенными из другого языка средствами или выражение заимствованных старыми и др. Мотивация носителей языка, их сознательность и самоидентификация, личностная ориентация и претензии на определенное место в обществе, стратегии в изучении и поддержании языков формируют идиолекты, а в целом создают картину бытования разных языков в социумах. Для решения вопроса о направленности преподавания необходимо выяснить, как взаимодействуют изучаемый язык и язык окружения в ситуации двуязычия.



Раздел на форуме: Двуязычные дети

 Рубрика: Есть идея!

Летняя школа РР

Актуальные темы для обсуждения:

Кого где и когда встречать?
Дни рождения в Летней школе! Читать всем!
Давайте сделаем Лене Даниловой подарок!

Давайте меняться
Творческое занятие (1-2)
Где встречаемся?
Список необходимых вещей
Вопрос к Лене Даниловой
Про музыку в летней школе

 

Творческое занятие (2-6)
Кто поедет обратно 9-10 июля? Объединимся?!
Вечерняя сказка
Анкета участника
Игры на пляже
"Карусель пособий" (2-3)
Ответственные за занятия. Смотрите все!
Есть одно место в Летней школе!!!
"Карусель пособий" (1-2)
Музыкальные занятия! Ура!
"Карусель пособий" (3-6)
Заявка на покупку канцтоваров
Творческое занятие (1-2)
Какие презентации будем смотреть?
Выбираем темы вечерних посиделок с ЛД
Подгруппы для занятий
Про питание в летней школе
Занятия "Зайчики": нужны ведущие!
Распорядок дня в летней школе РР
Кто полетит самолетом ???
Кто поедет поездом???
Кто поедет на машине???
Есть идея: летняя Школа раннего развития
Летняя Школа РР: обсуждение программы - ваши предложения

Школа РР осенью? Есть желающие?

 Рубрика: Делимся опытом

Любовь к детям
Пишет Лена Данилова:
Что такое, по-вашему, любовь к детям?
Как она появляется? В какой момент?
Любите ли Вы детей? Всех детей – теоретически?
Или только своих (родных детей, племянников, братьев-сестер и других родственников)?
И соседского вечно сопливого мальчишку, который постоянно колотит в стену, а в подъезде показывает Вам язык? Такого любите? То есть, смогли бы полюбить?

А Ваш супруг?

Как женщины любят детей? Своих? Чужих?
А как мужчины?
Имеющие своих детей? Не имеющие?

В чем проявляется любовь к ребенку?
В желании защитить, приласкать, обогреть? В заваливании подарками? (как многие бабушки)

Как пробудить в ребенке ответную любовь (не своем, а чужом)?

Делает ли наша любовь счастливыми наших детей?

Поучаствовать в дискуссии

В каком возрасте Вы начинали логические игры
Пишет Медвежонок:
Предлагаю поделиться кто в каком возрасте начинал осваивать какую игру и краткие наблюдения относительно того, следовала ли начать ее осваивать раньше или может наоборот, попозже. У меня уже несколько раз так было, кажется, что еще рано и не покупаю пока, а как куплю, оказывается, что можно было и раньше.
Мои наблюдения такие:
1. баночки разного размера, вставляющиеся одна в другую: 1г. 5м. - можно было и раньше.
2. игра, похожая на "Рамки Монтесори", различные геометрические фигуры, вставляющиеся в соответствующие дырочки. Несколько раз пробовала показать как это делать на объемном кубе, где фигурки бросаются в дырочки, но Миша не понимал, в 1г.8м. попался плоский вариант этой игры (не проваливаются в дырки, а остаются вставленными) освоил достаточно быстро. Если бы раньше попался плоский, наверное освоил бы раньше.
3. Сложи квадрат. 1 уровень - 2г. 2м. можно было значительно раньше, особенно самые первые квадраты.
2 уровень - 2г. 2м. на уровне его возможностей, с трудом, иногда слезами, но может
4. Сложи узор 2г. 2м. пошел достаточно хорошо.

Отвечает Туся:
А мы рамки с животными (контур очень сложный) купили в 10 мес.. Сначала только вынимала, а в год и 2мес сама без помощи стала вставлять. Сейчас любую новую рамку собирает без предварительного показа с первого же раза.
Деревянный пазл "Еноты" (по типу рамки, только получается из кусочков единое полотно) купила в 1,5 года, недели две играли вместе, наводила её на правильный вариант, потом стала собирать сама. Сейчас такого плана пазлы собирает сама с первого раза - на Новый год купила, думала недели на две хватит (очень мелкий и сложный), а она как только распечатала тут же собрала.
С 1,5 лет покупаю картонные паззлы, крупные из 20 частей. Картинку собрать не может, детали соединяет, но как попало - куда попадет. А вот настольные игры по типу паззл собирает правильно (сейчас таких много - у нас "Паровозик для зверят"- сцепить вагончики с насекомыми, птицами, рыбами и т.д.; "Парочки" - найти две одинаковые картинки и соединить;"Времена года" - четыре круга с выступами, к которым нужно подобрать соответствующие картинки). Две последние игры рекомендуются с трех лет.
Объемные вкладыши, где фигурки проваливаются внутрь игрушки, купили в 8 мес. - там крупные детали- по 4 шарика, треугольника и кубика. Сначала тыкала куда провалится и только шарики, потом научилась и треугольники, с кубиками разобралась где-то к 1,3. В год нам подарили более сложную игру - геометрических фигур пять и еще пять букв. Буквы стала вставлять года в полтора.
"Сложи квадрат" 2 уровень собирает с уговорами и играми.
"Сложи узор" пока только дорожки, столики, кроватки для игрушек и убирает в коробку - делает полянку, а на ней то заяц, то цветок, то лиса. Любит смотреть, когда я собираю сложные узоры.

Отвечает Аня-Коша:
Мы не корефеи, но все же
логический куб (с вкладышами, что надо пропихивать внутрь) - рассматривали с 6 месяцев - цвета, формы называли, потом перебирали ручками, пальчиками водили, месяцев в 10 стал запихивать все подряд (лишь бы залезало), к сожалению этот этап продолжался очень долго - только уже тогда, когда все
фигуры знали (по другим играм) стал "правильно" толкать - в 2 - 2.5 года

стаканчики - нам подарили в 9 мес - сначала просто процесс доставания одного из другого нравился - потом стали попарно вставлять - при чем брали не соседние - сложно было - а через несколько, потом 3 стаканчика. Все 9 к 2 годам где-то стал собирать. В 1.5 начали строить из них же башни. Ну и с самого начала - переливание - пересыпание

к году вкладыши картинки (у нас была ферма - любимые зверюшки и т.п. - сначала доставали, заодно как кто говорит - к 1.3-1.5 стал вкладывать все)

1.5 - объемные пазлы - пластмассовые (фигурки животных из нескольких частей у нас были) - но сначала только разбирать и показывать что куда должно стать (голову сюда, ноги - сюда) - в 2, 5 стал собирать

рамки - вкладыши Монтессори - с 1 и 4 (просто раньше не могла найти в продаже) - оказалось вовремя - очень нравилось открывать "окошки", вставлять окошки в рамку, пробовать закрыть окошко. К 1 и 8 собирали полностью 1 уровень (только я в нем тупоугольный треугольник на трапецию заменила), с трудом 2 уровень. К 2 годам и второй более менее поддался.

кубики - простые - с года и .... в разное время разные игры - сначала нравилось башню из 2, потом "паровозы", потом большие башни, потом что-то сложнее (это уже в 2.5 началось)

Сложи узор - начали с 6 мес - просто показывали - очень нравилось крышку выдвигать - задвигать, переворачивать, складывать кубики, когда мама вертела - цвета называла, дорожки - паровозики делала. В год стал пробовать
сам паровозы делать. В 2 (уже цвета не проблема были) стал поворачивать все нужным цветом, но узоры не делал. Может проблема была еще и в инструкции - мы пробовали пользоваться из набора, сейчас сделала как Лена писала - в маленький фотоальбом - сразу дело с мертвой точки пошло - уже многое собирает - но за раз не больше 4-5 узоров

домино - у нас 3 видов: картинки из мультиков, машинки, геометрия(пластмассовые - когда на половинке выпуклый рисунок - а на второй дырка нужной формы). Начинали с картинок в 1.5 - понял идею быстро, но на долго не хватало. В 1 и 9 в ход пошли "паровозы" из геометрического и обычное домино в фавор вошло. Но в одни и те же картинки долго не поиграешь - поэтому купили машинки - разнообразие.

Кубики сложить картинку - в 2 года стал собирать с мамиными подсказками (собираем котика - какого он цвета - ищи на кубиках такой цвет - ставь все кубики нужной стороной вверх - что на этом кубике - носик - где на картинке носик - ставь так же кубик - а что на этом кубие и т.п.). Но дело тронулось только с хорошими качественными кубиками (Стеллар - кошмар ) - когда крупынй четкий рисунок и такие же картинки. В 2.5 уже пробуем с 6 и 9 кубиков. Теперь даже Стеллар проходит, правда с трудом. Томик лучше.

Пазлы - в 2 и 2 были у соседа (ровесник мальчишка) и там увидали, как он собирает "толстый" (на пенке наклеен рисунок) пазл - и Славе стало интересно. А там очень удачная картинка - на каждом кусочке какая-то деталь легко узнаваемая - ушки - глазки - носик и т.п. Сборка шла примерно так: это что? - ушко - ставь его сюда - это что - ставь туда. Потом он уже сам знал, что куда стваить. Тогда купили такой же пазл, но с Винни Пухом - там тоже удачно - там тоже узнаваемые элементы - голова Пяточка, Винни и т.п. - теперь уже пробовали собирать без указки - ставь туда - смотрели по картинке. Поэтому следующий пазл (теремок) пошел практически самостоятельно. пока дальше не двигаемся (эти пазлы на 12 кусков) - интерес поугас - ждем новой волны.

Мозаика - штырьки - купили в 1 и 10 - стал с кайфом втыкать - просто сам процесс - к 2 годам стал экспериментировать с цветом, в 2,5 стали пробовать собирать по схеме - но пока очень туго - в основном мама работает.

В 1 и8 стали пробовать игры - где чей детеныш и т.п. - но действительно хорошо они пошли в 2 и 7 - с кайфом, визгом от восторга и т.п. Сейчас в нашем арсенале: Детеныши, кто где живет, герои сказок(2 варианта), транспорт (виды), фрукты-ягоды и т.п., фигуры, формы(пока идут туго), кто спрятался, что из чего сделано (пока сложновато)

уф - устала - если наберусь сил - продолжу

Продолжить можно здесь

Летунки для Санечки. Help! Help! Help!
Пишет Лена Данилова:
Девочки-москвички! (или не только москвички)
Кто может сшить для Сашки летунки? У нас нет машинки. И стропу я никак не могу в городе найти.
Мне кажется, что есть на форуме умельцы, кто умеет шить и может передать через "летних школьников"...

Летунки для Санечки шьет (а может быть уже сшила) Шоколадка, но любой желающий, заглянувший сюда сможет сшить летунки по подробным описаниям Людмилы, дополненными фото и комментариями Надежды Здобновой, assol и других форумчанок!

Если Вы не знаете, что такое летунки, то Вам сюда:
Летунки (новый тренажер И.Б. Чарковского)
рассказывает assol

Презентации по разным странам
Пишет Лена Данилова:
Дорогие форумчане!
Давайте покажем нашем детям этот прекрасный мир вместе!
Кто живет в Норвегии? С вас презентации про Норвегию!
А кто в Америке? С вас Америка! Ну и так далее!

Хорошо бы сделать для начала обзорную презентацию по стране.
Как должна выглядеть толковая презентация по стране?
Название страны на русском и, желательно, на языке страны (озвученное - по возможности).
Потом карта страны - можно только контур.
Далее (желательно) - карта мира с указанием точки на карте, где искать эту страну. Хорошо бы всем использовать одну и ту же картинку!
Например, эту.

Можно, кто умеет, залить нужную страну цветом. Можно показать стрелочкой.
Следом флаг страны, герб. Можно небольшой отрывок гимна дать под эти слайды.
Потом несколько слайдов с достопримечательностями столицы, название столицы.
Внешний вид людей – современный.
Люди в традиционных костюмах.
Жилище людей – современное, традиционное.
Самые известные люди этой страны (два-три слайда по несколько портретов с подписями и кратким описание – поэт, написал это и это, политик, сделал это и это).
Потом пару-тройку красивых природных ландшафтов, характерных именно для этой страны. Пару слайдов с животными, проживающими там (по несколько картинок на одном слайде), слайд с домашними животными, которых там разводят (если надо).
Далее можно несколько слайдов на свободную тему: еще достопримечательности, или, например, традиционный музыкальный инструмент со звуком! Всякие там волынки, ситары и бандуры.

И в завершение всего этого великолепия можно дать фото местных детишек за игрой.
Вот!

Надеюсь, что кто-нибудь откликнется.
Кто желает, пишите тут, а мы будем ждать с нетерпением!
Если кто-то хочет поучаствовать, живущий в России, тоже давайте! Я имею в виду, если Вы хотите сделать презентацию по какой-нибудь стране (не по России).
Представляете, как это будет здорово? Каждый сделает одну презентацию, а будет смотреть несколько десятков!
Записывайтесь, кто что берет!

У Элли из страны Оз уже готова презентация про Германию!

 Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своем регионе!
Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Новгород Великий
Сургут
Краснодарский край
Таганрог
Новокузнецк
Владимир
Нижний Новгород
Норильск и Крайний Север
Уфа
Королев
  Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Украина
Латвия
Беларусь
Эстония
Чехия
Италия
  Москва: Автозаводская
Вся Москва
Челябинская область
Ульяновск
Ирландия или Британия
Австралия, Сидней
Ставрополь
Владивосток, Приморье
Норвегия

Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Ищем ровесников!
Зима 2003-2004
Зима 2004-2005
Зима 2005-2006

Лето-осень 2003
Лето и осень 2004
  Март-2001
Май 2005

Осень 2003
  1999 год
2002 год


Если Вы не нашли в списке "своего" возраста, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Стихи для детей

Е. Трутнева

Лето
Ходит солнышко высоко,
Тяжелей летит пчела,
Налилась малина соком,
Падать в травы начала.
Ночью беглая зарница
Над покосами видна.
Золотистая пшеница
Стала гнуться от зерна.
Полон алой крупной вишни
Молодой шумливый сад.
В сосняке маслята вышли,
Первый маленький отряд.
Белый гриб похож на пряник;
Сыроежки – всех цветов.
Солнце яблоки румянит
В темной зелени садов.
На покосе травы косят,
Грабли сено ворошат.
А в траве у старых сосен
Земляника хороша!
И черника стала зрелой –
В синих бусинках кусты.
Столько дела, столько дела
У ребят до темноты!

 

 

Е. Трутнева

Земляника
На прогалинке лесной
Земляничка под сосной.
Земляничка-
Невеличка
Хорошо цвела весной.
На нее садились пчелы,
Майский жук летал на ней.
У нее сосед веселый –
Родничок среди камней.
Солнце грело много дней
Пышный кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.


В избранное