Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей


www.danilova.ru
Выпуск № 68 от 4 апреля 2006 года 
 Сегодня в рассылке
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
  • Знакомимся с товарами магазина
  • Рубрика "Советуем!"
  • Новости партнеров
  • Наши конкурсы!
  • Поздравляем победителей!
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Недетские проблемы детской литературы"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Уроки общения с ребенком. БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ"
  • Рубрика "Есть идея!"
  • Рубрика "Обмен опытом" - вопросы из форума
  • Рубрика "Ищем ровесников!"
  • Рубрика "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Стихи для детей"
 Новости сайта
 
 Новости магазина
 Знакомимся с товарами магазина

Веселая планета. 102.00 р.

Двенадцать мелодий из сокровищницы европейской фольклорной музыки. Для малыша зазвучат старинные детские песенки, веселая прелесть которых тонко подчеркивается звуками флейты, рожка, аккордеона и губной гармоники.

Покидая дом родной * Приход весны * The prancing pixie * Волшебный май * Веселый охотник * Домик у ручья * Крошка Джонни * Кукушечка * Мельница * Утренняя роса * Странный мельник * Святой Августин.

Перейти в магазин

 Новости наших партнеров

Новости центра "Созвездие"
В Монтессори-центре "Созвездие"
открылась новая группа "Мама и Малыш" для детишек от 9 мес. до 3 лет! Добро пожаловать!

Новости Сайта НН-МАМА
Конкурс рассказов КАК МЫ РАЗВИВАЕМСЯ!
Авторов трех самых интересных рассказов ждут призы:
Пальчиковые краски, Домино и Набор аудиокассет "Пальчиковая гимнастика

Новости фирмы Детский Интерьер
"Детский Интерьер" открыл новый сайт - www.BELKADESIGN.ru

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки
Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна). Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте! Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.
Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru
 Консультации
Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Новороссийске, Геленджике, Анапе, Краснодаре, Абинске и других городах Краснодарского края по предварительной записи.
 
 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Советуем!
Bridge to English for Kids - Английский как в Сказке!
Bridge to English for Kids позволит малышу начать обучение английскому языку с рождения или с любого возраста до 5-ти лет. Bridge to English for Kids – поможет вашему ребенку знать английский язык как родной!
Интерактивные DVD! Вы управляете происходящим на экране с помощью обычного пульта DVD плеера! Теперь еще два новых диска!
подробнее
 

 Внимание! Наши конкурсы!
Конкурс ''Познавательные презентации для детей'
Участники должны будут прислать на конкурс познавательные презентации.
Конкурсы будут проведены в пяти номинациях:
1. ''Живая природа''
2. ''По странам и континентам''
3. ''Знакомимся с историей''
4. ''Люди и их деятельность''
5. ''Свободная тема''
Конкурс продлится с 24 марта по 15 апреля.
Спонсор конкурса – ''РАЗВИВАЛКИ.RU''.
Призы от спонсора - познавательные аудиоэнциклопедии!
 



Фотоконкурс "Маленькая няня"
На конкурс принимаются фотографии, на которых один ребенок - постарше - ухаживает за другим (играет, качает, учит и т.д.).
Прием фотографий на конкурс будет проходить с 25 марта по 5 апреля.
Спонсор конкурса – ''РАЗВИВАЛКИ.RU''.
 

Новый конкурс "Дети и время"!

Объявляем конкурс самодельных учебных пособий и материалов на тему "Дети и время" - пособий, знакомящих детей со временем (времена года, дни недели, часы и т.д.).
Это могут быть плакаты, книжки, игры и другие пособия.
Прием работ на конкурс будет проходить с 18 марта по 8 апреля.
 

Новый конкурс "Развивающий коврик своими руками"

Прием работ на конкурс с 6 марта по 6 апреля.
 

 Поздравляем победителей!
Фотоконкурс "Забавное детское фото" завершен! Поздравляем Точку и Улечку - победительниц конкурса!  

 Рубрика: Статьи и полезные советы

Недетские проблемы детской литературы
Автор: Виктория Можная
По материалам сайта www.litkonkurs.ru

На Втором Форуме молодых писателей России, организованном Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова и проводимом в подмосковных Липках (14-18 октября 2002), на семинаре «Литература для детей» руководителями неоднократно повторялась фраза, запавшая в обнадёженные умы и возликовавшие души начинающих детских писателей. Смысл этой фразы таков: качественной литературы для детей сегодня катастрофически не хватает, поэтому она очень востребована. По крайней мере, больше, чем литература «для взрослых». Следовательно, у детских писателей есть реальный шанс издаваться.

Курирующий семинар «Литература для детей» генеральный директор издательства «Колобок и Два жирафа» Владимир Венкин тогда, на Форуме, заметил: «Раньше хорошие писатели из регионов вынуждены были переезжать в Москву за карьерой. Теперь столь ярко выраженного центростремления нет, но региональным писателям ещё сложнее, чем раньше. Прошедшее десятилетие в плане литературы смело можно назвать провальным. При издательской базе регионов книги выходят малыми тиражами, которые в принципе не могут охватить всю Россию. Москва остаётся всероссийским издательским центром…»

Критики Александр Ананичев и Лола Звонарёва в статье «…А у нас мастер-класс. А у вас?..» о Форуме в Липках к словам Владимира Венкина добавили следующее пояснение: «То есть, если не повезёт в Москве, периферийный автор знаменитым не станет. Даже если он – второй Заходер. А московские издательства гарантируют второму Заходеру три с половиной тысячи книг, ибо кто же даст больший тираж «тёмной лошадке», которую ещё предстоит раскручивать? В лучшем случае у него появится признание, но его книги не насытят даже небольшую изголодавшуюся по хорошему чтению часть населения. И ощущение трагического в своих масштабах противоречия стало бесконечно весомым…».

Действительно, противоречие налицо. С одной стороны, во многом обрадованных возможностью публикации детских писателей отпустили в родную провинцию, благословив на дальнейшее творчество. А с другой – проблема издания детских книг так и не снята. И вряд ли будет иметь решение в ближайшие годы.

Чтобы разобраться в сложностях современного литературного процесса, точнее в той его составляющей, которая имеет отношение к детской литературе, я решила прибегнуть к анализу ситуации с изданием детских книг за последние десять-двадцать лет, основных тенденций в современной литературе для детей. А также к анализу современных методических пособий для учителей и учебников для вузов.

Наиболее известной в преподавательской практике педагогических университетов сейчас является «Хрестоматия по детской литературе», вышедшая в свет в 1995 году в московском издательстве «Академия», а также учебное пособие И. Арзамасцевой, С. Николаевой «Детская литература» (М., Академия, 1997). Лола Звонарёва в статье «Принципиальная смена нравственных ориентиров: заметки о современной детской литературе и периодике» об этом учебнике отзывается так: «В пособии Арзамасцевой и Николаевой в разделе, посвящённом 80-м годам, много фактических ошибок и пробелов, в «Хрестоматии…» в роли новинок современной детской литературы выступают невысокого художественного уровня, явно конъюктурные повести Анатолия Алексина «Сигнальщики и горнисты» и покойного Юрия Яковлева «Саманта».

Действительно, у этой книги много недостатков, главным из которых будет то, что восьмидесятые и девяностые годы выпадают из творческого процесса, из детской литературы. Учебно-методическое пособие «Детская литература и воспитание читателя» под редакцией Татьяны Екимовны Беньковской (Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999), предназначенное для студентов педагогических вузов и средних педагогических учебных заведений, - также очередная и вполне удачная попытка определиться в современном процессе детской литературы. Но произведения для детей, названные и проанализированные автором книги (изданной в самом конце 90-х годов!) в лучшем случае написаны в конце 80-х годов ушедшего века. Рассмотрим, например, список поэтических текстов для детей, предлагаемых Беньковской для прочтения и анализа в главе «Современная поэзия для детей»:

Е. Благинина. «Огонёк», «Мороз», «Снегурочка», «Я дома не люблю сидеть», «Весна», «Про флажок», «Уморилась» и др. стихотворения.
Я. Аким. «Грибной лес», «Шубу», «Облака», «Где ты ходишь, осень?», «Весело мне», «Друг», «Мой верный чиж» и др. стихотворения.
И. Токмакова. Сборник стихов «Зёрнышко».
Ю. Кушак. «В магазине», «Ночное приключение», «Кто проснулся раньше всех», «Сорок сорок», «Самая правдивая история» и др. стихи, а также сказки «Приглашение на уху», «Почтовая история» и др.
В. Берестов. «Кто чему научился», «Перед первым сентября», «Три дороги», «Где право, где лево», «Урок листопада», «Читалочка», «У меня в портфеле» и другие стихи.
А. Шибаев. «Буква заблудилась».
Б. Заходер. Сказки и стихи: «Буква Я», «География всмятку», «Сказка про доброго Носорога», «Кит и кот», «Птичья школа», «Диета Термита», «Считалия» и др.
Н. Аристова. «Сорочья сказка».
С. Пивоваров. «Первокласснику».
Г. Остер. «Вредные советы».
Э. Успенский. Стихи и сказки»

После прочтения представленного списка возникает ощущение, что у автора учебника понятие «современность» несколько смещено в сторону ретро.

Анализу детской поэзии, начиная с 20-х годов и кончая 80-ми, Т. Е. Беньковская посвящает шесть страниц пособия. О последнем десятилетии 20 века в учебнике один коротенький абзац: «Поискам новых форм, образов, сюжетов отличается поэзия Г. Остера, Э. Успенского, А. Усачёва, Р. Куликова, С. Пшеничных, Н. Орловой, которые постигают и отражают мир ребёнка уже 90-х годов». А список научно-фантастических произведений в пособии заканчивается «Посёлком», «Рабыней Заури», «Путешествием Алисы» Кира Булычёва.

В методическом пособии для студентов высших учебных заведений доктора филологических наук, профессора Ирины Георгиевны Минераловой о произведениях 80-90 годов 20 века написано чуть больше: «В 80-90 гг. детские юмористические писатели, какими зарекомендовали себя Э. Успенский, Р. Сеф, Г. Сапгир, часто соединяют в своих произведениях юмористическое и лирическое. Особое место среди таких писателей принадлежит Ю. И. Ковалю, о котором выше говорилось как об авторе природоведческой тематики и новаторе, во многом обновившем жанровую систему отечественной детской литературы. Определённого рода отступлением от этой традиции эпохи можно назвать творчество Г. Сапгира и Г. Остера, продолжающих не традиции слияния юмористического с лирическим, а скорее традиции нонсенса, обозначенной поэзией ОБЭРИУтов».

Хрестоматия по детской литературе с основами литературоведения, составленная А.В. Дановским (М.: Издательский центр «Академия», 1996), в достаточной степени соответствует курсу детской литературы в педагогических вузах. Аннотация к пособию гласит: «В неё вошли произведения как традиционно включаемых в программу писателей, так и ранее не изучаемых. Тексты произведений предваряются краткими биографиями писателей. Пособие содержит также словарь литературоведческих терминов». Всё это верно. Хрестоматия включает отрывки из текстов знаменитых и малоизвестных, русских и зарубежных авторов: писателей и поэтов, живших в разное время (от 17 до конца 20 века), народные сказки, былины, стихи из детской Библии и жития святых. Но опять же последние, наиболее «свежие», произведения в лучшем случае датируются концом 80-х годов прошлого столетия (Ю. Я. Яковлев. «Саманта», С. П. Алексеев. «Небывалое бывает», А. Г. Алексин «Сигнальщики и горнисты», В. Д. Берестов «Вопрос художнику», «Рассказ по картинке», «Как нарисовать портрет ребёнка?», Г. Б. Остер. «Сказка с подробностями»). 90-е годы 20 века выпадают целиком. Почему так?

В восьмидесятые годы детская литература пережила серьёзный кризис, последствия которого отразились на творчестве детских писателей в девяностые годы. Разбухшая от современных «бродящих» условий жизни детская литература неумолимо выталкивает из себя тех, кто эту литературу создаёт. Галина Щербакова, чьи повести для подростков и о подростках («Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь» и др.) были популярны в восьмидесятые годы (по повести «Вам и не снилось…» даже был снят фильм с одноимённым названием), выходили стотысячным тиражом под эгидой издательства «Молодая гвардия», в девяностые годы и в начале двухтысячных переключилась на «взрослую» литературу. Её новые, иронико - саркастичные, далеко не детские произведения твёрдо встали на печатный конвейер издательства «Вагриус». Реже для детей стали писать Татьяна Пономарёва, Борис Минаев – автор книги для подростков «Детство Лёвы» с предисловием Льва Аннинского. Эмигрировали в Израиль Дина Рубина и Анатолий Алексин, в Германию - автор детских книг об искусстве Владимир Порудоминский, критик и переводчик Павел Френкель. Бывший детский поэт, писавший в традициях обэриутов, Владимир Друк организовал В Нью-Йорке компьютерный журнал для взрослых. Сергей Георгиев издал недетскую книгу «Запахи миндаля», Алан Милн – «Столик у оркестра». Известный московский поэт Роман Сеф, ведущий семинар «Литература для детей» у студентов Литературного института им. А.М. Горького, тоже перешёл на «взрослую» поэзию. Я имею в виду его книгу «Турусы на колёсах». Детский писатель Игорь Цесарский издаёт в Соединённых Штатах газеты «Континент США», «Обзор», «Русский акцент». Умерли критик Владимир Александров, писатели Юрий Коваль, Валентин Берестов, Сергей Иванов, поэт и переводчик Владимир Приходько.

И в то же время некоторые критики отмечают в детской литературе совершенно противоположные тенденции. Например, Ева Датнова в статье «Возвращение на кухню…» пишет следующее: «… происходит естественный процесс раздвигания рамок детской литературы. Сюда добавляют то, что было, в принципе, написано не для детей (и даже не о детях, как «От двух до пяти», прочно укоренившаяся, кстати, в детских отделах), но может оказаться для них понятным и интересным. Я уверена, что Викторию Токареву в самом близком будущем сделают детской писательницей (Дину Рубину уже сделали)».

Другая тенденция современной детской литературы проявляется в том, что детские поэты всё чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена Григорьева, Марина Богородицкая переключились на прозаическое творчество. Возможно, дело здесь в коммерческо-издательской стороне дела. «В самом конце 90-х гг. наиболее прогрессивные издатели наконец обратили благосклонный взгляд на современных детских поэтов – вышел долгожданный двухтомник Валентина Берестова, ставший посмертным, избранные стихи Виктора Лунина, многочисленные книги Андрея Усачёва в издательстве «Самовар», переиздал детские стихи Роман Сефа журнал «Мурзилка», калининградское издательство «Янтарный сказ» выпустило два сборника стихов московского поэта Льва Яковлева.

Короткое время возглавляемое поэтом Львом Яковлевым московское издательство «Белый город» успело издать стихи ленинградца Олега Григорьева, москвичей Георгия Юдина, Валентина Берестова, Игоря Иртеньева», - отмечает Лола Звонарёва в статье «Почувствовать нерв времени».Но если мэтров детской поэзии с трудом, но всё ж таки переиздают, то новичкам здесь просто не пробиться. Екатерина Матюшкина, молодая детская писательница из Санкт-Петербурга, одна из авторов популярной сегодня книги «Лапы вверх!» (С-Пб, «Азбука», 2004) (второй автор - Екатерина Оковитая) тоже начинала, как поэт. Но, получив отказ в издательствах, переключилась на детскую детективную прозу. Книгой с иллюстрациями, сделанными автором, заинтересовались в «Азбуке» и выпустили её тиражом семь тысяч экземпляров. А после коммерческого успеха предложили дополнительный тираж. На мой взгляд, показательный пример того, насколько, оказывается, стало материально выгодней писать прозу.

Не для кого не секрет, что коммерческий успех книги напрямую зависит от читательского спроса. Тут же напрашивается вопрос: почему поэзия сегодня не в чести? Об этом сейчас задумываются не только авторы, пишущие для детей. Во многом здесь виновато время, слишком уж оно непоэтическим стало. А каково время, таковы и нравы. Или - наоборот. Если вспомнить слова Зинаиды Гиппиус, написанные в дневнике ещё в 1904 году, то становится понятно, что человеческий, читательско-писательский, фактор имеет не меньшую значимость, чем временной. Они взаимосвязаны и перетекают друг в друга. Зинаида Гиппиус писала: «…современные стихотворные сборники и талантливых поэтов, и бездарных поэтов, одинаково оказали не нужны никому. Причина, следовательно, лежит не только в авторах, но и в читателях. Причина – время, к которому принадлежат и те, и другие, - все наши современники вообще…». Вспоминаются знаменитые строки Игоря Губермана о назначении и смысле поэзии, не важно – детской или взрослой:

Поэзия – нет дела бесполезней,
в житейской деловитой круговерти,
но всё, что не исполнено поэзии,
бесследно исчезает после смерти.

Или другие:

Весь век понукает невидимый враг нас
бумагу марать со слепым увлеченьем;
поэт – не профессия, это диагноз
печальной болезни с тяжёлым теченьем.

Поэты, согласно своему «диагнозу», не желают лгать и приспосабливаться. Они далеки от политики, идеологии, откровенной публицистичности. У них другие цели и прерогативы. В своих произведениях детские поэты пытаются проникнуть в душу ребёнка, передать его взгляд и понимание мира и себя в нем. Мир ребёнка отличен от мира взрослого, порой до противоположности – сейчас это аксиома. Однако додумались детские авторы до этого далеко не сразу.

Например, сотрудники дома-музея Чуковского в Переделкине рассказывают, что Корней Иванович, создавший знаменитые «заповеди» для детских поэтов, только в конце своей жизни открыл главную из них: ребёнок мыслит иначе, чем взрослый, потому что он счастлив. И чтобы понять, как на самом деле различно мышление малыша и взрослого, достаточно внимательно присмотреться к мордам львов, украшающих ножки старинного гарнитура карельской берёзы в гостиной дачи Корнея Ивановича. Если смотреть сверху вниз, то львы могут испугать вас своим свирепым видом. Но стоит только присесть, как вы увидите, что эти звери вам улыбаются – кажется даже, что вот-вот подмигнут. Так вот ребёнок, в отличие от взрослого, сначала увидит эту улыбку. И талантливый детский поэт или писатель подскажет ребёнку и поможет постигнуть неповторимую красоту мира, доброту людей и счастье жизни в гармонии.

Я не призываю детских авторов в своих произведениях отказаться от реальности в угоду несуществующего, идеального, сахарно-медового мира. Сейчас сделать это невозможно, да и незачем. Но чувство меры ещё никогда никому не повредило. Тем более что желающие объяснить детям все премудрости жизни не заставят себя долго ждать. На стеллажах современных магазинов «раскинулось море широко» бесчисленных периодических изданий типа «Кул», «Молоток», «Хулиган», книжек со всевозможными советами в личной жизни подростков, альбомов для девочек и всевозможных самоучителях для мальчиков.

Или серии любовных романов для девочек. Уже глядя на обложки этих книг, становится тоскливо от вида голозадых подростков с боевым раскрасом индейцев. Сама наблюдала в магазине, как восьми-девятиклассницы на перебой восторгаются ажурными колготками их ровесницы, намалёванной на обложке книги из серии «Только для девчонок». Подобная литература - закономерное следствие современного состояния общества, о котором уже столько написано, но всякий раз хочется повториться. Понятно, что сегодняшним детям хочется видеть в книге своё время, героев – современных мальчишек и девчонок. Это вполне достойно похвалы и товарного удовлетворения рыночного спроса. Другое дело, что качество новой литературы для детей оставляет желать лучшего. Порой детские авторы, пытаясь изобразить жизнь современной ребятни и в то же время научить детей добру, создают произведения, герои которых живут в сегодняшней Москве, общаются с наркоманами и наркодилерами и при этом умудряются оставаться «положительно прекрасными людьми» в духе персонажей Владислава Крапивина. Даже стиль и язык таких книг выдержан в ретро. От этих текстов веет наигрышем, реальность здесь «притянута за уши», подобным героям не веришь. Читаешь и не веришь! Думаешь: не может быть!

Ярким примером такой детской книги может стать любовная повесть для девочек «Кукольная любовь» Ольги Поляковой, вышедшая в 2002 году в московском издательстве «Эксмо», в серии «Только для девчонок». Отрывок из этой повести и стихи Поляковой были также опубликованы в литературном альманахе «В комнате за сценой» (М.: «Московская писательская организация союза писателей России», 2003).

Уже название книги настраивает читателя на несерьёзный лад, на то, что события и герои книги – ненастоящие, кукольные. И чувства их тоже неестественны, надуманы. Аннотация к книге, вынесенная оформителями ещё и на обратную сторону обложки, только подтверждает догадки читателя: «Как быть, если ты кому-то нравишься? А если кто-то нравится тебе и не отвечает взаимностью?.. Сложно разобраться в этом, особенно в тринадцать лет… Ульяне очень нравился Пашка – весёлый, умный и талантливый. Но другая девчонка завладела его сердцем. Как же быть? И Ульяна находит выход из положения. Ведь она не такая, как все. Ульяне ведом язык деревьев и трав, и вообще у неё бабушка – колдунья… Кто знает, поможет ли это Ульяне разобраться в сердечных делах, или, наоборот, только навредит…»[14]. Всё понятно – «только для девчонок», что и было указано крупными буквами на ярко-розовой обложке (даже более крупными, чем название), прямо над картинкой, изображающей довольного мальчишку и кокетливую девчонку в цветастом платье. Яркая, плотная обложка, оформленная художником С. Киселёвой (оформляет всю серию), и серо-жёлтые, шершавые страницы внутри! Да, давно же не соблюдается в современном издательском деле принцип оформления детских книг, по которому имя автора и имя художника-оформителя были равно вынесены на обложку, а качество рисунков не уступало качеству текста. Как тут не вспомнить Чуковского, призывавшего детских авторов мыслить картинками.

Повесть Ольги Поляковой пестрит чрезмерным количеством персонажей. Сложно понять, кого из них считать главным, а кого – второстепенным. Героев настолько много, что читатель начинает их путать и забывать. Персонажи вращаются друг против друга, на собственных осях, то сходясь, то снова расходясь, но в целом они живут своими отдельными жизнями, в своих мирах. И только аннотация к книге подсказывает, что главной в ней остаётся всё-таки Ульяна – «не такая, как все». Она знает язык трав и умеет разговаривать с деревьями. Несимпатичная, хрупенькая по комплекции тринадцатилетняя девочка, «царевна-лягушка» из Москвы, привлекающая мальчишек только красотой духовного мира: «Это она в маму такая: мелкая, курносая, вся в веснушках. И что толку в красивой кофточке и новой куртке, если в них такая заурядная девочка».

Эта Уля в книге представлена неким удивительным существом, умеющим почти всё: и по домашнему хозяйству мамина первая помощница, и юбку новую сама себе за пару часиков сладит, и за подозрительным мальчиком последит, словно хорошо обученный детектив, и друзьям в беде поможет, и стихи сочиняет, и все травы в лесу на перечёт знает, и людей с животными лечить умеет, и подружкиных родителей от развода спасти может. Универсальная девочка. И, конечно же, она мечтает о большой и чистой любви. Подросток, ищущий любовь, часто непривлекательный внешне, но прекрасный в душе – тема, постоянно встречающаяся в литературе, и не только в детской. Вспомнить хотя бы школьные повести Галины Щербаковой «Отчаянная осень», «Вам и не снилось» или Натальи Соломко «Белая лошадь – горе не моё». Однако в книге Поляковой поиски детьми любви превращаются в некий фарс с постоянной сменой масок. Они легко расстаются с былой привязанностью и идут навстречу новым чувствам. Даже верная Улька на юге забывает о своём Пашке и целыми днями пропадает с сорванцом Мишкой. Или Серёга, идущих ради Ульяны на конфликт с лучшим другом, совершенно непонятно и неожиданно появляется у неё на дне рождения со своей новой девочкой Мариной. И Ульяну это ничуть не удивляет! Создаётся ощущение наигрыша, неправдоподобности, лёгкости бытия. Не оговориться бы до кундеровской «невыносимой лёгкости бытия»! Хотя масштабы, конечно, тут несопоставимы.

Сравним описание сцены признания в любви в повестях Г. Щербаковой и О. Поляковой.
В книге О. Поляковой:
«К сарайчику свет не доходил. Уля осторожно прошла мимо поленицы, укрытой плёнкой. Потянула дверь за верёвочную петлю.
- Серёжа, ты здесь? – Ответа не последовало.
Боясь споткнуться, вытянула руки, зашла в сарайчик. Вдруг кто-то сильно потянул за покрывало. Ульяна, потеряв равновесие, ухнула в сенной сугроб. Побарахтавшись, села.
- С приземлением, - услышала Серёжкин голос.
Падать было страшно, но в сене оказалось приятно. Мягко. Щекотно. Легко дышалось. Испуг прошёл. Девочке стало любопытно. А дальше-то что? Она улыбалась в темноте и молчала. Молчал и Сергей. Потом решился. Нашёл её руку, сжал бережно в горячих ладонях и поднёс к губам.
- Серёж, ты что? Не надо! – заволновалась девочка.
- Почему?
- Ну, просто не надо, и всё!
- Альмариэль, я не могу без тебя. Ты же чувствуешь. Вот слушай. – он приложил её руку к своей груди. Сердце сильно стучалось в ладонь.
- Я не Альмариэль, - быстро сказала Уля. – Пусти!
- Посмотри в зеркало. Разве ты не эльфийская принцесса?
- Я… Я – Медуница!
- Понятно. Доктор Медуница. – Усмехнулся. – Я в таком случае Незнайка в Цветочном городе.
Мальчик нехотя выпустил тонкие пальчики. Ульянка, ориентируясь на просвет в дверном проёме, осторожно выбралась в сад».

И из повести «Отчаянная осень» Галины Щербаковой:
«Она не ждала сегодня никого, поэтому топталась у дверей, представляя, как там у неё в квартире. Мать на воскресенье уехала к отцу. После материных сборов дома у них всегда бедлам. Ну что ж… Я тебя не звала… Пришёл? Заходи… Не обессудь. Она даже свет зажгла, хотя не было в этом особой необходимости, чтоб он видел, до какой степени его не ждали.
Он видел. Видел её неуверенность на пороге, а потом этот решительный щелчок выключателем. Смотри, мол!
- Шур! - сказал он. – Ты не злись, что я пришёл. Но я очень захотел тебя увидеть.
- Зачем? – спросила Шурка прямо.
Она высыпала картошку в ящик, подняла пыль со дна, но эта пыль была ей кстати, как и непорядок в комнате, и грязные руки, которые она не торопилась мыть, а стояла, растопырив пальцы, - чумичка, а не девочка.
Саша сделал несусветное. Он взял грязную влажную ладонь Шурки и поцеловал её.
Ей бы захохотать над таким кретинизмом, а она заплакала. Все в ней смешалось – слёзы, пыль, и вчерашняя любовь к физику, и мысли о Мишке, и непонимание всей существующей жизни.
И это непонимание было главным. Как будто она решала трудную задачку, шла в решение верным путём, а попала в тупик, где её решение никуда не годилось, а значит, надо идти назад – через собственное неверное решение, через все скобки, запятые и двоеточия. И тогда она разозлилась на Сашку, из-за которого всё началось. Он ей поцеловал грязную руку – боже мой, какая небрезгливость! Я тебя об этом просила?
- Не плачь, - сказал он ей тихо. – И не сердись.
- Я? Плачу? – закричала Шурка. – Ты случайно не пьяный?
- Не пьяный, - засмеялся Сашка. – Просто… Мне кажется, я тебя люблю… А ты меня нет, так ведь?
- Конечно, нет! – закричала Шурка, криком скрывая растерянность и смущение. – Я за картошкой стояла в очереди… Врала по твоему закону… Самой противно. А сейчас мне всё убирать надо… Мать уехала, набросала… - И Шурка пошла оп квартире, собирая грязными руками вещи.
- Что я должен сделать, чтобы ты мне сказала «да»? – спросил Саша.
- Ты уходи, - ответила Шурка. – Какое-то «да» ему надо…».

Здесь поцелуй руки, и там – поцелуй! Здесь «я не могу без тебя», и там «я тебя люблю», здесь любовь без ответа, и там – девочка думает о другом мальчике, и в обоих случаях – девочка уходит: «Ульянка, ориентируясь на просвет в дверном проёме, осторожно выбралась в сад», «Шурка пошла оп квартире, собирая грязными руками вещи». Но в повестях Г. Щербаковой глубина эмоций героев, их чувств ощутима. Дан психологический подтекст поведения героини: «Все в ней смешалось – слёзы, пыль, и вчерашняя любовь к физику, и мысли о Мишке, и непонимание всей существующей жизни», « - Конечно, нет! – закричала Шурка, криком скрывая растерянность и смущение». И дело тут даже не в разности возрастов: героям Поляковой – тринадцать, а Щербаковой – шестнадцать лет.

Если судить по возрасту, то тринадцатилетний мальчик, тем более живущий в начале 21 века, вряд ли поцеловал бы руку нравящейся ему девочки и стал рассказывать своему другу о том, какие у этой девочки «эльфийские» глаза. У современных подростков совсем иные приоритеты. От этой повести остаётся ощущение «ретро», и тем более становится странно, когда узнаёшь, что герои – современные московские подростки.

Дело в том, какими средствами языка переданы в этих двух повестях переживания героев. Книга Поляковой изобилует штампами, вроде «выполнить обещание», «обветренные губы» или «раздался звонок», «бежала, не разбирая дороги». К тому же эпизоды повести во многом заимствованы из других произведений: красивая подруга, которую любят мальчишки (Маша Ячменева), и некрасивая героиня, которую тоже любят, но замечают не сразу, а постепенно (Ульяна); конфликт подростков с родителями (Паша Долгов и его папа); долгое время болевший ребёнок вдруг чудесным образом излечивается (Лёша, сосед Ульяны), сельские мальчишки хотят избить городского гостя-ровесника (Южин с компанией и Ромка) и т.д.

Всё это уже много раз было, к примеру, в повестях той же Г. Щербаковой (красавица и умница Ира, некрасивая Шура, Шура и её отец, неожиданно для одноклассников выздоровевший Миша из «Отчаянной осени»). Даже, казалось бы, оригинальная способность Ульяны разговаривать с деревьями заимствована из волшебных сказок («Крошечка – хаврощечка», «Гуси-лебеди», сказки Бажова), и фантастической литературы («Джон Р. Р. Толкиен «Властелин Колец»). Есть, о чём серьёзно задуматься.

В предисловии к литературному альманаху «В комнате за сценой», о котором я уже упоминала выше, Александр Торопцев пишет такие слова: «Для детей и о детях писать хорошо гораздо сложнее, а писать плохо грешно». Качество современной детской литературы, литературы 21 века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. Неудивительно, что современные издательства предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет».

В типографию и на книжные полки пущено всё более или менее приемлемое и давно известное – от русских народных сказок и сказок Пушкина, Перро, братьев Гримм до написанного в советское время. Причём частенько реабилитируя и социальную атрибутику тех лет – пионеров, комсомольцев, вожатых пионерских отрядов, а так же дореволюционный институт жандармерии, преуспевший в розыске вражеских шпиков. Это издают с полной уверенностью, что всё раскупят, увидев знакомые фамилию автора и название.

В подобном возвращении к классике проявляется ещё одна проблема сегодняшней детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком. Той, которую писать «гораздо сложнее» и не «грешно» (А. Торопцев). В переиздании классики, несомненно, много плюсов: к людям нужно возвращать лучшие произведения прошлого, имена талантливых писателей, которые по тем или иным причинам были подзабыты, чьи произведения давно или вообще не переиздавались – этого требует литературный вкус современного читателя, более того – этого требует справедливость. Многие выросли на этой литературе, по стихотворениям Токмаковой, Барто, Благининой, Мориц, рассказам Драгунского мы учились жить, думать, фантазировать. Эти произведения когда-то (я ещё захватила те времена) – в пору бескнижья – читатель искал по библиотекам или обменивал на макулатуру – по 1-2 книги за горы отработавшей свой срок бумаги. И резервы для дальнейшего переиздания классики ещё далеко не исчерпаны: есть, например, национальная литература СССР (Нодар Думбадзе, Фазиль Искандер, Анвер Бикчентаев, Нелли Матханова и др.) и литература зарубежья (Баум, Диккенс, Льюис и т.д.).

Однако многие тексты, подгребённые издателями по сусекам, устарели фактологически: изменились названия городов, улиц, природа, техника, цены, идеология, в конце концов, изменилась! Ева Датнова по этому поводу пишет: «Дело прежде всего в фактологическом устаревании многих текстов, вытащенных «из загашника» отечественной литеатуры… «Приключения Травки» - уже энциклопедия по истории Москвы, почти Гиляровский! То есть в каждом втором случае текст необходимо снабжать хотя бы самыми общими примечаниями и комментариями. Потому что детали быта и особенности языка для читателей объявленного на титуле возраста пустой звук. Деталировка не вызовет необходимых аллюзий, а то и полностью исказит смысл, идею, литературные достоинства текста и отобьет у детей последнюю охоту читать». Или, например, «Зона действия» - повесть для детей сибиряка Блинова, об основании Западно-Сибирского Металлургического Комбината в Новокузнецке – это уже топонимическая карта города. Сейчас эту самую «зону действия» описанной истории днём с огнём не сыщешь (если она, вообще, не была частью писательского вымысла). Подобный текст при повторном издании придётся пояснять либо редактировать, что нарушит права автора. В данном случае действовать нужно с должной осторожностью. Главное, не перегнуть палку, не увлечься «реанимацией» (или даже «реинкарнацией») литературы, уже написанной, - слишком велик риск загубить «литературное «акушерство» (Ева Датнова).

Хотелось бы так же сказать несколько слов о современных периодических изданиях для детей. В детской периодике сейчас наблюдается очень много журналов, которые исчезают так же быстро, как и появляются. Это связано прежде всего с коммерческим аспектом издательского дела. Авторам же связываться с такими журналами-однодневками, которых сейчас хоть пруд - пруди, опасно и невыгодно – реально рискуешь увидеть свои творения под фамилиями совершенно посторонних тебе людей. Но в конце 90-х годов перестали существовать и вполне достойные периодические издания: «Трамвай», «Вместе», «Очаг», «Стригунок» и др.

Качество того, что осталось на долю современного ребёнка, тоже зачастую вызывает сомнение. «Сорок лет работающая в детской литературе московская писательница Ирина Токмакова, оценившая деятельность детских журналов «Куча мала» и «Кул» как развращающую, так рассматривает ситуацию в детской периодике для школьников: «На бюро Объединения московских детских и юношеских писателей… обсуждался журнал «Кул». Вот где диверсия! Представьте себе картинки и фотографии с таким текстом: когда мамы с папой нет дома, а вы с другом захотите получить удовольствие, и если вы должны лишиться невинности, то принимайте такие позы… Так вам будет удобнее. … нам пора заводить полицию нравов, чтобы она занялась подобной периодикой», - констатирует Лола Звонарёва.

Или такая цитата из последнего номера журнала для подростков «Молоток»: «Сенсация года – всероссийско известный обладатель нагана, ночной хулиган Дима Билан окончательно развеял остатки слухов о своей «голубизне»! На церемонии вручения премии «Бомба года» он с дикой страстью, на которую способен только истинный гетеросексуал, накинулся на безымянную танцовщицу, которая, впрочем, и сама была непротив. О том, что было дальше, история умалчивает… Хе-хе-хе!». И обязательно рядом фотография безвинно пострадавшего от сплетен завистников Димы Билана, с вожделенно открытым ртом накинувшегося на грудь совершенно голой девицы. Такая периодика сегодня в чести, как в чести и телепередачи, смакующие убийства, насилие и разврат.

А качественные по подбору психологического, педагогического, литературного, изобразительного и др. материала журналы («Семья и школа», «Детская литература», «Литература в школе», «Первое сентября», «Муравейник», «Жили-были» и др.) выходят ничтожным для такой огромной страны как Россия тиражом в одну-две тысячи экземпляров. К примеру, тираж «Детской литературы» за последние 10-15 лет упал с восьмидесяти тысяч до трёх тысяч. Некоторые издания пережили серьёзную трансформацию, поддавшись современным веяниям. Например, журнал «Сельская молодёжь», создававшийся когда-то как сельский вариант городской «Юности», сейчас в корне поменял своё направление и тематику, публикует интервью со звёздами эстрады, заметки о молодёжных тусовках, постеры, немудрёные советы в личной жизни. От когда-то широко известного в России журнала сохранилось только название.

В конце статьи обычно принято писать выводы, обобщения, подводить итоги. Мне не хочется этого делать в силу того, что выводы эти во многом неутешительны и серьёзны, как и проблемы современной литературы для детей. Начинающие писатели сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы. В результате в литературе для детей образовался пробел длиной почти в пятнадцать лет. Детские поэты переходят на прозу или начинают творить во множестве жанров. Полифония творчества – тоже своеобразная примета излишней насыщенности времени. Тиражи детской периодики падают с невероятным ускорением. И чтобы этого избежать, редакторы часто прибегают к помощи информационной «текучки», поддаваясь «злобе дня» в худшем смысле этого выражения. Получается, что у детской литературы сейчас далеко не детские проблемы.

 Рубрика: Статьи и полезные советы

Уроки общения с ребенком. БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ

Глава из книги Ю. Б. Гиппенрейтер " Общаться с ребенком. Как? "

- Как построить нормальное общение с ребенком?
- Как заставить его слушаться?
- Что делать, если отношения с ним совсем зашли в тупик?
Практика воспитания изобилует подобными "вечными" вопросами.
Может ли психология помочь родителям и воспитателям в их действиях?
Безусловно, может.

Начиная наши систематические занятия, хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешны­ми. Он и будет для нас отправной точкой.

Принцип этот - безусловное принятие ребенка. Что он означает?

Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Нередко можно слышать от родителей та­кое обращение к сыну или дочке: "Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить". Или: "Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)".

Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), "только если…". Условное, оценочное отношение к человеку вооб­ще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей. Пятиклассник из Молдовы нам пишет: "А за что тогда любить ребенка? За лень, за невежество, за неуважение к старшим? Извините, но я это не понимаю! Своих детей я буду любить, только если...".

Причина широко бытующего оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания - главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка - и он укрепится в добре, накажешь - и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. Почему же так происходит. А потому, что воспитание ребенка - это вовсе не дрессура.

Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Делать это можно многими разными способами. Скажу пока о самых простых: приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова: "Как хорошо, что ты у нас родился", "Я рада тебя видеть", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома", "Мне хорошо, когда мы вместе...".

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день! И между прочим, не только ребенку, но и взрослому. Конечно, ребенку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Мать одной пятилетней девочки, обнаружив у дочки симптомы невроза, обратилась к врачу. В разговоре выяснилось, что однажды дочь спросила: "Мама, а какая самая большая неприятность была у вас с папой до моего рождения?". "Почему ты так спрашиваешь?" - удивилась мать. "Да потому, что потом ведь самой большой неприятностью у вас стала я",- ответила девочка.

Попробуем представить, сколько же десятков, если не сотен раз слышала эта девочка, прежде чем прийти к подобному заключению, что она "не такая", "плохая", "всем надоедает", "сущее наказание"... И все пережитое воплотилось в ее невроз.

Мы далеко не всегда следим за своими обращениями к детям. Как-то в "Учительской газете" было опубликовано покаянное письмо матери: она с опозданием поняла, что нанесла душевную рану своему сыну. Мальчик ушел из дома, написав в записке, чтобы его не искали: "Ты сама сказала, что тебе без меня лучше". Вот ведь как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах и наделяют абсолютным смыслом любую фразу, сказанную взрослым. Чем чаще родители раздражаются на ребенка, одергивают, критикуют его, тем быстрее он приходит к обобщению: "Меня не любят". Молчаливые, а подчас и произносимые вслух доводы родителей типа: "Я же о тебе забочусь" или "Ради твоей же пользы" дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не их значение. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: "Меня не любят, не принимают". Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова, сколько в ощущение себя плохим, не таким, несчастливым.

Давайте посмотрим, во что развивается "комплекс непринятия" по мере взросления детей. Вот отрывок из письма четырнадцатилетней девочки.

"Я не верю, что с матерью могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни - это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной, вместо того чтобы орать, го­ворила по-человечески, я бы ее лучше понимала... Ее тоже можно понять, она хочет сделать из меня хорошего человека, а получает несчастного. Мне надоело так жить. Прошу у вас помощи! Помогите мне!!!

Обида, одиночество, а порой и отчаяние звучат в письмах других ребят. Они рассказывают о том, что родители с ними «не дружат», никогда не говорят «по-человечески», «тычут», «орут», используют только повелительные глаголы: «сделай!», «убери!», «принеси!», «помой!». Многие дети уже не надеются на улучшение обстановки дома и ищут помощи на стороне. Обращаясь е редакцию газет и журналов («Помогите!», «Что мне делать?», «Не могу дальше так жить!»), все дети до одного меняют имена, не приводят обратного адреса. «Если родители узнают — прибьют». И через все это порой пробиваются нотки теплой детской заботы о родителях: «Как ее успокоить?», «Им тоже трудно», «Ее тоже можно понять…». Правда, так пишут, в основном, дети до тринадцати — четырнадцати лет. А те, кто постарше, уже очерствели. Они просто не хотят видеть родителей, не хотят находиться с ними под одной крышей.

Пишет десятиклассница:

«Я часто читала в журналах и газетах, что, мол, больше внимания надо уделять детям. Глупости. Я, да и многие мои сверстники, рады при малейшей возможности остаться одним. Идешь и думаешь: «Хоть бы их не было дома…». В воскресенье в голове: «Господи, лучше лишний день учиться!».

А что чувствуют родители? Как им живется? У них не меньше горечи и обид: «Не жизнь, а одно мучение…», «Иду домой как на поле битвы», «По ночам перестала спать — все плачу…».

ЧАСТО РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ:

«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»

Отвечаю. Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. И об этом мы будем много говорить позже. А пока обращаю ваше внимание на следующие правила:

Можно выражать свое «недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными»

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его.

Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей, крайностей для обеих сторон, еще не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

Конечно, и родители нуждаются в помощи. Я надеюсь, что эту помощь вы будете получать в ходе всех наших занятий. А сейчас давайте попробуем понять, какие причины мешают родителям безусловно принимать ребенка и показывать ему это.

Пожалуй, главная из них — это настрой на «воспитание», о котором речь уже шла выше.

Вот типичная реплика одной мамы: «Как же я буду его обнимать, если он еще не выучил уроки? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения. Иначе я его испорчу».

И мама встает на путь критических замечаний, напоминаний, требований. Кому из нас не известно, что вероятнее всего сын отреагирует всевозможными отговорками, оттягиваниями, а если приготовление уроков — старая проблема, то и открытым сопротивлением. Мама из, казалось бы, резонных «педагогических соображений» попадает в заколдованный круг, круг взаимного недовольства, нарастающего напряжения, частых конфликтов.

Где же ошибка? Ошибка была в самом начале: дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них. Что и как для этого делать, мы будем обсуждать позже. А сейчас упомяну о других возможных причинах эмоционального непринятия или даже отталкивания ребенка. Иногда родители о них не подозревают, иногда их осознают, но стараются заглушить свой внутренний голос.

Причин таких много. Например, ребенок появился на свет, так сказать, незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие»; вот и теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка. Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые его жесты или выражения лица вызывают у нее глухую неприязнь.

Скрытая причина может стоять и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Ею может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, «тяжесть бремени», которое приходится нести.

Иногда в таких случаях сами родители нуждаются в помощи консультанта. Но все равно, первый шаг можно и нужно сделать самостоятельно, задуматься о возможной причине своего непринятия ребенка. А следующими шагами будут задания, к которым мы и подошли.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Задание первое

Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

Задании второе

Закройте на минуту глаза и представьте себе, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребенок: вот он приходит домой из школы и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение еще нескольких минут. Не бойтесь «испортить» его в течение этих минут, это совершенно немыслимо.

Задание третье

Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).

Примечание: Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Задание четвертое

Выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные чувства тоже.

 

 Рубрика: Есть идея!

Есть идея: летняя Школа раннего развития

Пишет Точка:
Уважаемые неравнодушные родители!
Есть идея! Не падайте со стульев, держитесь крепче… в этом году мы готовы запустить ПЕРВУЮ ЛЕТНЮЮ ШКОЛУ РАННЕГО РАЗВИТИЯ! Под руководством Лены Даниловой! На юге!

Чего мы хотим:
- отдохнуть
- научиться новым «технологиям» развития ребенка
- обменяться опытом
- познакомиться поближе...

Как мы будем это делать:
С помощью наших общих возможностей, идей, времени
организуем занятия, лекции, общие развлекательные мероприятия
(оставив, конечно, время и для семейного отдыха)

Все, кому симпатична эта идея, могут вносить любые предложения по форме, содержанию, месту проведения этой школы!
Идеи и наброски программы есть, но надо знать, сколько будет реально желающих поучаствовать в таком мероприятии!
Просьба быть активными, инициативными, идейными – такими, какими вы все обычно бываете на этом форуме!!!

(Собственно, навеяно тем, что многие из форумчанок пишут, что собираются с детишками на юг. Поэтому и возникла такая идея! Единственное строгое условие - место проведение будет рядом (Краснодарский край) с местом жительства Лены Даниловой по вполне понятным причинам)

Летняя Школа РР: обсуждение программы - ваши предложения

Пишет Точка:
Итак, обсуждаем здесь самое интересное - программу нашей школы!
У кого какие пожелания, предложения - высказывайтесь здесь!

Отвечает Лена Данилова:
Что будет точно:
Семинар для родителей (точнее, беседы о РР) - примерно, 5-6 занятий - каждое на отдельную тему. Вести занятия буду я (ЛД).
"Школа динамической гимнастики" (3 занятия) - ЛД.
Беседа с детским психологом - Данечка
Школа "Плаваем как гуппи" (5 занятий) - Данечка
"Английский для малышастиков" (8 занятий по 30 минут - кроме первого и последнего дня) - тоже Данечка
Группа "Юный искусствовед" (8 занятий) - требуется ведущий! (на общественных началах - я всё расскажу и покажу, что делать).
Группа "Зайчики" - по "Кубикам Зайцева" - требуется ведущий!

Во дворе организуем подвижные игры, лазилки, батут (свой привезу).

Что еще!? Вносите предложения!
Может, час Монтессори в день?

Отвечает Varia:
Может будет возможность организовать игровую комнату?

Отвечает Точка:
Еще есть идея такая. 1- 1.5 часа в "Карусели-вертушке" каждый день. Что имеется в виду: каждый родитель (человек 7-10) выбирает
себе каую-то тему - кто-то берет "Сложи узор"..., кто-то кубики Зайцева, кто-то лепку, кто-то пересыпания-переливания, кто-то вставлялки-нанизывалки-...., сказки..., творчество..., виды аппликации... Любую тему, которая Вам по душе и которой Вы наиболее хорошо владеете или просто горите желанием овладеть! И Вы готовите эту тему по максимуму, т.е. подбираете большое количество игр в данной области. Все детки в этот промежуток времени находятся в одном помещении и подходят туда, куда тянет их интерес (по типу Монтессори). И если к Вам (подготовленному родителю) подходят дети, Вы с ними играете, показываете что-то, объясняете и т.п. (это примитивная схема).
Если идея нравится, собираю желающих взять на себя какую-то тему! Обсуждаем здесь или по почте!

Отвечает алленка:
кукольный театр будет (тряпочный, деревянный, бумажный)? я люблю показывать своему ребенку. могу из дома привезти.

Отвечает Vera:
Согласна с Точкой, про идею Монтессори-класса, свободная форма, каждый ребенок берет то , что ему захотелось сейчас, а если в каждой зоне будет мама, то вообще замечательно. Многовариантность занятий. А если продложить одно, то обязательно кто-то не захочет и будет разбегаться, а при таком раскладе - есть выбор.

Отвечает Галахова Елена:
Могу предложить занятия с детьми 1.6-3.3 лет по программе групп раннего развития следующего содержания:1) часть-пальчиковые и хороводные игры,2) часть- занятия творческого характера(лепка, рисование,поделки),3) часть-физкультразминка с элементами ЛФК, 4) часть-чай-время общения, 5) часть-сказка в интерьере.
Сейчас веду такие группы в московской школе искусств.
Хотела бы поехать с Ирочкой 2 лет,может быть и старшая к нам присоединится -12 лет,Танечка. И ,как я уже поняла, мама Майя с Темой.Хотелось бы номер побольше.

Летняя Школа РР: предварительная запись желающих

Пишет Точка:
Уважаемые форумчане!
Это только предварительная запись в нашу "Школу"!
Просто оставьте сообщение, если Вы планируете (процентов хотя бы на 70-80) к нам присоединиться!

Летняя Школа РР: обсуждение места и времени

Пишет Лена Данилова:
Предварительно договориться я могу - у меня тут всё рядом.
А предоплату можно и собрать - хотя бы условную, не большую, но дающую возможность забронировать место.
На море есть варианты: Джемете (под Анапой), Голубицкая (около Темрюка - на Азовском - там отличное купание!), Джанхот или что-то еще - пока у меня конкретных вариантов нет.
Буду здесь спрашиать - искать варианты.

Джанхот (фотографии гостиницы смотрите здесь)

Подробнее - хутор Джанхот (это еще просто обсуждение вариантов, а не окончательное решение)
Джанхот - это пригород Геленджика, рядом еще Дивноморск (но там народу больше)
250 - это я написала примерно. Ситуация такая: номер стоит 1000 рублей в сутки (обычно дороже, нам за количество делают скидку). Номера на семью из трех-четырех человек. Если мама едет с ребенком вдвоем, ей дороговато. Она может объединиться с другой мамой так, что получится половина - 500 рублей на двоих с ребенком.
Цена по побережью гораздо выше на такогорода помещения.
За 250 рублей в Дагомысе просто в сарайчике переночевать можно - на койке. Безо всякого отопления или санузла.

От питания при гостинице можно отказаться - всё по желанию.
Есть возможность питаться в соседнем пансионате. Но там не слишком вкусно.
Или питаться в кафе - это вкусно, но выйдет дороже, чем при гостинице.

При гостинице есть и стоянка, тем кто приедет на машине это важно.

Голубицкая

Одним словом, мы нашли самую лучшую базу отдыха в Голубицкой.
Там есть номера люкс (1 одноместный, 2 двухместных и один четырехместный), просто номера 2х и 3хместные (стандарт), стандарт + кондиционер - 3хместные.
Только в люксах - в номере душевая кабина и туалет. В остальных - удобства примитивные и на улице.
Стоимость номера от 11 июня до 30 июня сильно отличается от стоимости в период с 1 июля до 31 августа.
До 30 июня:
Стандарт 2х местный 400 рублей за номер в сутки.
Стандарт 3х местный 600 рублей за номер в сутки.
Стандарт+кондиционер 3х местный 750 рублей за номер в сутки.
Люкс 1х местный 1250 рублей за номер в сутки.
Люкс 2х местный 2500 рублей за номер в сутки.
Люкс 4х местный 3000 рублей за номер в сутки.
Питание 300 рублей на человека в стуки. Дети до 3х лет проживание бесплатно. От 3х лет 70 процентов.
Оплата за питание детей по договоренности с администрацией.

Море - 30 метров от корпуса (ближе, чем в Джанхоте).
Но море мутное и часто - волнительное.
Зато пляж удобный для детей - песочек с шлифованным мелким ракушечником.
НО! Мало приличных номеров.
Вот я и не знаю. При таком раскладе Джанхотская гостиница получается удобнее. Потому что и больше хороших номеров, а тут и занятий нам негде будет проводить - в Голубицкой.
Но в Голубицкой море ближе...
Что скажете, девушки? Особенно те, кто уже оплатил!?

Летняя "Школа РР": об оплате

Пишет Лена Данилова:
Если мы останавливаемся на гостинице "Луиза" в Джанхоте, на семью (из 2-3-4 человек) проживание в номере - 1 000 рублей в сутки.

Итого за проживание на время проведения "Школы РР" - за 10 дней: 10 000 р. за номер.

Стоимость организации и проведения обучения в "Школе РР" - 4 000 р.

Предоплата обязательна!
Без предоплаты я не могу гарантировать размещение в гостинице.
И - второе - не смогу достойно организовать саму школу, так как требуется закупка оборудования и расходных материалов.

Предоплата 3 000 р. за гостиницу. Количество номеров - всего 18! Гостиница не резиновая. Поэтому, кто точно хочет поселиться в гостинице, должен забронировать номер предоплатой.
За "Школу" - предоплата 2 000 р.

Предоплату высылать мне - по системе денежных переводов "Контакт" (русский аналог Western Union)
Их сайт http://www.contact-sys.com/

Сведения о получателе:
Данилова Елена Алексеевна
Банк: "Крайинвестбанк", город Абинск, Краснодарского края.

После отправления перевода обязательно напишите мне уведомление! Сообщите, кто именно отправил, номер перевода. Сколько и за кого оплачено.

По идее, можно уже оплачивать, потому что даже если будет другая гостиница, в другом месте, деньги не пропадут.

Более точная информация о месте проведения "Школы" будет в ближайшие дни.

 Рубрика: Делимся опытом

Новости форума. 1 апреля 2006 (без шуток :))
Пишет Лена Данилова:
Дорогие форумчане!
Хотя сегодня и 1 апреля, я совершенно серьезно, без шуток сообщаю Вам, что изменена структура форума. Открыты новые разделы и подразделы.
Многие темы и разделы "переехали". Будьте внимательны! и хорошего вам общения!
Всех поздравляю с весной!

Знакомим малыша с зАпахами
Пишет Юлик:
Поделитесь, пожалуйста, опытом и методикой - кто пробовал изучать с малышом запахи. И нужно ли это? Спасибо!

Отвечает Лена Данилова:
Мы делали коробочки с запахами (из спичечных коробков) и учились определять пары.
Клали в коробок ватку, на ватку - запах. Чуть приоткрываешь коробок и нюхаешь.
Сейчас хочу сделать для Сани из бутылочек от Имунеле.

Отвечает natalie:
А какие запахи, например, вы делали малышу. Что то мне в голову ничего не приходит, кроме апельсин , лимон, ну роза может ещё быть. А что ещё интересное можно сделать?

Отвечает Лена Данилова:
Запахи? Сейчас буду вспоминать.
Пряности разные - мускатный орех, корицу, другие. Травы - мяту, валериану и другие (сейчас не помню, нюхать надо)
Сейчас, при наличии качественных аромамасел можно ими попользоваться.

Отвечает Апрель:
Я делала мешочки с различными пряностями (апельсиновые корочки, мята, кориандр, валерьяна и др.) - Лехе очень нравилось играться с ними, особенно с апельсиновым мешочком (сейчас апельсины и мандарины любимое лакомство)

Как научить малыша пользоваться кольцами
Пишет Анастасия:
Мы купили сыну спорткомплекс на годик, но я не знаю, как привить ему интерес. Он иногда подходит к кольцам, но максимум держится несколько мгновений, а о том чтобы повиснуть и поджать ножки, да и просто в них вцепиться, и речи не идет. Пытаюсь "повисеть" сама для примера, кукол цепляю- никак! Что бы подсказали?

Отвечает Лена Данилова:
Попробуйте самый действенный способ - пригласить домой малыша, который хорошо умеет управляться с кольцами и делает это с большим удовольствием.
Дети, как обезьянки, начинают повторять друг за другом.
Малыш, которого Вы позовете должен быть не намного старше Вашего, то есть быть по росту примерно таким же. Потому что, если придет ребенок заметно выше ростом, вам придется поднять кольца. Тогда дети не смогут висеть и качаться попеременно.

Отвечает Olga_R:
Нам не помогали ни приглашенные дети, ни попытки подвесить ребенка. Но потом резко в 1,5 года начал сам висеть. Сейчас висит, но без особо удщовольствия, чаще, чтобы продемонстрировать гостям что-нибудь. Думаем, что проблема в том, что ручки все-таки слабые, а всем нашим предложениям их развивать наш молодой человек (сейчас 2,2года) отказывается с самого рождения. Даже тогда не хотел дердаться за пальцы.

Отвечает Наташа_Миша:
Мы тоже купили Мише спортивный комплекс на годик. И, естетственно, он сначала не мог даже по шведской стенке залезть. Постепенно он всему научился. Главное не заставлять, а хвалить и подбадривать. Не волнуйтесь, всему свое время. А развивать ручки можно и другими способами: лазить по шведской стенке, качаться на трапеции. Можно в процессе игр с папой ставить малыша на руки, придерживая за ноги, и пытаться ходить на руках, но это нужно обставить весело, а не как просто упражнение, после подбрасываний, кувырков и т.д. Можно на большом мяче, держа малыша за ноги, качать вперед-назад, чтобы вставал на руки и упирался. Можно просить малыша помочь Вам и принести, например табуретку. Многим детям нравится на кольцах закручиваться и затем поджав ноги раскручиваться. Вообщем вариантов развития рук может быть масса, просто нужно найти свое. Но даже укрепив руки, кольца могут быть нелюбимым снарядом. Я, например, в детстве их как-то недолюбливала, трапеция мне нравилась намного больше. Сделав все возможное для того чтобы малыш полюбил этот снаряд, выбор все-равно нужно оставить за ребенком.

Отвечает Людмила:
Olga_R, подскажите, пожалуйста, какими упражнениями можно ручки развивать! Темик очень хорошо висел на пальцах где-то до 6-7 мес, до 7 сек висел на кольцах, а потом отказаллся висеть и на кольцах и на пальцах, вообще не держится, только пытаюсь поднять руки, как он кулачки разжимает и плюхается на попу, либо стоит пошатывается. А тут еще врач сказала, что у ребенка ручки очень слабые. Мы делаем ДГ, те упражнения, на которые у меня хватает сил (Темик весит 10 кг), а что еще можно??? Может ссылочку какую подскажите....

Отвечает assol:
я бы предложила, во-первых, проверить захват, т. е. как расположены пальчики. надо, чтобы указательный и большой встречались. во-вторых, проверить "пружинистость" держания, если вы поддерживаете ручки. т. е. держит ли ребенок себя сам или совсем нет. в зависимости от этих 2-х факторов и упражнения разные. но вот общие, для укрепления ручек.
конечно, все упражнения для рук из ДГ. они есть и в спец. теме и в санькиных дневниках.
ходить на ручках, причем, чем ниже ножки, тем тяжелее. вначале стоит держать ребеночка перпендикулярно полу, чтобы легко регулировать нагрузку. можно начать с упражнений на мяче http://www.danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?t=420. Фотографии постараюсь дослать. важно ребенка разогреть перед любой работой. разогревать можно и просто активно с ним играя, а можно по правилам ДГ.
еще хороши статичные воздействия. например, ребенок (а вы вместе с ним) давит ручками на мяч, или вы своей рукой на его ручку, перпендикулярно вращению плечевого сустава. это называется изометрия.
также, играя, забирать что-то, что он не дает.
ходить с ним так, чтобы он держался двумя ручками за палочку, а вы эту палочку периодически поднимаете вверх, но не резко и не высоко. так, чтобы он ее удерживал, а затем на ней повисал.

Дети и мозаика
Пишет Лена Данилова:
Ваши дети играют в мозаику? Какая у Вас мозаика?
Мелкая или крупная? Со штырьками или с магнитами? Или другая?
Как Вы играете? Даете ребенку, чтобы он сам развлекался или даете какие-то задания?

Отвечает Аня-Коша:
купили в 2 года - Total Mosaic - кажется так называется, штырьки 15 мм диаметр (самый большой диаметр и при этом и по количеству фишек набор) - что-то около 240 шт, цвета очень приятные, не режут глаз, яркие достаточно, насыщенные
начинали так - я втыкала - он доставал, потом быстро освоил, что может сам втыкать, папа тут еще одну игру интересную придумал: если фишки плотно вогнаны, совсем рядом друг к другу, то слодно бывает ухватиться, тогда можно нажать пальцем с другой стороны - и фишка выскакивает, так вот это очень забавляло ребенка - вот пожтому он и научился втыкать - а папа ему их выталкивал
правда при этом активно озвучивали, проговаривали, учили (там голубой и синий, до этого мы не разделяли) цвета
т.е. практически чисто моторные игры - ну и ладно, на большее мы и не рассчитывали особо, но в 2 и 2 ребенок вдруг увидал рисунок на коробке и соотнес его с мозаикой и мы стали пробовать составлять рисунки по схеме. Происходило это примерно так: Слава водит пальчиком по схеме - выбриает, что именно мы сейчас собирать будем (колесо трактора, например) - потом он дает мне фишки того цвета, которыми его надо делать, я делаю, он иногда корректирует, но не по рисунку, а просто глядя на то, что получается и т.д.
теперь (это где-то с 2 и 4) он стал сам выкладывать "рисунки" - т.е. он берет какие-то определенные цвета, смотрит, втыкает, смотрит - если не нравится - может достать и воткнуть в другое место, или цвет поменять. Но сказать что именно у него получается - пока сложно, но нам это и не важно, важно то, что сам процесс доставляет удовольствие и к тому же развивает моторику, логику, так и цвета закрепились, и понятия выше - ниже (право -лево пока не идут)

Отвечает VeLena:
У нас мозаика мелкая со штырьками, такая круглая как в нашем детстве была. Появилась она у нас, когда Егору было 1,5 года. Довольно быстро научился вставлять детальки в дырочки, хоть они и мелкие. Выстраивает из них или разноцветные “дорожки”, или просто все поле пытается заполнить – рисунок там не прослеживается . Еще я пыталась его заинтересовать в разные мисочки раскладывать детальки определенного цвета, но эта игра его не увлекла. Он вообще цвета научился различать довольно рано, может поэтому ему уже не интересно стало. А вообще мозаика не самая популярная у него игра.

Отвечает gilnara:
у нас "мозаика для самых маленьких" 70 деталей. пока никакого интереса к складыванию мозаики Юля не проявила. ей только очень нравится, когда все фишки лежат по местам, гладить по ним руками и говорить "маяика, маяика"

Отвечает Юлик:
А у нас - термомозаика. Принцип - наоборотный к обычной мозаике, то есть планшетом служит "колючая" подставка со штырьками, а бусины - полые толстостенные цилиндрики. Прелестей несколько - во-первых, мелкая моторика, ессно. Во-вторых - если в обычной мозаике работу можно сохранить надолго разве что на фото, то здесь изделие проглаживается горячим утюгом, и произведение, снятое с планшета, живет самостоятельной жизнью. Минус - количество бусин уменьшается, но вообще-то (в отличие от обычных мозаик) продаются как наборы с кучей бусин разного цвета, так и пакетики одного цвета, а самих цветов и оттенков - множество, например, телесный - где такое еще дают!
К такой мозаике есть разные планшеты - круговой, шестиугольный, сердечком, квадратный, и еще - в виде машинок, зверей, и др. Есть специальные книжечки с готовыми картинками-образцами.
Такие бусины можно не только составлять но и нанизывать - мелкая моторика! И использовать как бисер, но крупный - даём малышам, и держать удобно, и проглотить сложнее. Можно делать пространственные модели - деткам постарше, используя рисунки объемного плетения из бисера.
У нас бусины двух размеров - 1х1 см и раза в 3 меньше. Первыми мы просто играем - картинки или нанизываем, а более мелкие - простор для творчества, сохраненного для потомков! Мне кто-то рассказывал, что, имея огромное количество бусин разных цветов, всем семейством сложили Васнецовских Богатырей!!!

В общем, не сочтите за рекламу, просто очень интересно и много возможностей!

ПыСы - еще колючие планшеты можно использовать как подобие массажных ковриков - напоминает иппликатор кузнецова, но не такой острый....

Отвечает Джесси:
У нас тоже Total Mosaic, самая крупная, правда, деталек 150 всего, но нам пока хватает. Когда мы ее только купили - играли целыми днями, это одна из первых игрушек, которой Аня занималась подолгу самостоятельно (полчаса и больше). Сначала просто втыкали и доставали детальки, рассматривали цвета (они очень приятные для глаз). Смотрели, как мама складывает простые картинки. Аня и сама очень любит что-то выкладывать, правда, определить, что получается, довольно сложно... Но старается, может по ходу вытащить некоторые детальки и воткнуть в другое место, если они замыслу не соответствуют. Еще понравилось скатывать детальки с импровизированной горки (правда, потом долго приходится собирать). А вот сортировка по цвету не увлекла, у нас с цветами вообще проблемы

Роды с мужем: за и против
Пишет Катюша:
Было бы интересно узнать мнение супружеских пар, имеющих такой опыт.
Какие плюсы и минусы совместных родов?
Что должен знать и уметь муж, чтобы присутствовать на родах?
В каких случаях присутствие мужа нежелательно?

Отвечает алленка:
Плюсы после курсов (готовился, репетировал и видел ролики родов): помогает продыхивать (особенно ценно, если роженица сбилась с ритма), делает массаж, поддерживает морально и физически, контролирует процесс (например, чтоб жена не тужилась лицом), ну и послеродовые процедуры с ребенком: перерезает пуповину, моет сам, одевает сам. Идеально, когда муж и лежит в палате: ухаживает за ребенком.
Минусы - не знаю. Не зацикливалась на этом.
При кесаревом сечении мужа не пускают.

Моя подруга недавно без подготовки на курсах рожала с мужем. Муж стойко держался, хотя до этого боялся, что поплохеет.

Отвечает Дария:
Мы минусы и не знаем какие. По мне так одни плюсы. Муж ходил со мной на курсы и делал гимнастику для беременных. Рожали мы вместе. Поддержка колоссальная. Сам перерезал пуповину да и потом вообще не было проблем с малышом. Всегда можно было оставить на мужа. Он всегда знал, что делать. И попу подмывал и мыл, и одевал, и гулял. И сейчас у них потрясающий контакт тоже.

Отвечает zooropean:
я не рожала вместе с мужем. от знакомых слышу одни положительные отзывы. сама идея мне начинает импонировать. конечно надо мужа подготовить, как следует, что б его откачивать не пришлось или , чтоб под ногами у врачей не крутился со своими знаниями, если что.(и такие случаи бывают). а так, по-моему, в большинстве лучаев, это полезно для семейного делания.

Отвечает Мария_Дм:
Отношусь положительно, но к сожалению, муж в это время был в командировке в другом городе. Мне помогала мама. Действительно, легче. Во время схваток если кто-то помогает расслабляться или массирует точки, то реально легче. А вот в родовом зале уже помощь не так нужна, если только морально. В родовом зале надо слушать команды акушерки и работать, работать.
Есть страхи о том, как муж это переживет. Если муж ходил на курсы, то он подготовлен. А в родом зале, например, в нашем роддоме, муж стоит у изголовья, ему не видно как и маме, как рождается малыш, никаких шоу с перерезанием пуповины тоже нет. Жена рожает, муж стоит рядом, придерживает жену. Когда ребенок родится, его кладут маме, а потом уносят мыть, взвешивать. Папа уходит вместе и может это дело фотографировать. А мама в это время рожает послед.
Но самое ценное - это на схватках, т.к. самой трудно и боль пережидать, и массировать.

Отвечает Лиона:
Муж на родах нужен и важен, но подготовленный.

 Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своем регионе!
Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Новгород Великий
Сургут
Краснодарский край
Таганрог
Новокузнецк
Владимир
Нижний Новгород
Норильск и Крайний Север
Уфа
Королев
  Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Украина
Латвия
Беларусь
Эстония
Чехия
Италия
  Москва: Автозаводская
Вся Москва
Челябинская область

Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Ищем ровесников!
Зима 2003-2004
Зима 2004-2005
Зима 2005-2006

Лето-осень 2003
Лето и осень 2004
  Март-2001
Май 2005

Осень 2003
  1999 год
2002 год


Если Вы не нашли в списке "своего" возраста, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Стихи для детей

Николай Шилов

Безусый Самсусам

Сам катает - Самокат,
Сам летает - Самолёт,
Самосвал - сам валит,
Самовар - сам варит.
А безусый САМСУСАМ
Всё-превсё умеет сам.
Этот шустрый человек -
Самопрыг и самобег,
Самопрыг и самобег,
Самобряк и самотоп,
Самосвист и самохлоп,
Самосброс и самохват,
Самолёт и самокат!

 

 

Стихи из буфета

Если жарко,
Как в июле,
Если влажно,
Как в Крыму,
Значит, ты
Сидишь в кастрюле
Непонятно почему.
Если видишь
Фрикадельку
Возле носа
Своего,
Значит, ты
Залез в тарелку
Неизвестно для чего.
А вот я сижу в буфете,
Ем сушеную лапшу
И на дверце строчки эти
Макарониной пишу.

 

 

 

Букашки

Росли на поляне,
Четыре ромашки,
Под ними гуляли
Четыре букашки.
Букашки гуляли,
Ромашки росли,
Ромашки увяли,
Букашки ушли.


В избранное