Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Раннее развитие детей,развивающие игры


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Рассылка Раннее развитие детей от Лены Даниловой

Раннее развитие детей

от Лены Даниловой

Выпуск № 29 от 25 июня 2001 г.

 

Лена Данилова

Основные направления деятельности родителей, 

или Что делать?

 

Часть 1.
От рождения до года

Ребёнок только что родился. Прошло несколько дней. Счастливые родители, наконец, привыкли к своей новой роли. Но теперь у них возникает масса новых проблем, а поскольку всё это впервые и вновь, то есть от чего растеряться.
И, как правило, в первые месяцы никто не думает о том, что ребёнка надо развивать или чему-то его учить. Даже те, у кого не первый ребёнок, сначала отдыхают, стараются прийти в себя или всё свободное время отдают старшим детям.
И действительно, никаких занятий в полном смысле этого слова невозможно, да и не нужно проводить. Нужно разговаривать с ребёнком и играть с ним. Из этого он получает свои знания, учится понимать окружающее.

Физическое развитие

Давайте ребенку больше двигаться - не пеленайте ребенка, не сажайте ребенка в манеж, предоставьте возможность ползать по всей квартире. Ползающему малышу можно время от времени создавать небольшую "полосу препятствий" - кладите на пол диванные подушки, скатанные валиками одеяла или еще что-нибудь. Пусть он учится заползать на них и сползать обратно, переползать через них, или соображает, как миновать препятствие (обползти вокруг), если оно ему не по силам или просто не хочется преодолевать. 
Начавшемуся ползать малышу, можно поставить небольшую лесенку (шведскую стенку) со ступеньками нужного, подходящего для его руки, сечения. Лесенка должна стоять под наклоном - под углом около 45 градусов по отношению к полу. Чтобы малыш, научившись ею пользоваться, не забрался слишком высоко, оставьте свободными 4-6 ступенек, остальные закройте картонкой, примотав ее плотно скотчем. Еще один вопрос безопасности: то место на полу, куда опирается лесенка, обязательно должно быть застелено или плотным ватным одеялом, или матрацем, или детскими матами. Просто пол или даже ковер категорически не подходят.
У малыша должен быть свободный доступ к лесенке с обоих сторон (для заползания на нее и для вставания , стояния и игр под ней).
К свободным ступенькам лесенки привяжите несколько игрушек на веревочках, чтобы заинтересовать малыша. Часть игрушек неподвижно закреплена на ступеньках, чтобы их можно было трогать, ощупывать. А часть - висят на веревках разной длины, чтобы их можно было толкать и качать, пытаться схватить, дотягиваться (до тех, которые на самом верху).
Когда малыш подползет к лесенке, поставьте его ручки на первую ступеньку. Научите переставлять руки вверх-вниз по ступенькам. Когда он сможет сам это делать, научите его ставить ножку на первую ступеньку (как правую, так и левую), а потом ставить ее обратно на пол. Когда вы несколько раз проделаете это вместе с ним, вполне вероятно, что он станет пытаться сделать это сам. А, так как он уже умеет ползать, то попытается заползать и дальше. Если пока не получается делать это самостоятельно, продолжайте помогать ему, пройдет две-три недели и у него получится.
Занимайтесь динамической гимнастикой (обязательно проконсультируйтесь с опытным инструктором), используйте прыгунки (с 4 мес.).

Мир вокруг малыша

В первые месяцы, пока еще не раскрылись ручки малыша, главным источником информации о мире являются зрение и слух. 
Поэтому, не забывайте "давать" ему на что-нибудь посмотреть. 
Когда малыш лежит на животике, кладите перед ним небольшие игрушки или любые другие предметы или картинки (в вертикальном положении). Желательно, не просто класть их, а разговаривать при этом с малышом: "Смотри, это мячик (кукла, кубик, пр.)". Или " Это коробочка (ложка, баночка, пр.)
Достаточно одного-двух объектов. Через несколько минут их можно будет поменять на другие.
Если малыш предпочитает лежать на спинке, сделайте для него кое-что поинтереснее. Например, простейший "мобиль" - подвесную конструкцию из свободно висящих движущихся предметов. Лучше всего сделать небольшие игрушки из цветной бумаги (в технике оригами, например, или еще как-нибудь), повесить небольшие кусочки картона с наклеенными на них картинками (проколите их иголкой посередине и повесьте на нитку, тогда они будут крутиться вокруг себя). За основу мобиля можно взять небольшую палочку, к концам которой привязаны нитки, на каждой из которых, в свою очередь, еще по нитке. На концах последних вы, собственно, и будете вешать ваши поделки. Конструкцию следует хорошо уравновесить. После этого она будет свободно качаться и вращаться от малейшего колебания воздуха.
Менять на ней "игрушки" можно не часто, так как движущиеся предметы рассматривать интереснее, чем неподвижные, и она не скоро ему надоест. Через несколько дней сможете заменить одну-две части конструкции.
Когда ребенок немного подрастет, разместите на стене в комнате картинки с очень простыми и крупными изображениями и меняйте их время от времени. Содержание картинок должно быть несложным - 
· изображение предметов домашнего обихода, игрушек, 
· изображения цветов, животных той полосы, где вы проживаете, 
· репродукции картин понятного содержания, 
· портреты близких людей, 
· изображение детей в действии, 
· геометрические фигуры (желательно крупные, нарисованные толстым фломастером красного цвета, только не закрашенный контур), 
· виды транспорта (только не марки машин),
· виды природы в разное время года, изображения городского и сельского ландшафта (комментарии к таким картинкам - лес,, поле, сад, улица, дом, дворик и пр.), 
· на кухне уместными будут изображения овощей, фруктов, различных блюд (можно вырезать из старых поваренных книг и дамских журналов),
Для того, чтобы всё это висело не зря, каждый раз, когда вы идёте с ребёнком по квартире, обращайте его внимание на картинку. Необязательно смотреть всё, что висит на стенах каждый день. К некоторым материалам вы будете подходить чаще, к другим реже, это не важно. А важно то, чтобы в один прекрасный момент ваш ребёнок подполз к какой-нибудь карточке на стене и сам попросил вас назвать ему то, что там изображено. 

Мир "на ощупь"
Предоставьте ему для манипуляции максимально интересные игрушки и безопасные предметы обихода - разные по размеру, форме, фактуре поверхностей, на которые интересно смотреть, которые интересно щупать - чем больше разнообразных тактильных ощущений, тем лучше. Например:
· любые пластмассовые банки, бутылки, флаконы (от соусов, лимонадов, шампуней, кремов, майонезов и маргаринов) всех размеров, цветов и форм, тщательно вымытые и наполненные разнообразными наполнителями (для звука); желательно, конечно, подбирать такие бутылки и банки, которые очень плотно закрываются или завинчиваются, чтобы не просыпалось содержимое;
· любые картонные коробки (от каш, чаев, конфет);
· лоскутки тканей разной фактуры и разного размера;
· разнообразные "бусы" - на веревочку или шнурок нанизываете все, что можно нанизать: бусины, пуговицы, колечки от пирамидок, небольшие пластмассовые трубочки (например, половинка корпуса от старого фломастера);
· веревочки и ленточки (недлинные, чтобы малыш в них не запутался); с узелками или без, с надетыми на них пуговицами, бусинами или колечками или без них;
· любые промышленные игрушки, кроме меховых;
· любые безопасные предметы обихода.

Когда ребенок научится брать предметы двумя пальчиками, подарите ему коробку масляной пастели или восковых мелков, но они жестче, ими сложнее пользоваться. Возьмите один мелок, отломите от него кусочек сантиметра в три, дайте ребенку. Себе в руки возьмите такой же и начните водить им по листу бумаги. Малыш увидит линии на бумаге и начнет пытаться водить своим мелком, чтобы получить тот же результат. Такой маленький кусочек мелка невозможно держать в кулачке, как обычно поступают малыши с карандашами или фломастерами. Поэтому он сразу научиться держать его "щепоткой". В последствии, вам легко будет научить его правильно держать карандаш. 
Не рисуйте ребенку никаких зверюшек или человечков. Рисуйте только "каляки-маляки", то есть то, что он тоже может рисовать. Или вскоре сможет этому научиться. А также рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники. Во время рисования, можете комментировать то, что рисуете. Заодно, конечно, обращайте внимание на цвет линии, оставляемой мелком. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо.

Игры и игрушки

Попробуйте поиграть с малышом в "ладушки" , "сороку", делая, для начала, все вместе с ним, держа его ладошки в своих руках. Ему понравится игра и через пару месяцев он начнет пробовать играть в нее сам.
Играйте с малышом в сюжетные игрушки: показывайте ему мини-спектакли куколками и зверушками. Пусть игрушки в ваших руках двигаются, что-нибудь делают, общаются друг с другом, говоря разными голосами. 
Сделайте ребенку первую "коробку - копилку" с отверстиями для проталкивания внутрь разных предметов (после 10 мес.). Самое простое, что он сможет протолкнуть в отверстие - это цилиндры. Если вам не удается купить в магазине набор цилиндров разного диаметра, сделайте их сами, попросив папу распилить несколько разных по толщине палок на небольшие кусочки. Цилиндров должно быть не очень много (5-10 шт.). Для начала используйте цилиндры двух-трех размеров.
Возьмите картонную коробку (из плотного гофрированного картона) небольшого размера. Аккуратно приложите ваши цилиндры к верхней стороне и обведите, затем прорежьте отверстия. Сбоку внизу коробки сделайте довольно большую дырку, из которой вы будет высыпать цилиндры обратно (открывающуюся крышку лучше не делать, так как она быстро оторвется). Еще интереснее будет ваша игрушка, если внутри коробки вы вклеите под наклоном еще одну картонку (горочку), по которой упавшие внутрь цилиндры будут скатываться и сами вываливаться из дырки внизу. 
Учите малыша ставить кубик на кубик (или небольшие коробочки), ставить их рядом "дорожкой". Давайте малышу для игр мячи разного размера, из разных материалов. Пусть он их берет в ручку или две, толкает, догоняет укатившийся, пробует катать с горки.

Развитие мышления и речи

После полугода многие малыши, как правило, уже начинают произносить слоги. Повторяйте за малышом то, что он наиболее часто произносит. Поощряйте его к активной "речи", эмоционально и весело отвечая ему. Попробуйте уловить в его "словах" что-то похожее на настоящие слова. И именно это настоящее слово повторяйте чаще всего, показывая картинку или предмет, соответствующий слову.
Начните учить малыша понимать ваши вопросы и просьбы. Самое первое и простое это: "дай", "на", "дай ручку", "где?". Научите малыша махать ручкой "пока-пока", когда провожаете кого-то, опять же, сначала делая это за него его рукой.
Старайтесь превращать все ваши игровые и режимные моменты во взаимное общение. Постепенно учите его понимать слова и целые фразы: говорите "пойдем", беря на руки и направляясь куда-нибудь, "садись", "ложись", когда сажаете или кладете малыша. Говорите "открой", "закрой" (дверь или коробочку), "возьми" или "положи", "будем спать", "будем одеваться" и прочее при соответствующих действиях.
Старайтесь не употреблять в своей речи облегченные слова типа "ляля" (кукла), "ав-ав" (собака) и прочее. Вы должны говорить нормальным русским языком. Единственные облегченные слова, которые можно допустить - это звукоподражание разным животным и предметам. Но вы не должны говорит на собачку "ав-ав", а на машину "би-би". Нужно сказать: "это собачка, она лает "ав-ав"". "Это машина, она гудит "би-би"". Таким образом, малыш слышит нормальное название предмета и звук, им издаваемый, и запоминает и то, и другое. Но произнести он сможет только само звукоподражание. Но вы будете спрашивать у него, что это, ожидая ответ "ав-ав" или "би-би", а спросите, как собачка лает или как машина гудит, тогда ответ малыша будет правильным по смыслу и реальным для произнесения им самим. 
Начните изучать цвета. Если вы и делали это раньше, то просто показывали, что какого цвета. Можете не только констатировать, что какого цвета, но и попросить ребенка показать вам, где красный кружочек (мячик, кубик).
Можно также начать знакомиться с понятием "большой - маленький", показывая совершенно однообразные предметы (одно цвета и формы), но сильно отличающиеся друг от друга по размеру. Несколько раз подряд покажите их малышу, потом попросите показать вам, где же "большой" (или "маленький"). Если малыш ошибся, не говорить "нет" и не ждите, пока он сам исправит ошибку. Это пока ему недоступно. Просто переведите его пальчик с неправильно показанного предмета на правильный и скажите: "вот большой" (или "вот маленький").
Читайте ребенку детские книги с короткими сказками, стихами, потешками, рассматривайте книжки с яркими картинками.
Чаще бывайте с ним в разных местах (и пусть на вас смотрят косо) - например, в музеях, зоопарке, концертах и т.д., путешествуйте, если это возможно.

Нашим читателям

Уважаемые подписчики!

1. Готовится рассылка, в которой мы постараемся ответить на все вопросы, которые вы задавали в своих письмах. 

 

2. Мы уже обращались к вам по поводу рассылки "Московская афиша" - нас очень мало, чтобы вести полноценные рассылки по всем тематикам. Мы ищем ведущего рассылки, в противном случае ее придется закрыть.

ПРОСЬБА ОТОЗВАТЬСЯ НАШУ ЧИТАТЕЛЬНИЦУ, КОТОРАЯ ВЫРАЖАЛА ЖЕЛАНИЕ ВЕСТИ ЭТУ РАССЫЛКУ - ВАШЕ ПИСЬМО И КООРДИНАТЫ УТЕРЯНЫ (ИЗ-ЗА ПРОБЛЕМ С ПОЧТОВЫМ СЕРВЕРОМ - ЗАМУЧИЛИ ПОЧТОВЫЕ ВИРУСЫ)!!

 

СЕГОДНЯ В РАССЫЛКЕ

1.Лена Данилова "Основные направления деятельности родителей, или Что делать" (публикуется впервые).

2. Обращение к нашим читателям.

НОВОСТИ САЙТА

23.06.2001

В разделе "Первый год жизни ребенка" в разделе Советы по уходу  читайте "Проблема пеленок", "Кормить ли ночью?", "Записки на памперсах".

21.06.2001

В разделе "Первый год жизни ребенка" в разделе "Вскармливание" читайте "Эволюция пищеварительной системы ребенка".

НАШИ РАССЫЛКИ

Рассылка 'Раннее развитие детей,развивающие игры'

Рассылки Subscribe.Ru
Раннее развитие детей,развивающие игры
В мире игр и игрушек.
Московская афиша выходного дня. Отдых с детьми
Физическое развитие детей

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Уважаемые подписчики! 
Если у вас возникают какие-либо вопросы или есть предложения и пожелания, мы ждем ваших писем по адресу: putnik@danilova.ru 
 

 

  TopList



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное