Продолжаем читать книгу Л.А. и Б.П. Никитиных "Мы, наши дети и внуки". Сегодня мы изучим, как закаливали Никитины своих детей. Оказывается, приступали они к закалке… в первые дни жизни малыша.
"
Б.П.: …Так уж вышло, что мы со своим первенцем несколько месяцев прожили на открытой террасе. Менять пеленки приходилось по нескольку раз и ночью. А летние ночи бывают очень прохладны… Развернешь, бывало, младенца, а от него пар. Нас все пугали простудами, мы и сами побаивались этого, но малыш не болел. Тогда мы не придали этому значения, но когда началась война с диатезом, мы вспомнили и о тех холодных летних ночах. Малыш легко выдерживал разницу в 15-20 градусов! А когда мы стали его, голенького, выносить
из теплой комнаты (плюс 25 градусов) на морозец (до минус 10 градусов), он прекрасно себя чувствовал и при почти мгновенных перепадах температур в 30-35 градусов!
Но ведь этот способ быть здоровым известен на Руси с незапамятных времен: из бани – в снег или в прорубь, а потом снова в баню. И так по нескольку раз! Так что же и нам-то бояться, успокоились мы.
Л.А.: Когда у нас родилась дочка, многие говорили нам:
- Ну уж с девочкой-то вы так обращаться не будете!
- Почему? – удивились мы. – Разве девочке не нужно быть здоровой и крепкой? И в первый же день после недельного пребывания дочки в комфорте родильного дома я устроила ей во время первого же домашнего кормления воздушную ванну – на полчаса…
Кормление плюс…
С тех пор так у нас и повелось: каждое кормление сопровождалось закаливающими процедурами. Вот как это бывало. Я стелю на диван пеленочку, кладу дочку – она без чепчика, в одной распашонке – и ложусь рядом с нею поперек широкого дивана. Кто-то из девочек заботливо подсовывает мне под голову подушку. Какое блаженство! Когда-то и маялась же я, пытаясь кормить сидя, "как положено": обе руки заняты, спина устает, ногам неудобно, да и малышу (завернутому, стиснутому) неловко – и мне и ему удовольствия было
мало. И вот как-то, усталая, пришла я с работы и попробовала кормить полулежа. Удивилась, как хорошо: сам отдыхаю, и ребенку удобно.
С тех пор кормление стало для меня и малышки минутами отдыха, наслаждения, общения и даже временем гигиенических и закаливающих процедур. Вот лежит, прижавшись ко мне бочком, маленький человечек, сосет, сопит, причмокивает. А я в это время могу потихоньку его приласкать, погладить, просунуть свой палец ему в кулачок – пусть хватает покрепче, могу спеть что-нибудь ласковое, нежное, чем это не общение? Малыши очень любят эти минутки. Помнится, как горько плакала однажды наша семимесячная дочурка, когда я, придя
с работы, стала кормить ее, а сама уткнулась в книжку, даже не поговорив, не поиграв с нею. Она даже сосать отказалась, обидевшись, хотя очень есть хотела. Для меня это стало уроком на всю жизнь: с тех пор мы знали, что время кормления нужно малышу не только для питания. Правда, в самые первые дни эти минуты обычно связаны с лечением. Вот дочка сосет, а я свободной рукой осторожно расправляю ей складочки на шейке, на ручке и… дую на них. Прямо на глазах бледнеют пятна потницы, с которой малышка явилась из родильного
дома. И я уже знаю, что и с опрелостями за два-три дня справимся без всяких мазей и присыпок: просто во время кормления воздух их высушит, и все быстро пойдет на поправку. Да и впредь не понадобятся нам присыпки и мази, потому что кожица будет сухая и чистая. А какая экономия времени – ведь на все эти "гигиенические и закаливающие процедуры" не приходится тратить не минуты дополнительного времени.
…Так с первого дня пребывания в доме, а в теплое время года и на улице: пока малыш не спит, он либо голенький, либо в распашонке, либо (постарше) в трусиках. При этом температура в комнате или на улице может колебаться приблизительно от плюс 15 до плюс 25 градусов, а в зависимости от температуры изменяется и продолжительность "воздушных ванн". Если холодно, малыш скорее "потребует" завертывания, а приятно – болтает ручками и ножками, пока не захочет спать.
Б.П.: Помним, сначала нас очень удивляло: ручки и ножки холодные, пяточки даже синеватыми сделаются, а малышу хоть бы что! Лежит себе веселенький, и все. Только потом мы узнали, что холодных пяточек опасаться не надо. Это просто внешнее проявление адаптивных реакций к холоду. При этом резко снижается разница температур между кожей и воздухом и резко сокращается отдача тепла. А учащение пульса и повышение тонуса мышц увеличивает образование тепла и восстанавливает тепловой баланс организма. И все это оказывается
очень нужным для младенца: прохлада бодрит и делает движения приятными, а без одежонок и пеленок двигаться легко, ничто не мешает. Ребенок легче и быстрее осваивает разные движения, раньше начинает садиться, вставать, ползать. …
К этому еще добавлялись и разные "водные процедуры": мы умывали, а в случае надобности и подмывали малышку, не подогревая воду – из-под крана, но не прямо под струей, а с ладони, набрав воду в горсть. В первый раз малыш мог слегка вздрогнуть, а на второй-третий день уже привыкал и не выражал неудовольствия, даже если вода была холоднее, чем обычно.
Не заболеем!
Вот так у нас получалось: жизнь ставила перед нами какую-то проблему (где взять время? как избавиться от диатеза? как предотвратить болезни? и т.п.) и толкала нас на поиски выхода, и выход этот не всегда совпадал с общепринятым и традиционным. Мы шли сначала ощупью, а потому очень осторожно, затем – по мере накопления опыта – все более осознанно, а потому и смелее. Так мы предоставили нашим малышам удовольствие ощущать самые разные естественные воздействия окружающей среды: и перепад температур, и прямые солнечные
лучи, и ветерок, и прохладный дождик или настоящий летний ливень…
Л.А. Началось все с простого: лежит со мной дочка и не подозревает, что прохладный ее бочок и холодные пяточки – это серьезные профилактические меры для предотвращения многих-многих бед. И так изо дня в день, из месяца в месяц. И живем мы с дочкой, так же как и с остальными ребятишками, в счастливой уверенности, что никакие простуды нам не страшны. Ноги промочили? Ничего – вытрем, и все. Сквозняк? Пусть, он нам тоже не страшен. Зачем сосульки грызть? Так они же вкусные! По снегу босиком? Но ведь это только приятно!
И здесь вот что важно: уверенность, в свою очередь, становится хорошим средством, предотвращающим заболевания. Об этом мы только догадывались, но по-настоящему узнали совсем недавно: один врач, специалист по аутотренингу, объяснил нам, что здоровье человека и его способность сопротивляться болезням зависят и от настроения, от уверенности в том, что он не заболеет. Нередко болезненное состояние бывает мнимым или ухудшается только из-за того, что человек становится в этом убежден. А дети гораздо сильнее поддаются
внушению, чем взрослые.
И не подозревают многие любящие мамы и бабушки, что своими страхами и вечными опасениями ("Не беги – упадешь! Не лезь в лужу – ноги промочишь! Не пей холодную воду – заболеешь! Закрой форточку – простудишься!" и т.п.) они только приучают малышей к мысли, что болезней не миновать. Те, разумеется, и не минуют. Получается порочный круг: оберегание – укутывание – изнеживание – болезнь – страх – еще более тщательное обережение и так далее, вплоть до внушения самому ребенку, что он болезненный и хилый. А
он может быть здоровым и крепким, только… разрешите ему и поверьте сами, что это вполне возможно.
К нам часто приезжают папы и мамы со своими малышами. Пока мы, взрослые, разговариваем, ребятишки довольно быстро осваиваются в нашей спортивной комнате: виснут на кольцах, кувыркаются на большом матраце, пытаются влезть на шест. Им вскоре становится жарко в шерстяных костюмчиках и колготках, и они, глядя на наших ребят, помаленьку стаскивают с себя одну одежку за другой и, испытывая наслаждение от легкости, свободы и приятной прохлады, все больше втягиваются в общую игру. Бывало даже, что кто-нибудь, возбужденный
возней, выскакивал (раздетый-то) вслед за нашими прямо на мороз. Родители, узнав об этом, чуть в обморок не падали, а ребенку хоть бы что. Вот что значит уверенность: я могу, я не заболею! "
Все это, конечно, замечательно. Но что делать, если ребенок не принимал воздушные ванны с первых дней жизни, и привык ходить в штанишках и носочках, и вообще изнежен с точки зрения Никитиных? Можно ли вдруг свернуть с одного метода воспитания на другой? Борис Павлович и Лена Алексеевна считают, что можно – и если у родителей есть желание сделать детей закаленными и здоровыми, то нужно. Специальная глава "Что делать, если ребенок часто простужается" - в следующем выпуске рассылки.
Объявление
Продолжаются встречи членов Клуба естественного родительства по адресу:
г. Пермь, ул. Парковая, д.14, кв. 1 (район Разгуляя).
Встречи проходят каждый вторник, с 10:00 до 12:00. Плата с одной семьи – 100 руб. 23 сентября и 30 сентября встречи по этому адресу состоятся обязательно. Приглашаем на встречи всех желающих.
В ближайший вторник, 23 сентября, на встрече будет устроена «мастерская». Тема занятия: "Изготовление игрушек из бумаги". С собой желательно иметь ножницы и цветные карандаши или фломастеры.
На все вопросы с удовольствием ответим по тел. 8 902 800 98 73 - Инна, или 8 902 64 99 397 - Маша.
Предложения и замечания принимаются на iresh@mail.ru :).