Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клуб естественного родительства


Мария Монтессори

Недавно одна мама спросила меня: "Нужно ли заставлять ребенка что-то делать, например, учиться, если ему не хочется?", - и в качестве аргумента, что давление на ребенка необходимо, привела мнение из "одной старой книги". Тогда я ответила по существу, что в идеале ребенка нужно заинтересовывать. А вот аргументацию той мамы про "старую книгу" оставила без внимания. А это очень важная тема.

Книги пишут люди, живущие в обществе. И взгляды людей формируются на фоне глобальных установок, идей, общепринятых в обществе. Наше детство застало еще Советский Союз – государство, где строили социализм. В социалистическом государстве – государстве рабочих и крестьян, где интеллигенция много лет считалась "прослойкой", а предпринимательство было уголовно наказуемо, требовался определенный тип людей. Ценились труженики, специалисты, люди, работающие по плану и выдающие нужный "вал" продукции. Расхожий образ: человек- это винтик в налаженной системе. И вся система воспитания была настроена на производство вот таких типичных, качественных и удобных винтиков. Ясли, детский сад, школа – все было понятно и четко спланировано. И книги – "старые добрые книги" советских времен – могут подсказать нам, как воспитать ребенка, готового жить в социалистическом обществе. А это ли нам надо?...

На эту же тему приведу короткие цитаты из книги В.Г. Дмитриевой "Методика раннего развития Марии Монтессори":

"Когда впервые сталкиваешься с историей педагогической системы Марии Монтессори, невозможно не поразиться тому, с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу же издают указы о закрытии Монтессори-школ, начинаются гонения на педагогов – сторонников этой системы. И неудивительно: ведь ключевое слово в лексиконе величайшего педагога и гуманиста двадцатого века Марии Монтессори – это "свобода". Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Ясно, что именно таких людей панически боялись диктаторы всех времен."

"В дореволюционной России по системе Монтессори работало много детских садов и особых групп раннего развития. Эти детские сады выжили в голодные и трудные годы и были закрыты уже в конце 20-х годов ХХ века, поскольку "система не соответствовала социалистическим основам воспитания"."

Видите, какой глубокий смысл таится в пересыпаниях-переливаниях и самостоятельной уборке тарелки за собой?.. :)

Предложения и замечания принимаются на iresh@mail.ru :).


В избранное