Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знания, обреченные на успех

  Все выпуски  

Знания, обреченные на успех Как стимулировать познавательную активность ребенка?


Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Выпуск № 105

Как стимулировать познавательную активность ребенка?

1. Ответы на ваши письма

2. Рассылка "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "Зачем?""

3. Рассылка о значении слов.

Как стимулировать познавательную активность ребенка?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Большинство из нас, родителей, на вопрос: "Чему ты хочешь научить ребенка?" скажет "Самостоятельности!" В общем-то, ничего удивительного. Ребенок растет медленно (нам так кажется, когда он еще маленький:)))) И мы торопим время: когда же он, наконец, станет самостоятельным!

Мало того, что делать этого не стоит - я имею в виду торопить. Ну, хотя бы по причине бессмысленности:))) Так еще не стоит мешать ребенку получать определенные навыки. Ведь зачастую получается, что мы хотим одного, а делаем, чтобы этого достичь, совершенно противоположные вещи. Например, хотим, чтобы он был самостоятельным, а не даем возможности проявить эту самую пресловутую самостоятельность. Не даем по-разному: боимся, запрещаем, ограждаем, навязываем помощь и свое присутствие и т.д. Не говоря уже о поощрении навыков.

(Вопрос)

Здравствуйте, Катя! Спасибо Вам за Ваши рассылки! Может быть Вы сможете мне что-нибудь посоветовать? Зовут меня Ирина. Перед рождением первой дочки задумалась, чего же я хочу воспитать в них – моих детях. Ответ был и есть - самостоятельность, т.е. я хочу чтобы они знали САМИ чего хотят, и делали это. На самом деле мне казалось, что это скорее естественная потребность каждого живого существа, и ее важно сохранить, не заглушить своими ожиданиями и требованиями.

Но… Сейчас у меня 2 хорошенькие дочки: старшей Оле 3,5 года, младшей Ане - 1 год. Так вот Анюта – само воплощение любопытства, она с пеленок самостоятельна:), чему я очень рада. А вот со старшей перекос какой-то. С рождения и до настоящего времени такое ощущение, что ей ничего не интересно самой. Я по-разному пыталась стимулировать ее интерес, но так и не преуспела в этом. Дома она не реализует свое любопытство, такое ощущение что его нет вовсе. Она играет только с кем-то (со мной, с бабушками, с сестрой), а когда остается одна – не знает чем заняться. Когда я ее спрашиваю чем мы будем заниматься сейчас, она обычно «не знает» и придумываю все я, она соглашается. При этом у нее сильный характер (в одежде и в еде она точно знает, чего хочет), и она очень любит общаться, причем лидирует в играх на улице. Отсюда вопрос: как правильно стимулировать познавательную активность ребенка? Как воспитать в этом самостоятельность?

(КМ) Здравствуйте, Ирина!

Давайте я начну с того, откуда, на мой взгляд, может взяться такое несамостоятельное (или зависимое) поведение у ребенка. Я сталкивалась с этим феноменом (назовем это так) у своего старшего сына и у нескольких других деток.

Обычно такое поведение бывает у старших детей. Давайте посмотрим. Рождается ребенок. Вокруг кроме двух родителей бегает еще куча родственников. Все хотят потискать, поиграть, подержать. У ребенка, в конце концов, притупляется естественная потребность играть самому. Он знает, что если попросит, то обязательно прибегут с ним поиграть. Причем, именно взрослые. Делать им больше нечего, вот и бегут:)))))

Ребенок учится общаться со взрослыми. А взрослые имеют дурную привычку навязывать свое мнение. Во всем. Им кажется, что они тогда очень умно, по-взрослому выглядят в собственных глазах, и в глазах ребенка. В результате ребенок перестает думать и придумывать сам - незачем. Ирина, уверена, что Вы старались, как могли. Просто нас так воспитали - мы считаем, что обучать и советовать лучше, чем задавать вопросы и наблюдать за ребенком. При этом мы, к сожалению, не всегда задумываемся, что из этих двух способов эффективнее.

Что происходит, когда появляется второй ребенок? Ему уже не могут уделить столько внимания, сколько уделялось старшему. Его чаще оставляют играть одного. И, как правило, он без проблем находит себе занятие. Он растет более самостоятельным и менее зависимым. Зависимым от взрослых и их внимания.

А теперь о том, как можно это исправить.

- Во-первых, зная причины, проанализировать, что в повседневной жизни девочка может делать самостоятельно.

- Во-вторых, как можно наградить эту ее самостоятельность (например, внимание значимого для нее человека, благодарность, подарок, комплимент).

- В-третьих, подумать (внимательно понаблюдать за ней), какой пример она могла бы подать младшей сестренке, чему ее научить. И обязательно это поощрять.

Кстати, можно подумать и о том, какие Ваши действия (действия мамы, взрослого человека) мешают девочке проявлять самостоятельность. И перестать делать что-то лишнее или начав совершать необходимые шаги, также поощрять себя.

Мы, родители, все время думаем о том, что мы можем сделать для детей, чему их научить, как это сделать. Мы тащим на себе какой-то неимоверный груз ответственности за их СУДЬБУ (именно так, большими буквами:)))), чувство вины, что мы им что-то не даем или даем не вовремя, постоянно испытываем чувство долга перед ними. Мы должны: играть, развивать, учить, кормить, поить, укладывать, успокаивать. А может, будем чуть проще?

Давайте научимся НЕ МЕШАТЬ ИМ ЖИТЬ. И большую часть навыков они приобретут самостоятельно. Мы просто будем рядом. И будем жить яркой, насыщенной результативной жизнью, показывая детям, что ВОТ ТАК жить гораздо интереснее, чем тускло, однообразно, скучно.

А чтобы нам было интересно учиться самим, начнем себя поощрять. Или вы думаете, что можно награждать только детей?:))) Договоритесь со своим мужем (женой), что он будет вас хвалить, когда вы дадите ребенку время на размышления, а не подсунете готовый ответ. Замечайте свои слова и поступки. И свою внимательность к себе тоже поощряйте. Человек может научиться всему, чему захочет. Если захочет, конечно:)))

Рассылка "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "Зачем?"

Как я уже говорила, увидела свет моя новая рассылка "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "Зачем?"" Сегодня выходит уже 5 выпуск. Рассылка, насколько я могу судить по письмам, пользуется спросом. Рада этому! И спасибо огромное авторам писем! Подписывайтесь. Это можно сделать здесь. Задать вопрос можно на моем сайте, на страничке "Вопросы и ответы".

Рассылка о значении слов

И напоследок новая рассылка от Тани Кравченко, автора рассылки "Вопросы без ответов" (почти тезка:))))))) Так вот эта новая рассылка называется "Величайшие тайны в свободном доступе". Не могу однозначно согласиться, что тайны величайшие:))), но что мысли у Танюши интересные и преподносит она их легко, весело и умно - это факт!

И для примера фрагмент из последнего выпуска рассылки, который имеет непосредственное отношение к первому заданию моего курса "Воспитание родителей" и к неоднократному разговору об абстрактных понятиях.

(Цитата из выпуска рассылки)

О значении слов.
Здравствуйте, дорогие читатели! Начну с коротенького эпизода буквально вчерашней, самой что ни на есть обычной жизни. Причем моей собственной. Так что никаких "додумок" и "предположений", а всё именно так, как происходило и чувствовалось на самом деле.
С тех пор, как я сама для себя открыла школу осознанности, О!, сколько нового и интересного я узнала... И обучение-то происходит в порядке, обратном традиционному - сперва практика, потом знание. То есть тут никак не может появиться проблема, описывая которую многие интернет-мудрецы мозоли на клавиатуре набили: есть ЗНАНИЕ, и есть ПОНИМАНИЕ. И когда знание становится пониманием, то оно и будет истинным знанием, а пока понимание с истинным знанием не наступило, так и нифига это никакое не знание, а так - видимость и профанация:)
ОСОЗНАВАЯ же происходящее (например в терминологии Зеланда - включив внутреннего Смотрителя), "теоретических" знаний не появляется. Сразу всё на своей шкурке чувствуешь и понимаешь:)
Итак эпизодик.
Заняты мы с семейством были вчера допоздна. Пока добрались домой, немного проголодались и, несмотря на поздний час, решили подкрепиться. Пошуршала я сперва в холодильнике, потом на плите, потом на столе образовалась еда, все собрались, было хорошо, вкусно и приятно... Но после такого, вы и сами знаете, остаются на столе крошки, а в раковине - горка грязной посуды:) Да еще и мальчики обедали в торопях, так что горка дополнялась кучкой, стоявшей рядом уже полдня.
Как видите, я - самая обычная женщина, и проблемы (ФУХ!) у меня тоже - обычные!:)
И вот сижу я за столом, обозреваю кухню, и вслух констатирую факт - да... прям не знаю как быть! Очень не люблю, когда на ночь остается грязь. А на часах уже... ой-ой! Но эта куча... хорошо бы убрать, НО СИЛ НЕТ..................
сказала я и осеклась!
Вы знаете это ощущение? Когда где-то внутри чувствуешь - НЕ ТЕ СЛОВА ПРОИЗНЕСЕНЫ!!! Это даже не ложь, нет. Это просто НЕ ТО, что должно быть! Ну скажем так, если хочешь выйти из комнаты, то дверь надо открыть, а не задвигать ее платяным шкафом. Ну или чуть поэтичнее - если внутри живет страсть к полетам, не стоит себе как той курице подрезать крылья ржавыми ножницами.
Мысли понеслись с бОльшей скоростью - как это так "У МЕНЯ СИЛ НЕТ"??? Есть. Лениво? Может быть. Наверняка что-то еще. Даже не важно ЧТО. Пусть это целая гамма чувств. Но СИЛЫ-ТО ЕСТЬ!!! А я их у себя только что чуть не отобрала! Причем всего лишь одной фразой... Потрясающе...
СИЛЫ - ЕСТЬ! С этой мыслью я невероятно легко справилась с посудой, грязным столом, и обеспечила себе на утро хорошее настроение. А еще говорят: слово не воробей, вылетит не поймаешь. Поймаешь! Очень даже поймаешь. И повернешь, куда надо, К СВОИМ ЖЕЛАНИЯМ, а не по течению.

...Большое здание состоит из миллионов маленьких кирпичей. Сколько слов и мыслей человек произносит хотя бы за год? Сколько из них произносится осознанно и идет на пользу, а сколько всего лишь "раскачивают лодку"?
Не обязательно сразу ставить сверхзадачи (хотя почему бы и нет, если у Вас с чувством юмора всё в порядке). Можно начать с "ловли тараканов" - слов и фразочек, которые по копейке растаскивают в щели нашу силу и жизненную энергию. Незаметно, маскируясь под слабости, привычки, милые шалости:) А когда пару-тройку ЭТИХ поймаешь, ТАКАЯ жаба начинает душить!;) Такой вот - момент истины!:)))
Что ж, господа, серьезно рассчитываю на то, что и Вас коснулась волна испытанного мной кайфа, и так же буду впредь им с Вами делиться.
Искренне Ваша,
Таня К. Пишите: tts_tanya@mail.ru

На сегодня прощаюсь с вами!

Заходите на мой сайт .

Авторский курс "Воспитание родителей" - для тех, кто хочет получать удовольствие от общения со своими детьми.

На страничке"Отзывы проходящих курс"можно почитать о промежуточных результатах, которых добиваются курсанты. Отзывы после прохождения курса находятся на страничке «Мой курс».

До скорых встреч!

Катя Мануковская



В избранное