О том, как установить правильные рамки поведения ребенка
Для душевного равновесия и правильного поведения ребёнку необходимы четкие
рамки и ясные правила поведения. Ребёнок учится определять эти рамки, принимая
требования родителей и подражая их действиям. Неизменный порядок создает у ребёнка
чувство безопасности. Устойчивый режим дня и существование четких правил в приеме
пищи, сне, умывании, играх и т.д. препятствуют возникновению у ребёнка неприятных
ощущений и чувства неуверенности.
Ниже приведены несколько советов, которые помогут вам при установлении рамок
поведения для вашего ребёнка:
Прислушивайтесь к ребёнку и старайтесь понять его точку зрения.
Необязательно соглашаться с ним, но благодаря вниманию, которое вы оказываете
ребёнку, он ощущает себя полноправным и достойным участником события.
Ребёнок охотнее подчиняется правилам, в установлении которых он принимал
участие. Само собой разумеется, существуют правила, которые могут устанавливать
только родители.
Предоставьте ребёнку право выбора. Дайте ему понять, что он волен выбирать
из
нескольких возможностей.
Ребёнок имеет право выразить свое мнение и свои чувства относительно тех
границ поведения, которые вы ему определяете. Как ни юн ребёнок, его мнение
по
этому вопросу поможет вам установить эти границы справедливо.
Необходимо самому верить в справедливость своих требований, объяснить ребёнку
их причины и убедиться в том, что он их осознал.
Не требуйте от ребёнка сразу многого: начинать надо с небольшого набора
правил.
Давайте детям ясные, точные и краткие указания.
Неоднократно возвращайтесь к этим правилам и инструкциям: ребёнок нуждается
в
повторении.
Ребёнку трудно быстро перейти от одного вида деятельности к другому. Если
вы
чего-то требуете от него, предоставьте ему короткий отдых, небольшую передышку,
чтобы он мог переключиться.
Устанавливая для ребёнка границы и правила поведения, вы отнюдь не превращаетесь
в его глазах в суровых и чёрствых родителей - если, конечно, вы делаете это
достаточно гибко и справедливо.
И даже если дети порой будут возмущаться и противиться вашим требованиям, они
примут и оценят по достоинству проявленные вами последовательность и участие.
Дети подражают поведению взрослых и учатся таким образом отвечать за свои поступки.
Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка.
Это - основной принцип, которым вы должны руководствоваться, применяя
наказание. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка,
если вы действительно хотите научить ребёнка, как следует себя вести.
Основательная трёпка, которую мать задавала четырехлетнему Диме, когда он разбирал
на части свой ксилофон, не остановила его, и он каждый раз заново разбирает
ксилофон на части...