Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первокласников Чему и как учить до школы


Информационный Канал Subscribe.Ru


Расылка "ЛУЧиК"
   

 

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАСНИКОВ

   
 

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


Тема сегодняшнего выпуска:

"Чему и как учить до школы"

 


Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе можно буквально с рождения; и все, чему вы научите ребенка в раннем детстве, а главное - чему он научится сам, окупится сторицей.

 


. Хотя существуют и другие мнения: одни считают, что нужно начинать готовить ребенка к школе с трех лет, другие - за год до первого класса. Мы склонны считать: весь период жизни ребенка до школы, со всеми его особенностями - и есть то время, когда идет подготовка к школе. Но и здесь важно найти золотую середину: не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети уже умеют, дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Всегда надо быть на шажок впереди цели, но она должна быть достижимой, соответствовать детским возможностям. Будем помнить: у тех, кто испытал неудачу, снижается желание учиться, пропадает интерес к новому, незнакомому... А без такого интереса - как учиться?


Но будем реалистами. Возможно, о подготовке вы задумались на пороге оставшегося до школы года. Вы уже были у врача, проверили зрение, слух, выяснили, что у вашего ребенка нет хронических заболеваний. Вы строго соблюдаете основные условия физического развития ребенка - рациональное питание, режим дня, полноценный сон, прогулки на воздухе.
Ваш ребенок не только достаточно двигается (бегает, прыгает, играет), но и выполняет специальный комплекс утренней гимнастики, закаляется. Вы научили его основным гигиеническим навыкам. Если что-то упущено, то еще не поздно наверстать.
Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Но если вы отмахнетесь от них, не ответите раз, два - ребенок замкнется и перестанет спрашивать.


Как бы вы ни устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-нибудь задание. Например, в осенний день вы собираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с лета. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа; и в то же время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь. "О чем вы разговариваете с мамой на прогулке?" - спросили мы как-то одного малыша. Он ответил: "Ни о чем. Она только замечания делает - не ходи, не трогай, не лезь". О какой пользе от прогулки здесь может идти речь? В лучшем случае на треть от возможной: от свежего воздуха да от движения (и то все время пресекаемого мамой). А общение, а знания об окружающем мире, которых у мамы наверняка больше? Зачем же обделять ребенка?


Итак, больше рассказывайте детям, но и спрашивайте их, закрепляйте правильное и четкое произношение, расширяйте запас слов. Если вы обнаружили, что речь вашего ребенка недостаточно хорошо развита, беден словарный запас, он неправильно строит предложения и плохо различает звуки, нужно немедленно увеличить разговорную часть вашего общения. Чаще задавайте ребенку разнообразные вопросы и отвечайте на все его "Почему?" и "Зачем?".


Дети любят рифмовать, придумывать новые слова и играть "в слова". Новые слова, выражения, речевые обороты дети узнают чаще из книг или из телевизора; но взрослым обязательно надо пояснять значения незнакомых слов.
Детям 6-летнего возраста уже следует уметь определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания ребенка (например, кладите игрушку под подушку, перед лампой - и просите сказать, где она находится). Если малыш что-то путает, спокойно объясните - и повторяйте время от времен подобные игры. Кроме того, ребенок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне, накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда? Вот и можно потренироваться в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда мы сложили ее, получился треугольник и т. д.). При этом обязательно следите за правильным употреблением и произношением слов.


Обсудите, почему так называется: сахарница, мыльница, вешалка... В следующий раз поговорим об овощах, фруктах: попросите принести 3 свеклы, 2 моркови и 2 луковицы, попробуйте их посчитать, а потом разберитесь, какого они цвета.
Вы хотите приготовить кашу и набрали нужную вам меру крупы - прекрасный повод объяснить ребенку, меняется ли количество крупы, если возьмем две больших чашки или четыре маленьких. Такие занятия можно проводить где угодно и с чем угодно, было бы желание. Лучше, если при этом вы будете объяснять только самое существенное, а малыша будете спрашивать. Дети очень любят, когда их спрашивают, как взрослых: "Как ты думаешь...", "Почему это...", "Интересно, что это?.."
Или вы идете вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты: кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на дачу, на огород) - нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, посмотреть, как они растут, попросить ребенка найти, чем похожи и чем различаются морковь, репа и свекла, салат и щавель. Хорошо, если это будет не просто рассказ; пусть малыш сам выкопает морковку, очистит стручок зеленого горошка, сорвет огурец и т. п.
.Сейчас издается много разнообразных альбомов. Для раскрашивания. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние животные и дикие, и многое другое, что можно с успехом использовать не только для раскрашивания. Они пригодятся и для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты ягоды, домашние и дикие животные и т. д.). А потом поиграть: "Кто быстрее выберет фрукты?" или "Кто найдет больше диких зверей?". Впрочем, вариантов игры может быть много; пофантазируйте - и обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.


Если у ребенка есть нарушения в звукопроизношении, не откладывайте встречу с логопедом; скорее всего, вашему ребенку необходимы индивидуальные занятия под его руководством.
Если по какой-то причине вы не можете получить консультацию логопеда, постарайтесь помочь ребенку, упражняя его в правильном звукопроизношении. Помните, что ваша речь, конечно, если она четкая, выразительная, правильная,- это образец, на который он равняется. Можно играть "в слова": разбивать слова на звуки, складывать из звуков слова, замечать слова с определенными звуками. "А ну-ка, попробуй найти пять названий предметов в своей комнате (на кухне, на столе, среди игрушек), в которых есть звук л (любой, но чаще тот, который ребенок хуже узнает или произносит). И (это сложнее) - такие-то звуки в начале, в конце, в середине слов... Учите подчеркивать нужный звук голосом, растягивая его, форсируя звук. Дети этого возраста внимательны к звуковой стороне мира, любят подражать жужжанию мухи, скрипу двери, кваканью лягушки - всему живому и неживому, что звучит. Из этого можно сделать множество веселых и полезных забав. Читайте вслух стихи, сказки, рассказы.


Трудные звуки обычно сразу не поддаются; их надо повторять снова и снова. Будьте очень терпеливы и обязательно хвалите ребенка за малейшие успехи. Никаких упреков, насмешек, недовольств!
Даже если ребенок правильно произносит все звуки, для дальнейшего обучения грамоте ему надо еще уметь выделять и различать их. Поэтому с 5-6-летними детьми не только можно, но и необходимо проводить занятия по звуковому анализу. Звуковой анализ - это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качеству (согласные, гласные, твердые, мягкие). Такие занятия предупредят многие будущие трудности в процессе обучения и помогут вам выявить невидимую трудность - фонетико-фонематическое недоразвитие. Эта трудность коварная, она остается долгое время скрытой и проявляется (в виде большого количества ошибок, особенно в диктантах) значительно позднее - во втором, третьем классе.


Начнем со слов более простых - трехзвучных {дом, лес, год и т. п.).
Затем объясним: гласные звуки - особенные, волшебные, их можно тянуть, петь (ооо-ууу-ааа, ы-ы-ы, и-и-и, э-э-э). Рот при произнесении открыт, воздух выходит, язык, зубы и губы не мешают.
После того как дети освоятся с трехзвучными словами, можно перейти к четырехзвучным. Здесь особое внимание уделим особенностям произнесения твердых и мягких звуков (где язычок, сжаты ли губы). Попросите ребенка дать определение мягким звукам ль (ласковый), нь (тоненький) и твердому звуку т (строгий). Это довольно сложно, поэтому не торопитесь, не возмущайтесь непонятливостью, не настаивайте, если ребенок не хочет заниматься. Ищите варианты игры!
Если занятия по звуковому анализу идут трудно - вы видите, что ребенок упорно путает, скажем, звуки б-п, д-т, з-с (хотя произносить их он может очень чисто) - обязательно обратитесь за помощью к логопеду!
Для развития координации движений пальцев, кисти, всей руки, умения правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные (отличать правый и левый наклон) линии, соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой. Для этого можно попросить ребёнка скопировать фигуру.
Обратите внимание на точность копирования (величину, соотношение штрихов, взаимное расположение), ровность линий (наличие тремора - дрожащих линий). Если ребенок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если есть неуверенные, дрожащие линии, если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена конфигурация, то необходимо специально позаниматься.


Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но все-то проблемы в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.
Точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки нам помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика). В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков. И не удивляйтесь, если при приеме в школу у вашего ребенка спросят, умеет ли он завязывать шнурки...
Внимание! При выполнении любых графических заданий (раскрашивании, штриховке, копировании) следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, пальцы - чуть расслаблены.
До тех пор пока наш ученик не научился правильно держать ручку, правильно сидеть - не давайте сложных заданий. Задания могут быть очень простыми, можно выполнять их на листах, разлинованных в клетку: обведи клетку, проведи пунктирную линию (объясните, что такое пунктир), продолжай по образцу и т. п.


Когда ребенок уже будет свободно держать ручку, можно переходить к следующим заданиям. Будем учить его правильно располагать на парте (столе) лист (тетрадь). А как - правильно? Наклонив его влево так, чтобы нижний левый угол был напротив груди. Еще надо помнить: левой рукой необходимо придерживать лист при рисовании и письме. Учить детей до школы написанию письменных букв не стоит. Письмо - довольно сложный процесс; и лучше, если этим займется учитель. А вот выполнение специальных графических заданий может быть очень полезно!
Предлагаем некоторые варианты таких задании. Внимание! При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.


Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными). Перед началом объясните ребенку цель занятий: "Мы немного потренируемся, попробуем, готов ли ты учиться писать*. Покажите строчки, на которых расположены графические элементы, объясните: точки обозначают начало движения, а стрелки - направление. Шестилетнему ребенку гораздо проще провести длинную линию, чем короткую, а тем более - начать и закончить ее в определенной точке. Поэтому особое внимание обратите на точку начала движения ("Начинаем отсюда") и направление движения - стрелку ("Ведем руку сюда"). Прошли путь от точки до точки - рука и пальцы расслабляются, отдыхаем; потом пишется следующий элемент. Эти задания.для шестилеток, которые в этом году пойдут в школу.


Прежде, чем тренироваться в выполнении достаточно сложных графических заданий, можно дать что-то попроще. Если задания не получаются, рука идет "не туда", штрихи неровные, неуверенные, если ребенок неловок, напряженно держит ручку или карандаш (обычно в таких случаях он отказывается от работы, ищет любые причины увильнуть), не настаивайте, а тем более не ругайте, не стыдите, не грозите: "Пойдешь в школу - будут двойки"; постарайтесь разобраться, в чем беда. Понаблюдайте, как играет ребенок, умеет ли манипулировать мелкими предметами. (Дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить большие от маленьких, а потом нанизать их на леску или шнурок - отдельно маленькие, отдельно большие). Внимательно посмотрите, как он рисует. Быть может, и там он так же неловко держит карандаш, крутит лист вместо того, чтобы повернуть руку, не может аккуратно заштриховать даже небольшую поверхность. Попросите нарисовать и заштриховать домик - и вы все увидите. Не получается? Значит, выполнять графические задания рано.


Необходимо уделить больше внимания общему развитию движений руки, кисти, пальцев. Лепка и вязание, скручивание толстой синтетической нити, мозаика, конструктор, раскладывание карточек из картона (размеры могут быть разными: 2x2, 3х3, 4x4 см). Очень полезны и такие упражнения: перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками гладкий брусок (сначала использовать все пальцы а потом только по два справа и слева, меняя их). Не менее важна тренировка пространственного восприятия. Понятия верх, низ справа, слева, впереди; сзади и т. п. достаточно быстро усваиваются при игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: играем вдвоем, ты бросаешь правой рукой мне к правой руке (или левой). Ребенок со всем этим вскоре начинает справляться, но важно, чтобы он осознанно увидел пространственные соотношения. Если ребенок путается (особенно часты нарушения пространственного расположения у леворуких детей), не нервничайте, а терпеливо объясняйте, и не один раз.


Не так просто бывает сформировать пространственное расположение частей (деталей) на плоскости. Для этой цели можно применить пуговицы разного цвета, размера и любые плоские фигуры (карточки, картинки).
Возьмем чистый лист бумаги, на середину листа положим карточку, а вокруг нее будем располагать пуговицы (нам нужна одна карточка, 4 больших пуговиц и 8 маленьких). Сначала большие: одну над карточкой, в середине (объясняем, что такое середина и заодно положим пуговицу на место), затем другую под карточкой, тоже в середине; далее справа в середине, а последнюю слева в середине.
Внимание! Не спешите, не переходите к следующему занятию, пока ребенок не понял и не сделал правильно предыдущее. Учтите: по ходу всех заданий ребенок получает от вас и общие навыки учебной работы - умение внимательно слушать инструкцию, сосредоточиваться на задании, работать без отвлечений.
Теперь найдем место для маленьких пуговиц: одну в верхнем правом углу (объясняем, где этот угол - справа, вверху; если ребенок вообще плохо представляет себе, что такое угол, объясняем отдельно); вторую - в верхнем левом углу; третью - в нижнем правом углу; четвертую - в нижнем левом углу. Если все выполнено правильно и не вызывает затруднений, то дадим более сложное задание: пятую - над большой пуговицей, которая лежит над карточкой; шестую - под большой пуговицей, которая лежит под карточкой; седьмую - справа от большой пуговицы, которая лежит справа у карточки; восьмую - слева от большой пуговицы, которая лежит слева у карточки.
Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из картона различные геометрические фигуры (круги, овалы, треугольники, прямоугольники).


Такие занятия пригодятся и для формирования понятий о геометрических фигурах, их сочетаниях и соотношениях. Например, можно разрезать прямоугольник на восемь частей и попробовать из разбросанных в беспорядке треугольников сложить маленькие прямоугольники, а затем всю фигуру (можно раскрасить маленькие прямоугольники разным цветом).
А вот еще задание, развивающее пространственное восприятие: попробуйте собрать из прямоугольников, квадратов, треугольников и кругов несколько простых фигур по своему воображению. Выполняя эти задания, можно заодно дать малышу понятие о целом и части: о круге и половинках круга, о четырехугольнике и его половинках и т. п. Задание можно сформулировать так: "Собери фигуру из деталей".


Дети обычно любят возиться с конструктором. Но и к этим занятиям надо присмотреться и оценить, как работает ребенок, когда ему интересно, и насколько точно он выполняет ваши задания. Если видите, что ребенок без отвлечений работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро ее забывает,- не успокаивайте себя тем, что подрастет и "поумнеет". Надо, значит, упростить задачу: подразделить инструкции на ряд самых несложных действий - и осваивать их по очереди. Но не проводите такие занятия, если ребенок устал, перевозбужден или не оправился после болезни.
Гораздо легче удержать детское внимание и повысить ценность таких занятий, если работа будет не одноразовой, а с "продолжением". Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, собирая гардероб, а с мальчиками - строить флот. Старайтесь избегать укоряющего тона, грубых окриков и таких вот руководящих указаний: "Сколько раз повторять одно и то же", "Опять ты делаешь не то... не так...". Не забудьте похвалить ребенка за правильно выполненную работу, даже если сделано не все и не совсем так: "Сегодня уже лучше, но вот ты забыл...".


Внимание!
Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.


При оценке готовности к обучению вы проверили память ребенка. Неблагоприятным показателем являются "скачущие" результаты: то запомнил 5 слов, то - 2. Это одно из свидетельств быстрой истощаемости нервной системы. Как правило, такие результаты бывают у детей болезненных, ослабленных, чрезмерно возбудимых. И в этом случае нужна не тренировка памяти (как считают многие), а улучшение общего состояния ребенка! Кстати, психологические исследования показывают: механическая память от тренировки практически не улучшается...


Но что же делать: ведь в процессе учебы запоминать придется многое? Психологи рекомендуют задавать материал как можно более мелкими порциями. Наибольшую трудность обычно вызывает запоминание стихотворений. Рекомендуем сначала разобрать смысл всего стихотворения, пересказать, выделить смысловые части. А учить по одной-две строчки, на опыте определяя время, когда лучше всего заучить следующую часть (кому-то лучше через час, кому-то - через три). Многие дети хорошо вспоминают утром то, что несколько раз читалось перед сном. Если удалось определить эти особенности памяти ребенка, не забудьте перед школой рассказать об этом учителю - и не требуйте от ребенка выучить "все сегодня".
Теперь вы знаете, где слабое звено или звенья у вашего ребенка и работаете над этим, вы видите продвижение - и есть надежда, что к школе все будет в порядке.


Но нередки и трудные случаи. Рассмотрим их.
Случай первый. Можно ли Антону поступать сразу во второй класс?
Антон очень серьезен и словоохотлив. Еще бы! Должен решиться вопрос, который обсуждали все лето: можно ли ему идти сразу во второй класс? Участвовали мама с папой и бабушкой, и даже мамина подруга тетя Таня у кого-то консультировалась. Слово это трудно выговаривается, и, рассказывая нам, Антон произнес его "консатировалась". "Да и что я буду там делать, в первом классе, только зря год потеряю, я уже все знаю, и читать могу, и считаю". И еще Антон знает историю русского флота (дедушкино хобби), прекрасно читает стихи ("Я их много знаю"). Он ходит в изостудию; правда, рисовать не любит ("Мама говорит, у меня абстрактные рисунки), занимается английским ("Английский мне тоже не нравится, учительница злая...").
- Может быть, просто строгая?
- Не знаю, может быть, но она почему-то всегда меня поправляет.
Антон привык ко всеобщему восхищению и критическое отношение к себе воспринимает как обиду...
- А друзья у тебя есть?
- Ну да, в общем есть, но с ними редко играю...
- Почему?
- Да в общем и не очень-то интересно. Вот один раз сломали мне мачту, а потом...
Антон долго рассказывает о своих обидах - и становится понятно: со сверстниками ему общаться трудно и ни о какой совместной деятельности не может быть и речи.
Мама тут же спешит на помощь:
- Антон очень любит детей. Но он так много знает, ему хочется обо всем рассказать, а они... Он все больше с нами.
По нашей просьбе учительница проверила знания Антона в объеме программы первого класса. И оказалось: читает он хорошо - но плохо слышит и различает звуки; хорошо знает математику (даже больше, чем по программе первого класса),- но не может написать диктант, отвлекается, делает ошибки. О почерке - разговор особый. Потом выяснилось: математике его учил папа, читать - мама, писать - бабушка. Знания и требования учителей, их методика не всегда были, мягко говоря, оптимальными.
Нам очень не хотелось огорчать Антона, но пришлось.
А родители настаивали на своем! И наши попытки объяснить, что Антону и в первом-то классе будет очень трудно: он не готов ни к общению со сверстниками, ни к требованиям школы и учителя (то есть фактически не готов к роли ученика, несмотря на то, что очень хочет в школу), ни к сложностям учебной деятельности. Мы старались объяснить, что вообще приспособление к школе - дело очень сложное; а при интенсивности программы второго класса восполнить пробелы первого будет не по силам; все это может привести к серьезному срыву.
Увы, нам пришлось встретиться с мамой Антона еще раз через полгода. Антон заболел, а потом его перевели на индивидуальное обучение - так он закончил первый класс. А на следующий год пошел во второй, но многие трудности долго еще напоминали о себе.


Родители считали Антона одаренным, а был он обычным мальчиком, из которого взрослым очень хотелось сделать вундеркинда. А для вундеркинда у Антона не было главного - потребности знать то, чему его учили, и возможности самостоятельного выбора, поиска. Антон даже не был просто любознательным. Он заучивал, зазубривал то, что ему давали. Основой мотивации была не его собственная потребность, а навеянная взрослыми мысль о его исключительности.


Случай второй. Идти ли Ане в школу в этом году?
Анина мама энергична, даже напориста. А Аня, бледная, худенькая, крепко держится за ее руку и исподлобья смотрит на нас. Все попытки привлечь ее внимание, заинтересовать, расшевелить - безуспешны. На наши вопросы почти не отвечает, только молча кивает головой, а говорит за нее мама. Лишь кукла - большая, говорящая - привлекла ее внимание. Играя, Аня оживилась, но через несколько минут ее перестала интересовать и кукла. Выясняем: девочка постоянно болеет, плохо ест, с трудом засыпает, жалуется, что болит голова. В детский сад Аня не ходила. Мама работает, воспитывает девочку фактически бабушка. Аня не любит и не умеет играть с детьми, очень обидчива - слезы по любому поводу, робка и не уверена в себе.
Мы рекомендуем отсрочить поступление в школу на год (ей только 6 лет), рассказываем маме: что именно необходимо сделать за этот год, как подготовить девочку к школе. А мама возмущена нашей несправедливостью - она так хотела отдать Аню именно в этом году.


Случай третий. По какой программе учиться Саше?
В кабинет врывается маленький ураган; а растерянная мама едва поспевает следом. Мальчик подбегает к нам и, обращаясь на "ты", берет понравившуюся ему картинку, кубики; а наши попытки заставить его сесть, успокоиться, выслушать вопрос не имеют успеха. Да, он хочет в школу: "Там много ребят и все играют"; а больше всего он все-таки любит "бегать и бороться". Веселый, живой малыш может сосредоточиться лишь на несколько минут, а дальше - "неинтересно". Анализируя причины подобной расторможенности и несобранности, приходим к выводу: в основе, по-видимому, тяжелые беременность и роды, нарушения в раннем развитии ребенка (проявления невропатии). Интеллектуальное развитие ребенка вполне соответствовало возрасту, а вот повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость свидетельствовали о функциональной слабости центральной нервной системы. Все это позволяло ожидать возникновения у Саши многих трудностей в процессе обучения.
...Как видите, у будущих учеников есть множество трудностей, особенностей и проблем. И непременно надо, чтобы о них знал учитель! Ложный стыд и нежелание родителей предупредить его об особенностях ребенка усложняют не только работу педагога, но часто (и ведь понапрасну!) порождают трудности и для ребенка. Учителю понадобится не один день и даже месяц, чтобы разобраться в особенностях именно этого ученика. А знай он о них - и вы бы всё могли поправить очень быстро...


Обычно родителям трудно выделить факторы риска в раннем развитии, поэтому мы приводим специальную анкету, которая поможет вам заметить наиболее значимые из них.

 

Анкета для родителей
(Внимательно прочтите анкету и отметьте то, что было характерно или характерно сейчас для вашего ребенка).

 

В возрасте до года:
- выраженное беспокойство, крикливость;
- нарушение сна;
- плохой аппетит, частые срыгивания;
- плохая прибавка в весе;
- плохая реакция на звук, свет;
- очень сильная (чрезмерная) реакция на звук, свет;
- нарушение тонуса мышц, судороги;
- повышение внутричерепного давления;
- частые простудные заболевания;
- тяжелые заболевания (с применением больших доз антибиотиков и других препаратов), операции.


В возрасте от 3 до 5 лет:
- чрезмерное беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
- раздражительность, плаксивость, резкая смена настроения;
- чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
- плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает, просыпается во сне и т. п.);
- страхи (темноты, одиночества, ночные страхи);
- тики (непроизвольное подергивание век, мышц, лица, шеи), навязчивые движения, кусание ногтей;
- частые простудные заболевания;
- хронические заболевания;
- трудности контактов со сверстниками и взрослыми;
- сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
- задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам и позже), дефекты звукопроизношения;
- заикание.


В возрасте 5-6 лет:
- частые хронические заболевания, операции, травмы;
- импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание "хочу" над "можно");
- чрезмерная (бесцельная) двигательная активность, непоседливость, крикливость, раздражительность, непрестанная болтовня;
- нарушения сна;
- страхи;
- навязчивые движения, кривляние;
- боязнь новых вещей, людей, новых ситуаций;
- трудность контактов с незнакомыми сверстниками и взрослыми (упорное нежелание вступать в контакт или, наоборот, чрезмерная фамильярность и непонимание правил поведения и общения);
- трудность действий с мелкими предметами (нежелание рисовать, лепить, шнуровать ботинки, застегивать пуговицы и т. п.);
- трудность концентрации внимания на определенном задании; неумение работать сосредоточенно, без отвлечений;
- нежелание учить стихотворения, трудность запоминания;
- нарушения звукопроизношения.

 


Если вы заметили те или иные факторы риска, то обязательно расскажите о них учителю или школьному психологу.
А вот еще одна анкета. Вопросы в ней вроде житейские, но они не так просты, как кажется на первый взгляд... Дело в том, что далеко не все родители действительно знают своего ребенка, умеют внятно рассказать о нем учителю. Анкета поможет в этом.

 


Что вы знаете о своем ребенке
1. Что больше всего любит делать ваш ребенок?
2. В какие игры и с кем он больше всего любит играть?
3. Что может вызвать у него наибольшую радость?
4. Что ему активно не нравится?
5. Что дается трудно?
6. Что вызывает обиду, гнев, слезы?
7. Какие действия и поступки вашего ребенка раздражают вас, вызывают гнев, выводят из себя, беспокоят?
8. Часто ли капризничает ваш ребенок? По какой причине? Как вы реагируете на его капризы?
9. В каких ситуациях вы чувствуете, что бессильны,- и как стараетесь их избегать?
10. Какие проблемы воспитания, отношений с ребенком, готовности к школе и школьного обучения интересуют (или волнуют) вас больше всего?
Надеемся, теперь вы не только хорошо знаете проблемы ребенка, но научились объективно оценивать свои трудности. Если вдобавок вам удастся обсудить их со школьным психологом,- будет очень хорошо


 

Выпуск подготовила Елена Иванова (завуч школы "ЛУЧиК").


Дополнительные статьи по этой теме >>

 



Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru.

Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес: lychik@lychik.ru, контактный телефон - 211-5-211.




 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное