Счастливые родители! Вас приветствую я, Гера, автор этой рассылки, в которой делюсь с Вами только собственным опытом.
Выпуск 130
13 июля 2002 г.
В выпуске:
резкое изменение характера в детсаду;
задержка развития речи у ребенка 2,5 лет.
Светлана: "Этой
проблеме я не придавала большого значения или скорее всего не замечала этого
из-за нехватки времени. Мне бы очень хотелось узнать Ваши предложения и как
правильно поступить в этих ситуациях. У меня 2 вопроса.
Первый: Моему сынишке 2,5 года. Он у меня очень энергичный, но год назад он
пошел в детсад. Первое время я ничего не замечала, но когда я стала спрашивать
у воспитателей, как он себя ведет? Не капризничает? Не устают ли от него? Воспитатели
мне ответили, что они его не видят и не слышат. Он сам по себе играется,
сидит очень тихо. Вообщем, сам по себе. Хотя дома он такой же шустрый. Может,
что-то не так? Или ему не нравится там (хотя в детсад он идет спокойно, особого
недовольства не проявляет)?
Второй: Как я сказала выше, сыну 2,5 года, а он еще не говорит. Т.е. он
пытается говорить, но говорит путая слоги и не выговаривая многих букв.
Словарный запас у него небольшой и понять его могу только я. Может, нам надо
обратиться к логопеду? Или есть еще варианты?"
Гера: "Очень серьезная тема. Постараюсь разложить "по полочкам"
ключи к решению данных проблем, которые, исходя из слов письма, на мой взгляд
являются одной проблемой - общительный и подвижный от природы ребенок все
больше замыкается в себе под действием различных обстоятельств.
- ребенка стали водить в детсад слишком рано
1,5 года - возраст, на самом деле еще совсем не детсадовский, а ГРУДНОЙ! Очень
жаль, что совсем немногие мамы соглашаются кормить столь долгое время, а значит
находиться с малышом постоянно рядом и воспитывать его в домашних условиях.
Понятно, из-за многих причин в последние десятилетия женщины вынуждены выходить из
декрета на работу совсем рано, и мне очень жаль, что от этого страдают дети...
Ну да мы не об этом.
- возможно, в самом начале "детсадовского" периода, мальчика там сильно обидели
и, почувствовав себя слабым и беззащитным, он просто замкнулся в себе;
- "уход в себя" в детсаду может произойти и от того, что дома ребенок был
всегда в центре внимания, а тут он один из многих, что маленького человечка совсем
не устраивает, или попросту ему не понятно;
Кто-то из детей в группе оказался сильнее как физически, так и морально, а может
его обидели, сами того не желая, те же воспитатели - "Здесь нельзя ТАК себя
вести, ТАК бегать и делать что хочешь. Нельзя то и это...."
"Почему мне говорит "НЕЛЬЗЯ" и что-то запрещает какая-то тетя, а не мама?"
"Я люблю бегать кругами по комнате и кричать, это весело, почему ТУТ (в детсаду)
так нельзя, а дома можно?"
"Почему здесь все эти дети? Они мне не нравятся и я не хочу с ними играть"
"Я хочу домой к маме, потому что я ХОЧУ К МАМЕ!" - это лишь несколько из
вероятных мыслей маленького ребенка, еще "не созревшего" для детсада.
- ребенок в детсаду уходит в себя "из протеста"
Малыш уже довольно долго ходит в детсад, где для него "что-то не так", из
чего сделал вывод - так будет всегда. От невозможности изменить ситуацию
ребенок не стал ежедневно плакать и возмущаться, а просто замыкается в себе.
- воспитатели не уделяют достаточного внимания ВАШЕМУ ребенку.
Конечно, тихий ребенок, не создающий проблем в детсадовском коллективе,
очень "удобен" - он не требует к себе пристального внимания и не провоцирует
других детей на "странные", по мнению взрослых :), поступки. Но. Ведь это же
ВАШ РЕБЕНОК. То, что он где-то "удобен", а на самом деле это совсем не так -
его настоящая природа в подвижности и любознательности, конечно, должно
насторожить.
Чем, в идеале, должен быть детсад? Местом, где Вашему ребенку будут предоставлены
все условия для развития. В Вашем случае - это площадки и зал со спортивными
снарадями, место с обилием игрушек для игр должны, в теории, как раз
удовлетворять потребности шустрого мальчика. Однако это не происходит.
Вот один из моих советов: Попросите воспитателя детсада находиться,
разговаривать с Вашим ребенком, т.е. присоединяться к нему в его
самостоятельных играх (именно в ЕГО играх, повторять за ним его действия), или
аккуратно предлагая новые, не вынуждая при этом играть вместе с другими детьми.
Чтобы малыш понял, что "этой тете" он тоже интересен и она принимает его
таким, как есть. "Тетя"-воспитатель любит с ним поговорить, даже если он
ничего еще не может (или не хочет) отвечать.
(вот написала и рассуждаю сама с собой, что совет "непрактичный" - откуда
у воспитателя время на одного ребенка, когда надо следить за всей группой?)
Отсюда и задержка с развитием речи. К логопеду, конечно, идти еще очень рано,
тем более что проблема тут больше психологическая - НЕДОСТАТОЧНОСТЬ или даже
ОТСУТСТВИЕ полноценного общения. В детском саду на мальчика почти не обращают
внимания, а дома его тоже мало - вечером ребенку хочется побольше побегать-
попрыгать, т.е. выплеснуть накопившуюся за день энергию, наконец-то стать
собой! По-настоящему поговорить малышу получается только в редкие минуты
общения с мамочкой (как вы пишите: "...понять его могу только я...").
И тут совет может быть только один, находясь вместе все время о чем-нибудь
говорите с ребенком. Даже обсуждение взрослых дел в присутствии сына будет
очень полезным - такой "пассивный" разговор будет обогощать словарный запас
малыша. Просите ваших взрослых друзей говорить не только с Вами, но и с ребенком
(по телефону в том числе). Делайте вид, что "у Вас много дел", когда надо
ответить "Алло" или на звонок в дверь спросить "кто там?" - пусть сын
почувствует необходимость слов даже в таких обыденных ситуациях, и еще свою
значительность - "со мной уже говорят по телефону!!! а если я буду молчать,
то ничего не получится"
Как можно реже отправляйте играть мальчика в детскую комнату одного -
напротив, зовите его к себе по любому поводу, просите помочь по хозяйству:
"я стираю, а ты разложи белье по цветам, пожалуйста", "я чищу картошку, а ты
вымой зеленые яблоки в тазике" и т.д.
Итак, что же можно посоветовать Светлане, автору письма?
Если невозможно ребенку воспитываться в домашних условиях, то
может сократить прибывание в детсаду только до 3-4 часов в день?
Поменять группу или даже детсад (т.е. воспитателей) с другой
методикой воспитания?
Поменять свою работу, наконец, найти возможность для работы дома, чтобы
полноценно воспитывать ребенка?"
Реклама: "Дамский угодник"
http://www.dum.ru/ собрал на своем сайте все, что любит Женщина: ювелирные
украшения, живопись, архитектура, музыка, литература и многое другое....
Только для личного пользования. Перепечатка возможна с согласия автора.
На страницах рассылки медицинские проблемы заболеваний,
тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы
не направлять, а обращаться к специалистам.