Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа раннего развития детей от 1 года. Новости и советы.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Школа раннего развития для детей от 1 года. Информация, интересное, советы родителям, воспитателям, педагогам.
 
Выпуск 18
 
Детская ложь  (глазами психолога).
 
 
        Детская ложь  один из часто встречающихся поводов обращения к психологу. Типичный пример: малыш оставался в комнате один. Он знал, что лазать в шкаф, где лежат вещи взрослых, ему нельзя. Вошедшая в комнату мама застала такую картину  дверцы шкафа распахнуты, часть вещей в беспорядке валяется на полу рядом. На грозный вопрос:
 
        "Кто разрешил тебе лазать в шкаф?"  последовал ответ ребенка, что он ничего не трогал. Он играл в разбойников, а кто открыл шкаф  не знает.
 
        Таких примеров можно привести много. Наверное, все родители сталкивались с чем-то подобным. Одни сразу наклеивают ярлык "ложь", другие склонны относить подобные несоответствия детских рассказов действительности на счет фантазирования.
 
     Ребенок не рождается лживым. Многие психологи считают, что ложь у детей имеет, скорее, социальный корень. Действительно, в нашей взрослой жизни ложь получила вполне законное право на существование. Часто мы даем ей иные имена, и она спокойно живет под прикрытием дипломатии, разнообразных профессиональных тайн, да и в личных отношениях мы далеко не всегда говорим то, что думаем.
 
        В ряде случаев прямолинейность считается даже неприличной, и мы сетуем на отсутствие у человека чувства такта. Таким образом, ложь в обществе становится чем-то вроде защитного приспособления, мимикрии, одной из форм борьбы за существование.
 
        Ложь бывает разной. Так, известный психолог прошлого Ст. Холл выделил следующие виды лжи:
 
"героическую ложь", когда она "средство для благородных целей";
"партийную ложь"  следствие личных отношений, когда действует принцип "правда для друзей и ложь для врагов";
  "эгоистическую ложь"
, которая продиктована какими-либо личными интересами;
"фактическую ложь"  любовь к выдумке, которая чаще всего проявляется в игре;
"патологическую ложь", в основе которой лежит чисто патологическая потребность обманывать себя и других, таким образом себя возбуждая и делая свою жизнь интереснее.
 
Согласитесь, что сами взрослые чаще всего осуждают эгоистическую и патологическую ложь и гораздо лояльнее относятся к остальным ее разновидностям. Мы часто недооцениваем тот факт, что ребенок впитывает в себя не только то, что говорится специально для него. Хотим мы или нет, оказываем на него влияние всей совокупностью своих жизненных проявлений.
 
        Зачастую сами подаем малышу плохой пример. Так, мы не считаем зазорным сказать, что очень рады приходу соседки, в то время как еле сдерживаем раздражение. Если же малыш, тонко чувствующий наше настроение, говорит ей: "Уходи, ты мне не нравишься",  мы чаще всего начинаем ругать его. А ведь он по простоте душевной всего лишь сказал то, что мы чувствуем на самом деле.
 
        Известный русский психолог В. В. Зеньковский писал, что в детской душе имеют место процессы, которые сами по себе никак не могли бы стать ложью, "если бы тот социальный резонанс, который они порождают, не превращал их в ложь и не закреплял их в этом свойстве".
 
        В приведенном примере малыш сказал, что он играл в разбойников и сам в шкаф не лазал. Маме хорошо было бы спросить, кто это мог сделать. Скорее всего, она бы услышала, что запрет нарушил разбойник  ведь по правилам игры он нарушитель. И это было бы правдой. Малыш, сам того не ведая, разыграл "в лицах" свой внутренний конфликт между желанием быть послушным мальчиком и любопытством, стремящимся обойти все преграды.
 
         Сам он, естественно, отождествил себя с послушным ребенком. Наверняка он мог бы даже рассказать, как хотел помешать разбойнику. Мы забываем, что фантазия ребенка очень динамична, ярка и он часто искренне верит в нее. Она помогает малышу приобрести тот внутренний опыт, который иначе был бы невозможен.
 
        Если бы мама подыграла сыну, она могла бы помочь ему научиться справляться со своими противоречивыми желаниями, выходить из внутреннего конфликта. Не дав ребенку высказаться, не постаравшись понять причину происшедшего, она закрепила существующее внутреннее противоречие. Она отмела возможность искреннего разговора, наградив малыша резко отрицательным  "ты обманываешь". А ведь он, вполне вероятно, хотел доверить маме свой маленький секрет.
 
        Представьте в таком случае сами недоумение, обиду и страх в душе ребенка. Его не понимают, обвиняют в том, что он плохой, значит, он не достоин любви. Конфликтные ситуации от обвинения в детской душе не исчезнут, сознательно, используя интеллект, справляться с ними он еще не сразу научится  слишком мал. Способность к фантазированию тоже останется при нем, более того, он вынужден будет прибегать к ней, ибо это естественная, природная функция нашего сознания.
 
        Ее иногда называют эмоциональным мышлением, а именно такой вид мышления доступен дошкольнику. Способность мыслить на уровне абстрактных понятий (моральные понятия относятся к ним) он обретет позднее. А пока страх обнародовать свои действительные мысли, свое видение и оказаться "плохим" будет и дальше провоцировать подобные ситуации. Разорвать порочный круг может взрослый, поверив ребенку и постаравшись вместе войти в его мир, чтобы посмотреть на вещи глазами малыша.
 
        Часто у малышей вовсе нет намерения сказать неправду. Дети особенно болезненно реагируют, когда им приписывают ложь там, где была невольная ошибка. При этом ребенок бессилен доказать свою правдивость, так как сознательно отследить, где была допущена неточность, еще не может. Когда взрослые обращают внимание на внешнюю сторону ситуации, ориентируясь на свой уровень восприятия и развития, они часто неверно оценивают поступок ребенка, усматривая дурные цели там, где их не было.
 
         Такая реакция толкает детей в сторону настоящей лжи, тем более что они не могут не замечать, что люди очень часто обманывают друг друга.
 
        Подчеркивая, разглашая другим неудачи и грехи детей, мы тем самым закрепляем их. То, что было случайным, становится постоянным свойством, появляется привычка там, где ее не было. Так что же, спросите вы, если ребенок ведет себя явно неправильно, не обращать на это никакого внимания, надеясь, что все само собой образуется? Нет. Только оценивать и разбирать надо поступок, действие, а не приписывать испорченность индивидуальному "Я" ребенка.
 
        Опишите, что вы чувствуете, когда сталкиваетесь с подобным поступком. Придумайте и обсудите аналогичный пример, стараясь описать не только результаты, к которым могут привести подобные действия, но и переживания героев. Для дошкольников лучше будет разыграть эти сценки или нарисовать картинки к ним. Можно подобрать подходящие сказки, где говорится о правде и лжи, о смелости и трусости, о жадности и щедрости и т. п.
 
         Детям свойственно отождествляться с выдуманными персонажами, необходимые знания о правильных способах поведения мягко войдут в их сознание. Когда же вы говорите ребенку, что он обманщик, наказываете его, стараетесь везде поймать на лжи, вы подрываете его веру в самого себя, в возможность быть любимым и хорошим. Тогда не все ли равно ему, как себя вести?
 
 
        Вообще, в вопросах воспитания всегда следует помнить, что воспитывают не слова и даже не отдельные поступки. Воспитательный эффект дает вся личность взрослого в целом: его мысли, чувства (даже не озвученные), его собственное умение справляться со сложными, в том числе требующими нравственного выбора, ситуациями.
        Даже если неверное поведение было вполне осознанным, не стоит мешать ребенку самостоятельно осознать свою ошибку. Ваша задача показать ему случившееся как бы со стороны, чтобы он смог увидеть и прочувствовать состояние всех действующих в данной ситуации лиц.


 
Василькова Татьяна Викторовна club@azbuka1.ru
(ведущий специалист и заведующая клубом "На Ермолова" www.azbuka1.ru ).



ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ

творческих работ детей

от 1 года до 6 лет

"Шедевры крошек или крошечные шедевры"

Присылайте свои творения к нам в клуб с 1 декабря по 15 февраля по адресу:

Россия, 121293 г. Москва, ул. Генерала Ермолова, д.6, Детский клуб "Клуб на Ермолова".

Консультация по тел/факс: 148 7591, 517 3456 .

 
Василькова Татьяна Викторовна club@azbuka1.ru
(ведущий специалист и заведующая клубом "На Ермолова" www.azbuka1.ru ).





Дорогие родители, бабушки и дедушки! Уважаемые педагоги!
Внимание!


Открылось отделение нашего детского клуба-школы в Митино!
Туда можно доехать от м. Тушинская или м. Сходненская,
адрес: Уваровский переулок д. 3, к.1,
туда можно позвонить по тел.
759-33-32, 517-34-56




Наш клуб выпустил серию видеофильмов "Школа раннего развития",
состоящую из 7 видеокассет.

Авторская программа заведующей клубом Т. Васильковой.


    Школа раннего развития. Шедевры крошек или крошечные шедевры.

Пальчиковая гимнастика. Часть 1.

Часть 1: от 1 до 2-х лет.

Очень интересно и важно научить ребенка рисовать пальчиками. Начинать знакомство с миром красок можно уже с шести месяцев. Вместе с нами Вы узнаете, как помочь малышу пальчиками и ладошками нарисовать дерево, осьминога, виноградную лозу, раскрасить пасхальное яйцо и воздушный шарик, а также развить у ребенка мелкую моторику, гибкость пальцев и мышцы рук.
Стоимость кассеты - 150 руб
Для приобретения кассеты просим написать по адресу info@web9.ru


    Школа раннего развития. Шедевры крошек или крошечные шедевры.
Пальчиковая гимнастика. Часть 2.

33 мин. Часть 2: от 2 до 3 лет

Ваш малыш немного подрос и его рисунки стали сложнее. Очень важно, чтобы ребенок научился смешивать краски, рисовать всей ладонью и закрашивать всю поверхность листа, не оставляя ни одного белого пятнышка. В результате у ребенка развивается чувство завершенности и желание доделывать начатые дела до конца ( например, доедать кашу, убирать перед сном игрушки). А сам процесс рисования пальчиками способствует раскрепощению Вашего малыша, предотвращает возникновение возможных страхов и комплексов, помогает стать общительным и обрести уверенность в себе…
Стоимость кассеты - 150 руб
Для приобретения кассеты просим написать по адресу info@web9.ru


    Школа раннего развития. Шедевры крошек или крошечные шедевры.
Лепка. Поделки. Часть 1.

37 мин. Часть 1: от 1 до 2-х лет.

Самое большое наслаждение для малыша – проводить время вместе с родными. Дорогие мамы и папы, найдите хотя бы немного времени и займитесь творчеством с ребенком, доставив ему огромное удовольствие. Оглянитесь вокруг, соберите по «сусекам», как в сказке « Колобок », разноцветные камешки, различную крупу, кусочки ненужной ткани, фантики из-под конфет, бусинки, бисер и т.д. Разбудив свое воображение, Вы откроете малышу удивительный мир фантазии, привьете чувство прекрасного и желание творить еще, еще и еще.
Стоимость кассеты - 150 руб
Для приобретения кассеты просим написать по адресу info@web9.ru


    Школа раннего развития. Шедевры крошек или крошечные шедевры. Лепка.
Поделки. Часть 2.

50 мин. Часть 2: от 2 до 3 лет

Научите ребенка видеть в обычном необычное – сделайте вместе с малышом бусы из макарон, маску из одноразовой тарелки, кувшинку из яичной скорлупы… Малыш будет не только рад своими руками сделать украшение, но и получит неоценимый опыт преображения привычных вещей в волшебные сокровища и сказочные существа.
Стоимость кассеты - 150 руб
Для приобретения кассеты просим написать по адресу info@web9.ru


    Школа раннего развития. Шедевры крошек или крошечные шедевры.
Подводное царство.

42 мин.

Вместе с малышом Вы отправитесь в настоящее морское путешествие – на корабле с полосатой трубой или на маленьком плоту, а может быть на подводной лодке. Вы узнаете, как из обувной коробки сделать уголок подводного царства, в котором среди красочных водорослей, за вратами из разноцветных камней живут золотая рыбка, исполняющая желания, колючий морской еж и осминожек…
Стоимость кассеты - 150 руб
Для приобретения кассеты просим написать по адресу info@web9.ru


    Школа раннего развития. Маленький чемпион
40 мин. Подвижные игры для детей от 1 до 3 лет.

Милые мамы, до 3 лет двигательный опыт малышей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечностей находятся еще на самой ранней стадии развития. Поэтому именно в этот период ребенку необходимо помочь освоить ходьбу, прыжки, бег, наклоны, научить выполнять разнообразные действия с предметами. При выполнении большинства движений развивается умение держать равновесие, координировать движения и, конечно, активная речь.
Стоимость кассеты - 150 руб
Для приобретения кассеты просим написать по адресу info@web9.ru


    Школа раннего развития. Умный малыш
42 мин. Мелкая моторика. Водные игры. От 1 до 3 лет.

Важно понимать, что основа интеллекта закладывается в первые годы жизни ребенка, и на этой основе строится все его дальнейшее развитие. Используя методики известных российских и зарубежных преподавателей, наш фильм расскажет, как совмещать физические и интеллектуальные упражнения и помочь малышу не только узнать новое об окружающем его мире, но и почувствовать себя его творцом.
Стоимость кассеты - 150 руб
Для приобретения кассеты просим написать по адресу info@web9.ru


Разрешается републикация материалов рассылки
с обязательным указанием ссылки
на сайт

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.azbuka
Отписаться

В избранное