Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости технологии Smart TV от TV-Smart.Ru Эволюция устройств потребления видеоконтента


Главным изменением в потреблении видеоконтента, вызванным эволюцией устройств, является рост популярности нелинейного контента. При этом линейный контент продолжает доминировать. Время, затрачиваемое на просмотр ТВ средним зрителем, продолжает расти.

Гибридизация Интернета и телевидения означает, что у всех участников цепочки доставки контента до конечного зрителя появляется возможность пересмотреть свою бизнес-стратегию и добраться до пользователя, минуя традиционных операторов ТВ.

Однако операторы платного ТВ имеют большие возможности по включению любых альтернативных моделей в собственную стратегию. Так, успех Smart TV стимулирует операторов развивать собственные VoD-сервисы, появление OTT-боксов совершенствовать DVR-услуги, а развитие мобильных терминалов оказывать услугу TV Everywhere.

Возрастание роли Интернета приводит к появлению новых игроков на рынке. Операторы ШПД и мобильной связи начинают составлять конкуренцию операторам эфирных, кабельных и спутниковых сетей. Альтернативные агрегаторы, такие как Netflix, конкурируют с традиционными телеканалами. Альтернативные устройства OTT-приставки и игровые консоли занимают часть рынка STB-приставок. Платформы, такие как Android или Google TV, расширяют свое присутствие в новых моделях Smart TV.

При этом базовые модели продажи видео подписка, плата за отдельное видео, бесплатное видео с показом рекламы остаются прежними.

Эволюция терминалов потребления видеоконтента рассматривается в виде трех предельных сценариев: переход от Smart TV к Simple TV; OTT-зация STB-приставок; развитие на мобильных терминалах модели Netflix. Параллельно принимаются во внимание три альтернативные сценария, предложенные операторами Pay TV: операторские VoD-сервисы вместо Smart TV; эволюция DVR в STB-приставках; развитие на мобильных терминалах модели TV Everywhere.

Рис. 1. Модели доставки контента до конечного зрителя

Традиционная модель предполагает включенность оператора в услугу распространения контента. По различным каналам связи операторы делятся на эфирных, кабельных, спутниковых и IPTV. Данная модель является доминирующей в России и в мире, в той или иной степени ей охвачено от 90 до 100% жителей России и западных стран. Верхней точкой традиционной схемы является оператор.

Осуществление доставки видеоконтента в обход оператора с сохранением агрегатора это Provider Free модель (без оператора). В наиболее полном виде эта модель отражена в концепции OTT предоставлении видео через Интернет (в отличие от IPTV при данном подходе оператор ШПД не получает прибыль от своей деятельности и таким образом исключен из схемы). Верхней точкой в цепи доставки контента в данной модели является агрегатор.

Aggregator Free модель (без агрегатора) предполагает прямую доставку контента до пользователя. Этот метод может быть осуществлен как с помощью физических носителей (HDD-накопители, устройства Flash, видеодиски), так и путем обмена файлами по пиринговой сети. Верхней точкой в цепи доставки контента в данной модели является устройство (терминал).

Device Free модель (без терминала) подразумевает прямую связь между контентом и платформой безотносительно устройства. Центральным элементом становится интерфейс и синхронизация данных пользователя между различными устройствами. Верхней точкой в цепи доставки контента в данной модели является сам контент и платформа.

Эволюция потребления контента в Smart TV

Все 7 ведущих производителей телевизоров имеют собственные платформы Smart TV. Однако значительная часть новых телевизоров имеет также сторонние платформы, в первую очередь, Google TV. Таким образом, в коммерческом плане эволюция терминалов зависит от таких IT-компаний, как Google, Apple и др.

Развитие платформ, интегрированных в Smart TV, открывает возможность для агрегаторов контента (телеканалов, а также OTT-проектов) выхода на аудиторию в обход операторов и их устройств.

Наиболее полно этот процесс отражается в запуске Smart TV приложений от каналов. Так, приложение канала Euronews сейчас доступно на 16 Smart TV-платформах (самое распространенное приложение среди телеканалов). К 2014 г. Euronews планирует охватить своим приложением 123 млн. устройств на рынке, а в 2016 г. быть во всех Smart TV.

Другой пример интеграции каналов в Smart TV в обход операторов это запуск HbbTV . Специфика Hbb TV заключается в концепции Red Button. Как правило, нажимая красную кнопку и переходя к контенту, берущемся из сети, пользователь имеет возможность смотреть канал в маленьком окошке (как в режиме picture-in-picture). Таким образом, достигается эффект параллельного смотрения и вещаемого, и подгружаемого из сети контента.

Плюсы для телеканалов очевидны: пользователь, во-первых, не прерывает своего просмотра и остается охвачен линейным вещанием и рекламой, во-вторых, пользователь, ищущий дополнительную информацию, получает ее от самого канала и непосредственно в момент просмотра, т.е. остается в брендированном пространстве агрегатора.

В 2013 г. возможен выход нового устройства от Apple под рабочим названием iTV. Устройство будет давать возможность использовать все три альтернативных модели доставки Provider Free (выход напрямую через сеть на каналы-приложения и альтернативных каналам агрегаторов Netflix, HuluPlus, Vudu), Аggregator Free (доступ к собственным файлам пользователя на внутреннем накопителе), Device Free (доступ к облачным файлам пользователя).

Рис. 2. Количество устройств Smart TV в России (млн. штук)

Эволюция потребления контента в STB и других приставках

Основным рынком STB являются рынки операторов платного ТВ. Главные производители и разработчики STB (Pace, Humax, Cisco, Motorola, TiVo и др.) имеют устойчивые позиции за счет долговременных контрактов с ключевыми операторами и накопленных технологических компетенций.

Интеграция телевидения и Интернета означает в том числе и попытку всех участников цепочки предоставления телевизионных услуг преподнести свою технологию как оптимальную для этих целей. Одновременно с массовым распространением Smart TV начался рост продаж гибридных приставок (Hybrid STB).

Обновление парка телевизоров занимает 7-8 лет, тогда как обновление парка STB 3-4 года. Таким образом, именно STB в долгосрочной перспективе будут основным устройством, обеспечивающим интеграцию линейного и нелинейного видео. STB имеют больше возможностей для сохранения интереса к линейному ТВ по сравнению с мобильными терминалами, но при этом имеют более широкие возможности по работе с нелинейным контентом, чем Smart TV.

Спрос на STB во всем мире и в России в частности обусловлен распространением услуг цифрового телевидения: спутникового (стандарты DVB-S, DVB-S2), кабельного (DVB-C, DVB-C2), эфирного (DVB-T, DVB-T2) и IPTV.

Устройства для операторов, в первую очередь, нацелены на максимально полную работу с услуг


В избранное