Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

LikeZZnet

  Все выпуски  

LikeZZnet На экраны выходит римейк Кавказской пленницы


Классическая комедия Гайдая, переснятая с учетом современных реалий. Антон Долин в бешенстве.

На экраны выходит римейк Кавказской пленницы

Полтора часа новой Кавказской пленницы, с восклицательным знаком на конце, оказались опытом не на шутку мучительным. Чтобы не выбежать из зала, хлопнув дверью, или от стресса не заснуть, я старался думать о чем-то постороннем. В мыслях, не смейтесь, сам собой возник Борхес. Не то чтобы высокое искусство защитило от низкого; просто именно аргентинский писатель вывел восхитительную формулу ремейка в своей новелле 1939 года Пьер Менар, автор Дон Кихота. Там, если помните, герой положил жизнь на то, чтобы не переделать, а именно написать заново (слово в слово) роман Сервантеса, но больше нескольких страниц не осилил. Зато сколько нового содержания в них открылось!
Каждый ремейк, сколь угодно точный, ничего не сообщает о первоисточнике или времени, когда тот был снят, зато многое говорит намеренно или нет о современности. Каждый, но не Кавказская пленни ца! Максима Воронкова. Перед нами знаменательное исключение из всех правил.

На экраны выходит римейк Кавказской пленницы

Мы узнаем о Леониде Гайдае, чьи восхитительные комедии новорусское кино до сих пор чудом обходило стороной, что он был настоящим гением, а не умелым мейнстримщиком и, как сейчас говорят, крепким профессионалом. Гении же отличаются от остальных тем, что не поддаются ремейкам, сиквелам или пародиям; заниматься этим в отношении Гайдая такая же бессмыслица, как пытаться переснять Зеркало или Солярис.
Сообщается кое-что и о времени, когда снималась оригинальная Кавказская пленница: 1967 год был эпохой сумасшедшей творческой свободы, в некоторых случаях способной заменить свободы политические. Придуманный Гайдаем Кавказ был одновременно едкой сатирой на постоттепельный СССР, вседозволенность чиновников и тщательно скрываемую дикость нравов и побегом с этой территории куда-то к горам, небу, морю, молодому вину и совершенно отвязному юмору, для которого, казалось, нет никаких табу. Недаром это, в общем-то, единственная комедия Гайдая о любви (не считая короткометражного Наваждения).

На экраны выходит римейк Кавказской пленницы

Зато о наших днях новая Кавказская пленница не говорит решительно ничего. А о чем говорит? Ответить на вопрос практически невозможно. Этот фильм даже не пустота, а засасывающий тебя в черную дыру вакуум. Практически все актеры (в особенности легендарная троица, старательно, но неумело копирующая жесты и мимику прототипов) выглядят так, будто их нашли на конкурсе двойников но конкурсе, который проводился не в крупном городе, а в случайном селе, поэтому и похожи они не слишком. За немногочисленных знаменитостей Геннадия Хазанова в белом сталинском френче или Михаила Ефремова с акцентом и в кудрявом парике просто стыдно. Все чудовищно кривляются и пугающе часто улыбаются, будто инопланетяне, которые пытаются прикинуться людьми. На человека чуть-чуть похожа лишь заглавная героиня, она же Анастасия Задорожная, но исключительно в силу природного дара нефальшивой улыбки. Попытка слово в слово повторить старую картину, пошутив все те же шутки, кажется полуторачасовым сеансом изнасилования и не ясно до конца, кого именно насилуют: Гайдая или все-таки тебя, сидящего в зале. Впрочем, есть в картине и попытки пошутить что-то новое. К примеру, Трус, Балбес и Бывалый устраивают пенную вечеринку с огнетушителем, а Шурик сбегает из психушки по методике игры Angry Birds. Хотя и это не делает современным фильм, снятый будто бы в какой-то временной капсуле и равно неправдоподобный по меркам что 1960-х, что 2010-х.

На экраны выходит римейк Кавказской пленницы

Над этим зрелищем не хочется даже издеваться: слишком легкая мишень. Интересно лишь понять зачем (оставим неактуальный вопрос за что?).
Чтобы заработать? Но можно не ходить к гадалкам фильм с треском провалится. Сарафан у него будет резко негативный: ностальгирующие если и пойдут в кино, то только чтобы запустить в экран припасенным гнилым помидором, молодые вообще не поймут, что к чему. Чтобы отработать социально-политический заказ? Но тогда надо было ловить тренд и называть Крымской пленницей, раз уж снимали в Ялте. Нет, это тоже выстрел в молоко. В фильме даже есть показанный властям кукиш, хотя и довольно беспомощный: Саахова-Хазанова в финале не сажают, а оправдывают, причем делает это его двойник в мантии судьи. А когда тот же персонаж любовно поглаживает портрет президента на стене, он всего лишь готовится открыть спрятанный за ним сейф, гд е хранит алкоголь.
Да, пьют в новой Кавказской пленнице отчаянней, чем в старой, и это понятно: если выпить достаточно, то можно забыть, зачем ты вообще это снимаешь. Иногда кажется, что авторы получили бюджет, например, на раскрашивание Кавказской пленницы, чтобы показать ее по ТВ, а потом вдруг вспомнили, что она и так цветная, ну и бросились осваивать деньги. Государственные, между прочим. Вероятно, это не повод сетовать насчет нецелевого использования, но серьезная причина, чтобы усомниться в целесообразности институтов господдержки кинематографа как таковых. Или пусть уже добавляют к господдержке полноценную цензуру, на правах страховки от такого ужаса.

На экраны выходит римейк Кавказской пленницы

Цензура не пропустила бы навязчивого продакт-плейсмента известного крымского шампанского. Не допустила бы смешения дивной и совершенно здесь неуместной но вызывающей у зрителя, как у павловской собаки, реакцию моментального слюноотделения музыки Александра Зацепина с хитами Гостей из будущего и Тимати. Аранжировщикам песен про медведей и султана, хочется надеяться, цензура выдала бы пожизненный волчий билет. Переодела бы Хазанова, причесала бы Ефремова, выгнала бы взашей Дмитрия Шаракоиса который, охотно верю, органичен в Интернах, но в роли Шурика кажется ходячим богохульством. А остальной съемочной группе бы сказала: Ребят, может, не надо? Может, вы свой сценарий попробуете написать? Включите собственное чувство юмора?


В избранное