Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вышел в свет новый номер сетевого журнала "Заметки по еврейской истории".


ZIP-архив номера можно найти по адресу: http://berkovich-zametki.com/Z iparchiv

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Всего доброго
Ваш Евгений Беркович

***


         Дорогие коллеги, высокие сетевые друзья!

        Перед Вами очередной, 32-й номер "Заметок". Он содержит практически все основные рубрики журнала.

         Статьи в разделе "Из истории Холокоста" объединены одной темой: "Восстание в Варшавском гетто: взгляд из двадцать первого века". Авторы -- Яков Этингер, Петр Горелик, Михаэль Дорфман, Михаил Румер-Зараев и Александр Свищев говорят об известных и мало известных страницах еврейского сопротивления нацизму.

        Михаил Румер-Зараев, автор книги о Варшавском гетто, пишет:

        Восприятие Варшавского гетто и его восстания в современном сознании в значительной мере отражает конфликты и противостояния еврейского мира. В истории вообще не существует объективной истины, все субъективно, все воспринято через призму современности.
     Эдельман считает, что их, уцелевших, не воспринимают в Израиле. Для Израиля есть только те, кто погибли, Эдельману современный Израиль чужд. Но ведь надо помнить, что Эдельман – бундовец, руководитель молодежной организации партии, которая по сути своей идеологии не воспринимала сионизм, они строили социализм черты оседлости, для них существовало прежде всего восточноевропейское идишистское еврейство. И не случайно Эдельман остался в Польше и прожил там всю оставшуюся жизнь. Линия противостояния между идишизмом и гебраизмом – отнюдь не языковая, это противостояние концепций еврейской жизни, уходящее в прошлое и реализуемое сейчас и в том числе в конфликтах еврейства Германии.

        Мне кажется, что читателям будет интересно познакомиться с попытками демифологизации еврейской истории двадцатого века.

        В "Смыслах Торы" новая работа Ицхака Арена. На этот раз автор рассуждает о "проказе домов".

        В "Иудейских древностях" продолжает тему "Пророки" Давид Гарбар. В этом номере героем его эссе выступает пророк Аввакум.

        Михаил Носоновский исследует статус греческого языка в иудаизме. Вот некоторые вопросы, которые его интересуют:

        Итак, древнегреческий язык и греческое письмо – единственные, получившие особый статус у мудрецов Талмуда. Чем же объясняется этот особый статус? Почему отношение евреев к греческому языку и письму столь разительно отличалось от отношения к нееврейскому языкам и письму в последующую эпоху?

        О языках рассуждает и Эдуард Бормашенко. Он находит неожиданные параллели в развитии языка науки и "святого языка" -- иврита.

        Несколько любопытных материалов в разделе "Израильские хроники". Вилен Левятов рассказывет историю своей знаменитой родственницы -- Зоары Левятовой, первой военной летчицы Израиля:

         По возвращению в Израэль весной 1948 года она была назначена заместителем командира авиаэскадрильи в аэропорту Лод и принимала участие в боевых операциях. 3 августа 1948 года самолет, в котором Зоара возвращалась на службу после кратковременного домашнего отпуска потерпел кастастрофу и она погибла вместе с другим пилотом Иммануэлем Ротштейном. Она была временно погребена на месте катастрофы, а затем перезахоронена на воинском кладбище на горе Герцля в Иерусалиме."Летающие крылья" - знак отличия военного пилота Израиля - и офицерское звание ей были присвоены посмертно.

        Илья Слосман комментирует интересные документы, опубликованные в книге Бориса Морозова «Еврейская эмиграция в свете новых документов».

          Из публикуемой записки в ЦК КПСС за подписью Андропова и Громыко и проекта Постановления ЦК КПСС видно, почему была разрешена первая большая алия из Советского Союза, как и когда это произошло.

        Свое решение острейшей проблемы взаимоотношений Израиля и палестинцев предлагает Маркс Тартаковский в статье "Геополитика -- искусство компромисса".

        В разделе "Былое и думы" продолжаются воспоминания Ханана Абрамсона. Он назвал их "Из записок еврея-шахтера о жизни" и поясняет, что оппонирует тем антисемитам, которые утверждают, что "евреи в шахтах не работают".

        В советское время евреев-горных-инженеров и ученых горняков, внесших весомый вклад в развитие и технический прогресс этой области народного хозяйства (угольная, горнорудная промышленности, цветная металлургия, горная химия, подземное строительство) достаточно много. В этом нетрудно убедиться, полистав три тома Российской Еврейской Энциклопедии. Можно с уверенностью утверждать, что нет или не было такой шахты, рудника и подземного сооружения , где бы ни работали евреи, а равно в горной науке и горном образовании.

        Остальные статьи этого раздела так или иначе связаны с печально знаменитым "Делом врачей". Одним из узников Лефортова и обвиняемым по этому делу был знаменитый патологоанатом Яков Львович Рапопорт. В этом году исполняется 105 лет со дня его рождения. Этой дате посвящены статьи Якова Фарбера и дочери Якова Львовича Ноэми. Любопытные подробности отношения населения в российской глубинке к "врачам-отравителлям" читатель найдет в воспоминаниях Ноэми Рапопорт "Думы о былом".

        Очень характерный эпизод из своей жизни рассказывает Иегуда Мендельссон в зарисовке "Перед погромом". Цитата:

        Наступила страшная пора. Евреев выбрасывали с работы, позорили на собраниях, появлялись погромные статьи против «космополитов», т.е. евреев. Увольняли с работы евреев-профессоров и доцентов. В воздухе пахло погромами. В Речице тоже была страшная, напряженная атмосфера, хотя евреев тогда еще там было много. Еврейские семьи сидели по домам, дрожали, боялись ночных стуков, старались быть «тише воды и ниже травы».

        В рубрике "Евреи в Германии" моя переработанная заметка о двух знаменитых людях: Эмиле и Вальтере Ратенау, оставивших заметный след в немецкой истории. Вальтер Ратенау, министр иностранных дел Веймарской республики, был убит офицерами-националистами. Поучительная история произошла с одним из них.

         Двое из трех убийц Ратенау были сразу задержаны, третий -- Вернер Техов -- сумел скрыться. Его мать, тяжело переживавшая поступок сына, получила письмо от матери Ратенау, в котором были такие строки: „С несказанной болью протягиваю Вам, беднейшей из всех женщин, руку. Скажите своему сыну, что я во имя и в память убитого прощу его, если он полностью и открыто признает свою вину перед земным судом и покается перед Богом. Если бы Вернер знал моего сына, этого благороднейшего человека, то свое оружие он скорее направил бы против себя, чем против него. Может, эти слова принесут покой его душе".
     Впоследствии этот Техов оказался в Иностранном легионе и после многих приключений стал ключевой фигурой в спасении преследуемых евреев во Франции во время Второй мировой войны. Свидетели, которые встречали его в Марселе, сообщают, что он помог более чем 700 беженцам найти путь к свободе. Причиной такого преображения бывшего антисемита было письмо матери Ратенау, о котором Техов говорил: „Оно открыло мне новый мир".

        В разделе "Среди народов" статья Михаила Носоновского с многозначительным названием: "Бухарские евреи, вино, каббала и поэзия". Автор касается многих интересных тем, в их числе религиозно-мистическое осмысление любовной лирики и стихов о вине.

         В разделе "Философия и культура" рецензия Михаила Нордштейна на книгу воспоминаний Якова Этингера.

        В подрубрике "Музыка и мы" две работы: рассказ Александра Левинтова о Джордже Гершвине и заметка Генриха Нейгауза мл. о его прадеде Густаве Вильгельмовиче Нейгаузе.

         В "Опытах в стихах и прозе" стихи Леонида Марголиса и Марины Кемельман, а также рассказ-воспоминание Владимира Вайсберга.

        Иосиф Кременецкий завершает свое большое исследование менталитета советских евреев. При этом он опирается на свой богатый опыт.

        В разделе "Грех антисемитизма" Григорий Крошин представляет свои заметки парламентского журналиста, иллюстрированные рисунками автора.

         Продолжает свои "Прогулки в интернете" Виктор Лихт.

        В дискуссионном клубе "Свое мнение" публикуются фрагменты дискуссий на форумах нашего сайта. Выбраны две острые темы: "Где был Б-г во время Холокоста?" и "Идиш и сионизм".

         Я благодарю уважаемых авторов и читателей за доверие к журналу и желаю всем мира и добра.

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        







Номер 32                30 августа 2003 года
Герои, праведники и другие люди. Из истории Холокоста
Восстание в Варшавском гетто: взгляд из двадцать первого века
Смыслы Торы
Иудейские древности
Израильские хроники
Былое и думы
Мы жили в интересное время...
Вспоминая "Дело врачей"
К 105-й годовщине со дня рождения Якова Львовича Рапопорта
Евреи в Германии
Среди народов
Иудео-христианский диалог
Философия и культура
Читальный зал
Музыка и мы
Опыты в стихах и прозе
Грех антисемитизма
Быть евреем
Иудаика в интернете
Свое мнение - дискуссионный клуб
Голоса с форумов
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное