Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сетевой журнал "Заметки по еврейской истории"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Вышел в свет новый номер сетевого журнала "Заметки по еврейской истории".


ZIP-архив номера можно найти по адресу: http://berkovich-zametki.com/Ziparchiv

Оглавление номера приведено ниже. Статьи, замечания и предложения принимаются по адресу: redaktor@berkovich-zametki.com

Ваш Евгений Беркович
PS. По сравнению с бета-версией журнала в номер добавлены еще две статьи (Эдуарда Бормашенко и Генриха Нейгауза мл.)

***


         Дорогие коллеги, высокие сетевые друзья!

        

Перед Вами первый "специальный выпуск" "Заметок" -- номер целиком посвящен расширенному заседанию "Дискуссионного клуба". Его материалы мы разбили на несколько подрубрик.

         В разделе "О прошлом и будущем" Иосиф Кременецкий рассуждает о возможном конце человеческого существования на Земле и предлагает меры, которые, по его мнению, помогут отдалить этот конец. Одна из угроз человечеству выглядит так:

         Резкая неравномерность развития цивилизаций, алчность отдельных личностей, всплеск коллективного бессознательного человеческой толпы, невозможность проанализировать последствия своих действий, просто психические отклонения, возникшие как результат неуспехов и жизненных неудач - всё это лишь незначительная часть угроз, способных поставить предел существованию человеческого общества или свести его к низшим формам жизни.

         Маркс Тартаковский пишет о далеких, на первый взгляд, понятиях: сексуальность и революция. Неожиданные параллели автор иллюстирует примерами из творчества Александра Блока. И находит связь с острыми проблемами современности:

         Понятно, далеко не все беды сводятся к сексуальной ущемленности. Но в ряду ценностей секс занимает особое место, соприкасаясь с важнейшей функцией всего живого. И попытки так или иначе справиться с ним приводят не только к личным трагедиям, но и к социальным - тоже.

        Владимир Кигель пытается объяснить феномен Гитлера и Сталина понятиями из Торы, Талмуда, Писаний Пророков и Мидрашей. Его подход выглядит на первый взгляд безумным. Но, как сказал об одной физической гипотезе Нильс Бор, вопрос в том, достаточно ли он безумен, чтобы быть верным.

        Лапландец (рав Йоэль) не раз высказывал в гостевой книге журнала оригигальные и глубокие мысли об ашкеназской культуре. Мы собрали некоторые его высказывания в предлагаемой подборке. Думаю, что читателю будут интересны его суждения, например, о женской религиозной литературе:

         ...женская религиозная литература на идише по сей день считается освященной традицией и носящей сакральный статус у традиционных ашкеназских женщин. В стандартный набор современных подарков для хасидских невест входят Цэнэрэнэ, Тхинэс и Корбм-Минхэ. В практически любом хасидском доме Вы найдете десяток-другой религиозных сочинений на идише 16-17 веков, в основном - мусэр-сфорим, которые хозяйка регулярно читает. Несерьезное или издевателькое отношение к женской религиозной литературе - элементарное проявление сексизма, попросту дискриминация по половому признаку. Кстати, хасидской традиции подобная дискриминация чужда. Никто не относится к Ценерене или Тхинэс как к "второсортной литературе".

         Темы взаимоотношений иудаизма и христианства поднимают Реувен Миллер и Элла Грайфер. Статья Миллера не случайно называется "Полемические размышления иерусалимца в Италии". Автор в подчеркнуто полемической манере рассуждает о взаимоотношениях иудаизма и христианства. Явно сгущая краски, но искренно и с болью автор пишет:

         При нашей жизни исчезла огромная польская еврейская община, и "юденрайн" стали восточноевропейские страны. Основная масса евреев покинула СССР и страны-осколки империи за последние 12 лет. Наверно, еще лет через 10-20 "юденрайн" станет вся территория от Балтийского моря до Тихого океана, и от Полярного круга до Памира: последние евреи либо уедут, либо ассимилируются. И только в России останется картографический курьез под названием "Еврейская автономная область" - абстрактный символ типа Каирской синагоги, да недобрая и завистливая народная память о всяких гусинских, березовских, клебановых, абрамовичах... И забыты будем мы, сотни тысяч нас, которые лечили и учили, изобретали и конструировали, сочиняли и открывали новое, строили и защищали эту родину-мачеху с оружием в руках...

         На острую тему -- кто такие выкресты -- рассуждает Элла Грайфер. И приходит к интересному выводу:

         1. Можно креститься, не став при этом выкрестом.
         2. Можно стать выкрестом, не будучи крещенным.

         С моей статьей из 29-го номера "Заметок" спорит Генрих Нейгауз мл. С позиций протестантского богословия он рассматривает вопрос о заряде антисемитизма, заложенного в Новый Завет. К сожалению, вне поля зрения автора остались другие важные вопросы, поднятые в указанной статье: элементы антисемитизма в Святоотеческой литературе, в указах и постановлениях Соборов, в повседневной церковной практике. Надо отметить, что при рассмотрения всех этих вопросов нужно учитывать различия католического, протестантского и православного христианства. Я надеюсь, что мы продолжим этот диалог в следующих номерах журнала.

         Об опубликованных в журнале и альманахе статьях и заметках спорят авторы в разделе "Возвращаясь к напечатанному". Борис Кабов в стихах развивает образы Марьяна Беленького о современных израильтянах, Давид Гарбар спорит со статьями Эллы Грайфер, Маркс Тартаковский возражает Эдуарду Бормашенко и получает от него ответ. Я хотел бы привести выдержку из ответа Эдуарда:

        Я задаю себе вот какой вопрос: не где был Он в годы Холкоста, а где нахожусь я сегодня: здесь и сейчас? Чего хотел Гитлер: Гитлер хотел чтобы евреев не было. Так вот, если я сегодня начну жрать свинину, перестану возлагать тфилин и изучать Талмуд, то еврея Эдуарда Бормашенко не будет. А это значит, что Гитлер выиграл свою войну против меня. А я не хочу ему помогать. Мне ужасно лень вставать в пять утра и шлепать пешком в синагогу полчаса. Так хочется еще поспать перед работой. Но я не могу себе позволить, чтобы Гитлер выиграл. Я – физик, и уважаю эмпирические факты, а факты состоят в том, что третье-четвертое поколение евреев, оторвавшихся от Торы ассимилируются полностью. А я упорно и тупо сопротивляюсь Гитлеру, и после работу иду на урок Талмуда, хотя куда приятнее мне было-бы посмотреть старый, добрый фильм. Я не дам им выиграть.

         Наши читатели обсуждают статьи, опубликованные не только в наших изданиях. В разделе "Антисемитизм в сети" представлена рецензия Татьяны Путинцевой на статью Валерия Сердюченко в альманахе "Лебедь". Рецензия заканчивается так:

              Серьёзно говорю: статья "НОВЕЙШИЕ РОССИЙСКИЕ КОНФИГУРАЦИИ. КТО КОГО?" - чёрная статья.
     Какие бы задачи ни ставил и ни разрешал её автор (по некоторым данным, он - не из гадов человеческих, но "есть и другое мнение"), сработал он на диво мерзкого запаха вещь. Жалко...

         Автору рецензии трудно возразить. Действительно жалко, что достойный некогда альманах опустился до такого уровня. Об "антисемитизме на журналистской кухне" мы говорили еще в октябре 2002 года ("Заметки по еврейской истории", номер 21). К сожалению, тенденция, отмеченная примерно год назад, не изменилась, а еще больше усилилась.

         В этом номере мы подводим итоги, кажется, нескончаемой дискуссии о книге Дмитрия Хмельницкого "Под звонкий голос крови". "Последнее слово" предоставляется самому автору книги и его наиболее активным оппонентам: Элле Грайфер, Долорес Иткиной, Эрвину Наги, Леониду Нисману, Марксу Тартаковскому. В сетевых спорах стороны, как правило, остаются при своих мнениях. Но отсюда не следует, что такие диспуты абсолютно бесполезны. Многие аргументы и доводы, которые находятся в процессе дискуссии, представляют самостоятельный интерес. Впрочем, читатель сам сможет это проверить по публикуемым материалам.

         Забавный литературный аргумент для упомянутого диспута нашел Маркс Тартаковский в рассказе "Эйнштейн и Паваротти", посвященном Дмитрию Хмельницкому.

         В предисловии к прошлому тридцатому номеру я неосторожно сказал, что следующий юбилейный номер выйдет только в будущем году. Юбилей -- понятие относительное и при желании он может быть найден везде. Вот и нынешний 31-й номер вместе с девятью номерами "Еврейской Старины" представляет сороковой выпуск наших сетевых изданий. Подарком к этой дате может рассматриваться новая система форумов, введенная на нашем сайте. Какая форма интерактивного общения окажется жизнеспособней -- гостевая книга или форумы -- покажет будущее. Главное, чтобы сетевая жизнь не замирала, была содержательной и интересной.

         Этого я желаю всем читателям и авторам наших изданий.

        

        







Номер 31                15 августа 2003 года
Свое мнение - дискуссионный клуб
О прошлом и будущем
Церковь и синагога
Возвращаясь к напечатанному
Антисемитизм в сети
Итоги нескончаемой дискуссии
Дискуссия навеяла...
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное