За
инокиней Иоанной
пришли
среди бела
дня.
Здоровый
как бык рабочий
Витя и одна
из монашек
пытались
схватить ее
и затащить в
грузовик. «Я
не вам служу,
а Богу!» –
кричала
инокиня,
отбиваясь.
Может, Бог и
услышал ее –
дал
возможность
вырваться и
убежать к мирским.
Их дом
примыкал
вплотную к
ограде
монастыря и
всегда
служил
убежищем в
подобных
случаях.
Иоанна не
добежала
всего
несколько метров
до подъезда,
упала на
колени,
прижалась к
земле и
обхватила
голову
руками,
словно
желая
спрятаться.
Тут-то ее и
настигла
погоня. Витя пнул
инокиню
ногой раз,
еще раз.
«Если не
пойдешь
сама, мы тебя
прямо здесь уделаем!»
– грубо
пригрозил. В
этот миг к
дому подлетел
грузовой
«ЗИЛ». Из
кабины
выскочил
еще один
монастырский
рабочий.
Вместе они
подняли
Иоанну с
земли и
защелкнули
на ней
наручники. А
потом
доволокли
до машины, с
диким матом
раскачали
за руки за
ноги,
намереваясь
забросить в
кузов. От
криков
местных
жителей рабочие
словно
очнулись –
свидетели
им действительно
были ни к
чему. И
быстренько запихнули
еретичку в
кабину. Чуть
ли не с места
на бешеной
скорости
«ЗИЛ»
умчался в сторону
знаменитой
на всю
Калугу психушки
на Бушмановке...
В
монастыре
мать Иоанна
работала
пчельницей,
заготовляла
для сестер
мед. Но
однажды монастырский
казначей
мать Амвросия,
облеченная
настоятельницей
Никоной
безграничной
властью,
забрала с
пасеки весь
зимний
запас меда.
Якобы для
московских благодетелей.
Инокиня
пожаловалась
игуменье и
получила от
нее
благословение
привезти из Оптиной
Пустыни
новые две
бочки. Но
мать
Амвросия
вновь, на сей раз
спилив
замок
хранилища,
дочиста
опустошила
запасы.
Тогда
возмущенная
пчельница
бросилась в
иконную
лавку, где
казначей
приторговывала
свечками и
церковной
литературой,
и высказала
все, что о ней
думает. Бурное
объяснение
закончилось
пощечиной.
От сильного
удара мать
Амвросия
отлетела в
сторону. А
поднявшись,
прошипела:
«Или ты
уберешься из
монастыря,
или тебе
будет
плохо». С тех
пор Иоанну
объявили
сумасшедшей,
еретичкой, стали
всячески
выживать из
обители. А
она, бедняжка,
только
молилась и
без конца
повторяла:
«Я пришла к
Богу». Видя,
что травля
не помогает,
инокиню
решили
вывезти из
монастыря
силой. Тогда-то
за ней и
прислали
рабочего
Витю...
В тот же
день
местные
жители, на
глазах которых
происходил
этот
беспредел,
заявили в милицию,
послали
запрос в
районные
прокуратуру
и
администрацию. И
после
проверки им
сообщили,
что мать
Иоанна
находится
на
принудительном
лечении в психоневрологическом
стационаре
в поселке Бушмановка
под Калугой...
Через
полтора
года
инокиня появилась
в монастыре
вновь.
Никого не
узнавала,
ходила как
зомби. И
только
сейчас, два
года спустя, начала
кое-что
вспоминать:
места,
события, лица.
Впрочем,
виду не
подает –
боится
расправы...
Инокиня
Зиновея (вмиру
Инна
Яковлева)
все свои
шесть
монастырских
лет выполняла
одно и то же
послушание
– работала на
скотном
дворе,
таскала
навоз из-под
коров в
кастрюлях. Тихая,
забитая с
детства.
Дома у нее
жизнь не
сложилась –
отчаянно
домогался
отчим. И мать,
приревновав
дочь к
новому мужу,
спешно
отправила
ее в
Казанскую Амвросиевскуюставропигиальную
женскую
пустынь, как
именуется Шамординский
монастырь в
официальных
бумагах. На
всякий случай
обвинив в
психической
неполноценности.
Ну что взять
от дурочки?
Сестры и не
упускали
случая понасмехаться,
поиздеваться,
притеснить.
Плохо
жилось в
монастыре Зиновее.
И она нашла
отдушину в
общении с
мирскими.
Благо, и
ходить-то
далеко не
надо – их дом
стоит бок о
бок с
монастырскими
постройками,
и в нем тоже
живут
монашки. За
эту вот
связь Зиновею
и объявили
еретичкой. А
следом распустили
слух, будто
бы у нее с
головой
совсем
плохо, без
лечения на Бушмановке
не обойтись.
На
счастье, в
это самое
время к
монастырю
подошел
экскурсионный
автобус из
родного Волгодонска.
Такой шанс
упускать
было грех, и Зиновея
договорилась
с
водителями
о бегстве. От
радости она
словно
голову потеряла
– помчалась
в келью
собирать
вещи. За этим
занятием ее
и застали
сестры.
Пришлось уносить
ноги. Но у
автобуса Зиновею
уже ждала благочинная
Сергия –
помощник
игуменьи. И
при всем
честном
народе
объявила
инокиню
полоумной.
Сестры
схватили ее
за руки, притащили
в келью. Зиновея
вырвалась,
но автобус к
тому
времени уже
ушел. И
обезумевшая
от страха
инокиня
помчалась к
своим
мирским
знакомым –
Никулиным. Они
и спрятали у
себя
беглянку.
Но
чтобы
уехать
домой, нужен
был паспорт.
И Зиновея
пишет
игуменье
записку с
требованием
его вернуть.
Никона
приглашает
бунтовщицу
к себе,
сообщив, что
указом
Патриарха с
нее снят
рясофор и
теперь она
просто Инна
Петровна
Яковлева.
Доверчивая
Инна
попадается
на удочку
матушки
Никоны.
Приходит в
монастырь.
Но там ее
зачем-то просят
убрать свою
келью, хотя
Инна не жила
там уже
больше
месяца. Она
идет и вдруг
слышит за
спиной
разговор
матери
Амвросии с
матерью Сергией:
«Принеси-ка
ключ, запрем
ее...»
Когда
Инна не
помня себя
примчалась
к Никулиным,
они еле
привели ее в
чувство. Посоветовали
написать
заявление
участковому.
«...Я боюлась
быть
закрытой в
келье и того
что меня
будут
избивать,
что нераз
уже
случалось с
другими
сестра-ми, –
пишет Инна
(орфография
и
пунктуация
автора сохранены).
– Паспорт
мне
необходимо вернуть
так как
пришла
телеграмма
из дома моя
мать находится
в тяжелом
состоянии».
А повинны в
этом, как
оказалось,
тоже были
монастырские
власти. Отчаявшись
вернуть Зиновею,
они
принялись
шантажировать
ее родных. Забрасывали
их
телеграммами
с
сообщениями
об обострении у Инны
психического
заболевания.
Заболевания,
которого
нет. Что
должна была
думать мать?
Как должна
себя
чувствовать?
Слава
Богу, у этой
истории
хороший
конец. Участковый
паспорт в
монастыре
забрал, Никулины
одолжили
Инне денег
на дорогу, и
она уехала к
себе в
Волгодонск.
Пишет:
устроилась
на работу
и монастырь
старается
не
вспоминать...
А
там с годами
ничего не
изменилось. Стоит
кому
высказать
недовольство
чем бы то ни было,
его тут же
объявляют
помешанным
и отправляют
в спецлечебницу.
Инокиню
Надежду (вмиру
Наталья
Суворова)
тоже
считали «с
приветом» –
спорила она
с матушкой Амвросией
постоянно.
Ни одну
несправедливость
ей не спускала.
Вот и
оказалась в
опале.
Сестры уже в
глаза ей
говорили:
«По тебе,
еретичка, плачет
сумасшедший
дом». Притесняли
как только
могли. На
беду мать
Надежда
была очень
болезненным
человеком.
Чуть сквозняк
– сразу
температура.
Однажды она
пропала – не
видели ее
больше
десяти дней.
Внучка бабки
Никулиной,
Юля
Антонова,
зашла в келью
к Надежде. И
остолбенела.
Больная
Надежда уже
до того
обессилела,
что встать
не могла,
ходила под
себя, от
голода
говорила
шепотом.
Никто ее не
навещал,
заходила
разве что
благочинная
Сергия –
требовала,
чтобы
немощная инокиня
наравне со здоровыми
посещала
храм. Ползи,
мол, хоть на
четвереньках,
но службу отстой.
Юля вместе с
матерью
перенесла
Надежду к
себе в
квартиру –
напоила,
накормила...
Антонова
с родней –
скандалисты
известные.
Насмотревшись
за десять
лет
существования
монастыря
на произвол
его
руководства,
они
объявили
ему
непримиримую
войну. Вот и
воюют. К их
квартире, в
которой
спасалась
уже не одна
монашка,
близко
подойти не
смеет никто.
Свои права
Юлия знает –
все-таки юрист.
А надо – даст
и
физический
отпор. «В тот
день я как
чувствовала
– увела Надежду
к себе, –
рассказывает
Антонова. – А
вечером за
ней пришла
Сергия с
двумя
рабочими-казаками.
Но
отправлять
в психушку
было уже
некого».
Дальше
события
развивались
по
накатанной
схеме. Мать
Надежды,
сердечницу,
стали забрасывать
письмами с
таким содержанием,
что довели
до
сердечного
приступа. Писали,
будто бы ее
дочь –
буйная.
Пляшет в рясе
кадриль
посреди
поселка,
ходит на
дискотеки,
курит,
избивает
монашек, и ее
надо срочно
отправить
на
принудительное
лечение.
Женщина в
истерике
примчалась
спасать монашек
от чокнутой
дочери. А
когда
убедилась,
что все
наоборот,
увезла
Надежду
домой – в
Тульскую
область.
Были
в Шамординской
пустыни и
случаи,
когда
монашки
сходили с ума
по-настоящему.
От нехватки
белковой
пищи,
переутомления,
ночных
служб и
тяжелой работы.
За два
последних
года на Бушмановку
определили
четырех насельниц.
Одна никого
не узнавала,
старалась
ото всех
спрятаться,
убежать.
Вторая на
территории
монастыря
прыгала,
скакала и
громко хохотала...
Никто из них
в свои кельи
пока не вернулся...
Но
если буйнопомешанных
сестер
все-таки
отправляют
в стационар,
для всех
остальных
недужных
указ сверху
только один
– лечиться
Божьими
средствами.
Одна
молоденькая
послушница,
поднимая с
плиты
кастрюлю с
кипятком,
обварила
себе ноги. У
второй от
таскания
ведер с
навозом
началось
внутреннее
кровотечение.
Первую
спасали
марганцовкой
и простоквашей.
Вторую,
заливавшуюся
кровью,
оставили
умирать
вообще без
помощи.
Только когда
ее
состояние
стало
угрожающим
для жизни, девочку
разрешили
увезти в
больницу.
Всего на один
день. Потом
для нее
купили
кое-что из
лекарств и
лечили в
келье.
Таких
случаев,
когда насельницы
получали
благословение
на лечение в
больнице,
можно
сосчитать
по пальцам
одной руки. И
в основном
они
касались
тех, к кому
игуменья
благоволит,
или приближенных
к ней лиц.
Например,
монастырского
бухгалтера
мать Селафиилу.
Чуть больше
года назад у
монашки
вдруг заболела
голова.
Подозревали
и аневризму,
и рак мозга.
Больная уже
дышала на
ладан, когда матушка
наконец
благословила
ее на
лечение в Обнинской
клинике. Но
время было
упущено. Селафиила
умерла, так и
не приходя в
сознание.
Остальным
тяжелым не
повезло.
Болезнь монашки
Евстолии
– очень
известной в
церковном
мире старушки
– была
просто
проигнорирована
монастырским
руководством.
На
Рождество
перед службой
монашка
поскользнулась
на
ступеньках храма
и сильно
ударилась
грудью. С тех
пор боль так
ее одолела,
что мать Евстолия
не могла
даже
повернуться
в постели.
Так в своей
келье, забытая
всеми, тихо и
скончалась.
А
совсем
недавно в
монастыре
умерла
монашка Евфросинья
(Тихонова
Катя).
Сорвала на
руке
родинку, долго
не могла
остановить
кровотечение.
Матушка
Никона на
лечение, как
обычно,
благословения
не дала.
Велела
применять
Божьи средства
– делать
компрессы с
лампадным
маслом.
Умерла Евфросинья
от рака. Весной
ее
схоронили...
Таких
глупых
смертей в Шамординской
женской
пустыни за
последние
полтора года
случилось
пять или
шесть. И все
от неоказания
медицинской
помощи.
Слава Богу,
во время
эпидемий
гриппа не
было ни
одного
осложнения.
Особенно
сильно
косил грипп насельниц
в 97-м году. В
монастыре
тогда не
нашлось
даже парацетамола.
Батюшка
Поликарп –
духовник
монастыря
(он же ведет и
все службы в
храме) – на
лечение не
благословил.
Матушка
Никона,
отвечающая
за жизнь и
быт монашек,
тоже. Хорошо,
тогда
монастырским
медиком
была
послушница
Нина (Девяткина).
Переругалась
со всеми, но
деньги на лекарства
выбила –
чуть больше
девятисот рублей.
На сто с
лишним
человек, не
считая паломников.
И
вольнонаемных
рабочих с
Украины...
Об
этих людях
стоит
сказать
особо. В Шамординском
монастыре
работу они
выполняют
самую разную.
Потому что
считаются
доверенными
людьми
батюшки
Поликарпа,
тоже
уроженца
Украины.
Первые два
года
существования
восстановленного
монастыря (1990 –
1992 гг.) его
охраняли казаки
из
московского
гарнизона.
Носили
шашки и
нагайки,
которыми
«лечили»
мирских от
любых
болезней.
Охраняли
монастырь
они тогда
круглосуточно.
Видели и знали,
конечно,
немало. Но
однажды
сильно проштрафились.
Во время
одного
праздника
крепко
выпили и устроили
за поселком
средь бела
дня пальбу
по березам
из невесть
откуда
взявшихся
автоматов
Калашникова.
Всполошили
сельчан!
Монастырские
были в панике.
Еле уволокли
казаков с
места
«побоища».
Дабы не
оставить
следов,
подобрали
стреляные
гильзы. Да разве
от местных
жителей
что-нибудь
утаишь!
Татьяна
Ивановна
Балабан
побывала потом
в том
лесочке.
Березы
поранены, с
отсеченными
ветками,
срезанными
макушками...
Но самая
главная
улика
скрывалась
в траве – четыре
стреляные
гильзы, не
замеченные
монашками.
Татьяна
Ивановна их
подобрала и
все эти годы
хранила. Как
доказательство
монастырского
беспредела.
А
тогда, в 92-м,
сообщила о случившемся
в ОВД и
районную
прокуратуру.
На
следующий же
день в
монастырь
приезжали
из козельской
ФСБ и с
санкции
прокуратуры
вывезли
оружие. А
казакам
запретили
носить
шашки и
нагайки.
Оставили
лишь резиновые
дубинки,
применять
которые
разрешалось
в
исключительных
случаях.
До
этого,
впрочем,
дело не
дошло. Сразу
же после
инцидента с
пальбой
служба
московских
казаков на
территории Шамординской
пустыни
закончилась.
Матушка
Никона в
одночасье
всех
рассчитала,
вызвав на
смену
земляков
отца
Поликарпа –
строителей.
Причастны
ли они
сейчас к хранению
оружия и
есть ли оно
на
территории
монастыря
вообще, не
знает, увы,
никто.
Однако подвалов
в последние
годы здесь
понаделали
даже под
самим
храмом
Казанской
Божьей матери.
А к
игуменскому
складу
приставили
людоедку
Бону – злого
громадного
пса, помесь кавказской
овчарки с
московской
сторожевой.
Что она там
охраняет,
одним
монастырским
властям
известно. А ну
как не
только
гуманитарную
помощь?
Но
местные –
люди
дотошные. Не
пропускают
мимо глаз и
ушей
практически
ничего. Да и
общаются с
рабочими-украинцами
и
монастырской
обслугой из местных,
можно
сказать,
накоротке.
Один из
таких сотрудников
в
доверительном
разговоре
как-то и признался:
«Понадобится
мне оружие,
поеду я здесь
недалеко и
привезу
сколько
нужно». Его же
однажды
монашки
застали
врасплох на
крыльце
склада,
охраняемого
Боной, за
чисткой
мелкокалиберной
винтовки.
Пришлось
мужику
сделать вид,
будто это
игрушка.
А в
другой раз
одна из
монашек,
собиравшая
ранним утром
в лесочке
грибы,
натолкнулась
на группу вооруженных
строителей-казаков,
винтовки
которым не
полагались.
После
расчета московских
игуменья
обязала
украинцев
по совместительству
со своей
основной
работой еще
и нести
службу по
охране
монастыря в
ночное время.
Обрядив их в
казачью
форму и
выдав дубинки.
И все это за
сто
пятьдесят
долларов
США в месяц.
Спрашивается,
откуда в
монастыре
валюта? Да
прежде
всего от
продажи
работ златошвеек.
Заказов наплащаницы,
иконы и
другую
церковную
утварь из
заграничных
церквей
всегда
поступало
достаточно.
Пустынь
имеет право
даже
валютный
счет открыть.
А потом, в чем
же еще
хранить
миллионные
пожертвования,
идущие на
восстановление
монастыря и
его главной
святыни –
храма Казанской
Божьей
матери, как
не в валюте?
Годы идут, деньги
накапливаются,
а храм
восстанавливается
еле-еле. За
десять лет,
что монашки
здесь живут,
были
отреставрированы
лишь купола,
поставлены
кресты,
заменены
кое-какие из
окон да
покрыта
железом
крыша.
Сейчас вот
строители
перекрывают
яму в полу.
Поговаривают,
что спешить
с
реконструкцией
храма, да и
других
старинных
построек монастырским
властям
очень
невыгодно.
Мощная река
пожертвований
сразу может
превратиться
в тощенький
ручеек. Ну
кто станет
раскошеливаться
и на что, видя
богатство и
блеск? А тут
рука сама
тянется к
кошельку.
Такая
нищета!
Сколько
ведь за
десять лет
существования
Шамординской
пустыни
сюда
поступило
гуманитарной
помощи! Со
всего мира. И
не только
продукты,
одежда и
медикаменты,
но и
строительные
материалы,
сельскохозяйственная
техника...
Однажды в
монастырь
пришло даже
импортное
оборудование
для
зубоврачебного
кабинета.
Нет, насельницы
монастыря в
том
кабинете,
естественно,
не лечились.
Все его
оснащение
вместе с
цементом,
кирпичом и
многим другим,
как обычно,
ушло куда-то
налево. Из
Божьего
дома
монастырь
превратился
в банальную
перевалочную
базу. Хотя
сам остро
нуждается
во всем
перепроданном.
Насельницы
ходят в латаном-перелатанном.
Благословения
на пошив
новых
подрясников
или юбок им
не дают.
Зачем, если
они тоже призваны
своим видом
вызывать у
паломников
жалость? А
дабы сестры
выглядели поизможденнее,
в Шамордине
их держат
буквально в
черном теле.
Кормят хуже,
чем в пост.
Овощей дают
мало.
Капуста, и та
только в щах.
Однажды
послушница
Нина
попросила
немного
солянки,
оставшейся
после
рабочих.
«Благословения
надо
спросить», –
ответили ей
на кухне. За
годы
однообразного
постного
питания
организм
женщин настолько
истощился,
что чувство
голода преследует
неотвязно.
Каково им
сравнивать свой
скудный
рацион с
разносолами
настоятельницы?
Мало того,
что у нее
свой огород
и курятник, каких
только
деликатесов
не
доставляют
рабочие по
ее заказам
из
магазинов!
Фрукты и шоколад
в келье не
переводятся.
Да
келью-то эту
и кельей
трудно
назвать. Обычная
трехкомнатная
квартира. С
ванной,
душем и
туалетом. По
словам
самой
игуменьи,
моется она
не чаще
одного раза
в три недели.
Но и эти банные
дни для
многих насельниц
монастыря –
большой
праздник.
Потому как тогда
топят
котельную, и
теплая вода
поступает
во второй
монастырский
душ – в
сестринском
корпусе. А
значит,
может
помыться и
кто-то из
монашек и
послушниц.
Кто, конечно,
успеет и
кому повезет.
Остальные
сестры,
проживающие
в маленьких
деревянных
домиках или
аварийном
доме у местных,
и этого
лишены.
Послушница
Нина не
могла
помыть
голову
почти
восемь месяцев.
И это после
ежедневного
многочасового
труда. Порой
в
тридцатиградусную
жару.
Работать
в монастыре
приходится
много, до изнурения.
Девиз –
«послушание
до смерти» –
подразумевает
мученическую
кончину насельниц
прямо на
рабочих
местах.
Наверное,
для того,
чтобы это
осуществилось
как можно
быстрей, в
монастыре
применяется
только
ручная работа.
Сестры и
землю с
навозом
носят, сорняки
полют,
колорадских
жуков с
громадных
полей
обирают,
ворочают на
кухне
пятидесятилитровые
чаны...
Использовать
технику здесь
считается
большим
грехом. От
тяжестей сестры
надрываются,
порой у них
так ломит спину,
хоть криком
кричи. А еще
ведь надо
утреннюю и
вечернюю
службу
отстоять. Последняя
заканчивается
в начале
четвертого
утра, а в пять
всех уже
поднимают
на работу
или утреннюю
молитву. Как
тут не
обессилеть?
Не случайно
в церкви
преподобного
Амвросия,
основателя Шамординского
монастыря,
сделали
настил для
монашек – что-то
вроде
второго
этажа. Чтобы
никто не видел,
как они
вповалку
спят на полу
после
каторжной
работы в поле,
на огороде
или скотном
дворе.
На
этот грех
игуменья
Никона
давно
смотрит
сквозь
пальцы. А вот
остальные
не спускает.
То, что
матушка в
курсе всех
провинностей
и мыслей
своих
подопечных,
она ни от
кого не
скрывает. Но
преподносит
свои знания,
как наиболее
выгодно: мол,
господь Бог
передал – ей,
прозорливой.
Кого хочет
обмануть?
Сестры-то всегда
знали: в
монастыре
не
соблюдается
тайна
исповеди, и
батюшка
Поликарп
бегает к матушке
Никоне
докладывать,
кто из насельниц
в чем
виноват.
Игуменья же
потом
принимает меры.
Помогают ей
быть
«прозорливой»
и сами
сестры.
«Стучат»
друг на
друга
безбожно. В
монастыре
такое
поведение
поощряется
– лишней
тарелкой
супа или
легким
послушанием.
К тому же
монашкам
постоянно
внушают, что
все их
доносы
служат
спасению
душ заблудших.
И
молоденькие
девочки,
которых в
монастыре
половина,
верят своей
матушке. С ее
слов они
знают, что
мир – грех,
там
спиваются
или уходят
на панель.
Поэтому больше
смерти
боятся быть
выброшенными
из
монастыря. И
ради
матушки
идут на все.
Никона и
пользуется
этим – лепит
из сестер
что пожелает.
Ей
беспрекословно
подчиняются
все, кто
проживает
на
территории Шамординской
пустыни. В
том числе и
рабочие с
Украины. Мало
того, что их
без конца
меняют,
чтобы поменьше
знали, еще и
чуть что –
сразу
штрафуют.
Правая рука
Никоны мать
Амвросия
следит за
этим
неусыпно.
Выпьет,
например,
кто из строителей
за
территорией
монастыря
или заку-рит –
лишается
десяти
долларов.
Посмотрит
на монашку
или
послушницу
как-то не так
– теряет еще
столько же.
Не
иначе как от
этих
взглядов в
свое время несколько
девочек-послушниц
забеременели.
Одну,
поговаривают,
сама
игуменья
тайком возила
в Москву,
другую
освободили
от бремени
прямо в Козельске.
Заглушать
постоянное
чувство
голода насельницы
научились.
Если совсем
невмоготу,
ходят к местным
подкармливаться.
Но что вот,
скажите,
делать с
другими
желаниями?
Чуть ли не половине
послушниц
монастыря
от
четырнадцати
до двадцати
пяти лет.
Бабушка
Дуся
Никулина
пасла как-то
рядом смонастырской
свою корову
и видела, как
монашка-пастух
отошла
ненадолго в
лесок, а
когда
вернулась, от
нее несло
перегаром и
табаком.
Окурки сигарет
часто можно
увидеть и в
подвале
мирского
дома, где
тоже живут
монашки.
С
голосом
плоти – еще
больше
проблем.
Молодые,
здоровые
девушки,
отлученные
от парней, выходят
из этой
ситуации
по-разному.
Юлька Антонова,
внучка
бабушки
Дуси,
неоднократно
находила в
орешнике,
что за
монастырем,
набитые
тряпками и
травой
презервативы.
А послушница
Наташа,
подселенная
в дом к местным,
однажды
вошла без
стука к
своей
соседке бабушке
Оле, которая
отдыхала в
кровати,
улеглась на
нее сверху и
стала
срывать с
бабки и себя
одежду.
Старушка
еле от нее
отбилась. Одна
лишь сестра
Серафима
пыталась унять
жар своего
тела
молитвами.
Когда-то
она и пришла
в монастырь
именно для
обуздания
страсти.
Ничего в
миру с собой
поделать не
могла.
Мужчин меняла
словно
перчатки.
Думала,
только Бог
спасет ее
душу. Но не
тут-то было.
Греховные
мысли одолевали
послушницу
и в стенах
монастыря. А
какие
эротические
сны там
снились! Не
выдержала
однажды Серафима
– пришла
покаяться оптинскому
батюшке
Зосиме.
Одолел, мол,
блудный бес,
не могу
больше с ним
бороться. И в
ответ
услышала
крамольные
слова: «А ты
скрути
простыню,
засунь
промеж ног и
принимай
как должное».
Что тут
стало с
послушницей!
Всю службу не
могла
оправиться
от шока.
Смотрела на
служившего
батюшку,
молодого
еще мужика,
недавно
работавшего
таксистом, и
глазам
своим не
верила, что
Божий
человек
может ей
посоветовать
такое. Всю
веру в Бога
тогда у нее
разом
отшибло.
Собралась
она в
одночасье и
ночью –
задворками
и огородами
– покинула
монастырь.
Десять
километров
шла без
передышки
полями.
Проваливаясь
в сугробы и
отпугивая
волков...
Помимо
всех этих
тягот монастырской
жизни, в Шамордине
еще и
вразумлять
кулаками
любят. Если
уж этим
грешит даже
матушка
игуменья
(однажды она
до крови
исцарапала
все лицо
своей келейнице),
что ж
говорить
про сестер с
их фанатичной
верой?
Сколько раз
они
вытрясали
душу из
восьмидесятилетней
матушки Евстолии,
прежде чем
она
решилась
передать
пустыни свою
пенсию? А как
у нее
оплеухами
отбирали подаренные
заграничным
батюшкой
двести долларов!
Но чаще насельницы
бьют
«еретиков»
по голове и
лицу. Для
смирения.
Конечно,
рассказывать
о подобных
экзекуциях
жертвы друг
другу
опасаются.
Себе дороже
выйдет. Но
случаев,
когда из игуменской
сестры
вылетают
пулей и мчатся
куда глаза
глядят, в
монастыре
масса. Одну послушницу
забили до
смерти. В
страшной агонии
она умирала
много часов.
Эта
трагедия разыгралась
из-за жилья.
Пятидесятилетняя
Маргарита и
послушницей-то
тогда не
была. Жила одна-одинешенькав
большом
доме в
Суворове и
охраняла
доставшийся
по
наследству
антиквариат.
Как на нее
вышли
игуменья с
казначеем,
не ведомо
никому. Но
только так
они
возжелали
добро
мирянки, что
твердо
решили:
монастырь
должен
вступить в
права наследства.
Стали
Маргариту
обхаживать,
чего только
ей не сулили.
Та на
обещания и
поддалась.
Пришла в
монастырь
послушницей.
А там встретили
ее как
родную.
Поселили в
сухую келью,
работой не
нагружали.
Но как
только Маргарита
уперлась:
«Не хочу
подписывать
отказную
от дома и
ценностей!»
– все мигом
переменилось.
Послушницу
переселили
в бывший
курятник, а
по ночам
таскали по
подвалам и
избивали.
Если еле
живая
женщина
просила пить,
ей подавали
керосин или
заставляли
глотать
собственную
мочу. Довели
чуть ли не до
помешательства.
А
когда
Маргарита
попыталась
бежать, по полям
за ней
пустили
собаку.
После
очередного
избиения на
месте
несчастная
готова была
подписать
любую
бумагу. Сохранить
удалось
лишь одну
старинную
икону. Позднее
монашки
забрали и ее.
А саму
Маргариту
так
затравили и
забили, что
она отдала Богу
душу. На
руках своей
близкой
подруги, к которой
ее привезли
умирать.
Когда
покойницу
раздели,
чтобы
обмыть, все
ее тело было
покрыто
страшными
синяками и
кровоподтеками.
Мирское
имущество насельниц
монастыря в Шамордине
всегда было
главным
камнем
преткновения.
Из-за него
здесь
разгораются
такие
страсти, что
просто диву
даешься –
Божьи ведь
люди!
Монашку
Варвару,
например,
теми же
методами,
что и
Маргариту,
заставили
продать
квартиру, в
которой жил
ее внук.
Долго
сопротивлялась
матушка,
пока,
наконец, не поняла:
цена этой
квартиры –
ее жизнь.
Внука прописала
к детям,
нашла
покупателя
и заплатила
монастырю
за свою
относительно
спокойную
жизнь.
Квартиру
другой
монастырской
насельницы,
послушницы
Ольги,
продали
даже без ее ведома.
Девушка стояла
на учете в
психоневрологическом
диспансере.
Монашки ее
оттуда
открепили.
Каким-то
образом оформили
договор
купли-продажи,
а деньги присвоили.
После
известия о
продаже
квартиры у
Ольги
начались
обострения
– она
грозилась всех
убить. Ее, как
и положено
в Шамординской
пустыни,
отправили в
сумасшедший
дом.
У
послушницы
Нины
(Девяткиной)
– история особая.
Может быть,
потому, что
она,
единственная
из всех,
после ухода
из
монастыря
вернула
свое
имущество.
По суду. Но
шла девушка
к этому
событию в
своей жизни
долгие два
года. Через
травлю,
обман,
болезни и
угрозы...
Нина
приползла в
монастырь
умирать. Так
плоха была
тогда, в 95-м
году. Мир
словно вытолкнул
ее – ни
родных, ни
друзей, ни
работы... И
регулярные
приступы
болезни. В
детстве
Нина
перенесла
менингит,
после чего
старая
инфекция
время от
времени
начинала бродить
в организме.
В эти
периоды у
девушки не
было сил
даже
подняться.
Не говоря уж
о том, чтобы
поесть или
сходить за
лекарствами
в аптеку.
Куда
податься в
такой
ситуации инвалиду
детства и
просто
верующему
человеку,
если не в
монастырь?
Нина и
подалась. Сначала
жила
паломницей,
потом –
послушницей.
Бог не дал ей
тогда
умереть, и
Нина стала
решать, что
ей делать со
своей
трехкомнатной
квартирой.
Стоит там заброшенная,
без
присмотра –
беспокойство
одно.
Покупатели
нашлись
быстро.
Когда Нина
рассказала
о сделке
матушке
Амвросии, та
попросила
взять сорок
миллионов
неденоминированных
рублей в
валюте,
причем
новыми
купюрами.
Набегался тогда
покупатель
по обменным
пунктам – доллары
нового
образца
были еще в
очень большом
дефиците. Но
не станешь
же их
хранить под
матрасом! И
Нина
доверила
восемь
тысяч долларов
США на
хранение
игуменье
Никоне. Без
всякой
расписки.
Она точно
знала: по
Каноническому
и
Гражданскому
уставам
Русской Православной
Церкви
только монашеское
отходит
монастырю.
Имущество
же послушниц
до пострига
остается в
их личной
собственности.
К тому же
настоятельница
и сестры стали
для Нины
семьей, а
разве семья
обманет?
Через
некоторое
время
выяснилось
– да, и еще как!
До передачи
денег
монастырю
Нина работала
златошвейкой,
а после ее
стали
бросать то
на огород, то
на скотный
двор, то на
кухню. И это с
межпозвоночной
грыжей!
Ночью, обессиленную
и больную,
поднимали
на службу. Порой
у
послушницы
так падало
давление,
что останавливалось
сердце.
Снилось, что
она умирает.
Батюшка
Поликарп,
которого
Нина просила
благословить
на лечение,
коротко ответил:
«Ты лучше
постись!» А
жалобы на
сильные
боли в спине
вызвали в
нем такую
реакцию: «Бог
терпел и нам
велел!»
Вскоре
у Нины
отнялась
правая нога,
за ней – руки.
И никто из
«семьи» за
долгие
недели болезни
не пришел
даже ее
накормить.
Она вдруг
поняла: если
не
выберется
из этого гиблого
места, умрет.
В декабре 97-го
послушница
Нина решила
уйти из
монастыря.
Точнее –
уползти. Всю
дорогу до Окатова,
а это десять
километров,
ее тащила на
себе инокиня
Серафима.
Когда
болезнь
немного
отпустила,
Девяткина
приковыляла
в монастырь
и
потребовала
вернуть деньги.
Что тут
началось!
«Ты отдала
их Богу! Попробуй
докажи, что
ты вообще
нам что-то
давала!» – кричала
мать
Амвросия.
Другая бы
руки сложила,
но Нина
открыла
счет в банке
и попросила
казначейшу,
дабы не
доводить
дело до суда, перевести
на него всю
сумму. Об
этом никто
даже
слушать не
хотел. Правда,
компромиссный
вариант в
результате
все же
возник –
мать
Амвросия
согласилась
переводить
на книжку по
пятьсот
деноминированных
рублей
ежемесячно.
«Видимо, они
надеялись,
что со своим
слабым
здоровьем я
долго не
проживу, –
говорит
Нина. – Или
вернусь
назад. Ну
куда еще
деться
больной и
бездомной
женщине с
такой
мизерной
суммой?» Но
Нина нашла выход.
Сняла домик
в Окатове
и стала
лечить
местных
жителей –
она дипломированная
медсестра. С
ней
расплачивались
продуктами,
так концы с
концами и
сводила.
А
потом у Нины
возникли
проблемы с
хозяевами
дома, и она
переехала в
Богом
забытую деревеньку
Красная
Дубрава –
подрядилась
там
сторожить
дом. В это же
время в
монастыре решили
привести в
порядок
бухгалтерские
документы, и
Девяткину
обязали
написать
прошение на материальную
помощь в
размере тех
самых пятисот
рублей.
Якобы это не
долг, а
благотворительность.
В противном
случае
деньги выплачивать
ей
отказались.
И тут Нину
словно осенило.
Пока никто
не видел, она
приписала в
заявлении
всего одну
фразу,
сыгравшую
потом очень
большую
роль в ее
тяжбе с
монастырем:
«в счет
выплаты
долга». На
основании
этого
документа
полтора
года спустя
Нина и подала
иск в суд на
руководство
монастыря,
практически
обобравшего
ее дочиста.
Восемь месяцев
ожидания,
два
заседания, в
результате
чего после
признания
Амвросии,
что сорок
миллионов
рублей (!) Нины
были
истрачены на
реконструкцию
храма, в
феврале
этого года
деньги
пострадавшей
постановили
вернуть. За
вычетом выплаченных.
Но без
всякой
индексации.
Нина решила
идти до
конца и
подала кассационную
жалобу.
После
всей этой
бури,
поднятой
бывшей послушницей,
из
Казанской Свято-Амвросиевской
женской
пустыни в Шамордине
стали
вывозить
какие-то
документы. В
последний
раз, перед
самым моим
приездом, сейф
переправили
в соседнюю Алоповскую
церковь.
Якобы
пустой, для
тамошнего
священника
отца Игоря, у
которого
постоянно
пропадают
бумаги. Но
верные люди
подтвердили:
сейф был
полный – с
документами.
Куда дальше
ляжет его
путь? Не в
трехкомнатную
ли квартиру
в Москве, что
некогда
отписал
монастырю
один из его
благодетелей?
А может, в
двухэтажный
особняк в
Подмосковье
– подарок
того же мецената?
Украинцы
сделали там
евроремонт,
после чего
их
экстренно
отправили
по домам. Не
иначе чтоб
держали
язык за
зубами...