Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хронографъ

  Все выпуски  

Хронографъ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Х Р О Н О Г Р А Ф Ъ

Историческая рассылка                        Выпуск № 14 (163), сентябрь 2005 г.

Евгений Моргунов - портрет без маски

Режиссер Леонид Гайдай искал исполнителя роли одного из героев своей новой комедии. Двух "друзей-алкоголиков" подобрали быстро - любимый актер Гайдая Георгий Вицин согласился сыграть Труса, Балбес нашелся тоже без проблем - кто-то посоветовал режиссеру пойти в цирк, посмотреть смешного клоуна Юрия Никулина. А вот с Бывалым не везло.

 

Знаменитый Михаил Жаров сниматься в такой незначительной роли не захотел, отказался и другой известный комик Иван Любезнов. И вдруг раздался звонок от секретарши самого всемогущего директора "Мосфильма" Ивана Пырьева: "Вам просили передать, чтобы вы не тратили время и средства и никого больше не искали. Пырьев лично утверждает на роль Бывалого Евгения Моргунова". Оказалось, мэтр случайно встретил этого актера в съемочном павильоне и сразу "положил на него глаз".

 

Такой невероятной славы, которая обрушилась на троицу актеров, снявшихся в 1961 году в комедиях "Пес Барбос и необычный кросс" и "Самогонщики", никто не ожидал. Моргунов стал не просто популярным благодаря маске Бывалого, он превратился почти в национального героя. А ведь и до этого у него было немало ролей, в том числе предатель Стахович в легендарном фильме его учителя по институту кинематографии Сергея Герасимова "Молодая гвардия".

 

В 40-е годы Моргунов учился на одном курсе с В. Тихоновым, С. Бондарчуком, Н. Мордюковой, С. Гурзо, Л. Шагаловой, но после ВГИКа считался средним актером и играл в Театре-студии киноактера. На сцене он не блистал, но в жизни...

 

Однажды Театр-студию киноактера посетили всесильные Молотов и Каганович. За кулисами их встретил высокий худощавый блондин и представился худруком театра. Он был так остроумен и обходителен, что вожди были очарованы. И даже когда он настоятельно попросил поднять зарплату актерам среднего звена, не заподозрили подвоха. К радости коллег Моргунова, им всем увеличили актерские ставки.

 

Моргунов и раньше не боялся пользоваться правом обращаться к власть предержащим. Он сумел "пообщаться" с самим Сталиным. Четырнадцатилетний мальчишка-рабочий с Сокольнического вагоноремонтного завода так увлекся самодеятельностью, играя на сцене клуба, что накатал письмо вождю: мол, люблю Утесова и Русланову, песни советских композиторов и вообще хочу посвятить жизнь искусству. Через пятнадцать дней генеральный директор завода получил из Кремля послание: "Направить тов. Моргунова Е. в распоряжение Комитета по делам культуры. Сталин". Так Женя Моргунов попал в ученики знаменитого режиссера А. Таирова в Камерный театр, а потом во ВГИК.

 

Дружеская компания подгулявших актеров вечером шла по Крещатику, отметив начало гастролей в Киеве. Расшумелись не на шутку, прохожие старались обойти их стороной. Когда перед московскими гостями возник милицейский патруль, актеры притихли. Но самый крупный из них, лысеющий блондин, грозным голосом спросил: "В чем дело, какие претензии? Я внук пионера Павлика Морозова!" Милиционеры растерянно ретировались.

 

Это только одна из баек про шутки и розыгрыши Моргунова, которыми он заработал славу смелого остряка и... немало врагов. Он любил, придя в ресторан, показать метрдотелю потрепанную красную книжицу-удостоверение и с таинственным видом попросить столик, "чтобы следить за одной персоной, интересующей КГБ". После этого друзьям Моргунова даже не решались подать счет. Моргунов изображал контролера в транспорте, штрафуя безбилетников, являлся в разные конторы со значком депутата, разыгрывал коллег-актеров, иногда очень жестко. Даже когда в конце жизни он попал в больницу с тяжелейшим заболеванием, вызванным диабетом, и по глазам врачей понял, что положение у него безнадежное, то нашел силы пошутить: "Вы не вынесете меня отсюда, потому что я не-вы-но-си-мый!"

 

Шутил Евгений Александрович, не давая судьбе сбивать себя с ног. После "Кавказской пленницы" Гайдай больше не снимал знаменитую "троицу". Образ Бывалого так приклеился к артисту, что редко он получал предложения от других режиссеров. Фильмы, в которых он снялся после Бывалого - "Три толстяка", "Покровские ворота", "Сказка о потерянном времени", "Ехали в трамвае Ильф и Петров", - остались в ряду лучших. Его комедийный талант был мало востребован кинематографом. Он и сам пробовал себя в качестве режиссера - снял картину "Когда казаки плачут" по Шолохову.

 

У Моргунова была хорошая семья - жена, с которой они прожили 36 лет, двое сыновей, внуки и внучки. Он был заботливым отцом и дедом, но не умел "нежничать", хотел, чтобы всего они добились сами. До последних дней этот замечательный артист ездил с концертами по стране, выступал перед зрителями, показывал отрывки из своих комедий, рассказывал байки. Он много делал для других, пользуясь своей популярностью. Но для себя получать "дивиденды" не умел. Когда погиб в автокатастрофе его младший сын, он пережил его всего лишь на год. "Нет денег на памятник", - жаловался Моргунов друзьям.

 

Елизавета Тренева ,

Российская газета

от 18.06.2004

Обсудить материалы в Гостевой книге Хронографа >>>

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.sezik
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное