ПОПАВ
НА СОЛОВКИ, БЫВШИЙ ОДЕССКИЙ МИЛЛИОНЕР
И КОММЕРСАНТ НАФТАЛИЙ ФРЕНКЕЛЬ, ЧУДОМ
ИЗБЕЖАВШИЙ СМЕРТНОЙ КАЗНИ,
ПЕРВЫМ ПРЕДЛОЖИЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРУД
РЕПРЕССИРОВАННЫХ
НА ГРАНДИОЗНЫХ СТРОЙКАХ
СОЦИАЛИЗМА
70
лет назад началось строительство
Байкало-Амурской магистрали, цена
каждого метра которой составляла одну
человеческую жизнь.
Многие
большевистские карьеры начинались
стремительным взлетом и
заканчивались пулей в тюремном
подвале. Карьера Нафталия Френкеля
развернулась в обратном порядке: от
пули в затылок к генеральским звездам...
Московские
чиновники поставляли в Одессу пачки
денег, а Френкель передавал им
чемоданы с золотом.
В
1904 году молодой еврейский коммерсант
Нафталий Френкель открыл в Одессе на
паях контору. Но после того как его
партнер сбежал за границу, у Френкеля
остались деньги, положившие начало
стремительному развитию его бизнеса.
Предприниматель монополизировал
переработку древесины, и молва
окрестила его "лесным королем
Черного моря".
В
годы Первой мировой войны Френкелю
удалось провернуть удачные сделки по
продаже оружия. Потом он как настоящий
олигарх подмял под себя средства
массовой информации. Под его
патронатом до революции в Одессе
выходила газета "Копейка", где он
клеймил коммерсантов и полпредов,
стравливая их между собой. В 1917 году,
когда власть стала меняться, чтобы
защитить свой бизнес, проворный
молодой человек стал сотрудничать с
одесскими бандитами во главе с
Япончиком и был вынужден подчиниться
интересам воровской Молдаванки.
Дружба с Япончиком научила Нафталия
Ароновича вести дела с размахом,
просчитывая все на несколько ходов
вперед. Френкель становится членом
банды. В июне 1919 года, спасая свою
многотысячную банду от облав
большевиков, Япончик пришел в местный
особый 3-й отдел ЧК с предложением
сформировать из своих уголовников
отряд Красной Армии. Время было
тяжелое, людей на фронте не хватало, и
ЧК дало согласие. В этот полк,
состоящий из жуликов, бандитов и
уголовников, был записан и Френкель.
Уже через несколько лет в лагерной
анкете он напишет, что принимал
участие в гражданской войне.
После
расстрела чекистами Япончика банда
распалась, и Френкель, лишившийся
поддержки криминального мира, удрал в
Турцию. А к 1921 году, оценив "дух
эпохи", возвратился в Одессу. Под
прикрытием частной торговой фирмы его
пароходы начали курсировать по
Черному морю с контрабандными
товарами - от шляп и шелковых чулок до
драгоценных камней. На Малой
Арнаутской он создал первые артели,
где шили модную одежду известных
европейских марок. Товар
реализовывался через своих людей в
лавках, ресторанах и гостиницах. Для
прикрытия контрабандного бизнеса в
Москве за большие деньги подкупались
крупные чиновники. Одним из таких
людей был стремительно делающий тогда
карьеру нарком Ягода, который и позже
будет оказывать Френкелю
покровительство. Но впоследствии его
самым влиятельным покровителем
станет Лаврентий Берия.
Борис
Ширяев в документальном романе "Неугасимая
лампада" отмечает: "Умный,
расчетливый и осведомленный Френкель
был в курсе всех изменений в
расстановке внутренних сил НКВД и
спекулировал на них столь же умело,
как и на валюте". Из Москвы
чиновники поставляли ему пачки денег,
а Френкель передавал им чемоданы с
золотом, скупленным по дешевой цене.
Со временем одесские чекисты стали
отсчитывать долю и себе. Теперь
чемоданы в Москву шли не такие полные,
как прежде, и Центр решил Френкеля
наказать. Поводом для ареста послужил
его контрабандный трест. В январе 1924
года коллегия ОГПУ вынесла Нафталию
Ароновичу смертный приговор. Но
дальше произошло чудо. В момент
исполнения приговора, когда дуло
нагана уже было приставлено к затылку,
открылась дверь и чей-то голос
произнес: "Отставить". Смертный
приговор был заменен десятью годами
лишения свободы в лагере особого
назначения Соловки.
Жилка
удачливого коммерсанта помогла ему
выжить даже в суровых лагерных
условиях.
В
1924 году прибыв на Соловки, бывший
одесский коммерсант возглавил в
лагере экономический отдел. С
разрешения высшего начальства и под
руководством Френкеля в лагере
заработали мастерские по пошиву обуви,
одежды, шахматных досок. Эти товары
переправляли в Москву и продавали под
"крышей" ОГПУ. Поскольку это
приносило прибыль, начальство было
настроено к Френкелю лояльно. Труд
заключенных был новым веянием, ведь
раньше лагеря использовались для
изоляции "врагов народа" и
никакой работы для заключенных не
предусматривалось. Прежде их просто
расстреливали.
Со
временем заключенных стали
использовать на лесозаготовках, где
ежедневно умирали несколько десятков
человек. Людей сваливали в ямы, и в
лагере завелась сыпнотифозная вошь.
Боясь заболеть, лагерное начальство
обратилось в управление лагерей с
разрешением срочно построить баню. И
Френкель делает проект самой большой
бани, причем со сроком сдачи в 24 часа!
При этом он потребовал от начальства 30
крепких матросов, горячую пищу и спирт.
Френкель руководил строительством
профессионально. Закончили баню на
три часа раньше срока. Этот день стал
началом его головокружительной
карьеры.
Предприимчивый
заключенный стал подолгу
засиживаться у лагерного начальства,
делая ставку на силу власти. И вскоре
его досрочно освободили, предложив
остаться вольнонаемным на Соловках -
начальником производственного отдела
управления Соловецкого лагеря
особого назначения ОГПУ. Высшее
лагерное руководство докладывало в
Москву о проектах Френкеля, связанных
с созданием лагерей нового типа. Он
доказывал, что система лагерей может
стать источником поступления в казну
больших денежных средств. Если раньше
власти не знали, что делать с
каторжниками, то теперь их
катастрофически не хватало. На
Лубянку летели просьбы прислать
партии новых заключенных...
В
западных информационных изданиях
стали писать, что молодая советская
республика содержит своих
политических заключенных в
нечеловеческих условиях, создав для
них систему концлагерей. Чтобы
оправдаться перед мировым
общественным мнением и показать
преимущества социализма, на Соловки
отправляют Максима Горького, зная, что
уважаемому пролетарскому писателю
поверят. К его приезду соловецкие
власти готовились основательно: в
лесу даже срубили красивые елки,
вкопав их в песок вокруг бараков. В
честь его приезда в лагере играл
симфонический оркестр. И хотя
заключенным строго-настрого
запретили жаловаться, тайком они
засовывали Горькому записки, надеясь
добиться правды. Их потом набрался у
писателя целый чемодан, который тайно
исчез еще до его возвращения в Москву.
После визита Горького в руководстве
лагеря провели чистку. А Френкелю
предложили перебраться в Москву и
возглавить представительство всех
лагерей отделения ГУЛАГ ОГПУ СССР. Ему
выделили дачу под Москвой и
автомашину ЗИС-101. Именно тогда
выработалась схема содержания
заключенных в лагерях - исправление
через труд. И вырисовалась еще одна
схема: использовать дешевый труд
заключенных в больших народно-хозяйственных
стройках. Лагеря стали называть
исправительно-трудовыми. Потом
Солженицын метко назвал их "истребительно-трудовыми
лагерями нового типа".
В
голодный 33-й год на открытии
Беломорканала для советских
писателей были накрыты роскошные
столы.
Стране
были нужны трудовые победы. И в 1931 году
Сталин решил за рекордный срок - 20
месяцев - построить канал, соединяющий
Белое море и Онежское озеро,
протяженностью 227 километров.
Начальником строительства канала был
назначен Нафталий Френкель. И сотни
тысяч заключенных отправились на
сооружение канала. Основными видами
орудия труда на канале были тачка,
кувалда, лопата, топор и деревянный
журавль для перемещения валунов. И
норма - любой ценой! За ударный труд
прибавляли пайку хлеба, а при
невыполнении нормы заливали бетоном
на дне канала всю бригаду.
На
строительстве канала работали 100
тысяч заключенных, порой смертность
достигала 700 человек в день. Умерших от
истощения и болезней людей даже не
отвозили на кладбище, их тела бросали
прямо в бетон при заливке шлюзов и
причальных стенок. Однако общее
количество заключенных не убывало: на
стройку постоянно привозили
пополнение.
Весной
1933 года нарком Ягода рапортовал
Сталину о готовности канала к
назначенному сроку. Идея посетить
новый канал принадлежала Максиму
Горькому. Он хотел доказать Сталину,
что писательская интеллигенция может
воспевать трудовые подвиги народа. И
группа, состоящая из 120 человек,
отправилась поездом на торжественное
открытие Беломорканала. В купе ехали
по трое человек, четвертое место
занимали ящики с вином, колбасами,
дорогими винами. В то время как в
Украине был страшный голод, столы
ломились от яств. Писателя Александра
Авдеенко это так потрясло, что он
потом написал: "Я ошалел от
невиданного изобилия. На огромных
блюдах, с петрушкой в зубах, под
прозрачной толщей заливного,
растянулись осетровые рыбины и
поросята. На узких длинных тарелках
розовели ломтики истекающей жиром
теши, семги, балыка. Бессчетное
количество тарелок завалено
пластинками колбасы, ветчины, сыра.
Плавали в янтарном масле шпроты.
Пламенела свежая редиска. В
серебряных ведерках, обложенных льдом
и накрытыми салфетками, охлаждались
водка, вино, шампанское, нарзан,
боржоми". После поездки группа из 36
писателей выпустила книгу-сборник под
названием "Беломорско-Балтийский
канал им. Сталина". А за заслуги в
строительстве канала Френкеля
наградили орденом Ленина. Хотя
впоследствии Беломорканал не нашел
активного судоходного применения.
Ведь в условиях севера канал
находился подо льдами семь месяцев в
году! Но Сталину нужны были
грандиозные трудовые достижения и
увековечивание его имени.
По
прибытии на БАМ заключенных ставили
на колени, считали по головам и
отправляли в лес на просеку.
После
XVII съезда ВКП(б) в августе 1933 года
Нафталия Ароновича назначили
начальником работ Байкало-Амурской
магистрали. И специально для новой
стройки создали новый лагерь для
заключенных - БАМлаг, зона которого
простиралась от Читы до Хабаровска. В
отправную точку БАМа, в поселок
Свободный, Френкель прибыл в
спецвагоне, обставленном роскошной
мебелью. Он почти постоянно жил в
вагоне, передвигаясь, как "летучий
голландец", от стройки к стройке.
Под звук оркестра сам бывший
заключенный лично принимал партии
заключенных. После бравурной встречи
всех прибывших ставили на колени в
снег и пересчитывали по головам, потом
гнали в лес рубить просеки для будущей
железной дороги. Начальник БАМлага
располагал большими деньгами,
выделенными на строительство. Часть
суммы он отдавал на взятки
вышестоящему начальству, часть шла на
содержание заключенных, а часть
возвращалась в казну. Суточный рацион
одного человека составляла булка
хлеба и похлебка из мороженой рыбы.
Люди страдали от цинги и жевали
хвойные иголки. Бараков,
приспособленных для жилья, на всех не
хватало, и люди сотнями гибли от
холода и болезней. За несколько лет
было проложено более 2,5 тысяч
километров железной дороги. В архивах
Благовещенска хранятся два с
половиной миллиона личных дел
погибших в тридцатых годах на стройке
века - Байкало-Амурской магистрали.
Было подсчитано, что одна
человеческая жизнь - это цена каждого
метра железной дороги БАМа. Стройки
БАМа и Беломорканала вошли в историю
как кровавые и бессмысленные
памятники сталинской эпохи. Так, при
строительстве Беломорканала погибли
300 тысяч заключенных.
В
1937 году, когда начались репрессии и
чистки в высшем руководстве страны,
Френкеля опять не тронули - благодаря
репутации безупречного
хозяйственника и сильной поддержке со
стороны руководящего аппарата
Сталина. И в 1938 году Нафталий Аронович
становится во главе железнодорожного
ГУЛАГА, придуманного им же самим... На
его детище посыпались заказы -
железнодорожные трассы вдоль Волги и
вдоль границы с Ираном, мертвая дорога
Игарка-Салихард и Тайшет-Братск. За
эти достижения Френкеля наградили
вторым орденом Ленина.
А
с началом войны ведомство Френкеля
бросили на строительство дорог вдоль
линии фронта. Во время обороны
Сталинграда зэки разобрали
железнодорожную ветку БАМ-Тында и
перебросили на оборону Сталинграда.
Работа была выполнена в кратчайшие
сроки. В 1943 году генерал-лейтенанта
инженерно-технической службы НКВД
награждают третьим орденом Ленина.
В
1947 году, интуитивно почувствовав
неладное, почетный орденоносец подал
прошение об отставке по состоянию
здоровья. И его с почестями проводили
на пенсию. Через год все его
сподвижники были арестованы и
приговорены к большим срокам
заключения.