Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 9 (#02)


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 17)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 9. ВОЗРОЖДЕННАЯ ИУДЕЯ (#02)

ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Эзра и Нехемия сделали свое дело. Совместными усилиями они добились политического и духовного возрождения страны. В 445 году до н.э., перед праздником Суккот, сотни иудеев совершили паломничество в Иерусалим, чтобы отметить там праздник. Они собрались в древнем Граде Давидовом и построили себе кущи или, иначе говоря, шалаши (суккот).

Накануне праздника Эзра созвал многолюдное собрание. Люди собрались послушать, что скажут два великих вождя. Нехемия, жрецы и левиты стояли перед толпой иудеев, в то время как Эзра читал им Тору. Он вновь провозгласил справедливые и милосердные законы Израиля и правила соблюдения субботы и праздников. В субботу должна прекратиться всякая работа, и ворота Иерусалима должны быть закрыты перед торговцами; как в старые дни, еврейские праздники будут отмечаться по всей Иудее. В паломнические праздники, в день Нового года и в Иом-Киппур, все, кто может, должны идти в Иерусалим, чтобы праздновать там и присутствовать при богослужении в Храме.

Первый после возвращения из изгнания праздник кущей — Суккот — стал памятным днем для народа Иудеи и важной датой для всех будущих поколений евреев.

Эзра и его ученики-писцы продолжали ездить по стране. Они возили с собой свитки Закона и наставляли не только тех, кто был призван судить народ, но и всех, кто приходил их послушать. В те дни развился новый стиль письма — тот еврейский шрифт, который мы знаем сегодня*. Многие евреи научились читать и писать и с помощью пояснений Эзры и его учеников познакомились со словами Торы. Это превратило евреев в народ ученых, ревностно изучавших Закон.
Примеру Иудеи последовали еврейские общины Египта и Персии. Иврит вновь стал не только письменным, но и разговорным языком, постепенно вытесняя арамейский язык Вавилонии и Персии, усвоенный многими евреями.

Эзра и другие писцы возродили Устную традицию. Эта традиция представляет собой неписаный кодекс, состоящий из толкований законов писаной Торы, передававшихся старейшинами, пророками и писцами из уст в уста со времен Моисея и Иехошуа. И после Эзры Устная традиция продолжала передаваться от поколения к поколению. С течением времени она обрастала новыми толкованиями, так как каждое поколение интерпретировало Тору применительно к своему времени и своим проблемам. Этот процесс достиг вершины, когда спустя столетия эти интерпретации были записаны и составили сборники, называемые Мишной и Талмудом.

* Так называемый квадратный шрифт. Прежде пользовались еврейско-финикийским письмом, где имелся тот же алфавит, но буквы сильно отличались по форме. (Прим, пер.)

СИНАГОГА

Вслед за восстановлением общины во времена Эзры и Нехемии наступил период мира и спокойствия в Иудее. Города и села были заново отстроены; земля обрабатывалась и приносила плоды. Во многих городах появились свои рынки, а также молитвенные дома. В этих домах жрецы и писцы обучали народ Торе и наставляли его в вопросах соблюдения праздников. Здесь люди собирались, чтобы отмечать субботу и особые даты, проводили различные встречи и обсуждали общие проблемы. Здесь же проводились заседания суда и праздновались свадьбы. Постепенно эти дома, посвященные культу и учению, превратились в то, что мы ныне называем синагогой. С течением лет, и особенно после разрушения Второго храма, синагога стала сердцем каждой еврейской общины — местом, где путник искал приюта, неимущий получал посильную помощь и куда обращались за решением те, кто вел спор или тяжбу.

БИБЛИЯ

Писцы собрали и тщательно изучили все священные писания, составленные со времени завершения Пятикнижия (Пяти книг Моисеевых), чтобы определить, какие из них следует включить в большой сборник священных книг, впоследствии ставший известным под именем Библия (Танах или Ха-Микра на языке иврит). Библии суждено было стать "Книгой книг" — наиболее важным собранием писаных священных произведений. Без сомнения, некоторые сочинения, известные во времена этих писцов, ныне утеряны, другие стали частью более поздних сборников, не вошедших в Библию. Из этих позднейших сборников наиболее известны так называемые апокрифы и псевдоэпиграфы. Группа ученых писцов, комментировавших законы Торы, была прозвана Мужами Великого собора (аншей Кнесет ха-Гдола).

ИСТОРИЯ ЭСФИРИ И ПРАЗДНИК ПУРИМ

Персидская власть в Иудее не была тиранической, и, оставаясь вассалом Персии, еврейская община здесь пользовалась фактическим самоуправлением. Евреям Вавилонии также жилось неплохо на протяжении почти всего периода существования Персидской державы. Предание об Эсфири описывает не типичный для этого времени эпизод. Хаман (Аман), первый вельможа при дворе персидского царя Ахашвероша, задумал истребить евреев Персии. Его план не удался, благодаря мудрому еврею Мордехаю и его двоюродной сестре, царице Эсфирь (Эстер), жене Ахашвероша. Сам Ахашверош обычно отождествлялся с Ксерксом или Артаксерксом. Праздник Пурим (от слова пур — жребий, который Хаман бросал, чтобы определить день замышляемых убийств) установлен в память спасения персидского еврейства Эсфирью, прекрасной и смелой царицей.

ЕВРЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ВНЕ ИУДЕИ

Еврейские общины других стран поддерживали тесные связи с Иудеей. Где бы евреи ни жили, они платили ежегодный взнос в пользу Храма, а многие посылали в Иерусалим подарки.
Жизнь в маленькой провинциальной Иудее многим была не по душе, и,соблазненные рассказами о больших городах и далеких странах, они оставляли свою скромную родину и присоединялись к еврейским общинам Египта или Вавилонии (Ирака).

К числу еврейских поселений вне Иудеи принадлежала и колония Элефантина — на иврите Иев (Йев) — острова на Ниле возле Ассуана. Элефантина была городом-крепостью, военным поселением, куда евреи были посланы в качестве гарнизона после изгнания ассирийцев из Египта. Археологи обнаружили здесь свитки папируса, написанные около 410 года до н.э. по-арамейски и содержащие письма еврейской общины, обращенные к персидскому наместнику Иудеи Багоасу. В них содержится просьба разрешить евреям отстроить на острове свой храм и предоставить им в этом деле помощь.

Продолжение следует...

 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное