Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 8 (#05)


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 16)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 8. ТВЕРДЫНЯ ВЕРЫ - ИУДЕЯ (#05)

ЖИЗНЬ В ВАВИЛОНИИ

Часть иудейских изгнанников в Вавилонии поселили в сельских местностях, где они работали в хозяйствах завоевателей, других - в великом городе Вавилоне. Нетрудно представить горе изгнанников и их тоску по родине, когда они шли вдоль рек Вавилонских. Слава иудейских музыкантов и певцов дошла и сюда, и вавилоняне нередко просили пленников спеть им песни Сиона. В глубоком отчаянии изгнанники слагали песни, полные воспоминаний о былой славе, борьбе и безысходной горечи настоящего:

На реках Вавилонских —
там сидели мы и плакали,
вспоминая о Сионе.
Среди верб
повесили мы наши арфы.
Ибо там пленившие нас
требовали от нас слов песни,
и притеснители наши — веселия:

"Спойте нам из песней Сионских!"
Как нам петь песнь Господню
на земле чужой?
Если я забуду тебя , Иерусалим,
да забудет моя правая рука
искусство свое.
Да прильнет язык мой к гортани, если не вспомню тебя,
если не поставлю Иерусалим
выше веселия моего.

(Псалом 137; в русской Библии —136)

В Вавилонии изгнанники начали новую жизнь. Одни остались земледельцами, другие нашли работу на строительстве каналов, превращавших глинистую почву в плодородную землю.

Большинство изгнанников, однако, поселилось в больших городах Месопотамии, таких, как Вавилон и Тель-Авив на реке Квар (Хавор). Общая судьба изгнанников объединяла иудеев. Многие из тех, что в Иудее были пахарями и пастухами, теперь стали ремесленниками и торговцами и жили в городах, ближе к своим родичам и друзьям.

Многие вавилонские документы, раскопанные археологами, говорят о том, что городская жизнь в этой стране достигла значительного уровня развития. Среди прочих записей найдены книги богатой еврейской семьи Мурашу, жившей в городе Ниппуре и занимавшейся торговлей. Эти книги хранились в больших глиняных кувшинах, подобно свиткам Мертвого моря, написанным шестью столетиями позже. Судя по этим книгам, семья Мурашу, по всей видимости, была известна повсюду в Вавилонии.

Самым великолепным городом в империи была ее столица Вавилон. Он изобиловал прекрасными храмами и дворцами, обширными площадями, садами и хорошо вымощенными улицами. Дома богатых были построены из камня, отличались пышной и вычурной архитектурой и были обставлены роскошной мебелью; их украшала стенная роспись и мозаика, Даже городские ворота были разукрашены мозаикой. В центре этого великолепия возвышалась Вавилонская ,башня (по-видимому, реконструкция легендарной) — одно из величайших чудес Древнего мира.

Но не все вавилоняне жили в роскоши. Бесчисленное множество их были бедны и угнетаемы богатыми землевладельцами; их нередко обращали в рабство и относились к ним, как к живому товару. Здесь не было, как у евреев, юбилейного года, когда рабы освобождались. Вавилонские женщины были почти бесправны по сравнению с мужчинами. Даже в семье женщина не пользовалась уважением, как то было в Иудее.

Среди этого странного и чуждого им общества иудейские изгнанники крепко держались своих традиции. Они жили особняком, создавая отдельные общины, соблюдая субботу, свои праздники и религиозные законы. В изгнании у них не было первосвященника, который исполнял бы древний ритуал молитв; они не приносили более жертв и не совершали паломничества к центральному святилищу. Каждая община собиралась в отдельном богослужебном и молитвенном доме. Как и их предки, носившие символы веры с собой во время своих скитаний, вавилонские изгнанники взяли с собой важнейшие ритуальные принадлежности. Драгоценные свитки Закона были спасены, когда рушились их города, и ныне по этим свиткам жрецы читали им отрывки древних законов и исторических текстов, утешая их в их трагическом положении и внушая надежды на лучшее будущее. Левиты пели старые мелодии — псалмы. Пророки говорили о Боге, ободряя народ.

Итак, иудейские изгнанники в идолопоклонническом Вавилоне сохраняли свою веру и традиции. Под внешней оболочкой нового образа жизни никогда не меркла мечта о грядущем возвращении в Иудею, к дорогой их сердцу горе Сион.

ВОЖДИ ВАВИЛОНСКОГО ЕВРЕЙСТВА

Тем временем среди вавилонского еврейства выросли новые руководители, вдохновлявшие и утешавшие народ. Одни из них были прекрасными поэтами, изливавшими в стихах горечь изгнания и тоску по родине. Другие вели записи об истории Иудеи и Израиля и эпохе изгнания. Одним из выдающихся лидеров того времени был пророк Иехезкель (Иезекиил).

Иехезкель был жрец из Иерусалима. Воспоминания о полях сражений в Иудее в его пророчествах породили образ долины, полной сухих костей. Бог, предсказывал он, вдохнет жизнь в эти иссохшие кости, и пустынная долина преобразится и оживет. Возрожденный народ вернется домой, в родную страну. Чтобы достичь этого возрождения, утверждал пророк, каждый должен отвечать за свои поступки и за свою душу. Евреи Вавилонии слушали Иехезкеля и ощущали прилив новых сил.

В те дни, когда новый пророк обращался к изгнанникам со словами надежды, мощь Вавилонии уже шла на убыль. Ее цари и знать погрузились в праздную бездеятельность, ведя богатую роскошную жизнь. Они. уже не заботились о новых завоеваниях и, казалось, почили на лаврах, занимаясь составлением истории достижений. Обширные архивы Вавилона были полны подобных записей.

Несмотря на начавшийся упадок Вавилонии, прошло еще много лет, прежде чем ее силы окончательно иссякли. Фараонам Египта так и не удалось осуществить мечты о возвращении утерянных владений. Некогда могущественные финикийцы были ныне заняты лишь расширением торговли. Их купцы пересекали Вавилонскую державу вдоль и поперек, доходя до берегов Черного моря и даже до Индии. Финикийские колонисты основали торговые поселения далеко на средиземноморских берегах Африки. Подобно вавилонянам, финикийские жрецы писали сочинения по истории, пополняя ими официальные архивы Тира. Завоевательные устремления народов "Плодородного полумесяца" иссякли, и Вавилонии нечего было опасаться их.

Пока вавилонские правители и знать, в своем растущем самодовольстве, любовались сокровищами и устраивали празднества в честь своих богов, молодой, полный жизненной энергии персидский народ выходил из Иранских гор, распространяя свое влияние на запад от Вавилонии. Персы были некогда вассалами Мидии, но под водительством юного царя Кира добились независимости. Кир, сын персидского князя и мидийской царевны, был блестящим полководцем, мечтавшим о воинской славе.

Слухи о завоеваниях персов распространялись все шире, и обеспокоенные правители ряда стран создали коалицию, направленную против молодого Кира. Царь Лидии Крез, прославившийся сказочным богатством, вавилонский царь Набонид и египетский фараон Амасис II объединились, чтобы остановить продвижение персов. Однако Кир разбил Креза, захватил Лидию и взял Креза в плен. Затем он выступил в поход против войск наследного принца Вавилонии, Белшаццара.

Белшаццар, сын царя Набонида, был расточительным и беззаботным правителем. Как и его отец, он проводил политику нетерпимости по отношению к покоренным народам, принуждая их поклоняться вавилонским идолам. Однако при своем легкомыслии Белшаццар сознавал опасность растущей персидской мощи. Согласно библейской легенде, Белшаццар (Валтасар) пригласил еврейского провидца Даниэля (Даниила), чтобы тот истолковал ему странные письмена, появившиеся на стене его дворца во время пира. Самые сведущие советники царя не могли расшифровать эти знаки, но Даниэль объяснил, что они предвещают падение Вавилонии и смерть Белшаццара. И действительно, вскоре после мрачного предсказания Даниэля Белшаццар был убит.

КИР - ТЕРПИМЫЙ ЗАВОЕВАТЕЛЬ

Войска Вавилонии были разбиты дисциплинированной, прекрасно организованной армией Кира. В страхе ожидали вавилоняне грабежей и опустошения, казавшихся им неизбежными. Но Кир был непохож на прежних завоевателей. Его вступление в Вавилон сопровождалось минимальными жертвами и разрушениями. Весь Древний мир дивился тому, как тихо и спокойно новый повелитель овладел мощной Вавилонской державой.

Царь Кир проявил себя как дельный администратор и весьма терпимый правитель. Он положил конец расточительству и даровал всем народам религиозную свободу, считая, что эти меры приведут к процветанию государства. Положение бедняков значительно улучшилось: им было обеспечено жилье и пропитание, а знати пришлось ограничить свой роскошный и праздный образ жизни. Очень многие в Вавилонии видели в Кире своего освободителя. При нем Персия достигла подлинного величия.


ИЗГНАННИКАМ РАЗРЕШЕНО ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ (538 до н.э.)

Еврейские изгнанники сильно выиграли от завоевания Вавилонии персами. Царь Кир отнесся к ним благосклонно и вскоре издал указ, разрешавший им вернуться в Иерусалим и отстроить Храм. Велика была радость, охватившая еврейские общины. Сотни изгнанников продали свои поля и скот, дома и лавки и приготовились к возвращению на родину, о котором так долго мечтали. Но было немало и таких, кто, прожив в Вавилонии полвека, решили остаться здесь.

Из книги Эзры мы знаем, что около сорока двух тысяч евреев отправились из Вавилонии на родину, в Иудею. Их долгий и трудный путь пролегал по землям "Плодородного полумесяца", где проходил когда-то Авраам. Итак, тысячи изгнанников, от мала до велика, бесстрашно двинулись к цели. В пути они распевали древние псалмы и новые, сочиненные ими, песни. Пять месяцев спустя они достигли Иерусалима.

На протяжении полувекового изгнания и во время долгого возвращения домой те, кто помнил Иерусалим, восхваляли и превозносили его.Молодые жадно слушали рассказы о стране Израиля с ее горами и долами, прекрасны ми виноградниками и милыми сердцу городами.- Но время жестоко обошлось с их любимой родиной — ее краса и великолепие сохранились лишь в воспоминаниях старшего поколения. Поля и виноградники опустели, города лежали в развалинах. Запустение царило и в Иерусалиме. Великолепный Соломонов храм был разрушен, и его рухнувшие стены поросли травой.


Однако уже первая группа вернувшихся из Вавилонии не стала терять времени, оплаки вая прошлое. Вся энергия ее членов требовалась на восстановление разрушенного. Среди развалин Храма они возвели алтарь — жертвенник для богослужения. Они распахали опустевшие поля и погнали на пастбища приведенный
с собой скот. Вернувшимся с радостью помогали немногие евреи, избежавшие изгнания и оставшиеся в Иудее. Эти люди, в свое время бежавшие в Иудейские горы, жили в крайней
бедности и нищете.

Главой общины был Зруббавел, внук царя Иехоахина из династии Давида. Зруббавел возглавлял изгнанников уже во время их пути домой, и царь Кир поставил его правителем страны. Его помощником был священник Иехошуа, происходивший из старого жреческого рода. Возрождавшееся еврейское государство, основанное вернувшимися из Вавилонии изгнанниками, вновь называлось Иудеей.

Продолжение следует...

 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное