Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории Глава 9 (#01)


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 17)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 9. ВОЗРОЖДЕННАЯ ИУДЕЯ (#01)

САМАРИТЯНЕ

Во времена ассирийского завоевания небольшому числу евреев удалось остаться на территории северного царства Израиль. Они смешались с народами, которых ассирийцы поселили на землях вокруг Самарии. Их потомки стали называть себя израильтянами, но восприняли ряд иноземных обычаев. Узнав о возвращении изгнанников, самаритяне, желая включиться в жизнь этого нового общества, предложили свою помощь в восстановлении страны.
Обдумав это предложение, иудеи отклонили его. Все годы изгнания они ревностно охраняли древние традиции и свой особый образ жизни. Они опасались, что если самаритяне будут допущены в их среду, эти чужаки Цри несут с собой элементы языческого культа и даже захотят внести идолов в отстраиваемый заново Храм.

Тогда глубоко оскорбленные самаритяне построили собственный храм на горе Гризим и там стали совершать богослужения. С тех пор эти два народа стали врагами.
Теперь самаритяне старались помешать евреям завершить строительство Иерусалимского храма и отправили в Персию ложные доносы. В них самаритяне утверждали, что евреи готовят восстание, и просили царя Камби-за II (сына Кира) прекратить восстановление еврейского храма, что и было сделано.
В отчаянии иудеи обратились к своим пророкам. Те успокаивали народ, предсказывая, что строительство Храма будет вскоре — на глазах их поколения — возобновлено и завершено. И на самом деле, лишь семь лет в Храме не производилось никаких работ, так как евреи не смели ослушаться приказа персидского царя. В эти годы пророки Хаггай и Зхария поддерживали надежду у своей общины.

Когда на престол взошел царь Дарий, евреи подали ему прошение разрешить им продолжить восстановление Храма. Указ о прекращении строительства был извлечен из архивов, и стала очевидной необоснованность выдвинутых самаритянами против евреев обвинений. Царь направил специальных посланников с приказом ускорить строительство Храма, и народ с рвением взялся за завершение великого проекта.
К несчастью, самаритяне были не единственными врагами евреев. Жители Эдома, Моава и Аммона нападали на почти безоружных поселенцев. Шайки грабителей отбирали их скудный урожай и даже врывались в городские жилища. Древние укрепления Иерусалима лежали в развалинах и не могли служить защитой населению от налетов.

ЕВРЕИ ОТСТРАИВАЮТ ХРАМ

Несмотря на препятствия, евреи продолжали свое дело. Они работали днем и ночью, ютясь в бедных хижинах и отрываясь от строительства только ради самой насущной необходимости. Даже те, кто привык к безбедной жизни в Вавилонии пребывали теперь в нищете, но научились предпочитать более глубокие, духовные радости.
По сравнению с былой великолепной постройкой Соломона, новый Храм был прост и скромен. Но левиты вновь распевали здесь прежние песни, а жрецы возносили те же молитвы и жертвы, что и в старом Храме. Как и прежде, люди собирались на богослужения во всех его дворах.

ТРЕВОЖНОЕ ВРЕМЯ

Когда Храм был восстановлен, народ смог обратить свои силы на возрождение страны. Однако тем временем община начала терять свою сплоченность и организованность. Строительство Храма было великой общей целью, объединявшей и вдохновлявшей иудеев. Теперь. когда Храм был завершен, люди расслабились и почувствовали у палок сил. Многим было нелегко противостоять языческим влияниям и образу жизни их окружения. Некоторые евреи перенимали обычаи Моава и Аммона, идумеев и самаритян, и нередко брали в жены дочерей иноземцев. Жены приносили в семью иные культы и обряды и учили детей поклоняться своим богам.

Иудея прозябала в бедности — даже жрецы и левиты нередко оказывались без средств для жизни и были вынуждены оставлять Храм, ища заработка на стороне, и это сказывалось на храмовой службе.
Между тем евреи Вавилонии не забывали вернувшихся в Иудею братьев. Они радовались известию о завершении строительства Храма, слали ободряющие письма и подарки новым поселенцам. Но теперь из Иудеи стали поступать не слишком радостные вести.

ПИСЕЦ ЭЗРА

Среди вавилонских евреев, обеспокоенных вестями о трудном положении Иудеи, был Эзра, ученый человек, происходивший из жреческого рода. У Эзры было много учеников, которых он наставлял в вопросах Торы. Он и его ученики владели сложным искусством переписки свитков Закона. Люди, занятые такой работой, назывались писцами, поэтому он вошел в еврейскую историю под именем Эзра-писец (Эзра ха-Софер).
Эзра обратился к царю Артаксерксу с просьбой разрешить ему и его ученикам переселиться в Иерусалим, и его желание было удовлетворено. Царь и еврейская община преподнесли Эзре щедрые подарки и снабдили припасами для длительного путешествия. К нему присоединились около пятисот евреев, жаждавших вернуться в Иудею. Они прибыли в Иерусалим летом 458 года до н.э. и были тепло приняты населением Иудеи, вышедшим им навстречу, чтобы приветствовать новую группу поселенцев.

Эзра тут же принялся за дело. Объезжая страну и обучая народ, он был огорчен тем, что большинство ее жителей плохо знакомы с Торой. Эзру беспокоило и другое. Те немногие из иудеев, у кого были деньги, брали пример с богачей соседних народов и безжалостно эксплуатировали бедняков. Чтобы заново закрепиться в стране, эти люди готовы были предать забвению самые дорогие духовные ценности своего народа.

Эзра упорно продолжал учить народ и возвращать его на пути Торы. Он терпеливо вразумлял людей, напоминая им о необходимости великой борьбы за новое завоевание родины и о благородстве этой высокой цели. Многие, глубоко взволнованные словами Эзры, решали оставить языческий образ жизни, разлагавший их души. И тогда Эзра пошел на трудный и решительный шаг. Он потребовал, чтобы мужчины, взявшие иноземных жен, расторгли свои браки и отослали чужеземок обратно в их родные края. Это была суровая мера, но Эзра чувствовал, что лишь так Иудея сможет избавиться от идолопоклонства и чуждых влияний. Видя, как расстаются многие пары, Эзра был охвачен жалостью и состраданием, но будущее страны было для него важнее всего.

НЕХЕМИЯ

Следующей важной задачей было восстановление иерусалимских крепостных стен, чтобы защититься от набегов враждебных соседей. Это, однако, могло вызвать подозрение, что иудеи замышляют мятеж.
Помощь пришла от Нехемии, вавилонского еврея, назначенного правителем Иудеи. Прежде, в городе Сузы (Шушан), Нехемия был доверенным виночерпием персидского царя Артаксеркса I. Как некогда Эзра, Нехемия был обеспокоен вестями о переживаемых Иудеей трудностях и попросил разрешения вернуться в Иерусалим.

Теперь два великих вождя, Эзра и Нехемия,объединились, чтобы укрепить положение страны, Эзра остался духовным наставником иудеев; Нехемия, как правитель, был политическим лидером. Под водительством Нехемии люди с энтузиазмом взялись за восстановление городских стен Иерусалима.
— Пойдем, — сказал Эзра Нехемии, — и построим стены Иерусалима, и не будем впредь в таком унижении... Ночью будем сторожить, а днем — работать.

Стены и укрепления были возведены за пятьдесят два дня. Теперь врагам приходилось дважды подумать, прежде чем предпринимать свои набеги. Иудея оправлялась от нанесенного ей удара и вновь могла гордо и бесстрашно бороться за себя.
Нехемия хорошо знал законы Израиля и с помощью Эзры заложил основы новой еврейской государственности. Тора стала конституцией — основным законом Иудеи. Эзра с учениками разъезжали по стране, наставляли народ и указывали, что евреи должны жить согласно своим собственным законам, а не следовать обычаям соседей-язычников или Персии.

Нехемия подавал личный пример торговцам и землевладельцам Иудеи, не заботясь о собственном благосостоянии и всецело предавшись делу восстановления страны и благоденствия народа. Он вновь ввел в силу старый закон о субботнем (седьмом) годе, когда земля не должна обрабатываться. Он объявил также, что каждый пятидесятый год, как в древнее время, будет юбилейным. В этот год прощались все долги, а земли, проданные в трудное время, возвращались семьям прежних владельцев. Снова стали действовать правила выделения десятины от урожая и других приношений в пользу служителей Храма — жрецов и левитов. Это обеспечивало ведение правильных богослужений в должном объеме.

Возрожденная община Иудеи вступила в период расцвета. Земледельцы и скотоводы могли мирно пользоваться плодами своего труда, а часть продукции — масло и шерсть, фрукты и зерно — везли на рынки в Иерусалим. Вновь из соседних стран стали приезжать купцы, чтобы продавать здесь свои товары.

Продолжение следует...

 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное