Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

По тропам еврейской истории

  Все выпуски  

По тропам еврейской истории #14


Информационный Канал Subscribe.Ru

"ПО ТРОПАМ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ"
(# 14)
Рут Сэмюэлс

ГЛАВА 6. МЯТЕЖ И РАСКОЛ: ЦАРСТВА ИЗРАИЛЬСКОЕ И ИУДЕЙСКОЕ

БУНТ В ШХЕМЕ

Рехавам, сын и наследник Соломона, не обладал выдающимися способностями отца и деда, но он происходил из дома Давидова, поэтому родное колено Иехуда осталось ему верным. Северные колена, однако, не торопились признать нового правителя, пока тот не согласится облегчить бремя их налогов и трудовых повинностей и не пообещает уважать их права. Они предупредили царя Рехавама, что не останутся его верноподданными, если он не примет их требований. Но Рехавам, выросший в роскоши отцовского дворца и лишенный качеств подлинного вождя, больше заботился о собственной славе и наслаждениях, чем о благосостоянии народа.

Старейшины северных племен не явились в Иерусалим, чтобы почтить нового царя; вместо этого они просили Рехавама прибыть на собрание в Шхем на территории Эфраима. Сопровождаемый группой близких друзей и несколькими старыми советниками отца, юный царь отправился в Шхем.

Когда руководители северных колен, собравшиеся в Шхеме, попросили царя дать им заверения, что он облегчит их налоги и повинности, Рехавам заставил их ждать ответа в течение трех дней. Старые советники Соломона, опытные в делах правления, настоятельно советовали Рехаваму удовлетворить требования народа, указывая, что поддержка северных колен весьма важна для царства. Но самоуверенный Рехавам, считая себя властелином всего Израиля и подстрекаемый заносчивыми юными друзьями, отказался пойти на уступки. Вместо этого он надменно заявил представителям северных колен, что обложит их еще большими налогами и повинностями.

Северяне оказались не столь робкими и не пожелали подчиниться гнету абсолютной монархии. Они считали, что царь должен руководить народом, но не притеснять его. Заносчивость Рехавама оскорбила северные колена и толкнула их на открытый мятеж. Лишь колена Иехуда и Биньямин поддержали юного царя. Остальные десять колен избрали себе нового вождя — Яровама, руководителя случившегося ранее мятежа колена Эфраим, бежавшего тогда в Египет. Теперь Египтом правил энергичный фараон новой династии — Шешонк. Узнав о смерти Соломона, он обрадовался возможности расчленить Израиль и помог Яроваму вернуться на родину.

Воспользовавшись кризисным положением в Шхеме, Яровам возглавил мятеж против Рехавама. Ситуация стала столь угрожающей, что Рехавам со своими советниками поспешил вернуться в Иерусалим.

ДВА ЦАРСТВА

Роковое собрание в Шхеме привело к расколу процветающей державы Давида и Соломона на два царства: Северное, сохранившее название Израиль, под властью Яровама, и Южное, Иудейское, где правил Рехавам.

В период Рехавама и Яровама царства находились в состоянии войны друг с другом. Каждое из них занялось укреплением своих границ. Иудея усилила многие из своих крепостей, но лишилась значительной доли силы и влияния. Империи Давида и Соломона более не существовало, и многие из прежних союзников порвали связи с домом Давида. Финикия, служившая важным фактором обогащения и отличным торговым партнером единого Израиля, не считалась более с былыми соглашениями.

Тяжелый удар получила Иудея от египетского фараона Шешонка, который вторгся на ее территорию на пятый год правления Рехавама. Продвижение египетской армии было быстрым и неожиданным. Одна за другой пали крепости Иудеи, а Иерусалим был сдан без боя. Шешонк, правда, не разрушил Святого города, но разграбил казну государства и вернулся в Египет, везя с собой богатую добычу. Среди его трофеев была золотая храмовая утварь и знаменитые золотые щиты, которыми так кичились телохранители Соломона. Египтяне ушли, но Иудея осталась разоренной.

ЯРОВАМ ИЩЕТ ЗАМЕНУ ИЕРУСАЛИМУ

Жители северного Израильского царства все еще видели в Иерусалиме святой город. Во время праздников они совершали сюда паломничества, присоединяясь к народу Иудеи в молитвах, приношении жертв и в торжественных процессиях. Яровам, считавший себя основателем новой независимой династии, с неудовольствием смотрел на приверженность своих подданных к Иерусалимскому храму. Он боялся, что эти узы, еще связывавшие оба царства, со временем приведут к их воссоединению в единое государство.

Яровам хорошо помнил виденное во время вынужденного пребывания в Египте. Там фараоны и знать держали народ в повиновении с помощью жрецов, поощряя суеверия и страх перед звероподобными идолами. Ведь суеверным и запуганным народом управлять легче, чем свободно мыслящими людьми. Яровам построил святилища с жертвенниками в Бет-Эле и в Дане, стремясь привлечь население к молитвам и жертвоприношениям в своей стране, а не в Иерусалиме. В прямое нарушение Десяти заповедей, в этих святилищах он воздвиг золотых тельцов, якобы символизировавших Бога Израиля.

Вводя в Израиле идолопоклонство, Яровам преследовал двойную цель. Он надеялся, что это не только укрепит его власть над народом, но и приведет к дальнейшему упрочению связей с Египтом.

В Израиле нашлось немало людей, слепо исполнявших веление Яровама поклоняться золотым тельцам. Они отказались от паломничества в Иерусалим и вместо этого посещали отныне святилища в Бет-Эле и Дане, вряд ли сознавая при этом, что предают идеал незримого Единого Бога.

Но те израильтяне, которые оставались верны прежним идеалам, были горько разочарованы царем и с надеждой ожидали; что положение изменится. Устав от кровопролитной братоубийственной войны, они не были в состоянии действовать немедленно и ждали подходящего момента.

ГОЛОС ПРОРОКОВ

Когда уже стало казаться, что темная ночь раскола знаменует окончательный закат Израиля, новая заря забрезжила на горизонте. Новые, сильные голоса начали раздаваться среди народа Израиля и Иудеи. Это были голоса пророков, объяснявших, как человек должен служить Богу и идти Его путем. Они проповедовали то в пещерах и на склонах гор, то на обочинах дорог и у городских ворот. Некоторые пророки происходили из богатых, знатных семей, другие пришли из сел и затерянных в горах хижин. Их происхождение было различно, но они несли одну и ту же весть. Эти смелые и вдохновенные люди едино душно выступали против несправедливости, идолопоклонства и притеснения слабых и бедных. Пророки ходили по стране, не думая ни о богатстве, ни об удобствах. Нередко они собирались группами и так шли, распевая песни и молитвы под аккомпанемент музыкальных инструментов. Где бы ни появлялись пророки, народ собирался послушать их, присоединяясь к их молитве и исполняясь новой надеждой и верой.

РАСТУЩИЙ ГИГАНТ - АССИРИЯ

В этот трудный для Израиля период в Месопотамии поднимала голову новая сила — Ассирийская держава, чьи могучие армии, по приказу из ее столицы Ниневии, шли завоевывать земли от Евфрата до Средиземного моря и от Египта до Ливана. Пророки Израиля предупреждали народ об угрозе со стороны этих полчищ, безжалостных к покоренному населению и чуждых вере в Единого Бога.

МАЛЕНЬКИЙ НАРОД ИУДЕЙСКИЙ

Северное царство Израиль было затронуто борьбой между ассирийским идолопоклонническим культом и верой в незримого Единого Бога в большей мере, чем маленькая Иудея, сравнительно удаленная от путей, по которым шли торговые караваны, а порой и войска завоевателей. Народ иудейский был в большинстве своем беден. Страна лишилась былых богатств, но в мирное время жизнь текла по прежнему руслу. Земледельцы, скотоводы, ремесленники и торговцы не бросали своих занятий. Три раза в год, во время паломнических праздников Суккот, Песах и Шавуот народ со всей Иудеи сходился в дорогой его сердцу Храм на горе Мория в Иерусалиме. По-прежнему шли люди к царскому двору искать справедливости и защиты.

Внешний блеск Иерусалима померк, но его рынки были переполнены, как и раньше. Здесь земледельцы и пастухи обменивали свой скот, зерно, оливковое масло и мед на ткани, выделанные кожи, посуду и орудия труда, пряности и прочие товары из других стран, которые можно было отыскать лишь в столице Народ Иудеи гордился своей славной столицей, расположенной высоко в горах, ее укреплениями и дворцами, ее рынками и добротными домами. Он гордился и тем, что им по-прежнему правила династия, давшая стране великих царей — Давида и Соломона. Ибо от начала и до конца своего существования древнее Иудейское царство управлялось монархами из дома Давидова.

Продолжение следует...

 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.jewpath
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное