Доброе время суток!
Сегодня в рассылке - три выступления Дмитрия Лазарева по текущим вопросам. От
себя отмечу только, что "Иван Васильевич меняте профессию" - это сценарий Михаила
Булгакова, который Гайдай просто адаптировал к текущему моменту.
===========================================================================
Дмитрий Лазарев, lazarev_d@mail.ru (6.09.2004 23:57:50):
Здравствуйте.
Говорить обо всем случившемся сложно и горько, но не сказать тоже нельзя. Жутко,
страшно, больно, но нужно сказать. Потому что убийство ребенка - самый страшный
грех на этом свете. И потому, что никак нельзя допустить этого снова - в России
ли, либо где-нибудь еще.
Противостояние
Как-то, непосредственно после событий 11 сентября 2001, один мой знакомый присутствовал
на вечеринке, где собрались отнюдь не глупые, образованные ребята - выпускники
СПбГУ и пед.института. Первый тост, само собой, был за упокой душ всех погибших
в этом месиве… Последний - за мастерство арабских летчиков. Слушая рассказ своего
знакомого, я с ужасом поймал себя на мысли, что нечто подобное вертелось и в
моей голове. Пусть на уровне подсознания, но все-же… Была какая-то нотка удовлетворенности
от того, что наконец нашелся кто-то, способный дать ощутимого пинка проклятым
янки. После этого я стал подмечать, что подобная двойственность - сочувствие
и скорбь на личном уровне переживания, и ехидное «так им и надо» на глубинном
этническом, свойственно очень многим людям. Один и тот же человек мог и открыто
осуждать действия террористов, и так же открыто одобрять их. И противоречие здесь
только кажущееся.
Несправедливость и история
Действительно, неужели можно всерьез полагать, что существует нечто (боль утраты?
страх?), способное по-настоящему объединить людей, разделенных границами политическими
и этническими, разделенных мировоззрением, мировосприятием, культурой, незабытыми
обидами, чувством соперничества? Неужели не доказано историей, что человек, оставшийся
без крова от уничтожившего его дом пожара, скорее подпалит, для восстановления
справедливости, дом своего соседа, нежели примется восстанавливать сгоревшее
хозяйство? И тогда вместе с общей бедой получат они еще и кровную вражду. Часто
такое происходит? А разве нет?
И вот подумалось мне - что все это гнилье, вся эта шваль, лишенная человеческого
облика, живет как раз вот этим скрытым, подсознательным моим одобрением. Живет
одобрением таких же как я людей - отнюдь не кровожадных, а очень часто наоборот
добрых и отзывчивых. И не важно, где живут эти люди, какую религию они исповедуют
- православие ли, ислам ли, буддизм ли, - всегда найдется подавленное чувство
несправедливости устройства мира, то самое чувство, которое позволяет управлять
ими рвачам и сребролюбцам, которое позволяет создавать идеологии, потакающие
удовлетворению этой жажды.
Значит, я несу личную ответственность за то, что произошло и может произойти
еще.
Что же делать? Искать врага во вне? Обвинять США, арабских халифов, Саддама Хусейна,
Бен Ладена, Европу? О, конечно, они виновны. Конечно, везде есть силы, питающие
эту сеть. Но здесь не сработает тактика превентивного удара, потому что силы
эти многочисленны, и вместе с тем, каждая в отдельности не настолько велика,
чтобы, уничтожив ее, можно было разрушить всю паутину.
Страх ненадолго сплотит нас. Чувство близкой опасности заставит на время усилить
бдительность, доходящую до мании преследования. Во дворах у нас то и дело будут
появляться милиция и саперы, вызванные каким-нибудь ответственным гражданином
для проверки бесхозной машины. Но надолго ли это? Надолго ли хватило действия
событий в Москве? И насколько решит проблему? Чувство опасности без постоянного
подтверждения имеет свойство быстро исчезать. А постоянно поддерживать его в
нас могут только новые теракты, тоталитарный режим и пресса. Или все-таки нет?
===========================================================================
Дмитрий Лазарев (10.09.2004 03:33:11):
Как бороться с терроризмом? Как предотвратить теракты?
Чтобы ответить на эти глобальные вопросы, необходимо определиться с явлением,
которое, собственно, породило этот страх. Что такое теракт?
Теракт - это мощное психологическое оружие, направленное на достижение той или
иной реакции со стороны общественного мнения.
Что такое международный терроризм?
Существует несколько взглядов на эту проблему:
1. Политический. Исходит из определения теракта, приведенного выше. Согласно
этому взгляду, терроризм - это удобное оружие некоторых влиятельных сил (будь
то государство или международные финансовые группы) для достижения своих интересов
в определенных регионах. В пользу этого предположения говорят многочисленные
факты поддержки, и даже организации террористических групп разведками различных
стран.
Что дают террористические акты с этой точки зрения? Здесь можно выделить различные,
порой даже диаметрально противоположные результаты, которые в той или иной мере
могут быть выгодны различным властвующим структурам:
А) дестабилизацию в атакуемом регионе, всплеск общественного недовольства властью,
страх, этнический конфликт и т.п. короче говоря, хаос. Хаос - это довольно удобная
среда для захвата власти, или установления собственного контроля над территорией,
если для того есть силы и средства. По крайней мере, это потребует гораздо меньших
средств, и вызовет несоизмеримо меньший общественный резонанс в собственном государстве,
чем если бы было совершено прямое военное нападение на регион.
Б) укрепление собственной власти. Террор - страх. Первая реакция человека на
теракт - потребность в собственной безопасности, и, соответственно, поддержка
сил, которые эту безопасность могут обеспечить. В США, например, террористические
акты вызвали укрепление государственного аппарата, расширение бюрократических
структур, рост дотаций на военные - антитеррористические проекты. А это миллиарды
долларов.
В) оправдание для открытой агрессии. Другой пример, с тем же США - оккупация
Ирака, наращивание своего влияния в Ближневосточном регионе.
Сразу оговорюсь, что наличие выгод от теракта - не есть доказательство причастности
к нему. Однако на определенные размышления эта точка зрения наводит.
2. Вторая точка зрения может считаться официальной, поскольку пропагандируется
именно теми силами, на которые, как на организаторов и спонсоров этого процесса,
указывают сторонники первой гипотезы. Эта, вторая, точка зрения гласит, что международные
террористические организации - есть преступные сети и анклавы на подобие прочих
мафиозных структур (наркомафии, торговли оружием, проституции и т.д.). Их деятельности
нет объяснений, точно также, как нет и оправданий. Они действуют так из-за своей
антисоциальной, преступной сущности. У преступников нет никакой другой цели кроме
убийства. У служителей дьявола нет никакой другой идеологии, кроме уничтожения
жизни. (Сравните с недавней дискуссией по антисистемам). В пользу этой точки
зрения приводятся связи международных террористических организаций со всеми этими
преступными видами деятельности, а также торговлей людьми и т.д.
3. Терроризм - это средство борьбы за национальное «освобождение» и возрождение.
Не даром большинство террористических организаций используют исламистскую идеологию,
которую многие неискушенные люди приравнивают к исламу. Кроме того, рассадником
террористической заразы считается ближневосточный регион - страны исламского
мира. И международный терроризм в этом отношении рассматривается как противостояние
мусульманского мира всему прочему, и прежде всего - европейской цивилизации.
Мой прошлый постинг можно отнести к этой же точке зрения. Террористический акт
на чужой территории, - территории потенциального соперника или противника, -
всегда в той или иной мере находит моральное оправдание. Поскольку месть всегда
морально оправдана - не с точки зрения морали общественной, а с точки зрения
морали личной, групповой, этнической.
Если присмотреться к изложенным мыслям повнимательнее, можно без труда увидеть,
что ни одной из них нельзя отдать предпочтения, поскольку они не только не противоречат,
но, напротив, дополняют друг друга. Кроме того, существует еще одна деталь, которую
нельзя в полной мере соотносить именно с терроризмом, но которая имеет к нему
самое непосредственное отношение.
Назовем ее так: терроризм и глобализация. У Карла Поппера есть очень любопытная
работа, которая называется «Открытое общество и его враги». Тем, кто занимается
проблемами идеальных государств и тоталитарных режимов она будет особенно интересна.
Но речь сейчас не об этом, а о самом термине. «Открытое общество» - совершенно
особый термин, введенный европейской цивилизацией. В самом первом своем приближении
он расшифровывается как «свободное», «демократическое» общество. Это целая идеология,
направленная на покорение мира. Терроризм - болезнь открытого общества. За последними
громкими действиями международных террористических группировок как-то отошла
в тень проблема движения против глобализации. А совершенно зря. Скорее всего
- и то, и другое - звенья одной цепи, хоть и совершенно противоположные по целям.
А точнее, эти два явления - последствия возникновения глобального (мирового)
бизнеса. Здесь государственные границы перестают играть сколь-нибудь существенную
роль. В руках транснациональных корпораций сосредоточены огромные финансовые
ресурсы - те самые, которые можно направить на достижение своей цели - дальнейшего
расширения, захват бОльших ресурсов. Открытое общество подразумевает высокую
мобильность населения, сравнительно легкое перераспределение его не только между
отраслями экономики, но и между географическими регионами. (Здесь в очередной
раз нельзя не вспомнить тему социального ландшафта). Открытое общество предусматривает
также свободный обмен информацией - как технологиями, так и идеологиями. Возникновение
и развитие СМИ и Интернета в таком обществе - предопределено. Одно обуславливает
другое.
Итак, что же мы имеем в итоге?
А) Условия, обеспечивающие возможность осуществления теракта. - открытое общество.
Б) Инструмент, оружие осуществления теракта - преступная группировка, наживающаяся
на этом действии
В) Потребность в осуществлении теракта - для удовлетворения внутри- или межгосударственных
интересов
Г) Моральное оправдание теракта - на войне все средства хороши. Идет война цивилизаций.
Возвратимся к больному вопросу - как предотвратить теракты?
Используемые сейчас методы направлены, в основном, против пунктов А) и Б). То
есть, во-первых, предусматривают ограничение оптимальных условий для возникновения
теракта, как то: ужесточение цензуры, усиление государственного контроля над
личной жизнью, частичное ограничение свободы передвижения, замораживание определенных
банковских счетов и т.д. Таким образом, европейское общество из «открытого» превращается
в «полуоткрытое». Во-вторых, направлены на уничтожение «орудий» терактов - баз
подготовки террористических организаций; выслеживание и ликвидация непосредственных
исполнителей террористических акций.
Нельзя сказать, что эти меры не дают никакого эффекта. В ряде случаев они действительно
способствуют ослаблению террористической активности в том или ином регионе. Однако
здесь есть одно большое НО. Пользуясь медицинскими терминами определим его так:
симптомы болезни убираются, но сама она не вылечена. Она только ждет своего часа
- пока действие лекарств ослабнет; пока жесткий контроль вновь уступит место
«открытому обществу».
Между тем, наверное, гораздо более эффективно было бы разработать методику воздействия
на оставшиеся два фактора, поскольку именно они служат основной причиной существования
терроризма. Поскольку именно в них скрыто оправдание этого зла. Частично, воздействие
на «моральное оправдание» теракта осуществляется СМИ и сейчас, однако этого мизера
явно недостаточно. Вот лишь некоторые возможные шаги, возможно, излишне идеализированные,
но тем не менее, задающие довольно четкое направление для дальнейших разработок:
1) Создание общественных организаций, освещающих зло, причиняемое терактами,
где бы они ни производились; доводящих до сознания людей тот простой факт, что
даже действие, направленное против их недругов, является смертельной угрозой
лично для них.
2) В сферу деятельности этих же, либо иных общественных организаций может входить
расследование деятельности и изобличение властвующих структур в применении нечеловечных
методов борьбы за жизненное пространство.
3) Нужно признать, что от «оружия» терроризма политические и экономические силы
смогут отказаться лишь тогда, когда оно перестанет быть действенным, либо когда
эффект от его применения будет направлен против «владельца». Поэтому при осуществлении
очередного теракта необходимо не только определить кому, и для чего он выгоден,
но и попытаться создать эффект совершенно противоположный ожидаемому. Например,
искать способы повышения эффективности политики России в Кавказском регионе;
консолидировать местные этнические группы и т.д. Это сверхсложная задача, скорее
всего - заведомо не решаемая; но если ее осознают все…
===========================================================================
Дмитрий Лазарев, lazarev_d@mail.ru (14.09.2004 02:28:26):
Читаю я нонешнюю дискуссию, и вспоминаются мне фразы из одного прекрасного фильма:
.
- …А требуют знамо чего – Кемскую волость.
- Фу ты, Господи, я-то думал… Пускай себе забирают.
- Как же так, кормилец?!!!
.
Значит, переоценка ценностей началась не сегодня и не вчера? Лозунг «Дайте же
жить, гады», нам как нельзя более к лицу. Заметьте, в фильме за государство вступается
не советский управдом, а вор:
.
- Ты что же, гад, казенные земли разбазариваешь!? Так никаких волостей не напасешься.
.
Предки наши прекрасно понимали, что такое Кавказ, и какую опасность он собою
представляет. Кавказ – это ворота в Россию, естественная преграда на пути возможных
захватчиков. Это плацдарм, овладев которым, можно было без особого труда пройтись
рейдами по южнорусским землям. Значит, на Кавказе нам нужно было иметь либо сильного
союзника, либо диктовать свои условия самим. Союзника не нашлось. Зато нашлось
несколько мелких княжеств, которым самим нужен был союзник. Нет, такого поголовно
добровольного присоединения, как нам тут красочно пытался описать Виталий, конечно,
не было. Присоединялись добровольно… после того, как понимали, что иначе уж кранты.
Кстати, тактику покорения Чечни (создание застав – форпостов, развитой сети военных
дорог, по которым могли оперативно перемещаться мобильные картельные группы,
уничтожающие разбойничьи отряды), которую достаточно эффективно использовал Ермолов,
придумал отнюдь не он, а кн. Цицианов, происходящий из видного грузинского рода.
Ему то уж никак нельзя приписать незнание специфики региона. Для Ермолова же
«замирение» Чечни и Кабардинии было скорее вторичной целью. Основные его заботы
располагались несколько южнее. России XVIII-XIX вв с юга угрожали Турция и Персия.
.
Сейчас нам кажется, что эта угроза уже не так опасна. Нам, их потомкам, Кавказ
особо не нужен – что мы там забыли? Нефть? Россия большая – уж как-нибудь обойдемся.
Нам бы со своими проблемами разобраться. Тут только-только начал на ноги вставать:
работенка появилась, на хлебушек стало хватать, иногда даже с маслом. Машинку
себе новую прикупил; ну, там, железо, мобилу, уже и на квартирку замахнулся…
И тут – швах, гром, тарарам. Взрывают, людей убивают, так ненароком и до меня
дело дойдет. И чего людям не живется? Кавказ вам нужен, самостийность ваша? Да
забирайте, ради всего святого. Мне-то на что эти ваши земли сдались. Меня только
не трогайте.
.
Не хочу я так рассуждать. Там, в Чечне, идут не их внутренние разборки, там идет
моя война, война за безопасность моих детей и внуков. И вот здесь я полностью
разделяю взгляды Виталия Батушева и Бориса Сабурова и, частично, А.Кураева. Если
мы отступим, значит, признаем свое поражение и создадим прецедент для последующего
распада. Но это полбеды. Как вы представляете себе экономику «независимой» Чечни?
За счет чего будет существовать население и диаспора, которую собрались вытеснить
из России? Думаете, они будут восстанавливать промышленность, в то время, как
уже второе поколение воспитывается на авторитете человека с оружием? Как вы представляете
себе «жесткую границу» с Чечней в то время, как существует возможность свободного
доступа на территорию РФ со стороны других государств? Будет здесь и наркоторговля,
и работорговля, и торговля оружием, и еще чертова прорва подвидов нелегального
бизнеса. Так будет, потому что это почетно, это прибыльно и это будет поощряться
добрыми гуманистами с Запада. И идти вся эта гадость будет в Россию – через Азербайджан
ли, через Грузию ли, или еще какую-нибудь державу.
.
Нет, господа политики, жить спокойно нам не дадут. И чем большим куском вы с
ними поделитесь, тем с большим рвением на вас снова накинутся.