Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дискуссии на сайте Gumilevica

  Все выпуски  

Дискуссии на сайте Gumilevica


Информационный Канал Subscribe.Ru



   Доброе время суток!

  Сегодня у нас в рассылке - выступление Андрея Басова по поводу "индивидуальной"
пассионарности. Текст не свободен от фактологических ошибок и выдает слабое
знакомство автора с предметной областью, но может быть интересен как еще один
взгляд на проблему.

==============================================

Андрей Басов, basoff@online.ru (17.10.2003 20:38:45):
Посмотрел некоторые материалы. Интересно, но...

И ВСЕ ЖЕ ОПЯТЬ РАССУЖДЕНИЯ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПАССИОНАРНОСТИ

Энергия пассионарности вероятнее всего существует или хотя бы существует вообще
энергия, одно из проявлений которой и наблюдается в виде действия на психику,
эмоции, способности, самочувствие людей. Мало кому известно, что космос для человека,
как живого организма закрыт. Об этом по разным причинам предпочитают не распространяться.
Оказывается, человек умрет, как только действующее на его организм электромагнитное
и гравитационное поле Земли ослабнет до какой-то пороговой величины. Например,
американские астронавты, посетившие Луну, едва не погибли в середине пути, когда
земное поле сильно ослабло, а лунное еще не наросло до нужной величины.

То, что земное поле так сильно связано с жизнедеятельностью человека говорит
не только о его важности, но также и о его изменчивости. Поле не только по природе
неоднородно и имеет провалы, узлы сильной концентрации, относительно равномерные
области и всплески активности, но соответственно этому влияет и на характеристики
рождающихся организмов. Обстоятельства нахождения родительских особей под тем
или иным случайным воздействием поля, плюс случайность генетического альянса
и дают, вероятно, своеобразие той или иной рождающейся личности. Из этого вытекает,
что меняющееся поле влияет и на жизнедеятельность, жизнеспособность уже живущего
человека.

Но не это нас интересует в данном случае. Нам нужно понять есть ли критерии индивидуальной
пассионарности и как располагаются социальные типы личностей относительно типа
пассионарности. Вот тут и начинаются противоречия. По известной терминологии
пассионарии и субпассионарии обозначены как особи с энергетической характеристикой
определенного (возможно, с множеством ступеней) уровня. Это вроде бы входит в
противоречие с изменчивостью жизнедеятельности, которая вызывается изменчивостью
параметров поля, амплитуда изменения которого может быть много больше предполагающейся
толщины того или иного пассионарного уровня энергии. С другой стороны, наблюдается,
что иногда (и при этом довольно часто) особи, обычно характеризующиеся определенным
типом (ступенью внутри типа) пассионарности, в изменившейся окружающей ситуации
ведут себя отлично от "своего" пассионарного типа. Меняются критерии оценки их
поведения, а раз критерии меняются, то получается, что нет определенных критериев,
описывающих особь как тип определенного уровня. Следовательно, вроде бы и индивидуальной
пассионарности нет.

Однако это еще не все. Если принимать пассионарность и субпассионарность за противоположные
энергетические проявления, то между этими двумя понятиями не достает существенной
детали – среднего уровня поля и, соответственно, средней пассионарности (как
она называется?). То есть уровня, до которого в обществе пассионарии должны умерять
свои чрезмерные притязания, а субпассионарии активизироваться, чтобы общество
было устойчивым. Раз признак пассионарности поведенческий, то он находится под
контролем разума, и придерживаться среднего уровня люди в своих отношениях вполне
в силах. Что значит для нас определение среднего уровня пассионарности? Именно
то, что надо – появляются возможности применения критериев к индивидуальной пассионарности.
Ибо появляется стабилизированная точка, линия, уровень отсчета, относительно
чего можно рассматривать вариации в ту или иную сторону.

Но сначала нам нужно внести ясность в понятия, определения. Суть противоречий
указана, но неясно, при каких условиях эти противоречия исчезают. Оказывается
все достаточно просто. Нужно только отказаться от понимания пассионарности, как
определенного энергетического, поведенческого уровня. Нужно перейти к пониманию
этого, как изменяющегося состояния, конкретное содержание которого в исходном,
врожденном виде уникально для каждого человека и определяет его качества, но
может импульсивно или длительно изменяться принудительно в зависимости от влияния
окружающих событий, условий или добровольно, на основе собственных моральных,
интеллектуальных, защитных установок.

Если мы примем приведенные выше рассуждения за основу, то остается определить,
что мы можем применить в качестве критериев индивидуальной пассионарности. Итак,
средняя линия. Что она из себя представляет? Раз речь идет о человеческом обществе
и отношениях между людьми, то самой фундаментальной штукой здесь будут условности,
которые объединяют и защищают это общество. Независимо от того, семья это, племя,
народ или раса. Везде люди уславливаются о том, что можно и чего нельзя делать
в их отношениях. Уже потом это принимает форму законов, эффективность которых
зависит от совпадения их смысла со смыслом фундаментальных условностей. К слову
говоря, по факту огромных противоречий, неравенства в современном обществе можно
вполне делать вывод, что современные законы не совпадают со смыслом необходимых
фундаментальных условностей. Между собой люди никогда не договариваются во вред
себе. Их к этому можно только принудить или привести путем обмана.

Сводом самых известных, актуальных во все времена и древних полезных условностей
являются библейские заповеди. Но, если сверить их с законами, то это день и ночь.
Однако мы хотим оценить качества людей и на юридическую сторону нам совершенно
наплевать. Инструментом должен быть морально-этический договор общества. Он и
есть средняя оценочная линия общественных отношений, состояний. Я же предпочитаю
называть его правовой доктриной общества. Это внушительнее, а где-то, может быть,
и точнее.

Что же характеризует среднюю линию? В плане созидания - это стереотип условий
общественно полезного труда и не наносящих никому вреда личных и других, не трудовых
общественных отношений. В плане защиты – это пресечение любых поползновений нанести
вред кому-либо. Итак, средняя линия – это линия общественной пользы, которой
добровольно или вынужденно должны придерживаться все. Раз есть средняя линия,
то, следовательно, мы вынуждены расположить по энергетике пассионариев выше ее,
а субпассионариев ниже ее. Но следует ли из того, что средняя линия есть линия
пользы, что ниже линии бесполезная или вредная деятельность, а выше линии суперполезная?
Попробуем разобраться с этим без крови.

Из логики ситуации и принципа изменяющейся пассионарности, которую мы в данном
случае приняли за основу, вытекает, что поступки как пассионариев, так и субпассионариев
могут иметь в реальном мире признаки обоих уровней пассионарности. Одни врожденные,
а другие приобретенные. Врожденные дают побудительные мотивы и стремления, а
приобретенные гарантии существования в 
обществе. Бывает, что врожденные и приобретенные качества совпадают, и тогда
человек органично вписывается в систему и спокойненько плывет по течению, в конце
концов, впадающему в Лету (как назвать такого человека?). Но таких людей, мне
кажется, не так уж много, а может быть и много. Они есть и на арифметику распределений
сил и качеств оказывают влияние.

Таким образом, можно предполагать, что ниже средней линии находятся некоторые
субпассионарные качества абсолютно всех людей, включая и врожденные качества
явных субпассионариев. Причем все эти качества не могут быть вредными и бесполезными
по большому счету. Потому что эта зона качеств определяет необходимые и достаточные
поступки, которые позволяют человеку существовать в мире хотя бы просто как биологическому
объекту. Кушать и одеваться всем хочется – неизбежность.

Теперь переместимся выше средней линии. Там мы обнаружим совсем другое распределение.
Здесь врожденные качества явных пассионариев и некоторые приобретенные (наведенные)
пассионарные качества некоторых субпассионариев. Почему некоторых? Потому что
многие остались на среднем уровне и поплыли, куда глаза глядят. От субпассионариев
сюда поднимаются только эпизодические пики в виде эмоциональных всплесков и непродолжительных
действий, связанных с решением отдельной частной проблемы. Однако если внизу
мы имели дело с довольно однородной субстанцией стремления к биологическому существованию,
то наверху мы во многом имеем дело с многообразием субъективизма амбиций. Причем
одни амбиции полезные, а другие разрушительные. Нужно отделить одни от других.
Мы можем это сделать, ибо имеем некий эталон полезности на средней линии. Итак,
учитывая положения правой доктрины общества, мы можем перечислить для примера
некоторые действия, стремления как признаки полезной пассионарности.

К ним можно отнести полностью стремление к техническому прогрессу, несмотря на
личные лишения. Здесь же страсть к опасным путешествиям, спорту. Здесь же гуляют
разные правдоискатели, совершенно сознательно нагуливая неприятности. Здесь на
границе между добром и злом всплески любовных историй и похождений бабников,
а также деловые качества предпринимателей вперемешку со страстью к мошенничеству.
К вредным мы можем отнести неодолимо криминальные характеры, милитаристские наклонности,
политические страсти, основанные на обмане, шпионов, провокаторов и много еще
кого. Иными словами, верхняя зона неоднородна по целям, намерениям и средствам,
и чревата всякими сюрпризами, если вдруг средняя линия перестает или в силу обстоятельств
не может исполнять свои стабилизирующие функции.

Лев Николаевич совершенно прав, говоря, что каждый человек обладает той или иной
степенью пассионарности. Это значит, что, наверное, в каждом дремлет пассионарный
бес, который может пробудиться в любой благоприятный момент, а потом снова заснуть.
Этого беса, например, могут сдерживать правила приличия, страх наказания. Ну,
вот возьмем для примера расхожую ситуацию взбесившейся толпы. Откуда вдруг столько
пассионарной энергии? Все очень просто – всплеск эмоций субпассионариев и нужен
для запала этого всего лишь один подстрекатель. Почва благодатная. Толпа обезличивает
людей своей многочисленностью. Ей невозможно предъявить персональные претензии.
Человек толпы сознательно или бессознательно лелеет иллюзию безнаказанности и
отпускает тормоза. Не то, чтобы инстинкт самосохранения у него в данный момент
стал ниже пассионарной энергии. Инстинкт самосохранение может быть сколь угодно
высоким, но понимание того, что в толпе его от наказания, порицания охраняет
вся толпа, тоже есть и это перевешивает. Временно, до выхода из толпы.

Или вот другой любопытный пример из области политических авантюр, связываемый
с личностью Гитлера. Пассионарий он или нет? Вроде бы по внешней эмоциональности,
поступкам типичный вредный пассионарий. Но для пассионария по определению должен
быть характерен низкий инстинкт самосохранения. Наблюдается ли он у Гитлера.
Не факт. Пивной путч 28 года, который привел его в тюрьму? Так Гитлер прекрасно
знал, что это ничем ему не грозит. Политическая ситуация такая была. Затем он
встал во главе такой громады, которая его и защищала от любых поползновений.
Но каким жалким, по словам очевидцев, он стал после 43 года. А его вид после
покушения 44 года и вплоть до мая 45-го? Совсем не похож на пассионария. Малодушие
самоубийства довершает картину личности субпассионария с непомерными амбициями,
выплеснувшимися в какой-то момент в пассионарную зону. Масштаб и последствия
всплеска амбиций и иллюзий оказались таковы, что не позволили вести ситуацию
в безопасном русле. Ей овладели криминальные и милитаризированные пассионарии.

Пора подвести некоторые итоги этого "опуса". Можно не без оснований полагать,
что пассионарные и субпассионарные качества совсем не так однородны как может
казаться. Скорее всего, это смесь с сильным преобладанием одних и неявными признаками
других. Проявление и подавление разных качеств сильно зависит от силы природной
наклонности и благоприятности окружающей ситуации для ее развития.

Что же касается критериев оценки индивидуальной пассионарности, то мы, в принципе,
ее без труда можем выводить при необходимости из сказанного. Мы имеем среднее
состояние с принципами правовой доктрины общества. О вредности и полезности пассионарности
человека вывод делается по сравнению его поступков с постулатами этой доктрины.
Вывод о принадлежности к тому или иному уровню пассионарности делается по длительности
пассионарных пиков. У субпассионариев пики пассионарной активности непродолжительны
во времени или отсутствуют вообще. У пассионариев пики активности по времени
длительные, а у некоторых вообще непрерывные до конца жизни.

Вот такие вот дела, мне кажется. Только вот еще одно замечание по поводу зависимости
энергетики индивида от пассионарности этноса. Нельзя забывать, что этнос вытекает
из индивидов, а не наоборот. Следствие причиной управлять не может. Поэтому этнос
не может положительно влиять на индивида, а только отрицательно. Поскольку отрицательно
не созидательный параметр и его можно применять где угодно, как угодно и когда
угодно. Этнос может нагадить в будущее так, что индивиду худо станет. Видимость
пользы возникает когда этнос снижает вред своего воздействия на индивида. Но
это ведь не создание пользы.
*
Если кто захочет поговорить о вышеизложенном, то была бы интересна не критика
со ссылками на авторитеты, а предложения препарировать какую-нибудь ситуацию
через призму приведенных соображений. Интереснее будет и конкретнее.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное