Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Веселая наука   Может ли веселость быть свойством мысли, а не только настроением? Веселье мысли - это способность понятий к метафорическому танцу, в отличие от напряженного движения мысли к обобщающему и обязательному выводу. Альпинист серьезен - ему нужно покорить вершину. Акробат весел - он покоряет вершины простым поворотом своего тела. Ницше все еще был альпинистом, хотя мечтал быть акробатом.

 

М. Эпштейн 4 стр.

 

 

А. Синявский   Главное произведение Андрея Синявского - Абрам Терц. Речь тут надо вести о раздвоении писательской личности, причем одна ипостась не отменяет и не заменяет другую. Оба - и Синявский, и Терц - ведут самостоятельную жизнь, причем так, если тут подходит это слово, удачно, что советский суд, не разобравшись, посадил обоих. В чем смысл этого странного симбиоза?

 

А. Генис 7 стр.

 

 

Аптека   В мифологическом ракурсе аптека оказывается в одном семантическом ряду со словами "клад, кладбище, схран", т.е. парадигмой топосов, связанных со смертью, убийством, тайной. Литературные репрезентации аптеки сформировали более или менее устойчивую мотивику, четко отсылающую к архаическим истокам и мифологическим коннотациям истории аптечного учреждения. Темы любви и смерти увязываются в устойчивый тематический комплекс.

 

И. Борисова 8 стр.

 

 

Ж.-П. Сартр   "Мы никогда не были так свободны, как во времена немецкой оккупации...", - писал Сартр. Философия свободы, разработанная в книге "Бытие и ничто" (1943), была вписана в конкретику истории. Отсюда и идея "ситуативного" существования: свободу можно обрести лишь в рамках конкретного исторического контекста, ибо осознание возможностей более всего проясняется в кризисные моменты. Всякая война вынуждает осажденных выйти из оцепенения, не считать более свою жизнь незыблемой, навеки определенной сущностью.

 

К. Альсберг 18 стр. 12 илл.

 

 

Истерия   На какое психологическое знание ориентировался Ф.М. Достоевский, когда выводил на страницы своих текстов истерических персонажей? В рамках нашей темы суть проблемы состоит не в том, какая именно симптоматология истерии определяет произведения Достоевского, а в том, с каким литературным дискурсом она сочетается (мои замечания относятся к "Бесам", "Братьям Карамазовым" и некоторым другим текстам Достоевского).

 

Р. Лахманн 21 стр.

 

 

Театротерапия   Воспевать в 1920 году силу преображения как средство терапии представляло собой в некотором смысле иронию по отношению к реализму игры, на котором все жестче настаивала постреволюционная концепция искусства. Евреинов стремится достичь катарсиса путем преображения, что противоречит не только социалистическому пониманию искусства, но и классической эстетике.

 

С. Зассе 10 стр.

 

 

Голубь   Одним из центральных exemplum'oв, посредством которых христиане призывались к трауру, была горлица. "Физиолог" говорит о горлице, что она очень любит своего супруга и хранит верность лишь ему одному. Если же супруг её будет похищен ястребом, она не связывает себя ни с одним другим самцом, тоскует ежеминутно по нему, и в этом воспоминании и в этом желании пребывает до самой смерти. В этой птице видели и церковь-вдову, и её супруга. Горлица была imago Christi.

 

Б. Юссен 12 стр. 12 илл.

 

 

Тафофобия   Почему европейская культура, будучи на протяжении столетий равнодушной к страху перед погребением заживо, с особенной силой испытывает этот страх в XVIII в.? Именно с этого времени рассказы о летаргии и заживо погребенных становятся чем-то вроде коллективной обсессии, будоражившей общественное сознание на протяжении последующего столетия и лишь к концу XIX в. постепенно потерявшей свой массовый характер.

 

К. Богданов 26 стр. 3 илл.

 

 

Радикализм   Зачастую комичный в быту, в своих частно определенных заблуждениях, радикал героичен, трагичен и ужасен в социокультурной общеопределенности - в качестве исторического лица, предпочитающего опасное, труднодостижимое или вовсе невозможное надежному течению жизни.

 

И. П. Смирнов 8 стр.

 

 

Льюис Кэрролл   Как никому другому Кэрроллу удалось обойтись без смысла, но он все поставил на бессмыслицу, поскольку разнообразия бессмыслиц вполне достаточно, чтобы охватить вселенную, ее ужасы и ее славу: глубину, поверхность, объем или свернутую плоскость.

 

Ж. Делез 3 стр.

 

 

Эпоха Просвещения   Комиссары революции спешат упрятать все обычаи под рубрику "суеверия и предрассудки" (выражение, позволяющее одним махом избавиться от всех обычаев). Как отучить крестьян от привычных им праздников? Комиссары в отчаянии: "Упрямство деревенских жителей превосходит всякое воображение. Кажется, что ум их не создан для истины»". Мангури настаивал на том, что этнологические разыскания необходимо производить безотлагательно: "Нам следует поторопиться с опросами, ибо законодательство Франции неизбежно ведет к исчезновению множества любопытных обычаев". Изучение фольклора во Франции началось после Революции.

 

М. Озуф 24 стр.

 

 

Мейл-арт   Мейл-арт-сеть - это международное некоммерческое арт-движение, существующее с 1950-х годов. В своей деятельности художники сети используют средства коммуникации: прежде всего обычную и электронную почту. Изначально мейл-арт-сеть формировалась как некий зонтик, объединивший множество новых направлений современного искусства: концептуализм, бук-арт, визуальная поэзия, видеоарт, компьютерное искусство, боди-арт и т. п.

 

Ю. Гик 12 стр. 20 илл.

 

 

А. П. Чехов   "Философствовать" по-чеховски - слово профанированное, передающее жалкое состояние чеховского мира и его расслабленного сознания. Однако в "Доме с мезонином" это серьезно: у нас много медиков и юристов, но совсем нет философов и поэтов. Национальная жизнь обезглавлена, если нет философов и поэтов. "Философия" - оттого и столь частотное слово, что весьма проблемное слово, больное место и напряженная точка мира Чехова и его словаря.

 

С. Бочаров 14 стр. 6 илл.

 


В избранное