Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Мейл-арт   Мейл-арт-сеть - это международное некоммерческое арт-движение, существующее с 1950-х годов. В своей деятельности художники сети используют средства коммуникации: прежде всего обычную и электронную почту. Изначально мейл-арт-сеть формировалась как некий зонтик, объединивший множество новых направлений современного искусства: концептуализм, бук-арт, визуальная поэзия, видеоарт, компьютерное искусство, боди-арт и т. п.

 

Ю. Гик 12 стр. 20 илл.

 

 

А. П. Чехов   "Философствовать" по-чеховски - слово профанированное, передающее жалкое состояние чеховского мира и его расслабленного сознания. Однако в "Доме с мезонином" это серьезно: у нас много медиков и юристов, но совсем нет философов и поэтов. Национальная жизнь обезглавлена, если нет философов и поэтов. "Философия" - оттого и столь частотное слово, что весьма проблемное слово, больное место и напряженная точка мира Чехова и его словаря.

 

С. Бочаров 14 стр. 6 илл.

 

 

Варфоломеевская ночь   Чтобы понять, почему смогла произойти историческая аномия, каковую представляет собой Варфоломеевская ночь, следует предположить, что существовала особая идеологическая конструкция французской монархии эпохи Ренессанса, конструкция, основа которой была неоплатонической и которая, вступив в фазу расцвета в правление Франциска I, достигла своего апогея во времена Екатерины Медичи и ее сыновей.

 

Д. Крузе 36 стр. 8 илл.

 

 

Слухи   Настоящая статья является попыткой изучить слухи кануна революции, объектом которых была императрица Александра Федоровна. Современница записала в дневнике: "Молва все неудачи, все перемены в назначениях приписывает государыне. Волосы дыбом встают: в чем только ее ни обвиняют, каждый слой общества со своей точки зрения, но общий, дружный порыв - нелюбовь и недоверие". "Царица-немка" была заподозрена в германофильстве.

 

Б. Кузнецов 8 стр.

 

 

Странное   Поэтика странного - вопрос еще не изученный; он не умещается в плоскости теории "остранения". Если прислушаться к самому переживанию, то страннеет не вещь как таковая - страннеет мир; страннеет и собственное я. Странность текстов заостряет вопрос о динамике и аномалиях состояний сознания. Для Даниила Хармса странное - предмет воспроизведения, обыгрывания, "разоблачения".

 

Б. Шифрин 8 стр.

 

 

Французская революция   Беда в том, что почти все наши утопии родились, когда мы находились в рабстве, и потому пронизаны его духом. Отсюда следует, что утопия склонна видеть союзника во всяком нарождающемся деспотизме. Наши слагатели систем цепляются в своих мечтах за абсолютную власть. Поскольку их идеи часто противоречат природе человека, они часто препоручают деспотизму заботы об их претворении в жизнь.

 

М. Озуф 17 стр.

 

 

Обратная перспектива   Хотя художники Ренессанса считали изображение по правилам перспективы более высоким видом искусства по сравнению со всеми предшествующими формами, сейчас становится все яснее, что техника линейной перспективы - всего лишь одна из художественных форм, стилей, языков и ее превосходство никоим образом не очевидно.

 

Т. Штелер 10 стр.

 

 

Арабески   Арабеска - популярный мотив немецкого романтизма. Гоголь сознательно строил свой сборник "Арабески" как смесь разнородного материала - журналистики, эстетики и прозы. В письмах он называет состав книги "всякой всячиной", "сумбуром", "кашей". Арабески впервые привлекают внимание в связи с открытием в эпоху Ренессанса дворца Нерона Domus Aurea.

 

М. Ямпольский 9 стр.

 

 

А. Сокуров   Творчество Александра Сокурова: Статьи А. Гусева, А. Секацкого, М. Ямпольского.

 

 

Лицо   Во многих фильмах Сокурова лица персонажей в какой-то момент словно утрачивают ясность своих очертаний. На них опускается смутная тень неопределенности. В "Камне" долгое время Чехов совершенно неузнаваем, а лицо его - деформировано. В "Тельце" Ленин постепенно утрачивает ясность очертаний и в конце фильма погружается в какое-то зеленоватое марево. "Стирание" лиц проходит через все творчество режиссера, с начала и до конца.

 

М. Ямпольский 9 стр.

 

 

Ф. Петрарка   Чем может быть санкционирована любовь к земному - вот основной предмет рефлексии Петрарки. В диалоге "О презрении к миру" выясняется, что никакими высшими средневековыми нормами земная устремленность Петрарки оправдана быть не может. Но чем же все-таки она может быть извинена? Да просто личными качествами первого гуманиста, недостаточно совершенными с точки зрения средневековой морали, но зато совершенно реально существующими.

 

А. Романчук 5 стр. 15 илл.

 

 

Кофейня   Первая в Лондоне кофейня была открыта в 1652 г. В то время кофейня для лондонца была не только местом, где можно было попробовать экзотический напиток, который многим напоминал "сироп из сажи или эссенцию из содержимого старых ботинок". Как заметил современник, в кофейню шли не столько ради Кофе, сколько ради Беседы. В кофейнях люди не просто оттачивали умение искусно вести беседу, но, что гораздо более важно, учились слушать друг друга.

 

Л. Алябьева 14 стр.

 

 

Карнавал   Этимологи выводят слово "карнавал" из латыни, от "char" - празднично украшенной повозки кораблеобразной формы. Гораздо более обоснованным считается толкование карнавала как последних дней накануне поста, дней неограниченной свободы, когда еще можно есть мясо: carne vale. Таким образом, карнавал - праздник изобилия, ублажения плоти, но также и борьбы с грядущим постом. Истоком карнавала считают древнеримские сатурналии.

 

В. Колязин 31 стр. 36 илл.

 


В избранное