Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Тафофобия   Почему европейская культура, будучи на протяжении столетий равнодушной к страху перед погребением заживо, с особенной силой испытывает этот страх в XVIII в.? Именно с этого времени рассказы о летаргии и заживо погребенных становятся чем-то вроде коллективной обсессии, будоражившей общественное сознание на протяжении последующего столетия и лишь к концу XIX в. постепенно потерявшей свой массовый характер.

 

К. Богданов 26 стр. 3 илл.

 

 

Радикализм   Зачастую комичный в быту, в своих частно определенных заблуждениях, радикал героичен, трагичен и ужасен в социокультурной общеопределенности - в качестве исторического лица, предпочитающего опасное, труднодостижимое или вовсе невозможное надежному течению жизни.

 

И. П. Смирнов 8 стр.

 

 

Льюис Кэрролл   Как никому другому Кэрроллу удалось обойтись без смысла, но он все поставил на бессмыслицу, поскольку разнообразия бессмыслиц вполне достаточно, чтобы охватить вселенную, ее ужасы и ее славу: глубину, поверхность, объем или свернутую плоскость.

 

Ж. Делез 3 стр.

 

 

Эпоха Просвещения   Комиссары революции спешат упрятать все обычаи под рубрику "суеверия и предрассудки" (выражение, позволяющее одним махом избавиться от всех обычаев). Как отучить крестьян от привычных им праздников? Комиссары в отчаянии: "Упрямство деревенских жителей превосходит всякое воображение. Кажется, что ум их не создан для истины»". Мангури настаивал на том, что этнологические разыскания необходимо производить безотлагательно: "Нам следует поторопиться с опросами, ибо законодательство Франции неизбежно ведет к исчезновению множества любопытных обычаев". Изучение фольклора во Франции началось после Революции.

 

М. Озуф 24 стр.

 

 

Мейл-арт   Мейл-арт-сеть - это международное некоммерческое арт-движение, существующее с 1950-х годов. В своей деятельности художники сети используют средства коммуникации: прежде всего обычную и электронную почту. Изначально мейл-арт-сеть формировалась как некий зонтик, объединивший множество новых направлений современного искусства: концептуализм, бук-арт, визуальная поэзия, видеоарт, компьютерное искусство, боди-арт и т. п.

 

Ю. Гик 12 стр. 20 илл.

 

 

А. П. Чехов   "Философствовать" по-чеховски - слово профанированное, передающее жалкое состояние чеховского мира и его расслабленного сознания. Однако в "Доме с мезонином" это серьезно: у нас много медиков и юристов, но совсем нет философов и поэтов. Национальная жизнь обезглавлена, если нет философов и поэтов. "Философия" - оттого и столь частотное слово, что весьма проблемное слово, больное место и напряженная точка мира Чехова и его словаря.

 

С. Бочаров 14 стр. 6 илл.

 

 

Варфоломеевская ночь   Чтобы понять, почему смогла произойти историческая аномия, каковую представляет собой Варфоломеевская ночь, следует предположить, что существовала особая идеологическая конструкция французской монархии эпохи Ренессанса, конструкция, основа которой была неоплатонической и которая, вступив в фазу расцвета в правление Франциска I, достигла своего апогея во времена Екатерины Медичи и ее сыновей.

 

Д. Крузе 36 стр. 8 илл.

 

 

Слухи   Настоящая статья является попыткой изучить слухи кануна революции, объектом которых была императрица Александра Федоровна. Современница записала в дневнике: "Молва все неудачи, все перемены в назначениях приписывает государыне. Волосы дыбом встают: в чем только ее ни обвиняют, каждый слой общества со своей точки зрения, но общий, дружный порыв - нелюбовь и недоверие". "Царица-немка" была заподозрена в германофильстве.

 

Б. Кузнецов 8 стр.

 

 

Странное   Поэтика странного - вопрос еще не изученный; он не умещается в плоскости теории "остранения". Если прислушаться к самому переживанию, то страннеет не вещь как таковая - страннеет мир; страннеет и собственное я. Странность текстов заостряет вопрос о динамике и аномалиях состояний сознания. Для Даниила Хармса странное - предмет воспроизведения, обыгрывания, "разоблачения".

 

Б. Шифрин 8 стр.

 

 

Французская революция   Беда в том, что почти все наши утопии родились, когда мы находились в рабстве, и потому пронизаны его духом. Отсюда следует, что утопия склонна видеть союзника во всяком нарождающемся деспотизме. Наши слагатели систем цепляются в своих мечтах за абсолютную власть. Поскольку их идеи часто противоречат природе человека, они часто препоручают деспотизму заботы об их претворении в жизнь.

 

М. Озуф 17 стр.

 

 

Обратная перспектива   Хотя художники Ренессанса считали изображение по правилам перспективы более высоким видом искусства по сравнению со всеми предшествующими формами, сейчас становится все яснее, что техника линейной перспективы - всего лишь одна из художественных форм, стилей, языков и ее превосходство никоим образом не очевидно.

 

Т. Штелер 10 стр.

 

 

Арабески   Арабеска - популярный мотив немецкого романтизма. Гоголь сознательно строил свой сборник "Арабески" как смесь разнородного материала - журналистики, эстетики и прозы. В письмах он называет состав книги "всякой всячиной", "сумбуром", "кашей". Арабески впервые привлекают внимание в связи с открытием в эпоху Ренессанса дворца Нерона Domus Aurea.

 

М. Ямпольский 9 стр.

 

 

А. Сокуров   Творчество Александра Сокурова: Статьи А. Гусева, А. Секацкого, М. Ямпольского.

 


В избранное