Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


Кот   В ряде мифологических традиций образ кота выступает как воплощение божественных персонажей высшего уровня. Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение — к кон. 15 — нач. 14 вв. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе — центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов — эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью.

                       В. Топоров 1 стр. 4 илл.

 

Кошка   Вопреки своему традиционному демоническому ореолу, кошка в качестве обличия дьявола в раннехристианскую пору фактически отсутствует. Формированию демонической репутации кота в Средневековье способствовало звуковое сходство его названия в европейских языках (Katze, cat, chat) с именованием приверженцев еретического движения катаров. Легенды о ведьмах, способных принимать обличье кошки, развивают мотивы, присутствующие в более ранних текстах: превращение ведьмы в кошку — по сути дела вариация на тему дьявольских метаморфоз. Кошку, как и ворона, дьявол может давать ведьмам как своего рода волшебного помощника.

                            А. Махов 3 стр. 6 илл.

 

Руины   Эстетика руин возникла в XVII в., у Монсу Дезидерио и Клода Лоррена. Руины (часто специально сооруженные) составляли часть садово-паркового искусства преромантической эпохи, теоретики которого рекомендовали сохранять и имитировать прежде всего «природные» руины, которые не навевают неприятных мыслей о злой человеческой воле, разрушающей здания. Для человека XVIII века руины — место если не эйфорическое, то все же благоприятное, где можно отвлечься от суеты, «почувствовать себя более свободным, более одиноким, более принадлежащим себе». В XIX в., у романтиков, переживание руин изменилось. В них стало все чаще ощущаться, в духе готической прозы, мрачно-угрожающее, хтоническое начало.

                          С. Зенкин 8 стр. 11 илл.

 

Цензура   История запрещенных книг на Западе до начала XVII в. Древнейшим индексом запрещенных книг обыкновенно считают декрет папы Геласия (кон. V в.). В нем перечислены патриотические сочинения, которые принимает Римская церковь, а затем прибавлено: «Прочие же сочинения, написанные еретиками и схизматиками, кафолическая и апостольская Римская церковь никогда не принимала»; к последним отнесены среди прочих сочинения Тертуллиана, Климента Александрийского, «Правила (св.) апостолов» (!)  В 1559 г., при папе Павле IV появился «список писателей и книг» (index autorum et librorum), от которых инквизиция предостерегает всех христиан под угрозой наказаний. В индексе некоторые книги не безусловно запрещены, но с требованием «donec corrigatur» (пока не будет исправлено).

                             А. Лебедев 39 стр.

 

Шампанское   При Александре I гусарский загул, как противопоставление чинному официозу, вошел в моду, чем молодые офицеры эпатировали штатских. Шампанскому часто отводилась ключевая роль. Дочь графа Ф. Толстого вспоминала, как по Черной речке в Петербурге в конце 20-х годов XIX в. разъезжал черный катер с поставленным на нем черным гробом; гребцы же сидевшие рядом с факелами заунывно пели «Со святыми упокой...», что пугало окрестных крестьян и особенно дачниц. Вскоре стало известно, что факельщики — это кавалергарды и что в гробу находится не покойник, а шампанское, и само действие завершается попойкой на свежем воздухе.

                          Л. Выскочков 9 стр.

 

Опьянение   Философы и мистики средневековья часто вели речь об особом состоянии, которое именовали цзуй. Дословно цзуй можно перевести как «пьяный», «опьяневший», и в современных словарях мы найдем именно такое значение. Однако средневековые философы говорили не столько об опьянении вином, сколько о состоянии сознания, абсолютно отличном от обыденного человеческого опыта. Быть в состоянии цзуй - это пребывать в мистическом пространстве бытия, где все кажется иным, находится вне своего обычного порядка вещей. Непосредственно понятие цзуй сополагается с древними «винопитиями» с духами. Вступить в контакт с духом возможно, лишь пребывая в цзуй, то есть покинув рамки материального мира и привычного мироосмысления, — ведь в пространстве духов все должно выглядеть иначе.

                                А. Маслов 5 стр.

 

Инкубы и суккубы     Демоны, принимающие мужской (инкуб, от лат. incubare — «лежать на») или женский (суккуб, от лат. succubare — «лежать под») облик и вызывающие ночной кошмар или вступающие в половую связь с человеком. Высказывается масса предположений о характере полового акта с инкубом: он протекает «с наивысшим наслаждением», «необычайно чувственно», или напротив, «он не несет никакого наслаждения, но ужас». Инкубу приписывали необычную физическую природу: его член изображается раздвоенным; похожим на змею; на горящую головню; он ледяной, как, впрочем, и сперма демона. Связь с суккубом могла длиться целыми десятилетиями. Средневековье оставило многочисленные предания о соблазнительницах-суккубах, атакующих и святых отшельников, и доблестных рыцарей.

                           А. Махов 6 стр. 5 илл.

 

Память    Рассказ Борхеса «Фунес, чудо памяти» и «Маленькую книжку о большой памяти» А. Лурии связывает общая тема гипертрофии памяти. Герои обоих текстов, Иренео Фунес и Соломон Шерешевский, обладают беспредельной памятью и не способны запрудить поток наседающих на них воспоминаний. «Мыслить—значит забывать о различиях, обобщать, абстрагировать. В загроможденном предметами мире Фунеса были только подробности, к тому же лишь непосредственно данные». Это предложение не только совпадает с оценкой, даваемой Лурией своему пациенту, но и кажется реинсценировкой 122-го афоризма Ницше: «Хорошая память. Некоторые потому не становятся мыслителями, что у них слишком хорошая память».

                         Р. Лахманн 35 стр.

 


В избранное