Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


Двойник   (двойник как образ средневековой христианской демонологии) Неумолимая логика монашеского самоуничижения приводила к парадоксальному выводу: монах, видевший в себе одни пороки, не мог в конце концов не увидеть в себе самого дьявола. Дьявол предельно чужд и враждебен человеку и всему человеческому; но, с другой стороны, человек, по-настоящему беспощадный к себе в бичевании собственных грехов не мог не придти к выводу, что он сам — и есть дьявол. Чужой человеку дьявол по этой логике в конце концов оказывался двойником человека — при том, что само понятие «двойника» раннехристианской культуре, конечно, было неизвестно.

                                   А. Махов 3 стр.

 

Экзорсизм   Акт изгнания демона или демонов из тела одержимого. В роли последнего мог выступать не только человек, но и животное, и даже неодушевленный предмет: так, на немецкой картине XV в., изображающей Марию Магдалину и Иоанна Евангелиста, последний изгоняет благословением яд из чаши с вином, — яд выходит из чаши в обличии змея. Древние галльские экзорсизмы, озаглавленные «экзорсизм воды (и, соответственно, соли, масла)», видимо, также направлены на предварительное очищение материальных субстанций (воды, соли, масла), которые затем, возможно, использовались в ритуально-сакральных целях.

                                 А. Махов 8 стр.

 

Политес     Во французском языке учтивость — наиболее общее выражение идеологии светского общества — обозначается рядом не вполне синонимичных терминов; особенно интересна среди них лексическая пара civilité/politesse. Сivilité (слово, происходящее от корня со значением «гражданство», «общество») означает скорее внешнюю, морально-поведенческую сторону дела — вежливость, благожелательность и предупредительность к окружающим; а politesse (от глагола роlir — «шлифовать», «делать гладким, лощеным») выражает внутреннюю, чисто эстетическую компоненту — изящество и благородство манер, высшее сословно-классовое отличие.

                                    С. Зенкин 9 стр.

 

Медуза    Иногда мы смотрим на нечто красивое с ощущением, что это может нам повредить. Мы восхищаемся этой красотой, но без радости. Впрочем, слово «восхищенно» здесь неуместно: скорее мы «почитаем» предмет или существо, чья притягательность оборачивается для нас отвращением. Существует высказывание Платона об отказе различать красоту и испуг. И тогда нам приходит на ум слово «оцепенение»: оно мешает нам спасаться бегством от того, чего нужно избегать, и заставляет «почитать» даже сам страх до такой степени, что мы, с риском погибнуть, предпочитаем его нашей собственной безопасности.

                            П. Киньяр 8 стр. 18 илл.

 

Дриада   Что больше всего выделяет «Дриаду» Пикассо в раннем кубизме? Наверное, напористая энергия живописной «разделки». Изваянная кем-то из титанов, женщина подобна идолу, однако в ней нет ничего от застывшего истукана. Названное почему-то «Дриадой», странное существо отсылает нас к греческой мифологии, что мало способствует пониманию образа, ибо искусство эллинов не знало подобных форм. Облик гигантессы демонстрируют своего рода первобытный сексапил, однако вся сцена производит двойственное впечатление. Она служит скорее деэротизации, чем сексуальным соблазнам, поскольку заключает в себе нечто пародийное. Непонятно, правда, что пародируется.

                         А. Костеневич 14 стр. 8 илл.

 

Массовая культура   Греческие вазы, перед которыми мы благоговеем в музеях, были массовой культурой, глиняным ширпотребом, и драмы Шекспира в «Глобусе» были массовым зрелищем, на которое ученые-гуманисты смотрели сверху вниз. Когда мы противопоставляем высокую культуру и массовую культуру, мы рисуем картину мира, похожую на религиозную или платоновскую. На одном конце существует мир истинный, на другом — мир ложный, и чтобы причаститься мира истинного, нужно отрясти с себя мир ложный. Если мы не платоники, то не будем притворяться небожителями: признаемся, что окружающий нас мир — не совсем уж такой ложный.

                                   М. Гаспаров 4 стр.

 

Диалектика просвещения   Мы нисколько не сомневаемся в том, что свобода в обществе неотделима от просвещающего мышления. И тем не менее мы полагаем, что нам удалось столь же отчетливо осознать, что понятие именно этого мышления, ничуть не в меньшей степени чем конкретные исторические формы, институты общества, с которыми оно неразрывно сплетено, уже содержит в себе зародыш того регресса, который сегодня наблюдается повсюду. Если Просвещение не вбирает рефлексию этого возвратного момента в себя, оно выносит самому себе приговор. В силу того, что осознание деструктивности прогресса остается уделом его противников, слепо прагматизированное мышление утрачивает способность к процедуре снятия и, следовательно, связь с истиной.

                    М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно 45 стр.

 


В избранное