Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


Déjà vu  

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 

Перевод  Черносотенство  Гротеск  Зло  Сон  Чтение   Крысолов  Психоделики

Биотехнологии   Евгеника   Ушу  Праздность (Китай)   Шаббат   Катарсис     Аскет

Янтарная комната  Карлик  Берсерки  Палач  Подделка  Любовь (суфизм)  Свист  

Культурный империализм   Социализм  Терроризм  Кинизм  Православие   Время

Свобода воли    Триумф смерти   Факир   Масонство   Власть   Барби   Потенция

Места памяти   Космополитизм  Театр для себя  Алхимия  Миф 


Ницше    Ирония присутствует в каждой фразе Ницше, в каждом слове, в каждом звуке. Кто принимает высказывание Ницше за утверждение, не улавливая в нем одновременного самоотрицания, тот попадает в ловушку смешного, из героя иронии превращается в жертву тайного и тем более язвительного осмеяния. Ирония Ницше приводит к тому, что опровергается само опровержение современных нигилистических ценностей, опровергается сам опровергатель: "Я декадент, и я противоположность декадента". Вечно дурацкое у Ницше весьма напоминает подчас то, что православная традиция называет юродством. Слово "Narr" (дурак - шут) становится ключевым к "Дионисовым Дифирамбам" Ницше.

                                               В. Микушевич 5 стр. 7 илл.

 

Ницшеанство    Ницшеанство как общеевропейский феномен занимает особое место в ряду сходных явлений потому, что завершает тот период культуры, который проходил под знаком «авторских идей», перерабатываемых культурной средой. Русский читатель познакомился с сочинениями Ницше довольно поздно. В 1894 г. Михайловский указал на первые ростки псевдоницшеанства в России, назвав в числе  популяризаторов Ницше Боборыкина. «Бывали случаи, когда люди принимались похищать чужую собственность, соблазнять девушек, предаваться пьянству, — и все это, чтобы осуществить теории Ницше о свободе индивидуума, который стоит выше нравственных предписаний».

                                                   М. Ю. Коренева 16 стр.

 

"Антихрист"    Поскольку в произведении Ницше "Антихрист" не идет речи ни об Антихристе (по крайней мере Антихристе, каким его рисует наше воображение), ни о духе или каком-то существе, ему подобном, то в данном случае можно допустить перевод «der Antichrist» как «антихристианин», и этот перевод основан на идее произведения. Однако «антихристианин» — это слишком просто для Ницше, ставившего сверхзадачи. Нельзя отрицать сильнейшего влияния на Ницше Достоевского, и это, несомненно, нашло отражение и в видении Христа. В 29-й главе появляется характеристика Иисуса как «идиота», некое отождествление, которое возникает как противоположность позиции Ренана. Возможно, это сравнение казалось столь кощунственным, что до 1956 г. данная глава отсутствовала в изданиях. 

                                               А. А. Щепетова 14 стр.

 

Трикстер   Цивилизованный человек забыл о Трикстере. Он и не подозревает, что его собственная скрытая и на первый взгляд безобидная тень обладает такими качествами, которые не могли присниться ему и в самом страшном сне. Присутствует ли он в плутовских историях, на карнавалах и пирах, в свяшенных и магических обрядах или в религиозном страхе и экзальтации людей — призрак Трикстера никогда не покидает мифологию — будь он в безошибочно узнаваемом или в странно изменившемся облике. Очевидно, он представляет собой одну из «психологем», одну из чрезвычайно древних архетипических структур психики.

                                                      К.Г. Юнг 12 стр.

 

Трикстер   Кто первым сыграл все эти шутки, кто вписал их в порядок вещей? Неважно, появился ли он в человеческом обличье или в виде хитрого зверя, прототипа Рейнеке-Лиса. Так или иначе, он во всех своих проявлениях был изначальным существом того же порядка, что и боги и герои греческой мифологии. Фигура Трикстера представляет собой вневременной праобраз, корень всех плутовских созданий мировой литературы, охватывающий все времена и культуры. Он несводим только к литературной сущности, он выше всего того, чем ограничены смертные трикстеры.

                                                  Карл Кереньи 23 стр.

 


В избранное