Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


Déjà vu  

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 

Перевод  Черносотенство  Гротеск  Зло  Сон  Чтение   Крысолов  Психоделики

Биотехнологии   Евгеника   Ушу  Праздность (Китай)   Шаббат   Катарсис     Аскет

Янтарная комната  Карлик  Берсерки  Палач  Подделка  Любовь (суфизм)  Свист  

Культурный империализм   Социализм  Терроризм  Кинизм  Православие   Время

Свобода воли    Триумф смерти   Факир   Масонство   Власть   Барби   Потенция


Места памяти    Игра памяти и истории формирует места памяти, взаимодействие этих двух факторов приводит к их определению друг через друга. Изучение мест памяти (lieux de mémoire) находится на пересечении двух течений, которые придают ему — сегодня и во Франции — его роль и его смысл. С одной стороны, это движение чисто историографическое, момент рефлектирующего возвращения истории к себе самой, с другой — это движение собственно историческое, конец определенной традиции памяти. Это время мест, это тот момент, когда огромный капитал наследия, который мы переживаем в интимности памяти, исчезает, чтобы ожить снова только под взглядом восстановленной истории. Решительное углубление работы истории, с одной стороны, и начало консолидации наследия — с другой.

                                                         Пьер Нора 34 стр.

 

Космополитизм    Представление о «гражданине мира» было позаимствовано Эразмом у Тертуллиана, а тот связывал его с «градом небесным». Отголоском этого стала идея Св. Августина о всеобщем «граде божьем», а позже - средневековое понятие christianitas. В отличие от эразмовского, просвещенческий космополитизм имел светский характер. Процесс обмирщения начался с того момента, когда Гийом Постель заново изобрел термин «космополитизм» (1544), вложив в него уже не небесный, а земной смысл: он представлял orbis terrarum consordia как наднациональное и внерелигиозное братство людей, основанное на свободном выборе каждого. Противоречия между «космополитизмом» и «патриотизмом» прорывались еще у Руссо: «Не поддавайтесь космополитам: их книги уносят нас в далекие края в поисках обязанностей, до которых они не снисходят у себя дома. Иной философ любит татар, чтобы быть избавленным от необходимости любить своих соседей».

                                                   Bиллем Фрейхоф 12 стр.

 

Театр для себя   В противовес аристотелевскому определению человека как животного общественного, Евреинов выдвигает свое: «... человек есть животное театральное», а одним из основных инстинктов, управляющих деятельностью человека, провозглашает «инстинкт преображения, инстинкт трансформации видимостей Природы, раскрывающий свою сущность в понятии «театральность». Всякое действие, не имеющее целью удовлетворение естественных потребностей, рассматривается Евреиновым как деятельность театральная. Евреинов: «Когда я говорю «театра», я меньше всего думаю о вашем театре, официальном и платном, рассчитанном «для всех», определенном и в смысле места, и в смысле времени, и в смысле характера представлений. Когда вы говорите «любовь», вы же не имеете в виду прежде всего публичный дом!»

                                                 А. Д. Семкин 11 стр. 2 илл.

 

Алхимия   Результатом поиска рациональных методов достижения бессмертия явился труд Гэ Хуна (280-340) «Мудрец, объемлющий простоту». Гэ Хун демонстрирует «технический» подход к сакральному началу, которое может быть достигнуто посредством внешней или внутренней алхимии. То, что в древности было лишь вспомогательным средством для вхождения в состояние транса — различные галлюциногены, — для раннесредневекового мистика становится единственно возможным способом контакта с духами и достижения бессмертия. В свой труд Гэ Хун включает рецепты изготовления пилюли бессмертия, и уже по описаниям этих рецептур можно понять, что некоторые  были сильнейшими галлюциногенами и ядами.

                                                           А. А. Маслов 8 стр.

 

Миф  В Китае распространено очень мало мифов и сказок, а те, которые существуют, никогда не занимали особого места в китайских представлениях. Парадокс заключается в том, что большинство космогонических мифов возникает лишь в начале I тыс. Часть из них вообще приходит из других областей, например с юга Китая. Все это представляется странным, поскольку обычно считается, что именно мифы о создании мира являются самыми древними по происхождению. У китайцев же они появились, очевидно, после того, как Конфуций создал свое учение, Лао-цзы написал свой трактат, многие крупные философские школы возникли и успели умереть, а в Китае появилась первая империя и была построена Великая Китайская стена.

                                                         А. А. Маслов 12 стр.

 


В избранное