Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


Déjà vu  

    

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 

Лебедь Король-судья Нарцисс Пантера
Идеология Дерьмо Фашизм Благовония
Клеопатра Письмо Рембрандт После Освенцима
Бред Лесбийская любовь Масштаб Музыкал. инструмент
Матриархат Хазары Chanel N 5 Лимерик
Казнь Заумь Чтение вслух Бумага
Реинкарнация Инквизиция Дон Кихот Облака
Конец истории Экспрессионизм Квакеры Секуляр. священство
Комиссар Свобода Апофатика Бардо Тодоль
Оргазм Татаро-монг. иго Праздник Инцест
Экстаз Город Солнца Веротерпимость  


 

Желание       Как это заманчиво обрести свой Цветик-семицветик, Золотую рыбку или Волшебную лампу, подобную той, что была у Аладдина! Именно потому, что многие наши желания неосуществимы. Но и те, что требуют для своей реализации всего лишь «разбега» на дистанции «пространство — время», часто оказываются уже нежелательными, вызывая у нас досаду, удивление или безразличие. Примечательно в этом плане грустное автобиографическое наблюдение П. Флоренского. В письмах с Большого Соловецкого острова матери, жене, дочери — каждой из них — он писал, что пределом всех его желаний в детстве было желание жить на острове вроде кораллового рифа, видеть приливы и отливы, собирать ракушки, морские звезды и водоросли. В письме жене от 5—7.11.1934 г. он замечает: «И вот я на острове, есть здесь и приливы-отливы, а м. б. скоро начну возиться и с водорослями. Но исполнение желаний такое, что не узнаешь своего желания, и тогда, когда желание уже прошло».

                                                 Л.В. Мурейко    7 стр.

 

Символ    Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться». Именно в этом состоит принципиальное отличие символа от аллегории: смысл символа не существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из образа. Соотношение между значащим и означаемым в символе есть диалектическое соотношение тождества в нетождестве: «…каждый образ должен быть понят как то, что он есть, и лишь благодаря этому он берется как то, что он обозначает». Здесь приходится искать и специфику символа по отношению к категории знака.

                                              С.С. Аверинцев    7 стр.

 

Подделка    Проблема выявления старообрядческих подделок икон чрезвычайно остро стоит в современной музейной и экспертной практике. Стало очевидным, что в дореволюционных коллекциях имеется немало подделок, производство которых во Мстере было поставлено на широкую ногу. Среди старообрядческих подделок встречаются имитации врезков на старых досках, когда по новому левкасу прорезается граница якобы врезка. Так, на одной иконе из частного собрания в центр доски был как бы врезан прямоугольник, на котором написана фигура святого воина. Фигура размещалась с некоторым отклонением от вертикальной оси, что, по замыслу автора, очевидно, должно было подчеркнуть само наличие врезка, обратить на него внимание. Принято считать, что покупатели таких икон были людьми несведущими и приобретали фальшивку за древний подлинник. Однако слово «подделка» в среде ценителей древней живописи не имело сегодняшнего негативного оттенка. Н. М. Постников специально заказывал подделки «под строгановское», «новгородское», «греческое» письмо у лучших старинщиков Мстеры. Такие иконы, откровенно называемые на ярлыках «Подделок под новгородское письмо Нестера Климова, Москва, 1862 г.», были не подделками в смысле неподлинности, фальши, и даже не стилизациями. «Подделаться» значило максимально приблизиться к древнему образцу, проникнуться его духом настолько, что результат оказывался аутентичным подлиннику.

                                            Я. Л. Бусева-Давыдова   6 стр.

 

Идентичность     Изучение культуры предполагает не только анализ ее движения в истории, рассмотрение отдельных ее феноменов, исследование на основе культурных кодов, смысловых оппозиций и категорий. Культура может анализироваться сквозь призму идентичности. Человек постоянно идентифицирует мир в его различных проявлениях. Столкнувшись с неизвестным и непонятным объектом, человек выясняет, что находится перед ним и пытается распознать его через сравнение. Человек может приписать этому объекту черты уже известного или вообще отказаться от его идентификации, полагая, что достаточно знать, как этот объект именуется. Идентичности объекта человек добивается в самых различных аспектах, но она совершенно необязательно бывает полной. Кроме того, процесс идентификации не всегда приводит к достижению истинной идентичности. Она может быть и ложной.

                                           Л. А. Софронова    17 стр.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье  Фаллос: Паскаль Киньяр. Фасцинус (Из книги Секс и страх)

К статье  Дневник: Ролан Барт (из книги Ролан Барт о Ролане Барте)

К статье  Пародия:

 Л.А. Трахтенберг. Сумасброднейший, Всешутейший и Всепьянейший собор

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Дж. Роули. Принципы китайской живописи

 


В избранное