Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


Déjà vu  

    

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

 

Экстаз    В эпоху расцвета древнегреческой цивилизации, сопровождавшегося всплеском утонченной философской мысли, рождением этических систем, возрастало влияние элевсинских и орфических мистерий, которые приобретали панэллинский характер. Судя по скудной информации относительно главных таинств в эзотерических мистериях, их участники тоже переживали экстатические состояния, однако они не имели оргиастического характера и были вызваны не столько "телесными", динамичными формами ритуалов, сколько употреблением галлюциногенов, острыми эмоциональными переживаниями, связанными с самим действом и различными световыми и звуковыми эффектами. Характерно, что именно в это время Платон впервые ввел понятие "экстаз", трактуя его, однако, как духовную деятельность, созерцание высшего плана бытия. В послании парижских богословов XII в. говорилось: "Все мы, люди, —плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха Божьего".

                            А.А. Пелипенко, В.М. Хачатурян   18 стр.  8 илл.

 

Город Солнца     Полагать, будто стремление Кампанеллы улучшить человеческую природу основывалось прежде всего на безграничном желании подчинить всё и вся тотальной регламентации, - значит не искать решение, а заводить самих себя в тупик. Общеизвестно влияние Платона на Кампанеллу. Это Платон учил о "наилучшей поре плодоношения", "о лучшем и худшем качестве рождения". Надо помнить и о его завете: коль "не в пору сведут невест с женихами, то не родятся дети с хорошими природными задатками и со счастливой участью". О более древней традиции писал Плутарх: "Ликург первый решил, что дети принадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы граждане рождались не от кого попало, а от лучших отцов и матерей". Город Солнца, по Кампанелле, основали выходцы из Индии. Прибывшие на остров Тапробана решили "жить по-философски общиною" и посему установили "общность женщин".

                                                А.Э. Штекли   11 стр.  4 илл.

 

Веротерпимость    Хорошо известно, что в суфизме была выдвинута концепция веротерпимости, которую без всякого преувеличения можно назвать абсолютной. Я имею в виду теоретические построения Мухйи ад-Дина Ибн'Араби (1165-1240), наиболее выдающегося философа-суфия. Известно также, что эта концепция опирается на солидный онтологический фундамент теории, получившей название «единство бытия» (вахдат ал-вуджуд). Цель этой статьи - показать, что для понимания концепции веротерпимости не менее важен учет логики, которой руководствуется Ибн'Араби при ее построении. Именно эта логика задает пределы применимости тех или иных тезисов, устанавливает условия непротиворечивости отдельных положений и связности теории в целом.

                                                  Л. В. Смирнов  21 стр.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье  Фаллос: Паскаль Киньяр. Фасцинус (Из книги Секс и страх)

К статье  Дневник: Ролан Барт (из книги Ролан Барт о Ролане Барте)

К статье  Пародия:

 Л.А. Трахтенберг. Сумасброднейший, Всешутейший и Всепьянейший собор

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное