Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



 

Секулярное священство     Термин «секулярное священство» использовал британский философ и историк И. Берлин. Он имел в виду интеллектуалов, оправдывавших государственную религию и преступления власти. Проект удержания публики в неведении, пассивности и послушании прослеживается на всем протяжении истории, но постоянно принимает новые формы. Это особенно верно тогда, когда народ добивается некоторой степени свободы и его уже не так-то просто привести к повиновению угрозой или применением насилия. За прошедший век основными примерами этого являются Англия и США. Во время Первой мировой войны обе ведущих демократии создали высокоэффективные ведомства государственной пропаганды. Целью Министерства информации Британии было «контролировать мышление мира», а особенно мышление американских интеллектуалов, которые, как тогда вполне разумно ожидалось, могли бы сыграть не последнюю роль в вовлечении США в войну. 

                                                    Ноам Хомский    15 стр.

 

Комиссар    Идея репрезентации власти, конечно, восходит к средневековым представлениям о том, что папа является наместником Бога на земле — vicarius Christi. Внутри церковной иерархии эта идея получает практическое развитие в форме папских легатов, которые направлялись папой из Рима для решения различных вопросов. Легаты в той же мере репрезентировали папу, в какой папа — Христа. Через своих легатов папа мог присутствовать всюду. При этом легат не обладал, как считалось, собственной властью, но лишь той властью, которую ему делегировал папа. Он действовал от имени папы, как его эрзац, как его репрезентация. Эта система делегирования власти была позаимствована у Ватикана светской властью и превратилась в институт королевских комиссаров. Комиссары радикально отличались от иных чиновников, чьи прерогативы определялись их должностью, кругом обязанностей и компетенцией. Комиссар же выполнял личное поручение суверена (комиссию).

                                              Михаил Ямпольский    8 стр.

 

Свобода    В области соотнесенности с самими собой сбивающая с толку игра между нахождением и выдумыванием истин подчас принимает драматические и даже трагические формы. Очевидно, что за истиной, которую мы ищем, мы можем признать авторитетность лишь тогда, когда у нас не возникает подозрений, что мы ее всего-навсего измыслили, создали, выдумали. Мы страшимся погрузиться в беспочвенность субъективного воображения, боимся оказаться отброшенными назад в самих себя, остаться без надежных ориентиров, без поддержки некой субстанциальной истины. Это страх перед свободой, который велит верить в истину, независимую от нас самих. Мы не желаем оставаться со своей истиной один на один, но и не хотим гнать от себя подозрение, что мы ее, скорее всего, лишь выдумали. Конечно, каждый желает быть «свободным». Свободным от того принуждения, которое устанавливает границы желаниям, тормозит развитие, ограничивает способность принимать решения; каждый желает быть свободным от навязываемого ему регламентирования жизни.

                                                  Р. Сафрански   10 стр.

Здесь же статья Т. В. Васильевой "Дионис-Либер, бог свободных". Статья опубликована на сайте давно, но ссылка была утрачена.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Вор: О.И. Тогоева. "Ремесло воровства"

К статье Измерение: М.А. Бойцов. О Весах и мерах

К статье Глобализация: А.А. Грякалов. Контекст глобализации и философия события

К статье Интеллигенция:

Русская интеллигенция и западный интеллектуализм...

(Материалы международной конференции.)

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное