Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Déjà vu  

    

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Chanel N 5     Духи «Шанель N 5» по праву признаны самым знаменитым ароматом XX столетия. Каков был культурный смысл «Шанель N 5» в историческом контексте? «В состав Шанель N 5 входит около 80 ингредиентов. Именно этим Шанель вошла в историю парфюмерии: «Номер пять» поражает своим абстрактным характером». По эстетическому эффекту абстрактный оттенок аромата можно сравнить с абстракционизмом в искусстве. Отказ от принципов фигуративности в живописи В. Кандинского и П. Мондриана, К. Малевича и X. Миро сопоставим с отказом от узнаваемых запахов в композиции духов. Это был сугубо современный подход. Ставка на новые технологии, в данном случае — использование альдегидов, повлекла за собой авангардную эстетику «Шанель N 5». Суть ее заключалась в отказе от мимесиса, подражания природе, а «антиприродность», в свою очередь, делала необязательным узнавание.

                                               Ольга Вайнштейн 15 стр. 7 илл.

 

Лимерик     Лимерик — это форма юмористического, комического стиха абсурдного содержания, написанного, как правило, анапестом и состоящего из 5 строк, рифмующихся аавва. Комичность в лимерике достигается бессмысленностью содержания или нелепостью поведения описываемых в нем характеров. Но хотя в основу лимерика положен абсурд, бессмыслица, эта бессмыслица, как отмечают исследователи, либо должна быть логически организована, либо, не имея очевидной логичности изложения, должна тем не менее содержать некий, пусть абсурдный, смысл. До XIX в., до того времени, когда эта форма стала популярной и обрела те четкие черты, которые присущи ей и считаются характерными для нее и по сей день, лимерики, появляясь иногда в печатном виде, были тем, что в XX в. стало называться «андерграундом».

 

Казнь    Казнь в средневековом городе: зрелище и судебный ритуал. Казалось бы. момент смерти неотвратимо приближался. Однако преступнику, в соответствии с установленным ритуалом, предоставлялась возможность оспорить решение суда. Порой осужденный на смерть имел право затеять борьбу со своим палачом. В 1403 г. в Сан-Квентине во время борьбы палач упал на землю, и толпа горожан потребовала от королевского прево освободить победителя, что и было сделано. Безусловно, такая схватка имела непосредственное отношение к Божьему суду. Казнь могла прерваться и совсем уже чудесным образом - или веревка обрывалась, или лестница оказывалась слишком коротка для виселицы. Все это истолковывалось как божественный знак невиновности осужденного. Во Франции существовал также обычай, по которому любая девушка могла заявить о желании взять осужденного на смерть преступника в мужья, и в таком случае, при полном одобрении окружающих, их брак заключался прямо у подножия виселицы.

                                                       О.И. Тогоева   9 стр.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Вор: О.И. Тогоева. "Ремесло воровства"

К статье Измерение: М.А. Бойцов. О Весах и мерах

К статье Глобализация: А.А. Грякалов. Контекст глобализации и философия события

К статье Интеллигенция:

Русская интеллигенция и западный интеллектуализм...

(Материалы международной конференции.)

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное