Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



 

Письмо    В 1700 году вышла знаменитая книга римского врача Бернардино Рамаццини «О профессиональных болезнях». В этой книге одна глава отводится «Болезням писателей и писцов». Рамаццини устанавливает тесную связь между умственным и мышечным напряжением. Он приводит клиническое наблюдение: "Мне известен один писатель, он жив еще, всю жизнь он непрестанно писал <...>; он начал жаловаться на большую усталость всей руки, которой не помогали никакие средства; в конце концов, рука оказалась парализованной". Интересно, что это первое во всей европейской медицинской литературе упоминание о загадочной болезни, связанной с письмом. С шестидесятых годов XIX века «писчий спазм» стали изучать все выдающиеся невропатологи Европы: в Англии. В конце двадцатого столетия «писчий спазм» едва ли не стал «болезнью века».

                                                      Жан Брейар  9 стр.

 

Рембрандт    В 1655 г. Рембрандт пишет полотно «Освежеванный бык». Тем самым в портретной галерее европейской живописи появляется фигура, не имеющая аналогов. Жестокость выставленного напоказ таит в себе скандальное намерение автора — ввести в изображение потребность в субъекте. В традиционной теории искусства выпячивание материальной субстанции и обнажение приема всегда считалось покушением на нравственные и эстетические ценности. Во всех оценках творчества Рембрандта, как положительных, так и отрицательных, на первый план всегда выступает скандальный характер его живописи. Когда Дидро говорит о «Ганимеде», что тот «отвратителен», что «страх ослабил сфинктер его мочевого пузыря», то его мнение ничем принципиально не отличается от суждений современников Рембрандта, упрекавших художника в нетрадиционном использовании линий и пропорций. Об этом, например, с необычайной проницательностью писал через шесть лет после смерти Рембрандта Я. фон Сандрарт: «...Он не боялся оспаривать наши законы искусства и противоречить им, игнорируя анатомию и пропорции человеческого тела».

                                                Жерар Дессон   17 стр.   21 илл.

 

После Освенцима     В лагерях умирал не человек, не индивид, а экземпляр; и это влекло за собой и смерть тех, кого не затронули мероприятия по механическому процессу умерщвления. Убийство народов – это абсолютная интеграция, тотализация, которая готовится всюду, где люди стали одинаковыми; на человека наводят лоск, его шлифуют (так это называется у военных) до тех пор, пока он – некое отклонение от понятия собственного абсолютного ничтожества, буквально не переплавляется. Культура испытывает отвращение к вони, потому что сама дурно пахнет; ее дворец, как великолепно сказано у Брехта, построен из собачьего дерьма. Спустя годы, после того как эти строки были написаны, Освенцим доказал, что культура потерпела крах. То, что могло произойти там, где живы все традиции философии, искусства и просветительского знания, говорит о чем-то значительном, а не просто о том, что дух, культура не смогли познать человека и изменить его.

                                                         Т. В. Адорно    12 стр.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье  Физиогномика: В.Н. Илюшечкин. Античная физиогномика

К статье Интеллигенция:

Русская интеллигенция и западный интеллектуализм...

(Материалы международной конференции.)

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное