Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



 

Фашизм    Фашистская мистика: религиозный аспект фашистской идеологии. Среди многочисленных публикаций, вышедших в последние годы и посвященных проблемам тоталитаризма, значительное место занимают исследования, рассматривающие квази-религиозный аспект тоталитарных идеологий. Интерес к этой стороне тоталитаризма не случаен: по многим параметрам идеология и практика тоталитарных режимов могут быть отнесены к категории «светских религий», призванных заменить религии традиционного общества; в то же время этот аспект тоталитаризма зачастую оставался вне поля зрения исследователей (хотя роль «культа лидера» в системе тоталитарной идеологии отмечался даже ранними исследователями тоталитаризма). Уже в 1934 г. в Германии была предпринята попытка создать новую «германскую религию», в догматах которой провозглашалось, что «Адольф Гитлер - новый мессия, посланный на землю, чтобы спасти мир от евреев».

                                                Т. П. Нестерова   13 стр.

 

Благовония    Когда говорят о ароматах Версаля, то на ум первым делом приходит королевский двор, где искусство казаться достигло своего апогея. В подобном контексте не вызывает удивления широкое использование как собственно духов, так и разнообразных душистых аксессуаров — саше, перчаток, надушенных вееров. Распространяясь в воздухе, аромат образует вокруг человека своеобразный ореол, продлевающий и возвеличивающий его присутствие. Он расширяет бытие и социальную сферу придворного. Широкое применение духов легко объяснить их статусом предмета роскоши, указывающего на общественное положение человека, а также необходимостью бороться против вони, — однако, как мне кажется, из всего этого не вполне ясно, почему такое небывалое распространение получают ароматические составы. Во времена Людовика XV французский двор так пропитался ими, что в Европе его стали называть «надушенным двором».

                                                    Анник Ле Герер   11 стр.  9 илл.

 

Клеопатра     Во время морского сражения с Цезарем Октавианом Клеопатра уводит свой флот. С этого момента в трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра» все дышит безысходностью: Пропало все. Египтянка-злодейка /Сгубила нас. / Раздула парус и во все лопатки. / Задравши хвост, кобыла! И это только самые мягкие эпитеты, которыми по ходу действия награждается виновница. Как ее только не называют: «заводская кобыла», «египетская мразь», «бездельница», «пятно на всем отродье женщин». Героя и героиню, как диких зверей, загоняют в угол. Они ничего действенного не предпринимают — кролики перед удавом. Но Шекспир ради создания столь грандиозной картины беспримерного женского коварства заметно погрешил против исторической истины. Он пользовался «Сравнительными жизнеописаниями» Плутарха, однако там многое выглядит по-другому. Он отсек ненужную ему ветвь рассказа, в которой Клеопатра предстает энергичной и деятельно здравомыслящей в самой отчаянной ситуации.

                                                А.М. Петров  8 стр.  13 илл.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье  Физиогномика: В.Н. Илюшечкин. Античная физиогномика

К статье Интеллигенция:

Русская интеллигенция и западный интеллектуализм...

(Материалы международной конференции.)

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное