Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



Джорджо де Кирико    Когда Бретон выпрыгнул из автобуса на ходу, увидев в витрине один из ранних холстов Кирико, и точно так же поступил Танги , и Аполлинер разразился странным смехом, поразившим людей вокруг, - нет, не общность бессознательного они тогда признали и не увиденному в действии закону художественного творчества обрадовались. Как всегда в поворотные минуты, в них снова вспыхнула надежда.  Поэзия - вот что на краткий миг воскресил Кирико в лабиринте нашего рухнувшего града.

                                                 Ив Бонфуа    4 стр.  12 илл.

 

Самосуд    Самосуд в русской деревне конца XIX в. был довольно обычным явлением почти во всех частях Российской империи. Большая часть образованных людей в русском обществе усматривала в самосуде акт слепого насилия толпы, подобный линчеванию в Америке. Между тем, автор статьи обращает внимание на то, что лучший словарь эпохи, составленный Вл.Далем, определяет самосуд не только как самовольную расправу, но и как "самоуправство", "суд в своем деле". Изучение судебных и других материалов показывает, что самосуд в русской деревне вовсе не был чем-то стихийным. Жители деревни руководствовались своими мотивами, они отвергали официальный закон, полагая, что он не охватывает всех проблем, от которых впрямую зависит их жизнь, и недостаточно тонко в них разбирается. Крестьянский самосуд был формой защиты собственного правосудия перед лицом усиливающей свое влияние господствующей официальной культуры.

                                                     Стивен Фрэнк    7 стр.

 

Мышь     Аристотель, рассуждая в «Риторике» об использовании оратором словесной омонимии, приводит в качестве одного из примеров возникающей в таких случаях двусмысленности следующее высказывание: «Одним из подобных случаев является использование омонимии, скажем, когда кто-то называет мышь весьма почтенным созданием, ибо от нее происходят самые уважаемые обряды; а под этими уважаемыми обрядами подразумеваются мистерии». Очевидно, что в данном случае обыгрывается созвучие греческого слова μυς «мышь» и корня одного из важнейших религиозных терминов - μυστήρια «мистерии». Три упоминания о связи мистерий с мышами (Аристотель, Дионисий I, Ямвлих) уже не походят на случайность и заставляют попытаться обнаружить возможные причины такого сближения. Для этого стоит обратиться к роли мышей в мифологии и народных верованиях греков. Наиболее ярким примером в этом отношении может служить фигура Аполлона Сминфея, «Мышиного». Подобный эпитет сопутствует Аполлону уже у Гомера, затем у орфиков, Страбона, Геродиана, Гесихия и др.

                                                 Н.П. Гринцер    16 стр.  6 илл.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Кукла Игры в куклы (Япония)

К статье  Граффити: Михаил Лурье. Графферы

К статье Порно Кирилл Кобрин. Порнография и буржуазия

К статье Инсигнии: Михаил Бойцов. Папский зонтик и бог Гелиос

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное