Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



 

Два тела короля     Как известно, король рассматривался в Средневековье и как индивид, и - по крайней мере уже со времен Каролингов - как сверхъестественное существо, причастное сакральной власти. Отсюда вопрос: к каким аргументам прибегала королевская власть для освящения своего господства и каким образом эволюция представлений о власти связана с эволюцией средневекового общества? Понятие "два тела" короля нашло отражение и в пьесах Шекспира. Трагедия короля Ричарда II у Шекспира интерпретируется Канторовичем как трагедия "двух тел" короля. Есть король мистический - король "милостью божьей". Но этот образ королевской власти у Шекспира постепенно сходит на нет, по мере того, как реальная власть короля слабеет. Образ короля, который "никогда не умирает" вытесняется образом короля смертного.

                                           Эрнст Канторович  13 стр.

 

Фрагмент     В литературе «фрагмент» может быть порождением либо обстоятельств чтения, либо — авторской стратегии. В первом (и хронологически более раннем) случае «фрагмент» возникает по вине случая: обрывок трактата, забытый вельможей и заботливо сохраненный климатом или саркофагом застывшей лавы, две-три стихотворные строчки чудом избежавшие костра, разожженного тюрбаноносным турком или закованным в латы крестоносцем, занимательная история, механически попавшая при переписывании в манускрипт, архивная папка, положенная не на ту полку нерадивым энкэвэдэшником — вот орудия неумолимого Времени, равнодушно перемалывающего мириады написанных слов, но порой щадящего какой-то пустяк к недоуменному восторгу позднейших читателей. Именно посредством этих пустяков мы знаем Гераклита, Апулея, Ненния, позднего Гоголя, позднего же Кузмина и десятки тысяч других авторов. Фактически это — совсем иные авторы, нежели они были на самом деле; кто знает, что там было на самом деле сочинено...

                                                 Кирилл Кобрин   13 стр.

 

Пират    В римских юридических сборниках - дигестах — зафиксирован закон, приписываемый мудрому греческому законодателю Солону, где перечислены три равноправные профессии: моряки, пираты и купцы. Никто не мог игнорировать пиратский промысел, хотел он того или нет. Тут все зависело от обстоятельств, как и то, кому быть дичью, а кому охотником. И никто не знал, в какой из этих ролей ему придется выступить, едва родной берег скроется из виду Это была единая «трехглавая профессия», наподобие греческой богини Гекаты или карфагенской Истины. Прав был Гете, утверждавший устами Мефистофеля, что «война, торговля и пиратство — три вида сущности одной». Можно утверждать, что в первую очередь с пиратством связано стремительное развитие судостроения, навигационных знаний, торговых связей, военно-политических союзов — всего, что составляет историю общества.

                                Григорян В.Л., Дмитриев В.И.   19 стр.    5 илл.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Кукла Игры в куклы (Япония)

К статье  Граффити: Михаил Лурье. Графферы

К статье Порно Кирилл Кобрин. Порнография и буржуазия

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное