Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



 

Эффект кобры     Говорят, когда-то, во времена английского колониального правления, в Индии развелось слишком много кобр. Чтобы справиться с напастью, губернатор назначил награду за каждую сданную голову змеи. Индийцам предстояло ловить этих страшилищ. Как же они отреагировали? Они стали разводить кобр, чтобы получить премию. С этим «эффектом кобры» в повседневной жизни приходится сталкиваться на каждом шагу. Во время нефтяного кризиса властям нефтедобывающей Венесуэлы не удалось политическими средствами добиться повышения цены на бензин, чтобы ограничить его потребление внутри страны и получить возможность зарабатывать больше на литре горючего за счет экспорта. Тогда административным путем они ввели в столице Каракасе ограничения на автомобильное движение. По четным дням имели право на езду только автомобили с четными номерами, по нечетным — остальные. Что же сделали венесуэльцы? Они быстро обзавелись двумя автомобилями с разными номерами — четным и нечетным.

                                                    Хорст Зиберт   14 стр.

 

Евгеника      Идея усовершенствования человеческой "породы" (евгеника, от греч. eugenēs, — благородного происхождения, породистый) методами селекции сама по себе очень старая. Платон в своем "Государстве" или Т. Кампанелла в "Городе Солнца" уже разрабатывали стратегии получения человеческих индивидов с заданными качествами. Евгенические идеи органично слились с расистскими установками фашизма. Теоретический труд Адольфа Гитлера "Mein Kampf, излагавший основы национал-социализма, можно рассматривать и как манифест практической евгенической политики. Но путь, пройденный Германией, нельзя считать уникальным, специфическим проявлением "национального характера". Другие страны очень близко подошли к черте, отделяющей отвлеченное теоретизирование от реального и необратимого вмешательства в частную жизнь граждан. По-видимому, только ужасы фашистской Германии, а также факт, что Германия все-таки проиграла войну, удержало их от законодательного разрешения принудительной эвтаназии.

                                                        Ю. В. Хен   9 стр.

 

Марсель Дюшан    Широко используя серийные (готовые, типовые) вещи, Марсель Дюшан - с его неприятием всего, что анахронично напоминает о ручном труде, - вовсе не стремится просто заменить частное, каллиграфически выведенное индивидом, на всеобщее, наделенное той же (абсолютной в своей законченности) неотвратимостью, какой наделена печатная страница по сравнению с рукописной. Нет, никакой мистики красивых вещей, никакой зачарованности простодушных обитателей Запада чудесными изделиями промышленного производства. Скорее этот ход - одно из логических звеньев упорного труда по десакрализации и анатомированию живописи, которому много лет предан Дюшан, озабоченный тем, чтобы использовать свой - как известно, редкостный - дар художника исключительно в форме его отрицания.

                                             Мишель Лейрис  9 стр. 18 илл.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье  Жест Е. Бобринская. Жест в поэтике русского авангарда

К статье  Одежда: Ю. Демиденко. «Надену я желтую блузу»

К статье  Пародия: Аверинцев С.С. Византийские эксперименты

 с жанровой  формой классической греческой трагедии

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Александр Бокшицкий. Неизвестное евангелие по Матфею

 


В избранное