Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu



 

Дорогие друзья! Сайт переехал: http://ec-dejavu.ru

Если вы уже подписались на эту рассылку, переоформлять ее не нужно -

по ссылкам вы переходите на новый адрес

 

 

 

Геральдика (Япония)         Надо признать, что западноевропейские гербы смотрятся подчас эффектнее, чем японские. Изображения золотых или серебряных корон и скипетров, драконов и грифов, львов и орлов, мечей и секир, подкрепленные соответствующими девизами, дают глазу больше пищи, нежели японские черно-белые «ромбики, кружки, цветочки». Однако ни по дизайну, ни по историческому значению ка-моны, или просто моны (так именуют в Японии семейные гербы), не уступают прославленным рыцарским символам Западной Европы. Они проще, но эстетически изящней, утонченнее.Считается, что собственной символикой первым обзавелся японский император Суйко (554–628), приказавший украсить свои военные флаги определенным рисунком. Обзавестись собственным моном разрешено было далеко не каждому японскому роду. Сначала это почетное право монополизировали члены императорской семьи, сёгуны и их ближайшие родственники, наиболее влиятельные придворные. Нарушать запрет решались только известные актеры театра Кабуки и не менее знаменитые куртизанки. Сегодня собственные моны есть даже у гангстерских группировок якудза.

 

Игра   Сугубо детская специализация игр к 1600 году касается только раннего детства — после четырех лет она стирается и исчезает вовсе. Начиная с этого возраста ребенок играет в те же игры, что и взрослые, то с детьми, то с теми же взрослыми. Мы это знаем в основном благодаря богатой иконографии, так как с эпохи Средневековья до XVIII века игры становятся любимым сюжетом художников; это указывает на место, которое занимали развлечения в жизни общества при Старом порядке. На гравюре Арну конца XVII века изображены дети с колодой карт — дети знатных фамилий, о чем говорят манжеты на рукавах девочки. Никто не видит ничего возмутительного в том, что они играют в азартные игры, причем на деньги. Сюжет одной из гравюр Стеллы, посвященных забавам путти: проигравшийся в пух ребенок; видно, что художник сочувствует его горю. Взрослые же, наоборот, находят удовольствие в забавах, которые мы сегодня называем детскими. Резьба на кости XIV века из Лувра изображает игру в «лягушку посредине»: молодой человек сидит на земле, его толкают со всех сторон, а он старается поймать одного из играющих.

                                                    Филипп Арьес   23 стр.  12 илл.

 

Визуальность     Тема видящего глаза, поэтика и эстетика зримости, различные способы читательской рецепции визуального в художественной литературе все чаще привлекают внимание современных гуманитариев. М.М. Бахтин уделяет особое место анализу «культуры зрения» Гете, который придавал «исключительное значение зримости»: «Все остальные внешние чувства, внутренние переживания, размышления и абстрактные понятия объединялись вокруг видящего глаза как своего рода центра, как первой и последней инстанции». По М.М. Бахтину, «Гете с отвращением относился к словам, за которыми не было собственно зримого опыта». Культурно-визуальный комплекс включает в себя, во-первых, «умение видеть время, читать время в пространственном целом мира», во-вторых, «воспринимать наполнение пространства не как неподвижный фон и раз и навсегда готовую данность, а как становящееся целое, как событие»

                                                      С.П. Лавлинский 10 стр.

 

 

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Карты (игра):

Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества

 

К статье Золото:

Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры

 

К статье Юродивый:

Юрков С. Е.  Православное юродство как антиповедение

 

К статье Петр I:

Юрков С.Е. Петровская модернизация как «перевертывание» антимира

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Д. М. Магомедова. Символизм и тоталитаризм...

                

 


В избранное