Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

                                                                   Déjà vu  

    

                                       ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУРЫ                                                                НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Интересное      Интересное — важнейшая комплексная категория, охватывающая практически все явления культуры. Среди оценочных эпитетов, применяемых в наше время к произведениям литературы и искусства, науки и философии, «интересный» — едва ли не самый частый и устойчивый. Если в прежние эпохи ценились такие качества произведения, как истинность и красота, полезность и поучительность, общественная значимость и прогрессивность, то в XX веке, и особенно к его концу, именно оценка произведения как «интересного» служит почти ритуальным вступлением ко всем его дальнейшим оценкам, в том числе критическим. Если произведение не представляет интереса, то и разбор его лишен мотивации.

                                                  Михаил Эпштейн    12 стр.

 

Любовь    Семантическая связь любовь-пища, которая коренится в мифологическом мышлении (см. наблюдение Клод Леви Стросса об общем происхождении каннибализма и инцеста), жива в культуре на всех этапах ее развития: пища и сексуальность неразрывно связаны в Библии, в Дионисиевских праздниках, в римских пирах. Этот феномен предполагает интердисциплинарное исследование: к нему обращаются культурная антропология, медицинская психология, лингвистика, литературоведение. Настоящий текст ограничивается исследованием метафоры любовь-пища в нескольких произведениях русской литературы XIX века, в которых семантические трансформации этой метафоры означают важные этапы развития литературного мышления.

                                                    Дечка Чавдарова    9 стр.

 

Кровавый навет    (называемый также «легендой о ритуальном убийстве»). Согласно этой легенде евреи ежегодно приносят в жертву христианского ребенка и используют его кровь в своих ритуалах. Впервые в истории европейского Средневековья кровавый навет встречается в норвичском деле 1144 г. Во второй половине XII в. такие обвинения широко распространились в Англии, Франции и Испании. В течение последующих четырех столетий легенда о еврейском ритуальном убийстве постепенно мигрировала на восток: Кульминация «эпидемии» кровавого навета пришлась на ХV-XVI вв., затем количество обвинений в странах Западной и Центральной Европы стало уменьшаться (думается, что одной из причин этого была Реформация). Однако в восточноевропейских землях (особенно в Польше) кровавый навет получил широкое распространение как раз в ХV-XVII вв. Cредневековая Русь практически не была знакома с легендой о ритуальном убийстве у евреев. Широкую известность кровавый навет получил в России лишь в конце XVIII в. — благодаря польскому влиянию. Однако уже в 1670-х гг. русский читатель мог ознакомиться со вполне представительной подборкой материалов о еврейском ритуальном убийстве. Это книга архимандрита Иоанникия Голятовского «Мессия правдивый», представляющая собой объемистый антиеврейский трактат в форме диалога между евреем и христианином и являющаяся откликом на появление лжемессии Сабефа Себе.

                                                  А. А. Панченко    8 стр.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Честь:  Н. Ш. Коллманн. Государство и

общество в России раннего нового времени.

К статье Антиповедение: С. Е. Юрков. Антиповедение - гротеск - антимир

                 К статье Монстры: Жак Делюмо. Эпидемия чудовищного (XV-XVII вв.)                        

К статье Мат: Л. А. Китаев-Смык. Сексуально-вербальные защита и агрессия.

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Вл. Карпов  Витализм и задачи научной биологии в вопросе о жизни.

В. Баранов. Гносеологические основания алгебры Декарта

  Маркиз де Сад и XX век  (архив rar 280 kb)

                

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное