Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

                                                                   Déjà vu  

    

                                       ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУРЫ                                                                НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Чудак     Случаев оригинальничания и всевозможных чудачеств в последней четверти XVIII в. насчитывается немало. Под воздействием принципов романтизма, укрепившегося в данный период в культурной жизни России, в сознании образованных сословий оформляется идея ценности свободной, независимой личности, получившая реализацию через потребность публично заявить о себе, подчеркнуть индивидуальность. В соответствии с идеологией романтизма соблюдение общественных норм и правил поведения понималось как признак пошлости. Усиливается пристрастие к чудесному, фантастическому, возрастает интерес к небывалым героям и ситуациям (за что со стороны литературной критики романтизм первой трети XIX в. заслужил название «словесности чудовищ, глупостей и мерзостей»). В конце XVIII — начале XIX вв. в России складывается новое поколение людей, чье поведение отличала готовность совершить нечто неслыханное, чрезмерное, начинается, как пишет Ю.М. Лотман, век героев, чудаков и оригиналов.

                                                      С. Е. Юрков   15 стр.

 

Мистицизм   Мистицизм отражает в себе разнохарактерные идеологические явления, и в определенные исторические периоды. отмеченные кризисом культуры, в обществе происходят вспышки мистицизма. Эзотерические, то есть рассчитанные на узкий круг посвященных, учения существовали на протяжении о всей истории человечества, но «эпидемии мистического помешательства», как правило, наблюдаются в периоды крушения привычной системы духовных ценностей и формирования новой. Именно таким периодом слома культурной парадигмы и был рубеж XIX-XX веков. Старая система духовных ценностей европейской культуры Нового времени, основанная на антропологических принципах, обветшала: всемерное раскрытие, и развитие человеческой индивидуальности обернулось оскалом оголтелого эгоизма. Европейская цивилизация возникла на основе почти религиозной веры в прогресс, и за прогресс, за его поступательное движение, нужно было вести постоянную борьбу, которая в своем фанатизме ничем не уступала религиозным средневековым войнам с неверными за освобождение гроба Господня. Поворот общественного сознания в критические периоды к иррациональным, мистическим, религиозным началам отражает подсознательное психологическое влечение человечества к иному жизненному укладу, иным общественным отношениям. Наиболее творческие в истории человечества эпохи были в то же время отмечены поворотом к мистицизму.

                                                 Елена Шахматова    28 стр.

 

«Запад»   «Запад» как некое культурно-историческое единство, как общность многих народов и стран, исповедующих единую религию — христианство, сходные принципы государственного устройства - демократию, близкие взгляды на мир, общество, человека — гуманизм, — такой «Запад» появился в сознании русского общества сравнительно недавно, в XIX столетии. Однако у этого хорошо нам знакомого и общепринятого в наши дни образа Запада должна быть предыстория, ведь этот образ возник не сразу, он постепенно складывался в русской душе. И то, что Россия никогда не считала себя «Западом», сыграло знаменательную роль в формировании этого образа. Закономерно встает вопрос: какой же «Запад» фигурировал в русских источниках XI —XVII вв., что вкладывали древнерусские авторы в это понятие, существовал ли некий «образ» Запада до переходного периода к Новому времени или нет и что произошло с этим образом в XVII веке?

                                                   Людмила Черная   17 стр.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Честь:  Н. Ш. Коллманн. Государство и

общество в России раннего нового времени.

К статье Антиповедение: С. Е. Юрков. Антиповедение - гротеск - антимир

                 К статье Монстры: Жак Делюмо. Эпидемия чудовищного (XV-XVII вв.)                        

К статье Мат: Л. А. Китаев-Смык. Сексуально-вербальные защита и агрессия.

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Вл. Карпов  Витализм и задачи научной биологии в вопросе о жизни.

В. Баранов. Гносеологические основания алгебры Декарта

  Маркиз де Сад и XX век  (архив rar 280 kb)

                

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное