Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru

                                                                   Déjà vu  

    

                                       ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУРЫ                                                                НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Вино (Китай)   Странные лики духов проступали в видениях магов и медиумов китайской древности. Надев маску, поддавшись ритму ритуального танца, опившись соматическими напитками, человек терял ощущение собственного «я» и оказывался во власти странных ощущений, вступая в беседу с духами. По сути, то, что порою мы называем «религией», в эпоху Чжоу было не более чем видениями и экстатическим трансом, «спусковым механизмом» к которому чаще всего служил прием алкоголя и различных наркотических и психосоматических средств. Именно алкоголь или его заменители играли основную роль в ритуалах культа предков, а также в различных формах медиумизма и спиритизма, путешествиях в загробный мир и т. д. Сам же обряд в символическом смысле заключался не в том, чтобы опиться самим, но в том, чтобы вдоволь напоить духов, а поскольку на каждом обряде присутствует непосредственный представитель духов («заместитель»), то именно он, выполняя обязанности медиума, принимал на себя весь алкогольный удар.

                                                    А. А. Маслов  6 стр.  23 илл.

 

Живая вода   Что происходило с костями, когда их покидала жизненная жидкость и парообразная жизнь-душа? Дело иссушающей старости и смерти завершал огонь. Сухое растение может вновь обрести соки и жизнь — кости высушивались в точности, как семена, перед тем как они смогут дать новую жизнь. Но, чтобы обрести новую жизнь, сухому семени необходима влага. И сухие кости смогут вновь ожить, если получат жизненную жидкость. Гомер подробно описывает, как поступают с костями Патрокла и Ахилла. Кости хранятся не в сухом сосуде, как можно было бы ожидать, но, как сообщается в «Илиаде» о костях Патрокла, они извлекаются из костра, пропитываются вином и укладываются в двойной слой жира. Жертвоприношения умершим чаще всего совершались в виде возлияний. Над большой четвертой шахтовой гробницей в Микенах был алтарь с круглым трубообразным отверстием, уходившим в нижнюю гробницу. Это устройство, как полагают, было предназначено для совершения возлияний, т.е. для того, чтобы жидкость проникала вниз, к умершим. Так из представления о жизни как жидкости и о сухости умерших вырастает широко распространенная идея «живой воды». В Греции она отмечена в мифе о Главке, который получил бессмертие из «источника бессмертия», и в рассказе Еврипида о Саде Гесперид на западном крае земли, «где текут бессмертные источники у свадебного ложа во дворце Зевса, где божественная дарующая жизнь Земля умножает блаженство богов».

                                                  Ричард Онианс  10 стр.

 

Традиционализм cоциально-философская доктрина или отдельные консервативно-реакционные идеи, направленные против современного состояния культуры и общества и критикующие это состояние в связи с его отклонением от некоего реконструированного или специально сконструированного образца, который выдается за исторически изначальную, а потому идеальную социо­культурную модель, сохраняемую в корпусе особого знания, чаще всего — эзотерического. Современный философский традиционализм формируется в первой четверти XX века, обретая постепенно академическую респектабельность во Франции и некоторое политическое влияние в Италии и Германии 30-х годов. Ускоренная урбанизация, индустриализация, социальные и национальные конфликты, гримасы массовой культуры породили в интеллектуальной среде континентальной Европы разнообразные оборонительные идеологии, которые их сторонники предлагали как панацею от ужасов современного мира. Заимствовав у романтиков отношение к традиции как к средству устранения мировой дисгармонии, традиционалисты, отмели романтическую идею плюрализме субстанциальных основ традиций и поставили задачу свести многообразие исторических традиций к некоему примордиальному единству. Этот фундаменталистский подход формировался в русле «герменевтической онтологии» и «религиозного ренессанса».

                                                     А.И. Макаров   9 стр.

 

                                                                              Дополнения

 

К статье Пляски смерти: Жан Делюмо. Двойственность макабра

К статье Сад (Восток): В.В. Малявин. Волшебство сада

 


                                                                  НОВЫЕ   ПУБЛИКАЦИИ

 

Вл. Карпов  Витализм и задачи научной биологии в вопросе о жизни.

В. Баранов. Гносеологические основания алгебры Декарта

  Маркиз де Сад и XX век  (архив rar 280 kb)

                

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.dejavu
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное