Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


Судьба (Китай) Концепция судьбы у древнекитайских философов.  Под древнекитайскими философами здесь подразумеваются прежде всего представители ученого сословия ru, обычно называемые конфуцианцами, которые функционировали примерно с 5 в. до н.э. К концу 3 в. их закопали, а книги их сожгли ради достижения квазикультурного единомыслия и аппаратной централизации. Суть сожженных текстов оказалась малопонятной и чуждой позднейшей культуре, а сохранение и восстановление этих текстов фактически обернулось их реконструкцией и дешифровкой. В древнекитайском языке, есть только один аналог понятия "судьба" — иероглиф ming, он входит в один ряд с иероглифами tian "Небо", "природа", "высшее начало". Китайская судьба — это еще предопределение человека, его "мандат на жизнь" sheng ming. В смертельной опасности китаец вместо "Помогите!" кричит "Спасите судьбу!". Такой подход к судьбе резко отличен, например, от ассоциации английской fate со смертью. А "выправление" этого "мандата" zheng ming — это правильно прожитая жизнь — естественное развитие и полное завершение своей судьбы.      

                                           Автор:      А.М. Карапетъянц    8 стр.

 

Судьба (Ислам)  Одним из распространенных на Западе и Востоке исламоведческих стереотипов является представление об исконном и вседовлеющем фатализме, как характернейшей черте догматики ислама. Подобно всякому стереотипу, этот имеет под собой определенную основу. Ее можно обнаружить во многих высказываниях Корана, где утверждается, что Бог предначертал и создал все поступки людей вообще и каждого человека в частности. Можно ее увидеть и в бытовом исламе, одной из любимых формул которого является фраза: "Я положился на Аллаха". Подобно всякому стереотипу, этот одновременно и ложен. Рядом с выражением концепции предопределения Коран содержит столь же яркие утверждения об ответственности человека за свои деяния, т.е. — о свободе его воли. Вокруг судьбы идет принципиальный спор. Язычники объявляют, что судьба справится и с пророком. Коран отвечает, что Аллах, а никакая не судьба, определяет, что произойдет и с Мухаммадом и со всеми людьми. Другое поле фаталистических терминов культуры доисламской Аравии связано с иным и более сложным представлением о судьбе как времени и о времени как судьбе. Это — безличная судьба всех людей, а не отдельного человека. Время и есть судьба мира. Это чередование дней и ночей, которые определяет все, что в них происходит и существует.

                                          Автор:       М.Б. Пиотровский   6 стр.

 

 Эзотеризм   Эзотеризм Данте. Статья Рене Генона.  Данте совершенно определенно указывает, что в его произведении содержится скрытый смысл, учение в собственном смысле слова, для которого внешний и явный смысл только покрывало .и который должен быть найден теми, кто способен за него проникнуть. Рене Генон философ эзотеризма, он не теософ, не антропософ, далек от оккультного и магического ширпотреба. Его работы это философия, но, разумеется, не рационалистическая или позитивистская, однако это и не мистические откровения в духе Я. Бёме или Сведенборга, хотя он также прозревает своим духовным зрением универсальные духовные истины, но это не духовидение. Это также не магия в смысле Э. Леви. Предмет его философии эзотеричен, тайна тайны, скрытый Бог за Богом открывшимся, искусство чтения букв и за буквами тайного смысла, в котором, в свою очередь, также скрыт еще смысл, за которым еще один и т. д.

                                               Автор:   Рене Генон    40 стр.

 

     

 

                                        Л. Витгенштейн Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрэзера

   Почему тон заметок Витгенштейна столь полемичен по отношению к Фрэзеру? В первую очередь для Витгенштейна были неприемлемы сциентизм и эволюционизм Фрэзера, которые в типичном мировоззрении XIX—начала XX в. шли рука об руку с прогрессизмом. Составной частью убеждения в научном и прогрессивном характере современной европейской цивилизации являются распространенные представления о ее антиподе — о ненаучных, ложных воззрениях «древних», от которых мы, как нам кажется, ушли столь далеко, что нам даже трудно поверить в возможность таких абсурдных представлений и основанных на них диких обычаях, пока нам не приведут каких-то рациональных объяснений, обосновывающих возможность подобных представлений и обычаев. И Фрэзер пытается строить рациональные объяснения такого рода. С его точки зрения, обряды и ритуалы выступают как ошибочная «технология», порожденная ложными теориями об устройстве мира.                          


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное