Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культуры Deja vu


Информационный Канал Subscribe.Ru


                  

Гомосексуальность     В текстах XIX века нередко встречается характерный портрет гомосексуалиста, полового извращенца: его жесты, манера держаться, его вычурные наряды, его кокетство, и, с другой стороны, сама форма и выражение его лица, анатомическое строение, женская морфология всего тела — все это является непременными чертами этого уничижительного описания, которое отсылает одновременно к теме инверсии половых ролей и к принципу некого естественного клейма, свидетельствующего о прегрешении перед природой. Следовало бы, очевидно, проследить всю длинную историю этого образа (которому реальные типы поведения могли тем или иным образом соответствовать благодаря сложному взаимодействию разных факторов — от принятия навязываемых стереотипов до различных форм вызова). Это клише с его столь ярко отрицательной интенсивностью можно было бы счесть просто выражением одной из вековых проблем наших обществ, которым с большим трудом удается интегрировать эти два явления, несовпадающие, впрочем, друг с другом: переворачивание половых ролей и связь между индивидами одного пола. Между тем, этот образ с окружающей его отталкивающей аурой существует на протяжении многих веков; он имеет достаточно четкие контуры уже в греко-римской литературе императорской эпохи.

                                             Автор:   Мишель Фуко    30 стр.

 

Отвращение    В отвращении есть что-то от неудержимого и мрачного бунта человека против того, что пугает его, против того, что угрожает ему извне или изнутри, по ту сторону возможного, приемлемого, мыслимого вообще. Оно так близко и совершенно непостижимо. Оно настойчиво будит, беспокоит, будоражит желание. Но желание не соблазняется. В испуге отворачивается. С отвращением отказывается. От стыда — спасается в абсолютном, и гордится им, и дорожит им. Но в то же самое время это движение, резкое, спасительное — притягивается к этому иному, столь же сладкому, сколь и запретному. Без передышек, это движение, словно движение забывшего все законы бумеранга, — притягивается и отталкивается одновременно и буквально выводит из себя.

                                            Автор:   Юлия  Кристева   30 стр.

 

   

 

                             С. С. Аверинцев   Два рождения европейского рационализма

     Во французском языке слово «энциклопедия» впервые появляется у Рабле: речь идет о «кладезях и безднах энциклопедии». Само собой разумеется, что оно не имеет никакого отношения к идее словаря, «dictionnaire raisonné». Важнее, что оно не предполагает также идеи более широкой — принципа «порядка и последовательности человеческих знаний», как говорил Д'Аламбер; того просветительского пафоса, который выражен в заглавии женевского и лондонского изданий «Философского словаря» Вольтера: «Разум в алфавитном порядке». В эпоху Ренессанса идеал экстенсивной полноты знания характеризовался скорее переливающимся через край изобилием — «кладези и бездны»,— чем жесткой внешней упорядоченностью. Этот контраст заставляет подумать о возможности классифицировать культуры наряду с другими путями классификации также и по следующему различительному признаку: требует ли культура более или менее всеохватывающей организации корпуса наличных знаний на основе императива «порядка и последовательности», или она обходится без такой организации, даже, может быть, избегает ее?

  


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное