Аркадий Слесарев
Воинское воспитание
в обществе традиционном
и обществе модернизированном
Социология различает два основных типа человеческих обществ. В традиционном обществе, преимущественно земледельческом или земледельческо-ремесленном, все общественные функции осуществляются по сложившемуся за века порядку совершенно естественно, независимо от желания или теоретических разработок каких-либо групп людей, органично. Социальный идеал такого типа обществ - монархия, иерархическое народовластие. В обществе модернизированном - чаще всего промышленном, управление, координация, воспитание происходят, продумываются сверху, отражают конкретные интересы тех, кто находится на вершине пирамиды, тех, кто за ними стоит. Такое устройство чаще всего не органично, кризисно. Преимущество модернизированного общества - большая мобильность, технологичность - преимущества чисто материальные. Такому типу обществ соответствуют в духовном плане - определения «общество потребления», в социальном плане - формальная демократия.
В Европе идеалы модернизированного общества сложились и оформились в семнадцатом-восемнадцатом столетии вместе с идеями философского безбожия. В сельской России последствия Петровских модернизаторских попыток стали ощутимы к середине XIX века.
Традиционное сельское общество на Руси - Мир, казачья станица, как совокупность семей. Государство, как совокупность малых общин. В семье отец, в миру, в станице - атаман, староста, выбранный миром. Над всем этим- Государь, помазанный Богом. Это власть земная, земная иерархия. И еще есть церковный приход, посольство на земле другого, Небесного царства, есть приходской священник, ведущий в это царство. Такие незримые нити соединяли, крепили Русь, делали ее непобедимой в битвах.
Защита своей веры, своей земли от нападений извне - важнейшая задача для любого общества. Русскому крестьянину не приходилось долго объяснять, зачем ему идти от семьи в ополчение, в поход с княжеской дружиной, стрелецким войском. Живая память Мира-общины знала, к чему может привести незащита своей земли. Промысел Божий дал возможность русскому народу кровью утвердить верность Православной вере - волна за волной на Русь накатывали язычники, иудеи, мусульмане, католики с запада, юга, востока.
Совершенно органично, без рефлексий семья, община и церковь готовили мальчиков не только к тяжелейшему сельскохозяйственному или ремесленному труду, но и к труду ратному. Читаемое в церкви Священное Писание, жития святых воинов, говорили о святости воинского долга. Историю Отечества не проходили в школах, но было то, что, к сожалению ныне утеряно и что не заменить никаким школьным и внешкольным образованием. Живая память общины - устный рассказ, былина, песня, передавали историю данной общины и всего народа максимально заинтересованно, живо и справедливо.
В казачьей станице Березовской на реке Медведице мне довелось слышать рассказ 80-летнего казака. Он рассказывал казачатам о тех событиях, в которых сам принимал участие или был свидетелем - о Великой Отечественной войне, годах разказачивания. Но так же живо, с обилием фактов, бытовых подробностей и имен, которых уже не осталось ни в одном документе, ни в одной книге, рассказывал он о том, как жгли станицу Петровские каратели в дни Булавинского восстания, как прятались казачки и дети на островке в болоте, как уходили староверы к Игнату Некрасову. Рассказывал он и о том, как провожали казаков на войну 1812 года, кто вернулся с честью и славой. Факты исторические были для этого человека фактами его личной судьбы, а его личная судьба - продолжением судьбы родной станицы. У людей, выросших в стабильном традиционном обществе было четкое представление о своей жизненной задаче, о судьбе своей Родины и ее роли в мировой истории - в первую очередь, как последнего православного царства, четкое представление о том, что « у Бога все живы», и о своей ответственности не только перед Богом, но и перед своим родом.
Важнейшим фактором не только для воинской службы, но и для внутренней жизни каждого человека является дисциплина, послушание, почитание старших. Послушание - одна из важнейших добродетелей Православной жизни. Не внутренняя раскрепощенность, (как метко заметил кто-то - отсутствие крепости), а внутренняя дисциплина и сосредоточенность -главное условие духовного роста. Только в обществе, где обеспечен авторитет старшего поколения, происходит безболезненно смена поколений, передача ценностей. Только общество, в котором существует строгая иерархия, определенная дистанция между старшими и младшими, начальниками и подчиненными, жизнеспособно. «Демократия в аду, а на небе Царство» - отметил русский народ. Нам, людям «свободного века» иногда трудно осмыслить и понять некоторые устои жизни наших прадедов. Старый казак - некрасовец (казаки-Некрасовцы ушли в Турцию после подавления восстания Кондратия Булавина в 1708 году и до середины XX века сохраняли в неприкосновенности язык, быт и нравы XVII столетия), вспоминал, как был в детстве жестоко наказан за то, что недостаточно почтительно подал кружку воды пожилому казаку, как гуляя по станице, малыши старались проходить как можно дальше от тех мест, где собирались старшие.
Тяжелый с раннего детства физический труд, простая здоровая пища давали и крестьянскому парню и казаку достаточную силу и ловкость. Но специальные военные приемы так же органично и ненавязчиво передавались из поколения в поколение - в первую очередь в детских играх, громадное количество которых, особенно в пограничных областях России, связано именно с определенными воинскими приемами и событиями. У казаков, для которых военное дело было основным назначением в жизни, такие игры для детей и подростков были преимущественны. Очень часто в таких играх разыгрывались и реальные исторические эпизоды (у Терских и Кубанских казачат до сих пор быгуют игры в «Черкесов», «Пластунов», «Лазутчиков», «Чеченцев», в «Шамиля»). Кроме того, в казачьих станицах громадное внимание уделялось конной выучке казачонка, масса состязаний и игр была связана именно с конной подготовкой.
Одним из главных игровых событий года в русской деревне, казачьей станице, в городском пригороде, где еще не окончательно были порваны связи с родными урядами, были праздничные (на масленицу, на Троицу) кулачные бои стенка на стенку. Бои эти всегда были игровые, малоувечные, а самое главное, не ожесточающие сердца их участников. По воспоминаниям современников, можно было видеть после такого боя, как участники - противоборцы с разбитыми носами, окровавленными лицами обнимаются, распевают песни. Целый комплекс разминочных игр, единоборств был великолепной воинской школой. Вопреки мнению многих нынешних мастеров рукопашного боя, наличие особого стиля типа вновь придуманного «Казачьего Спаса», системы единоборств в русских деревнях и казачьих станицах не подтверждается этнографически. Да и не нужно было это Православным людям. Но определенные приемы и хитрости боя безусловно передавались стариками молодым бойцам. В стеношном бое важнейшим элементом была не столько физическая сила, сколько спайка и взаимодействие бойцов в стенке. Лучшей подготовки воинов для рукопашного боя, для наступательных действий придумать было трудно. Бой в стенке учил преодолевать страх, чувствовать плечо товарища, учил решать и определенные тактические вопросы. С малолетства привыкший ходить в стенке, русский солдат был непобедим в штыковом бою.
Еще в XVII - XVIII веках упоминались и большие потешные баталии - станица на станицу, казачат (до 17 лет) и казаков - малолеток - в конном строю, под барабанный бой и трубную музыку, со знаменами и деревянным оружием. На эти бои смотреть собиралась вся станица, в честь победителей устраивался праздник. В этих боях использовались все приемы и хитрости настоящего казачьего боя - разведка и обходы, вентерь и атаки лавой.
Целый комплекс ритуалов, связанных с воспитанием мальчика, также готовил его к воинской службе. Первая, в три года, проездка верхом в строевом седле, передача малыша с женской половины на мужскую, первые шаровары, многочисленные испытания на смелость, крепость, постоянная оглядка на старших, воевавших уже казаков-героев, делали воинское воспитание осмысленным и предметным, ставили перед подрастающим воином четкие ориентиры, создавали ясный и зримый образ идеального Православного воина, к которому было необходимо стремиться.
Растущий город с тысячами соблазнов, промышленность стали подрывать еще в начале XIX века мир русской деревни. Связь поколений начала рушиться. Уже к 1910 году даже в казачьих, наиболее стойких и крепких общинах, стал намечаться этот процесс. Фонды Главною Управления казачьих войск за начало XX столетия полны паническими рапортами атаманов и воинских начальников: «Приходят на службу казаки, не умеющие держаться в седле, не знающие, что они казаки и почему они гак называются, чем казаки отличаются от прочего населения». В пополнении пехотных и армейских кавалерийских полков картина была еще более удручающая. Плоды Петровской модернизации дошли и до русских деревень и станиц. Началась и продуманная агитация антигосударственных сил. После проигранной русско-японской войны, после кошмара 1905-1907 годов лучшие школьные педагоги, священнослужители, офицеры стали задаваться вопросом - как в новых условиях, когда рушатся вековые уклады, восстановить вековечную систему ценностей, важнейшими из которых были Православная Вера, любовь к Государю, чувство Державы и готовность защищать ее до смерти. Тогда впервые встал вопрос о том, как можно в новых условиях восстановить органично главные ценности традиционного уклада жизни, как можно совместить эти ценности с ценностями нового, модернизированного общества - всеобщей образованностью, свободным распространением любых мнений. Этой проблеме посвящены произведения крупнейших военных и гражданских педагогов России - Рачинского, Ушинского, Фон-Эксе. Воспитанию пополнения армии с самого раннего возраста посвящено громадное количество статей в «Военном сборнике», «Разведчике». В эти годы появилась и получила разработку идея воспитания детей в свободное от учебы и трудов время в военизированных коллективах - «потешных полках», «скаутских отрядах». (Подобные процессы происходили и в Империях Запада - «скаутизм» возник в кругах боевого офицерства Британской Империи, озабоченных судьбой Империи, «Школьные ополчения» Германии были детищем «железного канцлера» Бисмарка). Для «потешных» рекомендовалось в первую очередь занятие воинским строем и воинской гимнастикой (по образцу западнославянских «соколов») затем изучение истории воинства, походы и занятия непосредственно воинским делом с воинскими играми. «Скауты» сосредотачивались на навыках выживания в условиях дикой природы, на родиноведении, нравственном самоусовершенствовании.
Был востребован и опыт обучения и воспитания казачат в казачьих станицах. В них вновь возродились традиции потешных баталий, парады и смотры казачат и «малолетков» (18-20 лег). Известно, что уровень подготовки в таких полках был настолько высок, что во время Царскосельского смотра Государыня Императрица просила немедленно прекратить джигитовку казачат 12-13 лет - такие чудеса творили они в седле. Казаки тоже думали, как предотвратить распад казачьих обществ, упадок казачьего духа. Решались вопросы использования офицеров «льготы» (особенность казачьей службы, при которой офицеры служили периодами, которые чередовались с периодами долгосрочного отпуска) для организации обучения казачат, издавалась литература, рассказывающая в доступной форме о славном воинском прошлом России, казачества (наибольшей популярностью пользовались книги П.Н.Краснова, будущего Атамана Войска Донского). Улучшалось качество военного обучения в казачьих станицах и на предпризывных сборах приготовительного разряда (19-21 год)
Много хорошего делали Православные приходы, местные отделения патриотических и монархических союзов. Вся эта работа шла под непрестанным огнем критики со стороны «прогрессивной общественности», нерегулярно, зависела в основном от частной инициативы. Несмотря на громадный интерес Императора к такой работе, чиновничество не осознало громадную опасность разложения общинных устоев, упадка Веры.
Многое из этих наработок мы можем использовать и сейчас, когда процесс разложения традиционных ценностей русского народа дошел уже до крайней точки.
Важнейшее из уроков прошлого - воинское воспитание должно начинаться как можно раньше, с самого раннего возраста мальчик должен знать о том, что ему придется стать воином и гордиться этим. Когда полностью разрушена естественная общинная среда, когда нет стариков, хранителей преданий прошлого у сознающих это взрослых патриотов один путь - самостоятельное кропотливое, археологическое изучение остатков, обломков этих преданий и конструирование вокруг хотя бы малого числа мальчишек искусственной микросреды с максимально органичным погружением в нее.
У нас есть Православная церковь - нерушимая и неразрушимая, есть наши приходы, в которые осторожно, постепенно надо вводить невоцерковленных ребят. В жизни прихода есть много моментов, в которых мальчишки могут участвовать, сознавая свое место в Церкви, как в союзе верующих. Это работы на благоустройстве Храмов, на первых порах, работы в которых ясен и виден результат. Это организованные приходом праздники - реконструирование нормального календарного года Православного христианина.
Самый тяжелый момент - реконструкция нормальных человеческих отношений между самими мальчишками, воспитанными нашим телевидением на романтике блатных малин. Полностью разрушен ритмический и мелодический ряд русского народа, сложившийся веками. В этом ряду удивительным образом наслоились, переплелись ритмы древнейших славянских былин и песнопений с ритмами и мелодикой Византийской литургии. Сейчас практически произошла уже смена этого удивительного строя строем африканских ритуальных танцев и еврейского фольклора. Недооценивать серьезность этого не приходится это нарушение генотипа, это причина серьезных кризисов личности. Что можно сделать с этим в небольшом мальчишеском коллективе - можно только одно - петь, петь и петь - петь в парадном и походном строю, петь на привалах у костров прекрасные старинные воинские песни.
Самым удачным способом органичного воссоздания традиционной среды является объединение взрослых православных людей, сознательно реконструирующих в первую очередь в себе духовный строй, строй отношений с другими людьми и введение в эту среду детей и подростков. У казаков уже в наше время есть положительный опыт такой работы -формирование взрослых воинских запасных объединений и учебных команд для казачат при них. Мальчишки стоят с взрослыми в Храмах (может и не понимая, что происходит поначалу, нехотя, но уже осознавая нормальность, необходимость этого), работают, ходят в походы, слушают, а потом и сами поют старинные песни не по принуждению, а потому, что так уж повелось в подразделении, потому что так делают те, кому мальчишки хотят подражать. Мальчишки надевают традиционную форму и то, что происходило с теми, кто когда то носил такую форму, становится фактом не школьной, а личной истории (похожее происходит и в военно-исторических клубах, но там это не находит развития). Воинская подготовка происходит не только на занятиях (все, что напоминает школьные занятия, вызывает определенный протест у подростков), но в играх, походах, паломничествах.
Первая задача - показать подростку возможность жизни иной, чем та, которой живут окружающие его люди, которая культивируется средствами массовой информации. Затем следует доказать своим примером, кропотливой ежедневной работой, что это именно и есть нормальная человеческая жизнь. Воспитателю необходимо сначала изучить и понять, воспринять традицию, затем заставить себя следовать ей, как это ни тяжело, как ни тяжело человеку, воспитанному в конце XX столетия переломить свою гордыню, свое хотение, свой образ жизни свои пристрастия.