Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай и Россия, взаимоотношения и история No 19



КИТАЙ И РОССИЯ,
взаимоотношения и история

No 19

В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:

  1. Информационный блок. Материалы по показателям. Военные силы

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. МАТЕРИАЛЫ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ. ВОЕННЫЕ СИЛЫ

Военные силы – усиление вооруженных сил и их передислокация в государствах, создание зарубежных баз будет иметь место для любого типа войны. Само увеличение военных расходов может проходить под любым предлогом, например переоснащения армии, изменения ее структуры и т.п. В целом адекватные материалы по показателю трудны для получения, в силу засекреченности таких данных, обычно возможен анализ лишь косвенных материалов и данных приводимых зарубежными источниками. Также возможен анализ официальных доктрин, но они не полностью отражают реальную способность армии к действию, кроме того, часто носят еще плановый или декларативный характер. Соответственно применяется дезинформация, когда для сокрытия подготовки к военным действиям информацию не полностью отрицают, а прикрывают другим объектом. Например, вместо нападения на одну страну смещаются акценты к защите от другой; декларируется о возвращении каких-либо «утерянных» территорий; заявляется о мерах по борьбе с терроризмом; полупрозрачные заявления о подготовке к войне с «другой» страной.


[…]

Дальнему Востоку теракты угрожают меньше, чем центральной части России, 01.09.2004 (Дейта.RU)

В первую очередь организации взрывов и других террористических акций мешают затраты на организацию теракта на территории, удаленной от центральной части России. «Несмотря на то, что в исламистские террористические организации «накачивается» огромное количество средств, вероятность проведения терактов на Дальнем Востоке можно оценить как достаточно низкую. Для этого понадобится в несколько раз больше средств – на транспортировку, подкуп, другие расходы» «В то же время, к примеру, взрыв в поезде или захват пассажирского судна легче организовать не в центральной части РФ, а жертв в этом случае может быть гораздо больше, чем при взрыве на улице».

Военным подкинут порцию нефтедолларов, 13 октября 2004 (http://www.utro.ru/articles/2004/10/13/360886.shtml)

Правительством РФ одобрено внесение изменений в федеральный бюджет 2004 г. об увеличении расходов в связи с увеличением доходов, в том числе увеличить расходы на военные нужды на 14,7 млрд. руб., или 3,7% от утвержденных параметров данного раздела бюджета.

Рабочая встреча с Министром обороны Сергеем Ивановым, главкомом Сухопутных войск Алексеем Масловым и бывшим главкомом Сухопутных войск Николаем Кормильцевым, 5.11.2004 (http://document.kremlin.ru/text/appears/2004/11/79104.shtml)

С.ИВАНОВ: Я предлагал Алексея Федоровича Маслова на должность главкома Сухопутных войск. Это самый большой вид Вооруженных Сил. Алексей Федорович 1953 года рождения, с 1970 года – в войсках. В последние годы Алексей Федорович был первым заместителем и начальником штаба Северокавказского военного округа, самого большого по численности военного округа России.

В.ПУТИН (обращаясь к А.Маслову): Алексей Федорович, одна из основных задач, и Министр обороны только что упомянул об этом, – это продолжение и завершение работы по комплектованию части Вооруженных Сил контрактниками. Прежде всего, конечно, речь идет о тех, кто служит на Кавказе.

Вступительное слово на совещании руководящего состава Вооруженных Cил России, 17.11.2004 (http://document.kremlin.ru/text/appears/2004/11/79560.shtml)

В.ПУТИН: Последовательно реализуются наши планы, наша главная линия – линия на качественное развитие армии и флота, их перевооружение и кадровое укрепление. Эти задачи мы определили как жизненно важные и для Вооруженных Сил, и для страны в целом. Определили, потому что для нас очевидно: эффективные, боеспособные Вооруженные Силы – это важнейший фактор, защищающий Россию от любых форм военно-политического давления или потенциальной агрессии. Обращаю ваше внимание на ряд ключевых направлений.

Первое: к концу 2005 года необходимо полностью привести состав, структуру и численность войск в соответствие с характером и направленностью существующих и прогнозируемых угроз.

Второе: основополагающей задачей органов внутреннего управления по-прежнему остается повышение боеспособности войск, в первую очередь частей и соединений постоянной готовности, частей, которые призваны стать костяком, главной ударной силой нашей армии. Прошу также постоянно помнить, что боевая подготовка должна учитывать и современный опыт, и тенденции развития военного искусства.

Третье: существенные решения были приняты нами в сфере оснащения войск новыми вооружениями и военной техникой. Эти программы уже разворачиваются на практике. В качестве положительных примеров назову работу над базовым вариантом ракетного комплекса Сухопутных войск, создание нового поколения стрелкового оружия, средств индивидуальной защиты, успешное проведение очередного этапа испытаний морской ракетно-ядерной системы.

Перевооружая армию, мы опираемся на качественно возросшие финансово-экономические возможности. Темпы роста расходов на техническое оснащение войск, планируемые на 2005 год, впервые превышают показатели последних лет более чем на треть.

Заключительное слово на совещании руководящего состава Вооруженных Cил России, 17.11.2004 (http://document.kremlin.ru/text/appears/2004/11/79565.shtml)

В.ПУТИН: Мы с вами знаем, что ежегодно минимальный уровень расходов Министерства все повышается и повышается в части перевооружений, в других частях.

Действительно одна из основных угроз для России сегодня – это международный терроризм. Вместе с тем мы понимаем, что, стоит нам ослабить внимание к таким составляющим нашей обороны, как ядерно-ракетный щит, у нас появятся другие угрозы. Поэтому подтверждаю все, что было сказано Сергеем Борисовичем [Ивановым] в заключительной части. Мы и дальше будем настойчиво и последовательно заниматься строительством Вооруженных Сил в целом, в том числе и их ядерной составляющей. У нас не только проводятся исследования и успешные испытания новейших ракетно-ядерных систем. Уверен, в ближайшие годы они появятся на вооружении. Причем это такие разработки и такие системы, которых нет и в ближайшие годы не будет у других ядерных государств.

Выступление на Всероссийском совещании руководящего состава органов ФСБ по вопросам пограничной деятельности, 1.12.2004 (http://document.kremlin.ru/text/appears/2004/12/80436.shtml)

В.ПУТИН: Вы помните, надеюсь: передавая Пограничную службу в состав Федеральной службы безопасности, мы стремились решить несколько ключевых задач. Прежде всего повысить координацию и расширить оперативные возможности пограничников и тем самым добиться также более высокого качества управления в вопросах национальной безопасности России в целом.

Хотел бы сразу подчеркнуть: государственная граница остается ключевым звеном в системе национальной безопасности России. Ее укрепление продиктовано не чем иным, как необходимостью адекватно реагировать на современные угрозы безопасности нашей страны, такие как международный террор, трансграничная преступность, наркотрафик, незаконная миграция.

Переходя на новую концепцию охраны границы, не следует забывать об определяющем значении подготовки современных кадров. Не секрет, что большинство сегодняшних офицеров-пограничников обучались методам так называемой войсковой охраны границы, однако сегодня они обязаны владеть и всеми современными методами работы.

Белая книга: Китай укрепляет современную оборону, исходя из реальной ситуации, 09.12.2004 (http://uz.moftec.gov.cn, Консульская служба КНР в Узбекистане)

В опубликованной сегодня пресс- канцелярией госсовета КНР Белой книге “Национальная оборона Китая в 2002 году” сказано, что правительство Китая настаивает на принципе строгого контроля над расходованием средств на национальную оборону.

По мере роста экономики Китая, возрастают его расходы на национальную оборону, но низкими темпами. В 1995 году расходы на оборону составляли 1,09 процента ВВП КНР, в 2001 году — 1,5 процента. С 1979 года по 2001 год наблюдалась тенденция снижения удельного веса расходов на национальную оборону в бюджетных расходах страны: в 1979 году эта доля достигала 17,37 процента. В 2001 году она составила 7,65 процента при уменьшении примерно на 10 процентных пунктов по сравнению с показателем 1979 года.

В нынешнем году бюджетные расходы на национальную оборону в КНР составили 169,44 млрд юаней. Доля этих средств в ВВП и бюджетных расходах страны остается более низкой по сравнению с показателями таких стран, как США, Россия, Великобритания и Франция.

В Белой книге отмечается, что в последние годы дополнительные средства на оборону КНР, главным образом, использовались в целях улучшения условий жизни военнослужащих, создания и совершенствования системы социального обеспечения военнослужащих, борьбы с терроризмом и повышения обороноспособности и боеспособности в условиях применения высоких технологий.

China’s National Defense in 2004, 27.12.04

China needs a peaceful international environment for its own development, which in turn will enhance peace and development in the world. Holding high the banner of peace, development and cooperation, China adheres to an independent foreign policy of peace and a national defense policy of the defensive nature. China will never go for expansion, nor will it ever seek hegemony.

A major strategic task of the Communist Party of China (CPC) in exercising state power is to secure a coordinated development of national defense and the economy, and to build modernized, regularized and revolutionary armed forces to keep the country safe.

The world’s major countries are making readjustments in their security and military strategies and stepping up transformation of their armed forces by way of developing high-tech weaponry and military equipment and putting forth new military doctrines.

China’s national defense is the security guarantee for the survival and development of the nation. China’s national defense are to step up modernization of its national defense and its armed forces, to safeguard national security and unity, and to ensure the smooth process of building a moderately prosperous society in an all-round way.

China sticks to keeping its development in pace with its security and makes great efforts to enhance its national strategic capabilities by using multiple security means to cope with both traditional and non-traditional security threats so as to seek a comprehensive national security in the political, economic, military and social areas.

China’s basic goals and tasks in maintaining national security are:

- To stop separation and promote reunification, guard against and resist aggression, and defend national sovereignty, territorial integrity and maritime rights and interests.

- To modernize China’s national defense in line with both the national conditions of China and the trend of military development in the world by adhering to the policy of coordinating military and economic development, and improve the operational capabilities of self-defense under the conditions of informationalization.

- To safeguard the political, economic and cultural rights and interests of the Chinese people, crack down on criminal activities of all sorts and maintain public order and social stability.

- To adapt itself to the changes both in the international strategic situation and the national security environment and rise to the challenges presented by the RMA worldwide, China adheres to the military strategy of active defense and works to speed up the RMA with Chinese characteristics.

- To build a strong military by means of science and technology.

- To deepen the reform of the armed forces. The PLA develops its military theories in an innovative spirit, and explores the laws of building the army and conducting operations under the condition of informationalization.

- To step up preparations for military struggle

The PLA takes as its objective to win local wars under the conditions of informationalization and gives priority to developing weaponry and equipment, to building joint operational capabilities, and to making full preparations in the battlefields.

The PLA, aiming at building an informationalized force and winning an informationalized war, deepens its reform, dedicates itself to innovation, improves its quality and actively pushes forward the RMA with Chinese characteristics with informationalization at the core.

China manages and uses its defense funds, ensures the procurement and supply of its military equipment and materials, and protects its defense assets in conformity with legal provisions and in accordance with the needs of national defense building and the requirements of the socialist market economy.

Минобороны засекретит планы превентивных ударов по террористам за рубежом, 30.12.2004 (http://lenta.ru/russia/2004/12/30/ivanov/)

Правительство России утвердило гособоронзаказ на 2005 год, на который будет выделено 187 миллиардов рублей. В 2005 году в рамках гособоронзаказа 112 миллиардов рублей будет потрачено на серийные закупки вооружений, 62,8 миллиарда рублей на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), 11,8 миллиардов рублей - на ремонт.

Гособоронзаказ -2005 обойдется России в 187 млрд руб., 30.12.2004 (http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/daythemes/2004/12/30/30130911_bod.shtml).

Правительство РФ утвердило гособоронзаказ на 2005г. в размере 187 млрд. руб. В 2004г. на гособоронзаказ из федерального бюджета было выделено 148 млрд. руб., в 2003г. - 113 млрд. руб., в 2002г. - 80 млрд. руб.

Японское правительство решило представить на рассмотрение парламента поправку к Закону о силах самообороны, 12.01.2005 (Агенство Синьхуа).

Согласно 3-й статье Закона о силах самообороны Японии, главные задачи сил самообороны заключаются в защите. Они должны исполнять задачи по “обеспечению общественного порядка”. Данная статья также предусматривает, что самозащита и обеспечение общественного порядка являются “первоначальными задачами” сил самообороны, а участие в миротворческих действиях ООН входит в “побочные задачи”. Однако японское правительство постоянно подчеркивает важность участия сил самообороны в международных миротворческих действиях и стремится к превращению “побочных задач” в “первоначальные”.

Китай строит “великую морскую стену”, 2005/01/18 (http://lenta.ru/world/2005/01/18/lane/)

В докладе, подготовленном по заказу главы Пентагона аналитиками из Отдела стратегических анализов будущего Министерства обороны США. Согласно этому документу, Китай создает линию стратегических партнеров на побережье вдоль морских коммуникаций, ведущих в Персидский залив, налаживая дипломатические связи с рядом стран, включая Пакистан, Бангладеш, Бирму, Таиланд и Камбоджу. При этом цель китайцев, как полагает Пентагон, не только обеспечить безопасное снабжение нефтью, но и создать силу, способную защитить интересы страны в этом регионе.

С. Иванов: Россия не будет использовать ядерное оружие для нанесения превентивных ударов по террористам, 20.01.2005 (Агенство Синьхуа).

“Мы оставляем за собой право на нанесение превентивных ударов по террористам. Нам объявлена террористическая война. В этой ситуации было бы наивным и преступным не предотвратить эту угрозу. Понятие превентивного удара - не российское изобретение, что касается методов, то они могут быть различные, за исключением одного - ядерное оружие применяться не будет”, — отметил С. Иванов.

Пентагон планирует перенести центр тяжести военной стратегии на отражение угроз необычного характера, 27.01.2005 (Агенство Синьхуа).

Американская газета “Вашингтон пост” в среду сообщила, что Пентагон наметил новый план, рассматривающий перенос центра тяжести военной стратегии с обычных войн на противодействие вооруженным мятежам, террористическим организациям, крушениям зарубежных режимов власти и другим угрозам необычного характера. На основе этого плана ожидается реформа вооруженных сил США.

В нем говорится, что традиционная стратегия, отражающая лишь обычные войны, больше не отвечает требованиям новой ситуации в мире, необходимо уделять большое внимание борьбе с необычными угрозами, например, эффективному предотвращению вооруженных столкновений, подобных иракским, терактов, крушения режимов власти в государствах, обладающих ядерным оружием, и создания террористами помех передаче сигналов спутников.

Мажилис одобрил ратификацию Соглашения с РФ о совместном планировании применения войск в интересах безопасности двух государств, 03.02.2005 (Агенство Синьхуа)

Мажилис /нижняя палата/ парламента Казахстана в среду на пленарном заседании одобрил ратификацию Соглашения с РФ о совместном планировании применения войск в интересах безопасности двух государств. Целью соглашения является объединение усилий и согласованных действий Казахстана и России в вопросах обеспечения совместной обороны в рамках общего военно- стратегического пространства.

МИД РФ о возможности нанесения превентивных ударов по базам террористов, 04.02.2005 (Агенство Синьхуа)

Нанесение превентивных ударов по базам террористов возможно исключительно с целью защиты от прямой угрозы национальной безопасности России. Сегодня право на самооборону возникает не только в связи с классическими вооруженными нападениями, то есть нападениями одного государства на другое, но и в случае нападения террористов, подтверждается, в частности, резолюциями СБ ООН, принятыми после 11 сентября 2001 года”, отметили в МИД РФ

Япония намерена сбивать все ракеты, 09.02.2005 (http://lenta.ru/world/2005/02/09/bill/)

Правящая либерально-демократическая партия Японии во вторник одобрила поправки к нынешнему Закону о силах самообороны. Теперь директор Управления обороны может отдавать приказ о перехвате ракет с разрешения всего лишь премьер-министра, не дожидаясь санкции кабинета и Совета безопасности Японии. Если траектория ракет направлена непосредственно в сторону Японии, директор может отдать приказ о перехвате единолично. Также законопроект предусматривает реорганизацию Сил самообороны под единым командованием. Для этого предполагается создать Объединенный штаб, который будет управлять тремя штабами родов войск Сил самообороны

Перевооружение Китая будет стоить Европе американских высоких технологий, 03.03.2005 (http://lenta.ru/news/2005/03/02/china/)

Американские конгрессмены-представители обеих партий выступили с заявлениями о недопустимости снятия эмбарго на поставки оружия в Китай. Согласно данным американской разведки, китайская армия уже почти готова к агрессии против Тайваня. При этом, по данным ЦРУ, китайцы скоро будут в состоянии не только оккупировать остров, но также и отразить американские контратаки, которые США предпримут в случае начала захвата Тайваня. По мнению военных аналитиков, Китай в ближайшие годы может стать серьезной силой, которая будет оказывать влияние на весь южноазиатский регион.

КНР создает линию стратегических партнеров на побережье вдоль морских коммуникаций, ведущих в Персидский залив, налаживая дипломатические связи с рядом стран, включая Пакистан, Бангладеш, Бирму, Таиланд и Камбоджу.

Китай резко увеличивает расходы на оборону, 05.03.2005, (http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/daythemes/2005/03/05/05050641_bod.shtml )

Правительство Китая планирует в 2005г. увеличить расходы на оборону на 12,6% - до 29,9 млрд долл. За последние пять лет это уже четвертое столь значительное увеличение трат на военные нужды. Китайская Народная Республика тратит миллиарды долларов на оснащение своих вооруженных сил современной авиацией, боевыми кораблями и подлодками. При этом спикер Всекитайского собрания народных представителей (парламента) Эньчжу Цзян заявил, что военный бюджет КНР все равно меньше, чем у других крупных государств.

Китай не боится Америки, 09.03.2005, (http://www.rbcdaily.ru/comments/index.shtml?2005/03/09/200183)

КНР не допустит «тенденции к однополярному миру», заявляет китайское руководство. Китай будет выступать против гегемонизма и силовой политики, стремиться к созданию многополярного мира, бороться против терроризма во всех его проявлениях, стимулировать создание мирного, справедливого, стабильного и разумного нового международного порядка.

Собственное стремление к лидерству было подкреплено очередным повышением (почти на 12%) расходов на оборону, официально составивших в долларовом эквиваленте 28 млрд долл. Неофициально, по данным военных аналитиков, траты Китая на оборону значительно выше и могут превысить 42 млрд долл. (так как в официальные сводки не включаются НИОКР, закупки вооружений за рубежом, пенсии военнослужащим и многое другое). Это почти равно бюджету японских «сил самообороны», Великобритании или Франции (по 40 млрд евро). И примерно в три раза выше военного бюджета РФ.

Китай вот уже более десяти лет проводит политику «лучше меньше да лучше» в отношении своей армии. Еще в конце 80-х ее численность доходила до 4 млн человек, а ныне едва превышает 2 млн. Но при этом объемы ее финансирования росли в целом на 11% в год, то есть быстрее, чем увеличивался быстрорастущий ВВП страны (примерно 9%). КНР активно наращивает – в том числе за счет закупок в России – количество современной авиатехники, кораблей ВМФ. Пентагон давно выступил с пугающим прогнозом: к 2020 г. китайские военные расходы составят уже 200 млрд долл. и Пекин резко приблизится по этому показателю к самим США. К 2010 г. в распоряжении Пекина будет в три раза больше межконтинентальных баллистических ракет, способных достичь территории Америки.

Не особенно верят в китайские мирные планы в Казахстане, а также во Вьетнаме, который в 1979 г. пережил агрессию с севера.

При этом, несмотря на меры по ограничению рождаемости, население Китая все равно растет, и даже освоение Тибета и западных территорий не решит проблемы перенаселенности Поднебесной. Китайская деревня ежегодно выбрасывает в город десятки миллионов молодых мужчин, которые не могут найти работы и представляют собой готовое «пушечное мясо». В соответствии с логикой «расширения жизненного пространства» КНР, как считают специалисты , просто вынуждена будет засматриваться на земли соседей. Включая российские дальневосточные, коренное население которых вымирает и уезжает в другие районы.

[…]

 

 

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Автор

Андрей Куминов

Эл. почта

askuminov-china@yahoo.com

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Автор оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации не позволяющей идентифицировать отправителя, если явно не указано иное.
2.  
Материалы подготовлены на основе книги автора рассылки, все права защищены (C). Куминов А.С. <<Китай - надвигается война?>> - СПб.: 100Аж, 2005 - 352 с. ISBN
5-9900513-2-8
3. 
Цитаты (фрагменты и выдержки) из публикаций других авторов даются с информационно-научной целью и могут рассматриваться как реклама этих работ, при несогласии с этим авторов и правообладателей, публикация цитат из их работ будет прекращена.


В избранное