Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2006-09-02

[Притчи] Re: священные писания

Здравствуйте, Анна.

Вы писали 2 сентября 2006 г., 10:09:29:

АН> Cовременный человек использует свой мыслительный потенциал на 3 - 4%, максимум
АН> на 10%.
АН> Обусловленное живое существо склонно совершать ошибки, обманывать других,
впадать
АН> в иллюзию и его чувства не совершенны.
АН> Учитывая это, очень важно читать священные писания в максимальном первозданном
АН> виде и без комментариев.

Как же тогда своим несовершенным умом мы сможем понять смысл
слов священного писания без комментариев? Священные писания
необходимо изучать под заботливым руководством совершенного
духовного наставника. Иначе изучение приведёт к ошибкам, обманам,
иллюзии и будет несовершенным.

"Чтобы познать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его
смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание,
ибо они узрели истину." [Б.Г. 4:34]

   2006-09-02 22:13:29 (#586382)

[Притчи] священные писания

Cовременный человек использует свой мыслительный потенциал на 3 - 4%, максимум
на 10%.
Обусловленное живое существо склонно совершать ошибки, обманывать других, впадать
в иллюзию и его чувства не совершенны.
Учитывая это, очень важно читать священные писания в максимальном первозданном
виде и без комментариев.

*************************************************

Катха Упанишада
Часть 1.1
Один брахман, желая небесной награды, принес в жертву богам все свое достояние.
У него был сын по имени Начикетас. Глядя на жертвоприношение отца, мальчик испытал
прилив веры и подумал: "Эти коровы давно бесплодны и дряхлы. Такое нищенское
подношение воистину приведет моего отца в безрадостные миры".
Он спросил : "Отец, а кому в жертву ты принесешь меня?". Спросил раз, и другой,
и третий - и, наконец, отец в раздражении сказал:
"Я принесу тебя в жертву смерти".
Начикетас сказал: "Я всегда был первым из первых и равным среди равных. Что же
сделает со мной Яма, Царь смерти?
Смотри, что было с предками и что происходит с живущими ныне. Все смертные подобны
зерну: умирают и вновь появляются на свет".

Начикетас отправился в чертог Ямы, но Царя Смерти там не было. Начикетас ждал
его три дня и три ночи.
Когда же Яма вернулся, домашние сказали ему:
"В твой дом пришел брахман. Брахман подобен огню. Чтобы дом не сгорел, поднеси
ему воды, о Бог Смерти!
Только глупец может плохо принять такого гостя. Тот, кто нерадушно принимает
брахмана, лишается всех надежд на будущее, всех накопленных заслуг и всего, что
имеет".

Тогда Яма, Царь Смерти, сказал Начикетасу:
"Ты провел у меня дома без пищи три дня и три ночи. Чтобы загладить свое негостеприимство,
я исполню три твоих желания - по одному за каждую ночь."

Начикетас сказал:
"О Смерть! Пусть мой отец перестанет гневаться на меня; когда ты отпустишь меня
и я вернусь домой, пусть он узнает меня и встретит меня с любовью!".

Яма, Царь Смерти, сказал:
Хорошо. Твой отец будет любить тебя, как и прежде; и увидев тебя целым и невредимым,
он - по моему благословлению - снова будет спать спокойно.

Начикетас сказал:
В Небесном Мире нет страха, потому что там нет тебя , о Смерть! Оставив позади
гнев и жажду и освободившись от страданий ума, человек радуется в Небесном Мире.
О Смерть! Ты знаешь о священном огне, приводящем на небеса. Я верю тебе - расскажи
мне об этом огне, благодаря которому обитатели небес обретают бессмертие.
Таково мое второе желание.

Яма, Царь Смерти, сказал:
Начикетас, я расскажу тебе то, что ты хочешь знать. Этот огонь, приводящий в
Небесные Миры и являющийся основанием Вселенной - знай, что он скрыт в сердце
Знающего.
И Яма, Царь Смерти, рассказал Начикетасу об огне творения, возникновении миров
и алтаре огненного жертвоприношения; о том, из скольких кирпичей должен быть
сложен этот алтарь и как они должны быть расположены.Когда Начикетас дословно
повторил все рассказанное, Царь Смерти был так доволен, что решил дать ему дополнительное
благословение, и сказал:
Ты хороший ученик. В награду за это люди будут называть огненное жертвоприношение
твоим именем.
Прими от меня также эту цепь множества форм.
Трижды зажигающий этот священный огонь и достигающий единения с Тремя (Отцом,
Матерью и Учителем), а также исполнивший три священные действия (изучение писаний,
исполнение религиозных ритуалов и помощь неимущим) - выходит за пределы жизни
и смерти.
Познав этот огонь, дающий знание всего, что создано Брахманом, он достигает истинного
покоя.
Тот, кто знает три огня Начикетаса и совершает это жертвоприношение - тот сбрасывает
с себя узы смерти и, уйдя из-под власти скорби, обретает радость Небесного Мира.
Я исполнил твое второе желание и открыл тебе тайну огня, ведущего в Рай. Отныне
этот огонь будет носить твое имя. Каково твое третье желание?

Начикетас сказал:

Когда человек умирает, у людей возникают сомнения: одни говорят "он есть", другие
"его нет". Я хочу, чтобы ты раскрыл мне истину.
Это - мое третье желание.

Яма, Царь Смерти, сказал:

Это сомнение с древних времен одолевало даже богов. Трудно постигнуть, что такое
"Я". Проси о чем угодно другом, Начикетас, и освободи меня от выполнения этого
желания.

Начикетас сказал:
Ты сам говоришь, что это сомнение мучит даже богов, О Смерть! Ты говоришь, что
подлинную сущность "Я" сложно постичь. Но ведь нет никого, кто знает эту тайну
лучше тебя. Для меня нет другого дара, равного этому.

Яма, Царь Смерти, сказал:
Возьми себе коней, золото, скот и слонов; выбирай сыновей и внуков, которые будут
жить сто лет. Возьми сколько хочешь земли и живи так долго, как захочешь.
Или если хочешь чего-то другого, я выполню твое желание, и дарую богатство и
долгую жизнь впридачу.
Правь этой землей и я исполню все твои желания.
Проси меня об исполнении любых желаний в мире смертных, как бы сложно их ни было
исполнить. Я могу даровать тебе недоступных смертным женщин редкой красоты, вместе
с их колесницами и музыкой.
Но не спрашивай меня, Начикетас, о тайнах смерти!

Начикетас сказал:
Все эти наслаждения проходят, о Конец Всего Сущего! Они проходят и истощают силу
жизни. И как мимолетна сама жизнь на земле!
Поэтому оставь себе коней и колесницы, оставь себе танцы и пение. Богатство не
делает смертных счастливыми. Как мы можем радоваться богатству, когда мы видим
Тебя? Как мы можем жить, пока Ты существуешь в мире?
Я прошу у Тебя ответа на мой вопрос, мне не нужно от тебя никакого другого дара.
Встретив Тебя, бессмертного, как я, обреченный на старость и смерть, могу пытаться
радоваться долгой жизни и обманчивым удовольствиям?
Рассей мои сомнения, о Царь Смерти! Ответь, есть ли жизнь после смерти или ее
нет?
Это - единственный дар, о котором просит Начикетас.

(продолжение следует)

Номер письма: 101
Количество подписчиков листа: 101
Архив листа: http://subscribe.ru/archive/history.ayurveda.pritchi

   Анна Наумова 2006-09-02 11:08:38 (#586236)

[Притчи] Re: Нас критикуют?

Здравствуйте, Евгений.

Вы писали 31 августа 2006 г., 19:07:37:

> Леониду же хочу задать вопрос: О чем Вы могли бы размышлять
> в тишине, если бы в мире не было мудрых мыслей мудрых
> людей?

О тишине. Попробуйте, ведь она мудрее всяких мудрых мыслей.

   Leonid 2006-09-02 03:42:49 (#586200)

[Притчи] Re: Нас критикуют?

Здравствуйте, Евгений.

------Pismo N1>> У нас создалась группа единомышленников

> Ну, если она создалась, то пора открывать шампанское.

Неужели Вы противник шампанского? Ведь шампанское в прямом и переносном смысле
символ праздника и радости.

>> Лето закончилось ,пора снова продолжать наше основное предназначение в
>> жизни - духовное образование.

> Разве суесловием возможно образоваться? Мне всегда казалось, что истина
> познаётся в тишине. Быть может я не прав. Группе всегда видней.

> В этом мире глупцов, подлецов, торгашей
> Уши, мудрый, заткни, рот надежно зашей,
> Веки плотно зажмурь - хоть немного подумай
> О сохранности глаз, языка и ушей!

> О. Хайям.
Pismo N2:

> Здравствуйте, Анна.
>
> Вы писали 28 августа 2006 г., 22:44:36:
>
>> в нашей сложившейся группе,мы обмениваемся мудростями приносит пользу
>> каждому из нас.А каждый,естественно,сидит в тиши и переваривает все
>> познанное - одно другому не мешает.
>
> Очень интересная точка зрения. Но я не понимаю, как можно обмениваться мудростями,
ведь мудрость это не слова? Это даже не чужие притчи, это то что приходит как
вспышка молнии для тех кто готов увидеть. Это всё на другом уровне, так о чём
Вы говорите?
>
> Жёлтый лист плывёт.
> У какого берега, цикада,
> Вдруг проснёшься ты?
>
> Басё.

> Уважаемому же Леониду я предлагаю высказаться открыто,
> а не язвить в тихую.

Я прошу прощения, я вовсе не не желал язвить в тихую и устраивать бурные дебаты.
Мне просто интересно было узнать о той мере пользы, которую Вы получаете от Вашего
творчества и насколько вы продвинулись в своих поисках истины. Я, просто бросил
кость и по Вашей реакции сделал определённые выводы. Я не собираюсь Вас критиковать
или просвещать, но я думаю, что в свете этого письма, каждый из Вас вспомня свою
реакцию на мои высказывания, тоже сделает определённые выводы о себе, по крайней
мере я на это надеюсь, и может они Вам чем-то помогут.

Мир Вам, и в душе тоже, ведь война всегда заканчивалась миром.

   Leonid 2006-09-02 03:38:42 (#586199)

[Притчи] Золотая бабочка P.S.

P.S.

Крамаренко С.В.

СВИДЕТЕЛЬ

На востоке небо наливалось алым,

В первый раз наступал восход.

И дождями с неба синева стекала

На новехонький небосвод.

Набирала силу гроза на юге,

Били молнии в щит, звеня,

И усталый воин в черной кольчуге

Торопил куда-то коня.

Поднимались степи, города стонали,

Уходили войска во мглу.

Сорок девять черных кузнецов ковали

Из полночных лучей стрелу.

И звенело ночью по всей округе,

Завораживая, маня+

Только юный воин в черной кольчуге

Торопил куда-то коня.

Болтуны буянам подставляли хари -

Дескать, этим мы и сильны;

(Воин видит прелесть в распоследней твари,

И для воина нет войны.)

Мол, борьба - бессмысленные потуги

И безнравственная возня+

Но упрямый парень в черной кольчуге

Торопил куда-то коня.

Ковыляет мир к своей последней юге,

И последний закат грядет.

Но усталый воин в черной кольчуге

Все торопит коня вперед.

Я еще сегодня посижу с тобою -

Пей да пой, пока смел да пьян.

Только в каждой песне будет тот же воин

И все тот же конь-сауран.

18 - 21.01.04

[Сауран - если верить Б. Ливанову ("Агния, дочь Агнии"), так скифы называли коней
светлой масти.]

"+Для истинного воина войны не существует. Это - воплощение идеи всепобеждающего
состояния. Когда вы стали всепобеждающим воином, более нечего побеждать, нет
необходимости разрешать какие-то фундаментальные проблемы или преодолевать препятствия."

Чогьям Трунгпа,

"Шамбхала:

священный путь воина"

"Каждый человек обладает глубинным добром, глубинной природой добра - неразбавленной,
ни с чем не смешанной. Это добро содержит в себе огромную чуткость и понимание."

Чогьям Трунгпа,

"Шамбхала:

священный путь воина"

"+ Когда у вас есть золото, из этого золота можно делать вещи разной формы, красивые
и гротескные; но все они будут золотом чистейшей пробы. Самая разложившаяся личность
может носить алмаз, и он останется алмазом."

Чогьям Трунгпа,

"Шамбхала:

священный путь воина"

ЛЕЙКПЬЯ, лЕйпбья ("бабочка") - в мифологии Мьянма душа. По народному верованию,
от Л зависит жизнь и смерть, а также болезнь. Когда Л улетает, знахари стараются
ее поймать, предлагая ей дары. Л покидает также тело во сне. Л у матери и ребенка,
жены и мужа соединены, поэтому со смертью кого-либо из них проводилась церемония
разделения душ.

МиТРА, МИфра (Авест договор, "согласие") - древнеиранский мифологический персонаж,
связанный с идеей договора, а также выступающий как бог солнца. Принадлежит по
своему происхождению к индоиранскому пантеону (ср вед. Митра), само имя восходит
к индоевропейскому корню, имеющему отношение к обозначению идеи посредничества,
взаимности, обмена и меры, закономерности, согласия, состояния мира, дружбы,
симпатии. Культ М получил чрезвычайно широкое распространение; образ внедрился
(в непосредственном или косвенном виде) в самые разные культурно-исторические
традиции и религиозно-мифологические системы.

Древнейшие сведения о М содержатся в "Авесте", прежде всего в "Яште"10. Первоначальность
для авестийской традиции связи М с договором, с присутствием при нем и как бы
гарантией его соответствия космическому закону или даже понимание М как воплощенного
договора подтверждаются многими примерами.

Договорная функция М объясняет и ряд мотивов, в которых он упорядочивает, организует
землю и жизнь на ней. М гарантирует устойчивость и согласие между людьми, охраняет
страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор, и разрушает страны, и
наказывает врагов, если они не чтут договор, нарушают его, служат лжи. М объединяет
людей, помещает их на их собственное, правильное ( т.е. в соответствии с правилом,
законом выбранное) место, защищает страны в зависимости от выбора правильного
места по отношению к М и уничтожает те страны, которые отказываются от этого
выбора и бросают М вызов. Один из наиболее интересных эпитетов М - "выпрямитель
линий (границ)" не только намекает на возможную примиряющую роль М при спорах
о границах, но в конечном счете позволяет, очевидно, восстановить для него более
древнюю функцию царя-жреца, принимающего участие в ритуальных измерениях, которые
подтверждают следование универсальному закону, правде. Существенна посредническая
роль М, функция раз
личения добра и зла, правды и лжи. В этом смысле М - божество, определяющее
некую морально-нравственную границу. С М связано индоиранское божество Бага (Бхага),
ведавшее распределением благ, доли, части. В свадебном ритуале М и Бага, видимо,
соперничают друг с другом и являются двумя гарантами брачного договора.

М - устроитель не только социального, но и природного космоса. Он связан с водами,
с солнцем, он хозяин широких пастбищ и наполнитель вод, благодаря ему идут дожди
и вырастают растения, он - "дающий жизнь" и "дающий сыновей", распределяет жир
и стада, делает удобным и благоприятным существование, гарантирует собственность
истины, исполняет мольбы и просьбы. М обеспечивает домами, женщинами, колесницами,
богатством, счастьем, телесным здоровьем, комфортом, потомством. В его окружении
бог ветра (под разными именами). М включается в число ахуров. Родители - Ахурамазда
и Армайти, он брат Аши, а также Рашну и Сраоши, вместе с которыми он выступает
судьей над душами мертвых на мосту Чинват.

В авестийской мифологии мотивы связи М с солнцем не могут считаться основными,
в ней налицо лишь известные предпосылки для формирования солярной функции М.
Тем не менее и в "Авесте" нельзя пройти мимо таких фактов, как эпитеты М "исполненный
собственного света", "сияющий", "блестящий" и т.п. Ср также "Яшт", мотивы бессонного,
всегда бодрствующего (как и солнце) М; неусыпно и бдительно стережет творения
Мазды, наблюдает за ними; смежности М и солнца во времени (М является раньше
солнца на рассвете и остается позже него на закате); таких атрибутов М, как кони
и колесница. Одно из важнейших отклонений части восточно-иранской традиции от
"Авесты" состояло в формировании новой ипостаси М - бога солнца (при этом иногда
у М оставались и договорные функции, а в других случаях они более или менее автоматически
передавались солнцу как трансформации М). Солярная функция М объясняет многочисленные
примеры синкретических образов М - Гелиоса в митраическом искусстве (иногда М
отождествлялс
я через мотив огня и с Гефестом). Показательно, что в парфянских и согдийских
манихейских текстах Третий посланник (солнечное божество, которое должно завершить
освобождение плененного света) носит названия, связанные с именем М. Характерно
обозначение манихейского Живого духа Михрйазд, особенно учитывая мотив М - носителя
жизни.

Исходным пунктом в выяснении мифологической предыстории образа М следует считать
наличие пары соответствующих божеств в иранской и индийской традициях: Митра
- Ахурамазда в "Авесте" и Митра - Варуна в "Ригведе". В этой паре, связываемой
с магико-юридической функцией (согласно выдвинутой Ж. Дюмезилем теории трех функций
богов) и поколением "старых богов", Ахурамазда (соответственно Варуна), видимо,
моделировал в индоиранский период в основном космологические элементы вселенной,
а М, очевидно, ведал социальной организацией людей и соответственно устройством
"человеческой" вселенной, осуществлял медиационную (посредническую) функцию между
верхом и низом, небом и землей, внешним и внутренним пространством, божественным
и человеческим. Подобная схема объясняет возникновение следующей по времени стадии
в истории М - превращение его в бога договора. В ходе подобной эволюции М мог
иногда приобретать и некоторые черты, первоначально присущие его соседу по божественной
паре. Так, видим
о объясняется причастность авестийского М к войне, к разрушительным, недружественным
действиям, даже к убийству

[А может быть, все это лишь следствия искажения самого понятия "воин" в сознании
людей, низведение его до "бойца" и "профессионального убийцы". В мифологии нашли
отражение практически все общественные процессы, практически все изменения общественного
сознания и национального менталитета - почему бы и этому аспекту изменения сознания
не отразиться в мифологии?]

(таков, например, мотив убийства быка, ставший своего рода символом митраической
мифологии к западу от Ирана), связь с водами, первоначально характерная для второго
члена пары (ср Варуну как повелителя первозданных вод), связь с ночным небом
(одежда М иногда изображается как звездное небо), с глубиной и тайной. В результате
реформы Заратуштры Ахурамазда обрел статус единственного главного бога, а М потерял
свое место рядом с ним, был исключен даже из круга его ближайших помощников
Амеша Спента и нашел себе место среди помощников Ахурамазды более низкого ранга,
язатов.

[Из чего следует характеристика реформаторов.]

Тем не менее М, видимо, было выделено место в зороастрийском календаре (месяц
жертвоприношений багаядиш). Среди других изменений характеристик М после реформы
Заратуштры - устранение у М функций бога войны, актуализация тавроктонической
темы (из крови убиваемого быка произрастают растения, она увеличивает плодородие
и жизненную силу, ср особую роль в культе М жертвоприношения животных), появление
образа "утроенного" М, т.е. большого М с двумя малыми М со светильниками (олицетворения
утренней и вечерней зари Кауто и Каутопат), формирование мифологемы солнце (свет)
из камня (скалы), мотив конного М и т.п. М (возможно, как солнце, объятое космическими
водами, ср мотив золотого зародыша (яйца) в бездне мировых вод) отождествлялся
с орфическим первородным божеством Фанесом, рожденным из яйца, брошенного в воды.
Об этом свидетельствуют некоторые посвятительные надписи (ср, например, формулу
"Зевсу - Гелиосу - Митре - Фанесу"), произведения искусства, например, барельеф
с изображени
ем юноши из Моденского музея. Многие изображения М содержат также детали, объединяющие
М (и Фанеса) с богом времени Зерваном.

За пределами Ирана (особенно в Римской империи) широко распространились культ
М и посвященные ему ритуалы, ритуальные сооружения, изображения и скульптуры,
мотивы и сюжеты, языковые образы и имена с соответствующим корнем. В Дура-Европос
почитали М одновременно с Юпитером, в других случаях отождествляли с Зевсом.
В Армении М дал имя Михру и Мгеру.

В самом Иране эволюция образа М не закончилась реформой Заратуштры.

Иногда М изображается стоящим на цветке лотоса, что обнаруживает тяготение к
буддийским иконографическим приемам. Монеты кушанских правителей к 1 - 2 вв н.
э. позволяют судить о формировании пантеона, в котором рядом с М оказываются
бог луны Мах, бог ветра Вадо, бог огня Атшо, иногда Фарро и т.д. Известно влияние
образа М на формирование некоторых аспектов раннехристианского учения и ряда
предшествовавших ему концепций.

МИТРа, ("друг", понимаемый как второй участник договора; в среднем роде - "дружба",
"договор") - в ведийской мифологии бог, связанный с договором, людьми, солнцем,
один из адитьев. Часто образует с Варуной пару, рассматриваемую как нечто единое.
М (один или вместе с Варуной) заполняет воздушное пространство, удерживает небо
и землю, укрепляет небо и солнце, заставляет его восходить, охраняет оба мира,
несет богов. Солнце - глаз М и Варуны. Связь с солнцем и небом объясняет мотивы
небесной езды и всевидения и ряд атрибутов - коней, колесницу, золотой трон,
мед, сому и т.п. (ср связь с обильными молоком коровами, в частности как образом
дождевых облаков). Особенно подчеркивается, что М - бог дружбы, он миролюбив
и милосерден к людям, в частности к певцам; защищает их, приносит богатство.
Основная функция М - объединение людей в особую социальную структуру и установление
договора с ними. Этот договор соотносится с универсальным космическим законом
рита и с движением солнца. М сл
едит за виной и ее отсутствием, карает за грехи, он господин истины и руководитель
людей в сфере социального и морального порядка. Вместе с Варуной он воплощает
магико-юридическую функцию (в частности, они - стражи морального порядка - дхарманы
и обладатели магической асурской силы) и прежде всего идею договора. Уже в ведийский
период М и Варуна различаются в ряде отношений. В брахманах эти различия превращаются
в стройную систему противопоставлений: благой - неблагой, правый - левый, близкий
(внутренний) - далекий (внешний), восточный - западный, связанный с солнцем -
с луной, с днем - с ночью, с летом - с зимой, с огнем - с водой (ср два вида
клятвы - при огне и при воде), белый - черный (ср цвет жертв, приносимых М и
Варуне), видимый - невидимый, связанный с космосом - с хаосом, коллективный -
индивидуальный, социальный - природный, юридический - магический. Таким образом,
М и Варуна в известной степени становятся классификаторами в модели мира древних
индийцев. Вместе с
тем между ними существуют и связи иного рода. Варуна объемлет к
осмос извне. Все остальное, в т.ч. солнце, огонь как образы М, помещены внутри.
Именно Варуна проложил путь для солнца. На основании этих мотивов можно восстановить
ядро космогонического мифа с участием М и Варуны.

МИР-СУСНЭ-ХУМ (манси), МиршЭтиви-хо (ханты) - в мифологии обских угров одно из
главных божеств. Буквальное значение имени - "смотрящий за миром". Эпитеты и
описательные имена отражают различные признаки и ипостаси: "золотой богатырь",
"всадник", "богатырь-старик", "властелин ханты", "повелитель", "сын золотого
света", "сынок женщины".

Каждую ночь объезжает землю на крылатом всевидящем коне Товлынг-лув с золотой
гривой и серебряными копытами, проверяя, все ли в мире в порядке, и передавая
людям наказы своего отца Нуми-Торума. Он выслушивает просьбы камлающих в темных
чумах шаманов (рядом местом камлания для копыт коня ставят металлические тарелочки
с изображениями солнца). Помогает излечению болезней, отведению опасностей. Ему
приписываются функции культурного героя (от него зависит изобилие, некогда царившее
на земле; он победил враждебных людям существ, велел птицам прилетать летом в
северные края и обучил людей охоте на птиц переметом) и племенного покровителя
манси и ханты.

Согласно мансийскому эпическому циклу, повествующему о жизни и деяниях МСХ, он
- младший из семи сыновей Нуми-Торума, рожденный между небом и землей в тот момент,
когда его мать, наказанная Нуми-Торумом за супружескую неверность, была сброшена
с неба (в одних вариантах матерью признается Калтащ-эква, в других она считается
воспитавшей его теткой). Когда МСХ подрос на земле, он захотел повидать мир и
своего небесного отца. На коне Товлынг-лув МСХ объезжает вселенную, включая подземное
и подводное царства, всюду разрушая козни злых сил и выбирая себе жен. С помощью
матери ему удается первому предстать перед Нуми-Торумом, благодаря чему он получает
не принадлежащее ему по рождению главенство над братьями и подтверждает его в
поединках с "законным" претендентом Полум-Торумом (Тапал-ойкой). С этих пор земля
и находится под присмотром МСХ.

Он может менять облик: для спасения своей жизни в распрях с братьями он часто
превращался в гуся, в виде гуся он совершает полет в птичью страну Мортимма.
Власть над птицами он приобрел благодаря тому, что в детстве, забравшись в гнездо
огромной птицы Товлынг-Карс, спас (пощадил) его птенцов, после чего Товлынг-Карс
стал помощником МСХ, использовавшего его для дальнейших перелетов.

МСХ являлся одним из основных объектов религиозного культа у обских угров, имел
идолов (в человеческом или гусином облике). Конь (и конские жертвоприношения),
металлы, солнце как атрибуты МСХ и его культа указывают, вероятно, на южное происхождение
этого образа (по некоторым гипотезам, восточноиранское, ср Митра, "озирающий
всю землю"). Ряд признаков МСХ (сын божий, выросший на земле; посланник неба
среди людей) способствовал отождествлению его с Иисусом Христом в представлении
тех групп обских угров, которые были затронуты миссионерской деятельность православной
церкви. С другой стороны, в некоторых мансийских мифах и сказках (возможно, позднейших)
имеется тенденция к интерпретации Эква-Пыгрися как культурного героя-трикстера.
Иногда МСХ и Эква-Пыгрись рассматриваются как два различных персонажа.

[В различных мифологиях существуют и другие параллели данного персонажа с общей
функцией наблюдения за выполнением договоров и сохранением "правды мира". Один
из них не сиял сам, а ездил на светлом сияющем коне. Другой сам был всевидящим,
а его конь не был. Третий изображается в черной кольчуге. И т.д.

Семь раз по семь черных кузнецов (варианты: семь, девять, девяносто девять),
культурные герои (или потомки культурного героя) и прародители всех земных кузнецов,
выковывают из лунного света (людских слез, костей врагов или предков и т.д.)
стрелу, посредством которой Гесер-хан (Госар Линг, Гессар) или его аналоги собирают
земных светлых воинов на последнюю битву с силами зла и тьмы. Аналог этой стрелы
- громовая стрела, наконечник которой можно найти после грозы в земле. Если нашел
- значит Светлый призывает тебя. :-)

Наконечник стрелы монгола,

Что нашел я, копаясь в земле,

Упирался мне прямо в сердце

И царапал тугую грудь+"]

КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ - мифологический персонаж, который добывает или впервые создает
для людей огонь, орудия труда, культурные растения и др предметы культуры, учит
их охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, вводит социальную организацию, брачные
правила, магические предписания, ритуалы, праздники и т.д. Ему приписывается
также участие в мироустройстве: вылавливание земли из океана мирового, установление
небесных светил, регулирование смены дня и ночи, времен года и пр.

В версиях мифов, отражающих специфику присваивающего хозяйства, добывает готовые
блага культуры, иногда - элементы природы путем простой находки или похищения
у первоначального хранителя (у старухи-прародительницы, у хозяйки царства мертвых,
у небесных богов, у духов-хозяев). Параллельно или стадиально позднее возникают
мифы об изготовлении природных и культурных объектов КГ-демиургом с помощью гончарных,
кузнечных и др орудий. В архаических мифологиях представления о первопредках
- демиургах - КГ синкретически неразделимы. Связь с тотемными предками объясняет
звериные имена и атрибуты, частичную зооморфность многих КГ.

КГ иногда выступает борцом со стихийными природными силами (чудовищами, хтоническими
демонами и т.д.), которые пытаются смести установленный порядок (у обских угров
Мир-суснэ-хум).

КГ не обязательно сакрализованы и соотносятся с некоторыми категориями духов
и выдающимися историческими личностями прошлого. Таким образом, они отличаются
от настоящих богов, но при этом подчеркивается их магическая сила. На более высокой
ступени развития КГ может эволюционировать к богу-творцу, но может развиваться
в сторону сказочного (Иван Дурак) или эпического (Рама, Гесер) героя. Архаические
черты КГ обнаруживаются у различных богов. С выделением пантеона высших небесных
богов КГ иногда превращается в помощника, посланца верховного творца, исполнителя
воли последнего, но возможен конфликт с богами (богоборчество Прометея).

КГ часто являются братья-близнецы - положительный, которому подражает отрицательный.
Когда у КГ нет брата, то часто ему приписываются различные проделки, некоторые
из них являются пародийным переосмыслением его же собственных серьезных деяний.
Демонически-комический дублер КГ наделяется чертами трикстера.

[Что же касается непозволительной иронии по отношению к богам, то в самых разных
религиозно-мифологических системах можно обнаружить тему деградации культурного
героя до трикстера.

Кроме того, хотя идея Демиурга - верховного (или единственного) бога весьма распространена
в фэнтези, но вызывает глубокие сомнения с точки зрения банальной мифологии.
Пришлые боги могут сколько угодно творить миры, но это не обеспечивает им функции
божества в созданных мирах. Боги в мир не приходят, они в нем, извините, заводятся,
как мыши - из гнилой соломы и сами из себя. :-) (Белорусский фольклор: всем известно,
что нет мышей и мышиц, мыши заводятся из гнилой соломы и сами из себя.) И вообще:
боги есть воплощения основных тенденций развития мира (или отдельно взятого сообщества
людей, "мира" в раннем значении этого слова), они живут в мире, вместе с миром
и обязаны меняться вместе с миром и людьми. Иначе восприятие людей изменит их
насильственным образом, да еще и так, что боги потом сами себя не узнают.]

"+Наконец, мастер-воин в силу своего огромного сострадания к людям способен
соединять небо и землю. Иными словами, силой мастера-воина можно соединить идеалы
людей с почвой, на которой стоят эти люди. Тогда небо и земля начинают танцевать
друг с другом+

Для того, чтобы соединить небо и землю, вам необходимо доверие к себе, умение
полагаться на самих себя. Но далее, соединяя небо и землю, вы должны сверх того
преодолеть эгоизм."

Чогьям Трунгпа,

"Шамбхала:

священный путь воина"

[В квадратных скобках текст автора]

Номер письма: 98
Количество подписчиков листа: 101
Архив листа: http://subscribe.ru/archive/history.ayurveda.pritchi

   2006-09-02 00:19:17 (#586170)

[Притчи] Re: Нас критикуют

Два самых тяжелых испытания на духовном пути: терпение в ожидании момента истины
и мужество принимать происходящее без осуждения и оценки. (П.Коэльо)

Номер письма: 97
Количество подписчиков листа: 101
Архив листа: http://subscribe.ru/archive/history.ayurveda.pritchi

   2006-09-02 00:15:22 (#586169)